Статья 389. Форма уступки требования

1. Уступка требования, основанного на сделке, совершенной в простой письменной или нотариальной форме, должна быть совершена в соответствующей письменной форме.

2. Соглашение об уступке требования по сделке, требующей государственной регистрации, должно быть зарегистрировано в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом.

Комментарий к Ст. 389 ГК РФ

1. В комментируемой статье содержатся нормы о форме уступки требований, основанных на сделках. Согласно п. 1 ст. 158 ГК РФ сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной). Гражданский кодекс РФ не регламентирует форму уступки требования по устной сделке. Исходя из того что уступка требования представляет собой также сделку, применяя положения п. 1 ст. 159 ГК РФ, можно сделать вывод об устной форме. Для уступки требования необходимо, чтобы сделка была действительной, в том числе по форме ее совершения. Если сделка ничтожна или оспорима, например договор займа между гражданами на сумму, не менее чем в 10 раз превышающую минимальный размер оплаты труда, совершенный при отсутствии письменных и иных доказательств в устной форме, то договор уступки требования, заключенный в письменной форме первоначальным кредитором, новым кредитором и должником (хотя участие последнего в договоре уступки требования не имеет значения, но важно для договора займа), может служить доказательством договора займа.

2. Сделки, подлежащие государственной регистрации, не следует путать с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество при их переходе по сделкам. Так, например, уступка требования по договору продажи здания не требует государственной регистрации. К сделкам, которые подлежат государственной регистрации и в отношении которых возможна уступка требований, относятся:

— договор об ипотеке — залоге недвижимого имущества (ст. 339 ГК);

— договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры (п. 2 ст. 558 ГК);

— договор продажи предприятия (п. 3 ст. 560 ГК);

— договор ренты (ст. 584 ГК);

— договор аренды недвижимого имущества, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 609, п. 2 ст. 651 ГК);

— договор аренды предприятия (п. 2 ст. 658 ГК);

— договор доверительного управления недвижимым имуществом (п. 2 ст. 1017 ГК);

— договор коммерческой концессии (п. 2 ст. 1028 ГК);

— договор участия в долевом строительстве (ст. 17 Закона об участии в долевом строительстве многоквартирных домов);

— договор об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, подлежащие государственной регистрации (п. п. 2, 3 ст. 1232 ГК);

— лицензионный договор, сублицензионный договор в отношении результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, подлежащих государственной регистрации (п. п. 2, 3 ст. 1232 ГК);

— договор залога в отношении результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, подлежащих государственной регистрации (п. п. 2, 3 ст. 1232 ГК).

Очевидно, что договор дарения недвижимого имущества (п. 3 ст. 574 ГК) и договор пожизненного содержания с иждивением (ст. 601 ГК) связаны с личностью кредитора и не предполагают уступку требования.

В том случае, если сделка совершена в простой письменной или нотариальной форме, хотя бы для данных сделок такая форма и не требовалась, уступка требования по ней осуществляется в такой же форме.

3. Высший Арбитражный Суд РФ неоднократно обращал внимание на необходимость государственной регистрации договоров об уступке требований по отдельным видам сделок. Так, соглашение об уступке права по обеспеченному ипотекой основному обязательству должно быть совершено в той же форме, что и договор, из которого возникло обязательство, а переход прав по договору об ипотеке должен быть зарегистрирован в порядке, установленном для регистрации этого договора. Акционерное общество предъявило к индивидуальному предпринимателю иск о взыскании долга по договору займа и об обращении взыскания на здание и земельный участок, которые были заложены им в обеспечение исполнения своих обязательств по договору займа. При этом акционерное общество ссылалось на то, что право требовать от предпринимателя возврата долга было уступлено ему обществом с ограниченной ответственностью (первоначальным кредитором по договору займа) на основании заключенного между ними в простой письменной форме соглашения об уступке права.

Как предусмотрено абз. 3 п. 3 ст. 47 Закона об ипотеке, уступка прав по обеспеченному ипотекой обязательству (основному обязательству) в соответствии с п. 1 ст. 389 ГК РФ должна быть совершена в той же форме, что и договор, из которого это обязательство возникло. Так как договор займа был заключен в простой письменной форме, уступка требования, вытекающего из этого договора, хотя бы она и влекла уступку права по договору ипотеки, заключенному в нотариальной форме, должна была быть совершена в этой же форме.

Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 389 ГК РФ уступка требования по сделке, требующей государственной регистрации, должна быть зарегистрирована в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом. Следовательно, переход требования по договору ипотеки в результате уступки требования по основному обязательству подлежал государственной регистрации. Истец как новый залогодержатель, к которому права по договору об ипотеке переходят не в порядке уступки права требования, а по иным основаниям, установленным законом, вправе в любой момент потребовать от учреждения юстиции внесения изменений в регистрационную запись на основании одного лишь своего собственного заявления. Поскольку такая государственная регистрация к моменту вынесения судом решения еще не была произведена, то в отличие от прав по договору займа права по договору об ипотеке, обеспечивающему исполнение обязательства по возврату займа, к истцу еще не перешли .

———————————
Пункт 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 28 января 2005 г. N 90 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с договором об ипотеке».

Положения комментируемой статьи применяются не только к соглашениям об уступке требования, но и к переводу долга (см. комментарий к ст. 391 ГК).

Требования гк рф к регистрации

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 389 ГК РФ. Форма уступки требования

Гражданский кодекс Российской Федерации:

Статья 389 ГК РФ. Форма уступки требования

1. Уступка требования, основанного на сделке, совершенной в простой письменной или нотариальной форме, должна быть совершена в соответствующей письменной форме.

2. Соглашение об уступке требования по сделке, требующей государственной регистрации, должно быть зарегистрировано в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом.

Вернуться к оглавлению документа: Гражданский кодекс РФ Часть 1 в действующей редакции

Комментарии к статье 389 ГК РФ, судебная практика применения:

Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ:

В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 54 «О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки» содержатся следующие разъяснения:

Регистрация договора уступки требования. Последствия несоблюдения требования о госрегистрации

Договор, на основании которого производится уступка по сделке, требующей государственной регистрации, должен быть зарегистрирован в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом. Такой договор, по общему правилу, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации (пункт 2 статьи 389, пункт 3 статьи 433 ГК РФ). Например, договор, на основании которого производится уступка требования об уплате арендных платежей по зарегистрированному договору аренды, подлежит государственной регистрации. В отсутствие регистрации указанный договор не влечет юридических последствий для третьих лиц, которые не знали и не должны были знать о его заключении, например для приобретателя арендуемого имущества.

Другие публикации:  Джеймс бонд лицензия на убийство 1989

Несоблюдение цедентом и цессионарием указанного требования о государственной регистрации, а равно и формы уступки не влечет негативных последствий для должника, предоставившего исполнение цессионарию на основании полученного от цедента надлежащего письменного уведомления о соответствующей уступке (статья 312 ГК РФ).

Статья 1262 ГК РФ. Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных

Новая редакция Ст. 1262 ГК РФ

1. Правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Программы для ЭВМ и базы данных, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, государственной регистрации не подлежат. Лицо, подавшее заявку на государственную регистрацию (заявитель), несет ответственность за разглашение сведений о программах для ЭВМ и базах данных, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Заявка на государственную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных (заявка на регистрацию) должна относиться к одной программе для ЭВМ или к одной базе данных.

Заявка на регистрацию должна содержать:

заявление о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных с указанием правообладателя, а также автора, если он не отказался быть упомянутым в качестве такового, и места жительства или места нахождения каждого из них;

депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных, включая реферат;

абзац пятый утратил силу с 1 октября 2014 г.

Правила оформления заявки на регистрацию устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

3. На основании заявки на регистрацию федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности проверяет наличие необходимых документов и материалов, их соответствие требованиям, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи. При положительном результате проверки указанный федеральный орган вносит программу для ЭВМ или базу данных соответственно в Реестр программ для ЭВМ и в Реестр баз данных, выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации и публикует сведения о зарегистрированных программе для ЭВМ или базе данных в официальном бюллетене этого органа.

По запросу указанного федерального органа либо по собственной инициативе автор или иной правообладатель вправе до момента государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных дополнять, уточнять и исправлять документы и материалы, содержащиеся в заявке на регистрацию.

4. Порядок государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных, формы свидетельств о государственной регистрации, перечень указываемых в них сведений и перечень сведений, публикуемых в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

5. Переход исключительного права на зарегистрированные программу для ЭВМ или базу данных к другому лицу по договору или без договора подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

5.1. По заявлению правообладателя федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности вносит изменения, относящиеся к сведениям о правообладателе и (или) об авторе программы для ЭВМ или базы данных, в том числе к наименованию или имени правообладателя, его месту нахождения или месту жительства, имени автора, адресу для переписки, а также изменения, связанные с исправлением очевидных и технических ошибок, в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных и свидетельство о государственной регистрации.

Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности может вносить изменения в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных для исправления очевидных и технических ошибок по собственной инициативе или по просьбе любого лица, предварительно уведомив об этом правообладателя.

Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности публикует в официальном бюллетене сведения об изменениях записей в Реестре программ для ЭВМ или Реестре баз данных.

6. Сведения, внесенные в Реестр программ для ЭВМ или в Реестр баз данных, считаются достоверными, поскольку не доказано иное. Ответственность за достоверность предоставленных для государственной регистрации сведений несет заявитель.

Комментарий к Ст. 1262 ГК РФ

1. Комментируемая статья содержит практически исчерпывающее регулирование по вопросу о государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, которым в настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 299 является Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (fips.ru). Вместе с тем к числу недостатков ст. 1262 ГК РФ следует отнести полное отсутствие в ней положений относительно государственной регистрации договоров о передаче исключительных прав и переходе исключительных прав, что в известной степени дает основания для произвольного определения порядка совершения указанных действий органом государственной власти. Видится, что практика применения законодательства приведет к неизбежной необходимости дополнения положений ст. 1262 ГК РФ соответствующими правилами.

Прежде всего следует обратить внимание на ряд принципиальных моментов. Положения п. 2 ст. 8 ГК РФ не распространяются на отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией программ для ЭВМ и баз данных, поскольку существует общая презумпция момента возникновения авторского права — в силу создания произведения (п. 4 ст. 1259 ГК РФ), но не в силу иных обстоятельств, в связи с этим представляется не случайным использование законодателем термина «государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных», а не «государственная регистрация прав на программы ЭВМ и базы данных». Именно по этой причине государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных является сугубо добровольной, что, однако, не означает отсутствие правовых последствий указанной регистрации.

Юридическое значение государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных — акт государственной регистрации — не имеет значения для определения момента первоначального возникновения прав авторов в отношении программ для ЭВМ и баз данных, однако, если регистрация осуществлена, такое обстоятельство является основанием для существенного изменения правового режима оборота исключительных прав на такие объекты авторских прав. В соответствии с п. 3 ст. 1232, п. 5 ст. 1262 ГК РФ договор об отчуждении исключительных прав в отношении программы ЭМВ и базы данных, зарегистрированных в установленном порядке, подлежит государственной регистрации, равно подлежит государственной регистрации переход исключительных прав без договора. Исключительные права на программу для ЭВМ и базу данных возникают на стороне приобретателя только с момента государственной регистрации перехода таких прав. Несоблюдение требований о государственной регистрации договора влечет его недействительность, отсутствие государственной регистрации перехода прав влечет непереход исключительных прав к приобретателю. Таким образом, правовое значение государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных заключается в определении правового режима оборота исключительных прав в отношении указанных объектов. Наличие государственной регистрации программы ЭВМ и базы данных влечет необходимость соблюдения требований законодательства о государственной регистрации соответствующих сделок и прав, в отсутствие указанной регистрации сделки и права в силу прямого указания закона юридического значения не имеют.

К сожалению, законодатель обошел вниманием вопрос о возможности аннулирования регистрации программы для ЭВМ и базы данных. Видится, что с учетом дозволительной направленности гражданского права по заявлению автора регистрация может быть аннулирована, запись регистрации исключена, но не по заявлению правообладателя, а по договору или иному основанию, поскольку аннулирование регистрации может нарушить права иных лиц, прежде всего правопредшественников текущего правообладателя.

Другие публикации:  Наследство колдунов

2. Положения п. п. 2 — 4 устанавливают порядок государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных. По своему существу указанные нормы являются административными, так как регулируют порядок совершения действий при осуществлении федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности юридически значимых действий в интересах заявителя. Гражданско-правовое значение в данном случае имеет только итог совершения соответствующих действий — акт государственной регистрации программы ЭВМ и базы данных. К сожалению, закон не содержит оснований для отказа в государственной регистрации программы для ЭВМ и базы данных, тем не менее следует предположить, что соответствующий вывод можно сделать из содержания п. 3 комментируемой статьи: отказ возможен только по формальному основанию — несоответствие заявки на регистрацию требованиям п. 2 ст. 1262 ГК РФ, иных оснований быть не может, поскольку соответствующий орган не вправе вдаваться в содержание объекта авторского права, в том числе и обсуждать вопросы о творческом характере произведения, нарушенности либо ненарушенности прав третьих лиц и др. Если заявка отвечает требованиям п. 2 ст. 1262 ГК РФ, регистрация должна быть совершена, свидетельство выдано.

При уклонении одной из сторон от государственной регистрации договора об отчуждении исключительных прав или государственной регистрации перехода исключительных прав применению подлежат положения п. 3 ст. 165 ГК РФ.

3. В соответствии с п. 5 ст. 1262 ГК РФ сведения о государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных подлежат внесению в соответствующий реестр, а также опубликованию в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности («Программы для ЭВМ. Базы данных. Топологии интегральных микросхем», издается с 1994 г.). Закон не устанавливает, является ли соответствующий реестр открытым подобно Единому государственному реестру прав на недвижимое имущество и сделок с ним, однако представляется, что коль скоро соответствующие сведения подлежат публикации, нет никаких препятствий в придании реестрам, указанным абз. 2 п. 5 ст. 1262 ГК РФ, открытого характера, что позволит любому заинтересованному лицу получить сведения о надлежащем правообладателе.

4. Применительно к требованиям п. 6 комментируемой статьи каждому из реестров приписано свойство публичной достоверности, однако оно является отличным от такового, присущего Единому государственному реестру прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Применительно к требованиям абз. 2 п. 1 ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке, что требует заявления соответствующего требования в судебном порядке. В свою очередь, достоверность сведений Реестра программ для ЭВМ или Реестра баз данных может быть опровергнута и без возбуждения соответствующего судопроизводства и переведена в плоскость предмета доказывания по делу.

Другой комментарий к Ст. 1262 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В изъятие из общих положений, закрепленных в п. 4 ст. 1259 ГК, комментируемая статья предусматривает возможность регистрации программ для ЭВМ. Такая регистрация не является правопорождающей, действительность прав на программу для ЭВМ или момент их возникновения от нее не зависит, но регистрация дает правообладателю дополнительное средство обеспечения своих прав. В случае отказа автора от регистрации программы его права на программу никак ущемлены не будут.

В то же время регистрация программ для ЭВМ позволяет заинтересованному лицу убедиться, что право на такую программу не отчуждено третьему лицу (см. комментарий к п. 5 настоящей статьи).

Подать заявку на регистрацию программы для ЭВМ может как российское, так и иностранное лицо, как сам автор программы, так и его правопреемник. Ограничений по сроку подачи заявки (как это сделано для регистрации топологий интегральных микросхем, см. п. 2 ст. 1452 ГК РФ) нет. Единственное ограничение касается программ, содержащих сведения, которые составляют государственную тайну. Отнесение информации к этой категории определяется на основе Закона о государственной тайне. Регистратор не проверяет программу для ЭВМ на содержание сведений, составляющих государственную тайну; за это отвечает заявитель.

2. Пункты 2 — 4 ст. 1262 устанавливают некоторые общие правила, касающиеся регистрации программ. Подробнее правила регистрации программ для ЭВМ определены в Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на официальную регистрацию программы для электронных вычислительных машин и заявки на официальную регистрацию базы данных, утвержденных Приказом Роспатента от 25.02.2003 N 25 . Этим же Приказом утверждена форма заявления на официальную регистрацию программы для ЭВМ.
———————————
БНА РФ. 2003. N 20.

3. Факультативность регистрации программ для ЭВМ была принята в качестве одного из основных принципов еще при подготовке Закона о правовой охране программ для ЭВМ. Однако, несмотря на сохранение этого принципа в законодательстве, правовое значение регистрации менялось. До 2002 г. была обязательной регистрация договора о полной уступке всех имущественных прав на зарегистрированную программу для ЭВМ или базу данных, а регистрация лицензионных договоров осуществлялась по соглашению сторон. В 2002 г. регистрация любых договоров в отношении программ для ЭВМ и баз данных стала необязательной. С 1 января 2008 г. вновь установлена обязательность регистрации договоров об отчуждении исключительного права на зарегистрированную программу для ЭВМ или базу данных. Это дает приобретателю уверенность, что не существует неизвестного ему договора, по которому право на программу для ЭВМ было отчуждено другому лицу.

Кассация разъяснила применение норм ГК о госрегистрации договоров цессии

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа представил на своем сайте обобщение практики применения положений раздела третьего части первой ГК РФ (за исключением главы 23, о практике применения положений которой читайте в «Право.Ru» здесь).

В обобщении кассационный суд отвечает на ряд актуальных вопросов арбитражной практики. В частности, является ли указание в претензии (об исполнении обязательства по договору) на возможность обращения в суд с исковым заявлением о расторжении договора в случае неисполнения договорной обязанности предложением расторгнуть договор и соблюдением досудебного порядка, предусмотренного пунктом 2 статьи 452 Гражданского кодекса РФ? Как заключает АС СКО, такое указание не является предложением расторгнуть договор и соблюдением досудебного порядка, так как предложение изменить или расторгнуть договор должно быть прямо выражено в обращении к контрагенту.

Кроме того, разъясняется, необходима ли государственная регистрация соглашения об уступке права на денежное требование, вытекающее из договора, подлежащего государственной регистрации.

Краснодарская кассация отмечает, что норма п. 2 ст. 389 ГК РФ, предусматривающая, что соглашение об уступке требования по сделке, требующей государственной регистрации, должно быть зарегистрировано в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом, является императивной. Она является развитием положений ст. 164 ГК РФ о том, что сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации.

Уступка денежного требования, возникшего из договора, является изменением условия этого договора в части стороны, которой причитается исполнение по договору. В силу положений п. 1 ст. 382 ГК РФ и ст. 153 ГК РФ уступка требования является сделкой. В этой связи требование об обязательной регистрации уступки требования по сделке, требующей государственной регистрации, корреспондирует положениям статьи 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», предусматривающим, что государственной регистрации подлежат не только права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, но и сделки с ним. Требование о регистрации обременений прав на недвижимое имущество является самостоятельным.

Другие публикации:  Фриланс патент

Отсутствие возникновения обременений вещных прав на недвижимое имущество в результате заключения соглашения об уступке требования не исключает обязательность его государственной регистрации в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 389 ГК РФ.

Поскольку в силу пункта 4 статьи 391 ГК РФ к форме перевода долга соответственно применяются правила, содержащиеся в статье 389 названного Кодекса, заявленный вывод косвенным образом подтверждается и пунктом 12 информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 16.02.2001 № 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»», где сказано, что соглашение о переводе долга по договору аренды здания, подлежащему государственной регистрации, также подлежит государственной регистрации и при отсутствии ее считается незаключенным.

С текстом обобщения АС СКО практики применения положений раздела третьего части первой ГК РФ (за исключением главы 23) можно ознакомиться здесь.

Статья 389. Форма уступки требования

1. Уступка требования, основанного на сделке, совершенной в простой письменной или нотариальной форме, должна быть совершена в соответствующей письменной форме.

2. Соглашение об уступке требования по сделке, требующей государственной регистрации, должно быть зарегистрировано в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом.

Комментарий к статье 389 Гражданского Кодекса РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает зависимость формы цессии от формы сделки, на которой основывается уступаемое право. Если последняя совершена в простой письменной или нотариальной форме, в такую же форму должен облекаться и договор уступки.

2. Принцип зависимости распространяется и на требование о государственной регистрации. В случае когда уступаемое право опирается на сделку, подлежащую государственной регистрации, договор уступки должен быть зарегистрирован в порядке, установленном для регистрации этой сделки (см. п. 12 письма ВАС N 59).

Данное правило подлежит применению, если иное не установлено законом.

3. Комментируемая статья не содержит особых предписаний относительно формы уступки прав, возникших из устных сделок, а также уступки требований внедоговорного характера. В силу общего правила п. 1 ст. 159 ГК (см. коммент. к ней), поскольку для таких сделок законом или соглашением сторон не установлена письменная форма, они могут быть совершены устно.

4. Правила комментируемой статьи не распространяются на форму уведомления должника об уступке. Последнее во всех случаях должно быть письменным (см. п. 3 ст. 382 ГК и коммент. к ней).

5. Положения п. 3 комментируемой статьи не вполне корректны, поскольку фактически ставят знак равенства между цессией и индоссаментом. Вместе с тем последний, будучи способом передачи права (но не цессии!) по ордерной ценной бумаге, обладает значительными особенностями. Применение п. 3 комментируемой статьи способно привести к взаимоисключающим выводам по целому ряду ключевых вопросов: об ответственности отчуждателя за исполнимость переданного права; о зависимости прав приобретателя от прав его предшественника; о возможности должника противопоставить приобретателю возражения, основанные на своих личных отношениях с его предшественником (подробнее см.: Крашенинников Е.А. Основные вопросы уступки требования. С. 10 — 11). Такое положение затрудняет правоприменительную деятельность и явно не способствует стабильности гражданского оборота.

Прокуратура Белгородской области

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

308024, г. Белгород,
ул. Горького, 56-а

Телефоны:
8 (4722) 52-14-22
8 (4722) 52-20-40
8 (4722) 52-14-20
8 (4722) 52-55-08
8 (4722) 52-39-98

Изменен порядок государственной регистрации прав на имущество

Федеральным законом от 30.12.2012 года № 302-ФЗ (вступил с силу с 1 марта 2013 г.) Гражданский кодекс Российской Федерации дополнен статьей 8.1 «Государственная регистрация прав на имущество», а также в него внесены и иные изменения.

Указанная статья определяет основные принципы государственной регистрации прав на имущество (в первую очередь недвижимого).

Установлены принципы государственной регистрации прав. К таковым относятся принципы проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. Представляется, что последовательное применение данных принципов в административной и судебной практике может серьезно изменить правовое регулирование государственной регистрации прав на имущество.

Примечательно, что эта статья предусматривает, что в закрепленных законом случаях необходимо будет осуществлять государственную регистрацию не только прав на объекты недвижимости и сделок с ней, но и прав на другие виды имущества и сделок с ним. В этих случаях будут применяться основополагающие нормы о государственной регистрации.

Согласно ст. 8.1 ГК РФ в редакции Закона в государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить: объект, на который устанавливается право; управомоченное лицо; содержание права; основание его возникновения.

Данное положение важно для совершения сделок с недвижимым имуществом, поскольку действующие нормы Гражданского кодекса РФ содержат жесткие требования к индивидуализации объекта недвижимости (см., например, ст. ст. 554 и 607 ГК РФ). Кроме того, в отношении такого объекта недвижимости, как земельный участок, Земельный кодекс РФ определяет обязанность установления границ, то есть постановку этого участка на кадастровый учет в государственном кадастре недвижимости ( ст. 11.1 упомянутого Кодекса).

Закон устанавливает, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Анализ внесенных в Гражданский кодекс Российской Федерации изменений позволяет сделать вывод о том, что правила о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащиеся в статьях 558, 560, 574, 584, 609, 651, 658 ГК РФ, не подлежат применению к договорам, заключаемым после дня вступления с силу Федерального закона от 30.12.2012 года № 302-ФЗ. Это означает, что с 1 марта 2013 г. не подлежат государственной регистрации:

договор купли-продажи жилого помещения (ст. 558 ГК РФ);

договор продажи предприятия (ст. 560 ГК РФ);

дарение недвижимого имущества (ст. 574 ГК РФ);

договор ренты (ст. 584 ГК РФ);

договор аренды недвижимого имущества (ст. 609 ГК РФ), включая договор аренды зданий и сооружений (ст. 651 ГК РФ);

договор аренды предприятия (ст. 658 ГК РФ).

В настоящее время Закон устанавливает правило, согласно которому права по данным сделкам могут быть зарегистрированы через нотариуса.

Таким образом, стороны по указанным сделкам не лишаются возможности самостоятельно совершить все необходимые регистрационные действия.

Еще статьи:

  • Лидеры осаго 2019 Лидеры осаго 2019 Лидер рынка обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) «АльфаСтрахование» (15,8% рынка по собранным премиям) раскрыл, как поменялась средняя цена на его полисы ОСАГО в первые […]
  • Максимальный штраф по ук рф Прокуратура Московской области Порядок назначения штрафа в качестве меры уголовного наказания регламентирован в ст. 46 УК РФ. Под штрафом понимается денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных Уголовным […]
  • Поправки в ук статья 158 Статья 158 УК РФ. Кража Сделано в Санкт-Петербурге © 1997 - 2019 PPT.RU Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна Ваши персональные данные […]
  • Приказ минфина об утверждении административного регламента Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и […]
  • Лицензия таможенного брокера это Лицензия таможенного брокера Таможенный брокер (или таможенный агент) - это получивший государственную регистрацию посредник, которому дано право совершения любых операций в сфере таможенного оформления товаров и […]
  • Коап рф 2019 мелкое хищение Статья 7.27 КоАП РФ - Мелкое хищение 1. Мелкое хищение чужого имущества, стоимость которого не превышает одну тысячу рублей, путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, […]
Требования гк рф к регистрации