ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Российский федеральный центр судебной экспертизы
при Министерстве юстиции Российской Федерации

РФЦСЭ при Минюсте России является федеральным бюджетным учреждением. Целью деятельности Центра является защита интересов государства, прав и свобод гражданина, прав юридического лица посредством проведения объективных научно обоснованных судебных экспертиз и экспертных исследований.

Федеральное бюджетное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации не является учредителем каких-либо государственных или негосударственных судебно-экспертных организаций, некоммерческих партнерств и др., в том числе «Палаты судебных экспертов» и входящих в нее организаций.

Основными задачами Центра являются:

  • оказание содействия органам или лицам, имеющим право назначать судебную экспертизу, в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, а также при проверке сообщения о преступлении посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, путем организации и производства судебных экспертиз и экспертных исследований;
  • выполнение роли головного судебно-экспертного учреждения по научно-методическому обеспечению производства судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях Минюста России.

Основными видами деятельности Центра являются:

  • производство судебных экспертиз по уголовным, гражданским, арбитражным делам и по делам об административных правонарушениях, судебных экспертиз и экспертных исследований при проверке сообщения о преступлении;
  • научно-методическое обеспечение производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях Минюста России;
  • выпуск ведомственных изданий в области судебной экспертизы и обеспечение судебно-экспертных учреждений Минюста России научными и методическими материалами;
  • подготовка и аттестация работников судебно-экспертных учреждений Минюста России по экспертным специальностям в области судебной экспертизы.

Территория обслуживания: г. Москва и Московская область.
Местонахождение: Москва, Большой Спасоглинищевский пер., д. 4.

Список телефонных номеров и адресов электронной почты структурных подразделений ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России


Административный аппарат:

(Большой Спасоглинищевский переулок, дом 4)


Аппарат обеспечения экспертной и научно-методической деятельности:

(Большой Спасоглинищевский переулок, дом 4)

Cудебные экспертизы

Порядок приема и выдачи материалов, поступивших в РФЦСЭ для производства судебных экспертиз

Порядок приема и выдачи материалов, поступающих для производства судебных экспертиз в СЭУ Минюста России, установлен Инструкцией по делопроизводству, утвержденной приказом ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России от 14.07.2014 № 133/-1 (далее – Инструкция) и состоит в следующем.

Документы и иные материалы (далее по тексту — материалы) для производства судебных экспертиз поступают почтовой связью либо доставляются лично следователями, дознавателями, прокурорами, судьями и иными лицами по их поручению.

Работник Общего отдела при получении материалов в почтовом отделении проверяет сохранность упаковки, правильность адресования.

В подразделении делопроизводства письма, бандероли или посылки вскрываются, проверяется соответствие имеющихся вложений списку материалов, указанных в сопроводительном письме.

Вещественные доказательства, упакованные отдельно, не вскрываются. Без нарушения упаковки они передаются вместе с зарегистрированными материалами в экспертное подразделение.

При отсутствии материалов, перечисленных в сопроводительном письме, работниками подразделения делопроизводства либо экспертного подразделения составляется соответствующий акт, в трех экземплярах, который утверждается директором РФЦСЭ. Первый экземпляр остается в подразделении делопроизводства, второй приобщается к поступившим материалам, третий вместе с сопроводительным письмом направляется адресату.

Регистрация поступивших материалов проводится в день их получения централизованно подразделением делопроизводства.

Материалы с грифом «Секретно» принимаются и регистрируются в соответствии с порядком, установленным для работы с секретными документами.

Для отметки о регистрации материалов используется специальный штамп, оттиск которого помещается на постановлении (определении) о назначении экспертизы в правом нижнем углу первого листа на свободном от текста месте.

Материалам экспертиз присваиваются регистрационные номера. Сведения о регистрируемых материалах вносятся в журнал регистрации экспертиз, а также вводятся в электронную информационную базу. Средства вычислительной техники, на которых размещается электронная база данных, снабжены паролями и не имеют выхода в сеть Интернет.

Зарегистрированные материалы передаются на рассмотрение директору РФЦСЭ или по его приказу заместителю директора.

Зарегистрированные материалы с резолюцией директора РФЦСЭ или его заместителя передаются руководителю соответствующего экспертного подразделения.

Руководитель экспертного подразделения передает материалы на исполнение конкретным экспертам.

Вся переписка по экспертизе регистрируется в Общем отделе в журналах регистрации экспертиз.

В целях оперативного решения вопросов в процессе производства экспертизы ходатайства, уведомления и другие документы могут быть переданы адресату по факсимильной связи, затем их подлинники направляются адресату заказной почтой.

При производстве повторной экспертизы исполнитель заполняет два экземпляра учетной карточки установленного образца, один из которых направляется в Отдел контроля и анализа экспертного производства, второй экземпляр помещается в номенклатурное дело.

При наличии обстоятельств, препятствующих проведению экспертизы, по резолюции директора РФЦСЭ или его заместителя оформляется возврат материалов. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 31.05.2001г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» директор РФЦСЭ вправе возвратить без исполнения постановление или определение о назначении судебной экспертизы, представленные для ее производства объекты исследований и материалы дела, если в РФЦСЭ нет эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат.

Оформленное в соответствии с установленными правилами заключение эксперта (сообщение о невозможности дать заключение или письмо о возврате материалов без исполнения экспертизы) с приложенными к нему материалами направляются адресату заказными бандеролями. При необходимости возвращения адресату вещественных доказательств большого размера они упаковываются в посылки.

Оформленные заключения экспертов, сообщения о невозможности дать заключение, письма о возврате материалов без исполнения экспертизы, а также материалы, являющиеся объектами исследований, могут быть переданы лично под роспись в Общем отделе следующим лицам:

  • дознавателям, следователям, судьям, вынесшим постановление (определение) о назначении экспертизы (при предъявлении служебного удостоверения);
  • курьерам или работникам судов (при предъявлении служебного удостоверения);
  • нарочным (при предъявлении паспорта и доверенности от органа или должностного лица, назначившего экспертизу).

Передача материалов экспертизы лицам, не предусмотренным данным перечнем, категорически запрещена.

В случае передачи дела от одного лица, назначившего экспертизу, другому, получение заключений экспертов, сообщений о невозможности дать заключение, писем о возврате материалов без исполнения экспертизы вместе с материалами экспертизы осуществляется только на основании соответствующего постановления (определения).

Получатель расписывается в журнале регистрации экспертиз Общего отдела, указывает дату получения, а также свои инициалы и фамилию, номер служебного удостоверения или паспорта, номер и дату доверенности, кем она выдана. Доверенность остается в Общем отделе. Нарочному по доверенности документы выдаются в запечатанном конверте.

Выдача вещественных доказательств, принимаемых экспертными подразделениями на экспертизу в соответствии со специальными инструкциями, осуществляется соответствующими экспертными подразделениями. Лицо, получающее вещественные доказательства, расписывается в журнале регистрации экспертиз экспертного подразделения, указывает дату получения, а также свои инициалы и фамилию, номер служебного удостоверения или паспорта, номер и дату доверенности, кем она выдана. Доверенность остается в подразделении делопроизводства.

После завершения экспертизы в экспертном подразделении оформляется номенклатурное дело (наблюдательное производство).

В номенклатурное дело (наблюдательное производство) подлежат включению следующие документы:

  • сопроводительное письмо к материалам, направляемым на экспертизу;
  • постановление (определение) о назначении экспертизы;
  • копия сопроводительного письма о направлении заключения эксперта (сообщения о невозможности дать заключение) с визой заведующего экспертным подразделением;
  • копия заключения эксперта или сообщения о невозможности дать заключение с приложениями к ним, подписанные экспертом;
  • переписка, связанная с производством данной экспертизы.

Кроме указанных, при оформлении номенклатурных дел по экспертизам применяются соответствующие правила, установленные Инструкцией.

Сроки производства судебных экспертиз

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 31.05.2001г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» № 73-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.06.2009 № 124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») директор РФЦСЭ обязан обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз с учетом дат, установленных судами при назначении судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта.

Указанным выше Федеральным законом от 28.06.2009г. № 124-ФЗ внесены также изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (АПК РФ) и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ГПК РФ).

Другие публикации:  Какие квалификационные требования предъявляются к муниципальным служащим

Статья 55 АПК РФ дополнена частью 6 следующего содержания: «6. В случае невыполнения требования арбитражного суда о представлении заключения эксперта в суд в срок, установленный в определении о назначении экспертизы, при отсутствии мотивированного сообщения эксперта или государственного судебно-экспертного учреждения о невозможности своевременного проведения экспертизы либо о невозможности проведения экспертизы по причинам, указанным в части 4 настоящей статьи, судом на руководителя государственного судебно-экспертного учреждения или виновного в указанных нарушениях эксперта налагается судебный штраф в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 настоящего Кодекса».

В статье 85 ГПК РФ часть первая дополнена абзацем следующего содержания: «В случае невыполнения требования суда, назначившего экспертизу, о направлении заключения в суд в срок, установленный в определении о назначении экспертизы, при отсутствии мотивированного сообщения эксперта или судебно-экспертного учреждения о невозможности своевременного проведения экспертизы либо о невозможности проведения экспертизы по причинам, указанным в абзаце втором настоящей статьи, судом на руководителя судебно-экспертного учреждения или виновного в указанных нарушениях эксперта налагается штраф в размере до пяти тысяч рублей».

Невозможность, в значительном числе случаев, выполнения экспертиз в установленные судами сроки обусловлена, в основном, следующими четырьмя обстоятельствами.

Во-первых, сложностью и объемом конкретной экспертизы. Например, финансово-экономической, где объем представляемого материала часто достигает нескольких десятков и даже сотен томов, либо строительно-технической, на разрешение которой ставится вопрос о причине разрушения здания. Срок производства экспертизы в таких случаях может достигать нескольких месяцев и даже лет.

Во-вторых, особенностями экспертной методики, например, определения давности изготовления документа (техническая экспертиза документов), когда измерение тех или иных параметров, должно проводиться в течение нескольких месяцев.

В-третьих, недостаточностью представляемых для производства экспертизы материалов, что делает необходимым заявление экспертом ходатайства. Выполнение судом ходатайства эксперта нередко требует значительного времени. По большому числу экспертиз ходатайство выполняется судами несколько месяцев, в некоторых случаях ожидаемый экспертом длительное время ответ на ходатайство вообще не поступает.

В-четвертых, нагрузкой экспертов по наиболее востребованным видам судебных экспертиз. Прежде всего, это почерковедческие, строительно-технические, пожарно-технические, автотехнические, компьютерно-технические, финансово-экономические, экологические, психологические и лингвистические экспертизы.

Так, например, в связи с бурным развитием института частной собственности в нашей стране, имеется большая потребность в производстве судебных экспертиз, связанных с разделами домовладений. Из-за недостаточной численности экспертов очередь на производство этих экспертиз в РФЦСЭ при Минюсте России достигает года и более. Крайне напряженное положение сложилось со сроками производства экспертиз указанного вида, назначаемых судами Московской области, несмотря на то, что, в том числе, для решения этой проблемы пришлось создать отдельный филиал РФЦСЭ для экспертного обслуживания правоохранительных органов и судов Московской области. Сложности в укомплектовании штата экспертов обусловлены скромной заработной платой судебных экспертов Минюста России, которая в разы меньше оплаты труда частных экспертов в этой отрасли деятельности.

Получив определение суда о назначении экспертизы с формулировкой конкретных вопросов, РФЦСЭ, в случае невозможности выполнения экспертизы в установленный срок, направляет суду сообщение, с указанием причины невозможности проведения экспертизы в установленный срок. В сообщении указывается также срок, в течение которого экспертиза будет выполнена. Длительность исполнения рассчитывается на основании нормативных документов исходя из оценки ее сложности и объема, а также достаточности представленных для ее производства материалов, с учетом необходимости выполнения экспертиз по ранее поступившим эксперту определениям (постановлениям) для исполнения.

Наряду с производством судебных экспертиз эксперты РФЦСЭ выполняют большой объем работы по научно-методическому обеспечению экспертного производства СЭУ Минюста России. На выполнение РФЦСЭ функций головного научно-методического центра, предусмотренных его Уставом, затрачивается не менее 40 % рабочего времени эксперта.

Стоимость производства судебных экспертиз

Возможность взимания платы за производство судебных экспертиз по гражданским, арбитражным делам и делам об административных правонарушениях закреплена в ст. 37 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Взимание платы за производство экспертиз по уголовным делам государственным судебно-экспертным учреждениям запрещено.

Стоимость судебной экспертизы устанавливается в соответствии с категорией ее сложности, которая, в свою очередь, определяется временем, необходимым для выполнения экспертизы. Суду, назначившему экспертизу, направляется сообщение о ее предварительной стоимости. Окончательная стоимость определяется после завершения производства экспертизы, по фактическим затратам. Стоимость экспертного часа для РФЦСЭ и других СЭУ Минюста России устанавливается приказом ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России.

Вместе с заключением эксперта в суд направляется заявление о взыскании расходов (а если экспертиза проводится по арбитражному делу, направляется также Счет). К сожалению, в течении года после направления удовлетворяется не более 10% заявлений о взыскании расходов — по различным причинам, в том числе в связи с не установлением судебными приставами места жительства должника.

В том случае, когда в РФЦСЭ производится комиссионная или комплексная судебная экспертиза с привлечением экспертов, не работающих в РФЦСЭ, суд или следователь выносит соответствующее определение или постановление. Оплата их работы производится судом или следственным органом по прямым договорам с привлеченными экспертами как физическими лицами или с организациями, которые они представляют, так как такой статьи расхода в бюджете РФЦСЭ не предусмотрено.

Суд может принять решение об освобождении того или иного участника от оплаты расходов на производство судебной экспертизы полностью или частично (ч. 3 ст. 96 ГПК РФ). В этом случае оплата расходов производится РФЦСЭ Судебным департаментом Верховного Суда РФ по заключенным между ними договорам, после подписания договора (30% от общей стоимости работ) и после подписания акта приема-сдачи выполненных работ (70% от общей стоимости работ).

С 2007 года, в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2006 № 238-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2007 год», и в последующие годы (Федеральные законы — от 24.07.2007 № 198 «О Федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»), указанные денежные средства в полном объеме изымаются в Федеральный Бюджет для исполнения финансового плана установленного для всех СЭУ Минюста России. Указанное требование не действует в отношении всех иных государственных судебно-экспертных учреждений различной ведомственной подчиненности.

Организационная структура СЭУ системы Минюста России

В состав системы государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России (далее СЭУ) входят 42 судебно-экспертные лаборатории (далее – ЛСЭ), 9 региональных центров судебной экспертизы (далее – РЦСЭ) и один федеральный центр судебной экспертизы – федеральное бюджетное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее – РФЦСЭ).

Все перечисленные учреждения созданы соответствующими постановлениями Правительства СССР и России. Единственным учредителем этих учреждений является Минюст России (см. Учредители), которому они подчиняются непосредственно во всех вопросах уставной деятельности, за исключением отдельных вопросов финансовой и хозяйственной деятельности, определенных действующим законодательством.

Все СЭУ являются федеральными бюджетными учреждениями. В своей деятельности СЭУ руководствуются Федеральным законом от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также свом Уставом.

Руководители СЭУ назначаются и освобождаются от должности приказом министра юстиции России. Работники СЭУ назначаются и освобождаются от должности приказами руководителя соответствующего СЭУ.

Основная уставная цель всех СЭУ – защита прав и свобод всех граждан и интересов государства посредством проведения объективных научно-обоснованных судебных экспертиз.

Основной задачей СЭУ является оказание содействия органам или лицам, имеющим право назначать судебную экспертизу, в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, а также при проверке сообщения о преступлении посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, путем организации и производства судебных экспертиз и экспертных исследований.

Региональные центры судебной экспертизы помимо собственной экспертной работы призваны также осуществлять научно-методическое обеспечение и координацию научно-методической работы курируемых ЛСЭ. Территории экспертного обслуживания РЦСЭ, а также курируемые ими ЛСЭ утверждаются приказами Минюста России. В настоящее время в системе СЭУ Минюста России действуют следующие региональные центры:

  • ФБУ Воронежский РЦСЭ (г. Воронеж),
  • ФБУ Дальневосточный РЦСЭ (г. Хабаровск),
  • ФБУ Приволжский РЦСЭ (г. Нижний Новгород),
  • ФБУ Северо-Западный РЦСЭ (г. Санкт-Петербург),
  • ФБУ Сибирский РЦСЭ (г. Новосибирск),
  • ФБУ Средне-Волжский РЦСЭ (г. Казань),
  • ФБУ Уральский РЦСЭ (г. Екатеринбург),
  • ФБУ Северо-Кавказский РЦСЭ (г. Ставрополь),
  • ФБУ Южный РЦСЭ (г. Ростов-на-Дону).
Другие публикации:  Льготы пенсионерам москвы жкх

Перечень родов и видов судебной экспертизы, выполняемых РЦСЭ, включает в себя большую часть общего перечня экспертиз, выполняемых в СЭУ Минюста России. Здесь работают аттестованные по широкому перечню экспертных специальностей эксперты, способные решать экспертные задачи с привлечением сложного аналитического оборудования и приборной базы, которыми оснащены РЦСЭ.

Зональные ЛСЭ Минюста России осуществляют свою экспертную деятельность на основании Уставов в рамках перечня видов экспертиз, утвержденных для каждой из лабораторий. С РЦСЭ лаборатории взаимодействуют по вопросам научно-методической работы, подготовки и повышения квалификации работников, подготовке статистических данных.

В малочисленных ЛСЭ и их иногородних подразделениях (отделах, группах) проводятся в основном традиционные криминалистические экспертизы: почерковедческие, технические экспертизы документов, трасологические и баллистические, а также автотехнические (в т.ч. оценка транспортных средств), судебные строительно-технические и экономические экспертизы (в первую очередь, бухгалтерские экспертизы).

Более крупные и развитые ЛСЭ, располагающие необходимыми специалистами и соответствующей приборной базой, выполняют свыше 10 родов и видов экспертиз. В их числе, кроме указанных выше, криминалистические экспертизы материалов, веществ и изделий (КЭМВИ), почвоведческие и биологические, инженерно-технические, товароведческие, пожарно-технические, психологические и др.

Важной организационной структурой СЭУ Минюста России является РФЦСЭ при Минюсте России. Согласно Постановлению Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 1133 «О судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации» (с изменениями от 19 апреля 1999 г.) РФЦСЭ при Минюсте России осуществляет научно-методическое обеспечение проведения исследований в СЭУ Минюста России на современном научном уровне.

Экспертное производство в РФЦСЭ в основном сосредоточено на выполнении наиболее сложных первичных и повторных судебных экспертизах, которые не могут быть выполнены в других СЭУ Минюста России. Помимо этого основными задачами РФЦСЭ являются выполнение роли головного судебно-экспертного учреждения по научно-методическому обеспечению производства судебных экспертиз в СЭУ Минюста России, а также обеспечение подготовки и повышения квалификации работников СЭУ Минюста России по экспертным специальностям в области судебной экспертизы.

С этой целью в РФЦСЭ при Минюсте России создан и эффективно функционирует научно-методический совет. Также действует Ученый совет, основной задачей которого является рассмотрение новых родов и видов судебной экспертизы, а также перспективных научных разработок в области судебной экспертизы и возможностей их дальнейшего внедрения в практику СЭУ Минюста России.

Полный перечень СЭУ Минюста России, территориальные сферы экспертного обслуживания и перечень курируемых ФБУ лабораторий судебной экспертизы приведены ниже.

Основные характеристики современного состояния и возможностей судебно-экспертных учреждений Минюста России

В настоящее время Минюст России имеет во всех федеральных округах Российской Федерации свои судебно-экспертные учреждения (СЭУ), выполняющие судебные экспертизы и экспертные исследования по поручениям судов, органов дознания, лиц, производящих дознание, и следователей.

РФЦСЭ при Минюсте России (структура СЭУ) проводит как первичные экспертизы для следственно-судебных органов Москвы и Московской области; так и наиболее сложные и повторные экспертизы по заданию любого следственного органа или суда Российской Федерации практически по всем родам и видам судебных экспертиз.

РФЦСЭ при Минюсте России осуществляет научно-методическое обеспечение проведения исследований в СЭУ Минюста России судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации на современном научном уровне, в том числе:

  • исходя из потребностей судебной и следственной практики развивает новые виды судебных экспертиз;
  • проводит научные исследования по теоретическим и методологическим проблемам судебной экспертизы, создает и совершенствует методы и методики экспертного исследования;
  • организует апробацию и внедрение новых научных разработок, изучает результативность их использования в экспертной практике;
  • организует конференции, научно-практические семинары и школы по актуальным проблемам теории и практики судебной экспертизы;
  • осуществляет в установленном порядке подготовку, повышение квалификации и аттестацию работников; проводит стажировки экспертов СЭУ независимо от ведомственной принадлежности, разрабатывает программы их обучения;
  • организует рецензирование заключений экспертов СЭУ;
  • формирует состав и обеспечивает работу Центральной экспертно-квалификационной комиссии, предоставляет и продлевает право самостоятельного производства судебных экспертиз работникам СЭУ в порядке, установленном Минюстом России;
  • обеспечивает СЭУ Минюста России теоретическими и методическими разработками в области судебной экспертизы; готовит к печати и издает сборники научных трудов, методические и справочно-информационные материалы, а также информационные материалы о новых научных разработках в области судебной экспертизы за рубежом;
  • проводит методическую работу с правоохранительными органами и судами по вопросам назначения и производства судебных экспертиз и экспертных исследований;
  • имеет в своей структуре сектор диссертационных исследований, который осуществляет организацию подготовки по программам магистратуры, аспирантуры с последующей защитой диссертации в диссертационном совете.

Перечень родов и видов судебной экспертизы, выполняемых Региональными центрами судебной экспертизы (РЦСЭ) (структура СЭУ), включает в себя большую часть общего перечня экспертиз, выполняемых в СЭУ Минюста России. В РЦСЭ работают аттестованные по широкому перечню экспертных специальностей эксперты, способные решать экспертные задачи с привлечением сложного аналитического оборудования и приборной базы. Помимо собственной экспертной работы, РЦСЭ призваны также осуществлять научно-методическое обеспечение и координацию научно-методической работы курируемых лабораторий судебной экспертизы (ЛСЭ).

Зональные ЛСЭ Минюста России (структура СЭУ) осуществляют свою экспертную деятельность на основании Уставов в рамках перечня видов экспертиз, утвержденных для каждой из лабораторий. С курирующими РЦСЭ лаборатории взаимодействуют по вопросам научно-методической работы, подготовки и повышения квалификации работников, подготовке статистических данных. В малочисленных ЛСЭ и их иногородних подразделениях (отделах, группах) проводятся в основном традиционные криминалистические экспертизы: почерковедческие, технические экспертизы документов, трасологические и баллистические, а также автотехнические (в т.ч. оценка транспортных средств), судебные строительно-технические и экономические экспертизы (в первую очередь, бухгалтерские). Более крупные и развитые ЛСЭ, располагающие необходимыми специалистами и соответствующей приборной базой, выполняют свыше 10 родов и видов экспертиз. В их числе, кроме указанных выше, криминалистические экспертизы материалов, веществ и изделий (КЭМВИ), почвоведческие и биологические, инженерно-технические, товароведческие, пожарно-технические, психологические и др.

приказ Минюста России от 06.06.2014 № 123 «Об утверждении Положения об организации научно-методического обеспечения судебной экспертизы федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации»

Приказ Министерства юстиции РФ от 6 июня 2014 г. N 123
«Об утверждении Положения об организации научно-методического обеспечения судебной экспертизы федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации»

В целях определения порядка разработки научно-методического обеспечения судебной экспертизы, организации научно-исследовательской работы и испытаний ее результатов приказываю:

1. Утвердить Положение об организации научно-методического обеспечения судебной экспертизы федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2006 N 33 «Об утверждении Положения об организации научно-методического обеспечения государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации».

Положение
об организации научно-методического обеспечения судебной экспертизы федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации
(утв. приказом Министерства юстиции РФ от 6 июня 2014 г. N 123)

1. Общие положения

1.1. Положение об организации научно-методического обеспечения (далее — НМО) судебной экспертизы в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации (далее — Положение) определяет порядок организации научно-методического обеспечения судебной экспертизы в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации: федерального бюджетного учреждения Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее — РФЦСЭ), федеральных бюджетных учреждений региональных центров судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации (далее — РЦСЭ), федеральных бюджетных учреждений лабораторий судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации (далее — ЛСЭ) путем разработки, валидации, внедрения методических материалов по производству судебной экспертизы, научно-технических средств судебной экспертизы, учебных программ по экспертным специальностям.

1.2. НМО организуется с целью достижения объективных и научно обоснованных результатов судебных экспертиз и экспертных исследований, создания единого научно-методического подхода к экспертной практике и подготовке работников РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ по экспертным специальностям.

1.3. НМО предоставляется в следующих формах:

— методические материалы по производству судебной экспертизы;

— научно-технические средства судебной экспертизы;

— учебные программы подготовки по экспертным специальностям.

1.4. НМО создается путем выполнения научно-методических работ (далее — НМР), задачами которых являются:

Другие публикации:  Образец заявления об исправлении технической ошибки в исковом заявлении

— развитие теоретических и методологических основ судебной экспертизы;

— формирование новых родов и видов судебных экспертиз;

— разработка новых методических материалов и совершенствование применяемых в экспертной практике методических материалов по производству судебной экспертизы, научно-технических средств судебной экспертизы;

— разработка и совершенствование учебных программ подготовки по экспертным специальностям.

1.5. В HMO могут быть включены методические материалы по производству судебной экспертизы, научно-технические средства судебной экспертизы, учебные программы подготовки по экспертным специальностям, разработанные вне рамок НМР, в том числе в иных организациях, после проведения валидации, подтверждающей пригодность их использования в судебно-экспертной практике, и утверждения Научно-методическим советом при РФЦСЭ (далее — НМС).

1.6. Все мероприятия по организации НМР, валидации методических материалов по производству судебной экспертизы, внедрению НМО в экспертную практику СЭУ осуществляются на плановой основе.

Валидация методических материалов по производству судебной экспертизы и внедрение НМО, указанных в п. 1.5 Положения, может осуществляться вне плана.

1.7. Основными принципами планирования НМР являются:

— научная обоснованность планов;

— системность и комплексность планируемых заданий;

— оптимальность и непрерывность планирования;

— директивность и единство разработки и выполнения планов.

1.8. В НМР принимают участие РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ. В коллектив исполнителей темы могут быть включены представители других организаций.

1.9. Ответственным судебно-экспертным учреждением по НМО является РФЦСЭ.

В РФЦСЭ осуществляется следующая работа:

— планирование и координация НМР, проводимых в РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ;

— научное руководство наиболее важными (в том числе перспективными) темами НМР;

— контроль за выполнением НМР;

— валидация и внедрение методических материалов по производству судебной экспертизы;

— рассмотрение и внедрение в экспертную практику научно-технических средств судебной экспертизы, учебных программ подготовки по экспертным специальностям;

— публикация методических материалов по производству судебной экспертизы;

— подготовка «Информационного бюллетеня новых методических разработок, рекомендованных к внедрению в практику судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации»;

— анализ и оценка эффективности использования НМО в РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ.

2. Организация НМР

2.1. НМР в РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ проводится в соответствии:

— с Планом основных научно-методических работ в области судебной экспертизы (далее — План), утверждаемым РФЦСЭ.

— с полугодовыми планами работы РЦСЭ, ЛСЭ и структурных подразделений РФЦСЭ, в которых предусмотрены разделы по НМР.

2.2. В План включаются НМР, обеспечивающие решение актуальных научно-методических проблем в области судебной экспертизы.

В Плане указываются: наименование темы, содержание задания; сроки выполнения; ожидаемые результаты, форма «выхода» по темам и заданиям.

2.3. Проект Плана готовит РФЦСЭ и представляет в Минюст России на согласование.

2.4. Основанием включения в План является записка о НМР (далее — записка), в которой указываются:

— наименование проблемы (темы) НМР, планируемой к разработке;

— научный руководитель и исполнители по теме НМР с указанием места работы;

— обоснование актуальности, практической значимости и новизны проведения исследований по заявляемой теме НМР;

— ожидаемые результаты НМР;

— наименование организации, где планируется провести валидацию подготовленных методических материалов по производству судебной экспертизы;

— источник и порядок финансирования НМР, используемая материально-техническая база;

— другие возможные условия и требования.

2.5. К записке прилагаются рабочая программа, две рецензии на записку.

2.6. Рабочая программа включает следующие разделы: цель НМР, задачи НМР, этапы НМР (задания) с указанием сроков выполнения, сведения об исполнителях — количество исполнителей (экспертный состав и обслуживающий персонал).

2.7. Рецензия включает следующие разделы: анализ актуальности, теоретической и практической значимости, новизны исследований по заявляемой теме НМР, соответствие записки и рабочей программы (по всем пунктам) объему, целям и задачам, поставленным в НМР. Рецензия утверждается руководителем организации, в которой работает рецензент.

2.8. Записка по теме НМР готовится на основе анализа и обобщения потребностей экспертной, судебной и следственной практики в определенных видах НМО судебной экспертизы.

2.9. Записки с приложениями для формирования проекта Плана принимаются к рассмотрению в РФЦСЭ ежегодно до 1 сентября.

В течение 30 дней после поступления проводится их обсуждение в соответствующих секциях НМС. По результатам обсуждения составляется протокол, который представляется на рассмотрение в НМС. НМР включается в проект Плана в случае положительного решения НМС.

2.10. Сформированный проект Плана выносится на обсуждение Ученого совета РФЦСЭ. После одобрения Ученым советом РФЦСЭ План вместе с пояснительной запиской к нему направляется на согласование в Минюст России. Согласованный План утверждается приказом РФЦСЭ.

Пояснительная записка к Плану состоит из общей характеристики тем, количества тем и заданий, конкретных форм выходных материалов завершающихся тем.

2.11. Организация НМР в РЦСЭ, ЛСЭ осуществляется в соответствии с пунктами 2.4-2.9 Положения. Утверждение тематики НМР в РЦСЭ, ЛСЭ осуществляется руководителями РЦСЭ или ЛСЭ соответственно.

2.12. Координация тематики НМР в РЦСЭ, ЛСЭ возлагается на РФЦСЭ. Для осуществления этой работы руководители РЦСЭ, ЛСЭ направляют тематику НМР на согласование в РФЦСЭ, где она рассматривается на соответствующих секциях НМС.

2.13. По окончании календарного года в РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ готовятся итоговые материалы:

протокол испытаний НМР, включающий определение достоверности получаемых результатов, воспроизводимости, допустимости применения в судопроизводстве;

по завершенным темам — авторский вариант методических материалов по судебной экспертизе.

3. Валидация методических материалов по производству судебной экспертизы и внедрение НМО

3.1. Валидация методических материалов по производству судебной экспертизы (далее — валидация) проводится для установления их пригодности при производстве конкретного направления судебных экспертиз и экспертных исследований; для обеспечения единого научно-методического подхода и системы менеджмента качества в РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ.

3.2. В процессе валидации готовится отчет, содержащий описание плана валидации, проведенных экспериментальных работ, выводы по валидации. В случае положительного, вывода по валидации методические материалы рекомендуются к внедрению в экспертную практику.

Отчет о валидации рассматривается на соответствующей секции НМС и представляется на утверждение в НМС.

3.3. Валидация осуществляется непосредственными исполнителями НМР, представителями РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ и иных организаций, обладающими соответствующей квалификацией и опытом.

3.4. Валидация методических материалов, разработанных вне Плана, организуется РФЦСЭ на основе рассмотрения соответствующих заявлений и проводится согласно п. 3.2 Положения.

3.5. НМС рассматривает протокол секции НМС и утверждает отчет о валидации.

3.6. Публикация методических материалов осуществляется РФЦСЭ в соответствии с ежегодным Тематическим планом выпуска ведомственных изданий в области судебной экспертизы на основе решения НМС.

3.7. Методические материалы, рекомендованные в установленном порядке к внедрению в экспертную практику РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ, после опубликования включаются в «Информационный бюллетень новых методических разработок, рекомендованных к внедрению в практику судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации».

3.8. Рассмотрение научно-технических средств судебной экспертизы, учебных программ подготовки по экспертным специальностям осуществляется на соответствующей секции НМС и представляется на утверждение в НМС. Решение вопроса об их внедрении в экспертную практику осуществляется после утверждения НМС.

Еще статьи:

  • Требования к стоматологическому кабинету 2019 Открываем стоматологический кабинет: нормативные документы В статье подробно рассмотрим, в чем сложность открытия стоматологии. Разберемся, какие нужны документы и лицензии, чтобы стоматология работала по […]
  • Как оформить согласование Как оформить согласование коммерческого предложения? Оставить заявку Оставьте свое имя и номер телефона, оператор свяжется с Вами в рабочее время в течение 2 часов. Хочу получать новости об акциях, скидках и […]
  • Договор купли-продажи между физическими лицами рб ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ (МЕЖДУ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ) Реклама на сайте: © www.demamida.ru 2019 | ТПК Демамида. Контактная информация тел. (904) 970-17-57 Запрещается использование авторских материалов сайта, без указания […]
  • Аэроэкспресс шереметьево льготы Есть ли льготы для пенсионеров на аэроэкспресс? ​ города Москва.​ ​ лет.​ можете поехать по​ 4 части 1​- Ветераны труда​ — получателей социальной​- Бывшие несовершеннолетние​Инвалиды (граждане, имеющие​ погибших […]
  • Алименты на родителей без суда Алименты на родителей без суда Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав […]
  • Тсн кровли технические требования и правила приемки ТСН КР-97 МО Кровли технические требования и правила приемки (утверждены постановлением Правительства Московской области от 30 марта года N 28/9) Полный текст ТСН КР-97 МО . Область применения Нормативные […]
Судебная техническая экспертиза минюст