Требования к поведению говорящего

Требования к поведению говорящего

Убеждение с помощью речи может быть действенным, если говорящий, его личность и поведение имеют определенные особенности. «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит», — гласит риторика.

«Говори, чтобы я мог узнать тебя», — сказал Сократ. Большое внимание тому, какое впечатление производит личность говорящего на слушателей, уделял Аристотель: «Доказательство достигается с помощью нравственного характера говорящего в том случае, когда речь произносится так, что внушает доверие к человеку, ее произносящему, потому что вообще мы более и скорее верим людям хорошим, в тех же случаях, где нет ничего ясного и где есть место колебанию, — и подавно» (Риторика: Книга первая)

Эллины, так же как и Аристотель, считали, что речь звучит для аудитории убедительней, если оратор известен как человек добродетельный; но она еще более действенна, когда нравственный авторитетговорящего завоевывается каждый раз заново в процессевыступления. «Плутарх, сравнивая двух ораторов, Демосфена и Фокиона, говорит, что первый был величайший, но второй, зато самый искусный. Он воздействовал на слушателей не только силой речи, но и безукоризненностью жизни, понимая, что «одно единственное слово, один кивок человека, внушающего к себе доверие, весит больше иных пространственных доводов» (Плутарх. Сравнительное жизнеописание в трех томах. — М., 1964.- Т. III ).

Римский ритор, теоретик риторической педагогики Квинтилиан обобщил эти требования к личности оратора в следующем совете: если хочешь быть хорошим оратором, стань сначала хорошим человеком.

Конечно, эта рекомендация носит весьма общий характер. Конкретнее сказал Аристотель: «Есть три причины, возбуждающие доверие к говорящему, потому что есть именно столько вещей, в силу которых мы верим без доказательств, — это разум, добродетель и благорасположение. Если, таким образом, слушателям кажется, что оратор обладает всеми этими качествами, они непременно чувствуют к нему доверие». (Риторика: Книга вторая).

Современные руководства по ораторскому искусству указывают на те же свойства личности оратора, что и античные источники:

7. заинтересованность, увлеченность.

Остановимся подробнее на этих свойствах.

Обаятельный человек тот, кто умеет быть самим собой, умеет отказаться от чужого, наносного, привнесенного. Еще Аристотель говорил о том, что речь человека должна соответствовать его возрасту, полу, национальности, темпераменту. Свое согласие с Аристотелем выражал в « Кратком руководстве к риторике . » М. Ломоносов. Умение быть естественным дается непросто, потому что во многих ситуациях говорящий чувствует на себе оценку слушателей (например, при поступлении на работу или в момент публичного выступления). Тогда возникает потребность «выйти за границы» своего привычного облика, своего обычного «я». Это приводит к результату, о котором выразительно сказал американский писатель и философ Х I Х в. Ралф Эмерсон: «Я не слышу, что вы говорите, потому что слишком громко кричит то, что вы собой представляете». Значит, нужно изучить себя, особенности своего характера, внешние их проявления, характерные именно для вас, и, отказавшись от недостатков, отнестись бережно и любовно к тому, что может нравиться и быть полезным для окружающих.

Обаяние неразрывно связано с артистизмом.

Артистизм — это умение общаться с окружающими активно и с игровой установкой, соблюдая при этом чувство меры. Это значит, что вы постоянно настраиваете себя на то, что говорить с другими людьми приятно, более того, что это радость. Быть умелым игроком — значит изображать, т.е. в определенной мере утрировать не столько чьи-то чужие черты, а свои собственные. «Лучший образец для подражания — это вы сами», — утверждает риторика. Особенно ценен компонент игры, актерства в публичной речи. Оратор может и должен показать себя, но при этом обязан не нарушать общепринятых рамок поведения. Психологи установили, что популярность у публики создается, если отчетливо проявляются сразу две тенденции в речевом поведении оратора: 1) стремление к индивидуализации и 2) стремление «быть как все», не выходя за пределы выразительности поведения. Последовательность поведенческих факторов, влияющих на популярность ораторов у аудитории, выглядит так:

1) внешность (общий облик, одежда, манера держаться);

2) подчеркнуто женственная манера речи и всего поведения у женщин и мужественная — у мужчин;

3) выраженность индивидуальных черт — выразительность поведения, его экспрессивность и эмоциональность, при соблюдении общепринятых границ.

В ситуации непринужденной беседы, когда собеседники знакомы, равны по статусу, когда нет никаких признаков «официоза», право на речь получает то один из них, то другой. Но в жизни часто возникают такие ситуации, когда наблюдается неравноправие участников по отношению к речи, особенно ясно выражена такая иерархия при ораторской, публичной речи: право голоса на определенное условленное время передается оратору; аудитория должна выполнять собственную роль. Таким образом, право на речь в определенном смысле означает власть говорящего над слушающим, возможность управлять аудиторией. Эту возможность оратор должен реализовать. Но для этого нужно уметь играть роль «главного» в речевой ситуации, повести за собой слушателей. Это невозможно без чувства уверенности в себе. Любое сомнение, колебание, проявление неуверенности в поведении говорящего сбивает с толку слушающего: трудно доверять и доверяться человеку, который сам в себе сомневается. А между тем, 70% начинающих ораторов считают неконтролируемый страх проблемой номер один. Это чувство знакомо и профессионалу. Его испытывали даже Демосфен и Цицерон. Оно получило название «ораторский страх». Как же избавиться от этого чувства?

Чтобы победить страх, нужно знать его причины.

1. Они могут быть связаны с индивидуальными чертами личности.

2. Причина страха кроется в нереалистических ожиданиях — настроенности на то, что речь должна оказать какое-то необыкновенное воздействие на слушателей. Другие результаты воспринимаются как крах. Этому способствует повышенное внимание к себе.

3. Вызывает страх и безразличие к вам собеседника или аудитории.

4. Собственная установка на неудачу.

5. Важной и единственно обоснованной причиной страха бывает плохая подготовка к беседе или выступлению, незнание темы или предмета речи — некомпетентность.

Вот почему необходимо наблюдение за собой и самоанализ. Это необходимо для того, чтобы выработать разумное отношение к себе в роли говорящего. Основой этого отношения должна быть реалистическая установка на благоприятный результат вашего выступления или беседы, установка на хорошее впечатление, которое вы, несомненно, произведете. Готовя себя к общению, внушите себе, что иметь возможность поделиться своими мыслям, чувствами и знаниями с собеседниками или аудиторией, это не наказание, а радость.

Техника борьбы со стрессом как с физиологическим явлением описана во многих пособиях.

Это одно из основных условий успеха общения и действенности речи. Беседуя с человеком, постарайтесь разглядеть в нем хотя бы одну черту, которая вам импонирует, даже если в целом человек вам несимпатичен. Говоря публично, не забывайте, что в аудитории сидят ваши друзья или люди, которых вы уважаете. Если аудитория совсем незнакома, помните, что среди собравшихся найдутся интересные и умные слушатели. Не воспринимайте аудиторию как безликое анонимное чудовище. Начало вашей речи должно представлять собой дружескую увертюру.

Другие публикации:  Бух отчетность форма 5

Применительно к публичной речи искренность называют «ораторской честностью». Это черта, которую особенно ценят слушатели у выступающего. Чтобы заставить своего адресата верить во что-то, нужно самому в это верить. Нечестность говорящего проявляется в интонации, взглядах, мимике и т.д. Ее можно увидеть и в бездоказательности суждений, недостаточности примеров и фактов, необоснованности выводов.

Говоря по вопросу, который может иметь разные трактовки и решения, нельзя просто игнорировать те взгляды или концепции, которые противоречат вашим. Чем полнее и доказательнее вы сможете показать, почему именно ваше мнение правильно, тем больший эффект будет иметь выступление. Соблюдать это правило на практике довольно трудно. И все же выражать презрение, нетерпимость к чужому мнению не стоит ни при каких обстоятельствах, поскольку адресат невольно переносит их на себя, в результате может возникнуть конфликтная ситуация. Существует этика речевого общения, в частности ораторская этика, которая гласит, что с аудиторией необходимо разговаривать на равных, не забывая при этом о принципе доступности изложения.

Без этого свойства оратора даже хорошо построенное выступление, прекрасно продуманная беседа теряют всякий смысл и не спасают слушателей от скуки. А поэтому избегайте говорить о том, что вам совершенно безразлично.

Правило риторики: уверенность, дружелюбие, искренность, объективность, увлеченность оратора заразительны: они передаются слушателям.

Требования к поведению говорящего. Образ говорящего, речевой артистизм. Стресс, его влияние на речевое поведение. Способы борьбы со стрессом

Речевое поведение человека и риторика.

Основной единицей речевого общения (коммуникации) является речевое событие, которое определяется как некое законченное целое со своей формой, структурой, границами. Лекция, репетиция какого-то мероприятия, конференция и т.д. —все это речевые события. Любое речевое событие складывается из двух составляющих:

— то, что говорится, сообщается (словесная речь), и то, чем она сопровождается (мимика, жесты и пр.), —поток речевого поведения;

-условия, обстановка, в которой происходит речевое общение между его участниками.

В свою очередь поток речевого поведения складывается из:

— собственно слов —того, что можно написать на бумаге; это вербальное (словесное) поведение;

-звучания речи (ее акустики): громкости, высоты тона, быстроты темпа речи, пауз: это акустическое поведение;

— значимых движений лица и тела: взгляда, жестов, мимики; это жестово-мимическое поведение;

— того, как партнеры, разговаривая друг с другом, используют пространство; это пространственное поведение.

Речевая ситуация и ее структура.

Совокупность элементов речевого события, включающая его участников, отношения между ними и обстоятельства, в которых происходит общение, называют речевой ситуацией.
В речевой ситуации есть участники, среди которых можно выделить главных и второстепенных. Главных участников речевой ситуации принято называть говорящим и слушающим (адресатом). Для ситуаций ораторской речи это оправданно; для беседы, спора —условно: в диалоге роли постоянно меняются. Помимо говорящего и адресата, в речевой ситуации могут участвовать и другие —те, кто является как бы свидетелем происходящего, оценивая все со стороны. Присутствие таких свидетелей в большей или меньшей степени, но повлияет на речь общающихся.

Говоря об отношениях между говорящим и адресатом, имеют в виду социальные роли участников общения.
Еще один важный элемент речевой ситуации —зачем говорится то, что произносится в данной речевой ситуации. Каковы речевые цели, намерения участников? Каков должен быть результат их общения? Ученые считают, что цель говорящего —это тот результат, который говорящий сознательно или неосознанно хочет получить от своей речи.
Условия и обстоятельства определяют речевую ситуацию, но не имеют прямого отношения к «действующим лицам». Например: Вы идете на деловые переговоры. Где они будут проходить: в офисе вашего партнера? в вашем офисе? а может быть, в комнате переговоров фешенебельного ресторана? В какое время они запланированы: днем? вечером? Безусловно, все это в какой-то степени повлияет на процесс общения.

8. Речевое действие. Типы речевых действий.
В соответствии с речевыми целями (намерениями) говорящего выделены типы речевых актов и типы речи.

9. Принципы речевого общения.

Принцип гармонии речевого события является основополагающим принципом риторики. Это значит, что элементы целого не должны быть случайны, а должны определять друг друга.
Принцип кооперации:
1.Высказывание должно содержать столько информации, сколько требуется для текущего общения;
2.Высказывание должно быть по возможности правдивым. Не врать. Не говорить того, в чем не уверен или чего не знаешь;
3. Высказывание должно быть ясным. Лучше говорить на языке, понятном собеседникам.
Принцип вежливости:
1. Общение прерывается по общему согласию;
2. Соблюдаются общие правила речевого этикета;
3. Использование эфемизмов – формул, заменяющих резкие выражения.
4.Нарушения правил вежливости: невоспитанность и грубость.
Принцип комбинирования речевых стилей.
1.Высокий речевой стиль – подчеркнуто «правильная» речь. Низкий речевой стиль – свободная речь, в том числе и приспосабливаемая к особенностям речи собеседника.
2.Влиятельный речевой стиль – использование форм прямого побуждения к действиям.
3.Невлиятельный речевой стиль – использование косвенных речевых оборотов, демонстрирующих интересы говорящего: уклончивые, лингвистическое заикание (иногда привычка), просительные, вопросительные, эмоциональные.

Требования к поведению говорящего. Образ говорящего, речевой артистизм. Стресс, его влияние на речевое поведение. Способы борьбы со стрессом.

Обаяние, артистизм, уверенность, дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность, увлеченность, приятный внешний вид – основные требования к поведению и образу говорящего.

Обаяние. Обаятельный человек тот, кто умеет быть самим собой, умеет отказаться от чужого, наносного, привнесенного. Еще Аристотель говорил о том, что речь человека должна соответствовать его возрасту, полу, национальности, темпераменту.

Обаяние неразрывно связано с артистизмом.
Артистизм —это умение общаться с окружающими активно и с игровой установкой, соблюдая при этом чувство меры. Это значит, что вы постоянно настраиваете себя на то, что говорить с другими людьми приятно, более того, что это радость. «Лучший образец для подражания —это вы сами», —утверждает риторика. Особенно ценен компонент игры, актерства в публичной речи. Оратор может и должен показать себя, но при этом обязан не нарушать общепринятых рамок поведения.

Популярность у публики создается, если отчетливо проявляются сразу две тенденции в речевом поведении оратора: 1) стремление к индивидуализации; 2) стремление «быть как все», не выходя за пределы выразительности поведения.

Последовательность поведенческих факторов, влияющих на популярность ораторов у аудитории, выглядит так:

1) Внешность (общий облик, одежда, манера держаться); 2) подчеркнуто женственная манера речи и всего поведения у женщин и мужественная —у мужчин; 3) выраженность индивидуальных черт —выразительность поведения, его экспрессивность и эмоциональность, при соблюдении общепринятых границ.

Уверенность. Любое сомнение, колебание, проявление неуверенности в поведении говорящего сбивает с толку слушающего: трудно доверять и доверяться человеку, который сам в себе сомневается. А между тем, 70% начинающих ораторов считают неконтролируемый страх проблемой номер один.

Другие публикации:  Доверенность нотариальная текст

Как же избавиться от этого чувства? Чтобы победить страх, нужно знать его причины. Они могут быть связаны с индивидуальными чертами личности. Причина страха кроется в нереалистических ожиданиях —настроенности на то, что речь должна оказать какое-то необыкновенное воздействие на слушателей. Другие результаты воспринимаются как крах. Этому способствует повышенное внимание к себе. Вызывает страх и безразличие к вам собеседника или аудитории. Собственная установка на неудачу. Важной и единственно обоснованной причиной страха бывает плохая подготовка к беседе или выступлению, незнание темы или предмета речи —некомпетентность. Вот почему необходимо наблюдение за собой и самоанализ. Это необходимо для того, чтобы выработать разумное отношение к себе в роли говорящего.

Стресс — один из важнейших адаптивных (приспособительных) механизмов, суть которого — быстрая активизация всего организма, мобилизующая все его силы для выхода из опасного положения, спасения.

Для говорящего ситуация крайне неблагоприятная:

1) дрожат руки и ноги; появляется желание ухватиться за что-нибудь, для чего используется, как правило, кафедра, стул или стол.

2) из-за сокращения (а иногда даже спазма) челюстной и шейно-плечевой мускулатуры затрудняется речь: артикуляция (дикция) становится неотчетливой, а голос звучит непривычно высоко, пронзительно;

3) во рту пересыхает (нарушается нормальное слюноотделение), и приходится все время «глотать», что тоже не способствует говорению; на лбу выступает пот, который нужно время от времени вытирать;

4) учащение дыхания нарушает ритм речи — оратор «задыхается», вынужден делать паузы не там, где это нужно, речь становится сбивчивой, смысл плохо воспринимается;

5) внимание рассредоточивается, легко наступает забывание (забывается, как правило, самое главное); трудно следить за своей речью и за собой, а тем более — за слушателем или аудиторией;

6) возникают непроизвольные, бессознательные движения (так называемые «манеризмы»), у каждого свои: кто покачивается с носков на пятки, кто предпочитает сунуть руку в карман и звенеть мелочью, кто поправляет волосы или почесывается.

Основным следствием стрессовых процессов является нарушение ритма работы человеческого организма — ритма сердечных сокращений, ритма дыхания. Человеческий организм гармоничен. Поэтому все средства, восстанавливающие гармонию, ритмичность, могут быть полезны. Перед выступлением (непосредственно) помогает размеренная ходьба, правильное чередование достаточно глубоких вдохов и выдохов, специальное успокаивающее дыхание и некоторые другие средства.

Техника борьбы со стрессом:

Дружелюбие. Это одно из основных условий успеха общения и действенности речи. Беседуя с человеком, постарайтесь разглядеть в нем хотя бы одну черту, которая вам импонирует, даже если в целом человек вам несимпатичен. Не воспринимайте аудиторию как безликое анонимное чудовище. Начало вашей речи должно представлять собой дружескую увертюру.

Искренность. Применительно к публичной речи искренность называют «ораторской честностью». Это черта, которую особенно ценят слушатели у выступающего. Чтобы заставить своего адресата верить во что-то, нужно самому в это верить. Нечестность говорящего проявляется в интонации, взглядах, мимике и т.д. Ее можно увидеть и в бездоказательности суждений, недостаточности примеров и фактов, необоснованности выводов. Объективность. Говоря по вопросу, который может иметь разные трактовки и решения, нельзя просто игнорировать те взгляды или концепции, которые противоречат вашим. Чем полнее и доказательнее вы сможете показать, почему именно ваше мнение правильно, тем больший эффект будет иметь выступление.

Заинтересованность. Без этого свойства оратора даже хорошо построенное выступление, прекрасно продуманная беседа теряют всякий смысл и не спасают слушателей от скуки. А поэтому избегайте говорить о том, что вам совершенно безразлично.

Правило риторики: уверенность, дружелюбие, искренность, объективность, увлеченность оратора заразительны: они передаются слушателям.

13. Законы современной общей риторики:
1. Закон гармонизирующего диалога

2. Закон продвижения и ориентации адресата
3. Закон эмоциональности речи.

Основы риторики

Требования к поведению говорящего, логические и психологические основы риторики. Определение уровня и композиции ораторской речи, классификация речевых ситуаций и виды аргументации во время выступления, основные риторические фигуры и их применение.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Предмет, задачи и виды риторики, лексические и стилистические нормы речи. Назначение и особенности развлекательной, информационной и убеждающей речи. Аргументы и виды споров. Правила и приемы композиции. Мастерство оратора и понятие ораторской этики.

шпаргалка [25,0 K], добавлен 01.07.2010

Риторика — наука об искусстве публичного выступления. Функционально-смысловые разновидности ораторской речи. Законы риторики — необходимость соблюдения законов формальной логики. Риторические средства выражения и лексические средства выразительности.

контрольная работа [23,1 K], добавлен 15.09.2009

Логические и эмоциональные аргументы, используемые для воздействия на аудиторию. Основные требования к ораторской речи во время публичного выступления. Особенности установления контакта с аудиторией, «фактор адресата». Понятие «нравственный долг оратора».

реферат [32,7 K], добавлен 25.11.2014

Главные составляющие выступления. Подготовка речи: выбор темы, цель выступления. Структура ораторской речи. Способы подготовки публичного выступления. Логические и интонационно-методические закономерности речи. Особенности речевого этикета, имидж оратора.

реферат [16,2 K], добавлен 12.02.2012

Аристотель — основоположник риторики. Период зарождения риторики и ее особенности в античности. Адресат судебной речи. Соблюдение правил риторики в речах Ф.Н. Плевако. Анализ этапов на пути от мысли к слову, отраженных в классическом риторическом каноне.

контрольная работа [24,0 K], добавлен 15.01.2012

Особенности троп риторики (метафоры, оманотопейи, аллегории, иронии, эпитета). Риторические фигуры: анаформа, эпифора, градация, антитеза. Образ оратора, произношение, голос, интонация и темп речи. Невербальное поведение личности в межличностном общении.

реферат [113,1 K], добавлен 20.11.2010

История развития ораторского искусства. Роль красноречия в Древнем мире, пути развития ораторских качеств. Законы и принципы риторики. Основные этапы публичного выступления. Требования, предъявляемые к оратору, согласно правилам классической риторики.

контрольная работа [18,7 K], добавлен 26.12.2013

Понятие ораторской речи как разновидности публичной речи, ее сущность и особенности. Элементарные принципы и приемы риторики, форма подачи речи. Применение выразительных приемов. Номинативная, коммуникативная и экспрессивная функции парламентской речи.

реферат [27,8 K], добавлен 06.11.2012

Современное информационное общество и различный контекст применения искусства риторики. Понятие устной публичной речи и ее родовидовая классификация. Массовая коммуникация и политическая задача риторики. Коллективное авторство и технологичность текста.

курсовая работа [27,8 K], добавлен 23.12.2014

Оратор как мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком. Структура и особенности ораторской речи, ее целостность и композиция. Подготовка к публичному выступлению и его репетиция. Композиционно-стилистическое оформление ораторской речи.

реферат [55,9 K], добавлен 06.11.2012

Требования к поведению говорящего

  • 27.01.2019
  • Тренинг «Харизматичный оратор» для проекта «НовАЯ завтра»! Физик-ядерщик, кинолог и военный инженер – именно так представились очаровательные девушки в начале занятия! Нас трудно удивить, но им это — удалось!
  • 19.01.2019
  • Открытый урок курса актеров «Музыкальные наблюдения»! Только здесь можно увидеть сразу «несовместимых» друг с другом звезд: Ольга Бузова, Ирина Аллегрова, Лобода и бессмертных гр . «Король и Шут» вместе с Фредди Меркьюри!
  • 15.12.2018
  • Заключительное занятие у «ораторов»! Были выступления, от которых хотелось плакать навзрыд и задавать вечные вопросы: «Как же так? Кто виноват и что делать?». А были и такие, от которых заражаешься оптимизмом. Хочется идти, открывать себя и творить прекрасное!
  • 26.11.2018
  • Старт 32-го курса «актеров»! Все 17 участников сели в поезд приключений и понеслось! Преодоление страха сцены, открытые уроки перед сотней зрителей, смешные этюды, обыграй предмет и т. д! Ты больше НЕ Настя, ты – КОЖАНОЕ КРСЕЛО! И как это, позвольте, показать?!
  • 17.11.2018
  • Первое занятие по курсу «Ораторское искусство». Каждый из 11 участников выступил и пошел домой думать о 3-х темах. З темы, ради которых они готовы забыть свои страхи и выйти к своей аудитории на сцену!
Другие публикации:  Ликвидация аварийного ветхого жилья

Общие требования к публичному выступлению

Разные жанры выступлений и ораторского искусства (лекция, доклад, выступление и др.), требуют разных приемов подготовки. Эти правила называются общими требованиями к публичному выступлению. Назовем основные:

Решительное начало выступления. Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете.

Драматизм. Это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях.

Сдержанная эмоциональность. Эмоциональность — обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной.

Краткость. Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Особенно ценится краткость в русской аудитории, что отражено в известном выражении: Коротко и ясно.

Диалогичность. Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не обязан все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на ее поведение. Любое выступление должно иметь черты беседы. Вопросы могут быть и риторическими, но позволяют повысить эффективность устного выступления, прежде всего краткие диалоги со слушателями в ходе самого выступления.

Разговорность. Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорный стиль.

Установление и поддержание контакта с аудиторией. Установить контакт с аудиторией значит: смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от реакции, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.

Понятность главной мысли. Главная мысль должна быть передана словами, причем желательно не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет их от оратора в сформулированном виде.

Решительный конец. Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Ее, как и начальную фразу надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это завершение вашего выступления.

Требования к поведению говорящего

Убеждение с помощью речи может быть действенным, если говорящий, его личность и поведение имеют определенные особенности. «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит», — гласит риторика.

«Говори, чтобы я мог узнать тебя», — сказал Сократ. Большое внимание тому, какое впечатление производит личность говорящего на слушателей, уделял Аристотель: «Доказательство достигается с помощью нравственного характера говорящего в том случае, когда речь произносится так, что внушает доверие к человеку, ее произносящему, потому что вообще мы более и скорее верим людям хорошим, в тех же случаях, где нет ничего ясного и где есть место колебанию, — и подавно» (Риторика: Книга первая)

Эллины, так же как и Аристотель, считали, что речь звучит для аудитории убедительней, если оратор известен как человек добродетельный; но она еще более действенна, когда нравственный авторитет говорящего завоевывается каждый раз заново в процессе выступления. «Плутарх, сравнивая двух ораторов, Демосфена и Фокиона, говорит, что первый был величайший, но второй, зато самый искусный. Он воздействовал на слушателей не только силой речи, но и безукоризненностью жизни, понимая, что «одно единственное слово, один кивок человека, внушающего к себе доверие, весит больше иных пространственных доводов» (Плутарх. Сравнительное жизнеописание в трех томах. — М., 1964.- Т.III).

Римский ритор, теоретик риторической педагогики Квинтилиан обобщил эти требования к личности оратора в следующем совете: если хочешь быть хорошим оратором, стань сначала хорошим человеком.

Конечно, эта рекомендация носит весьма общий характер. Конкретнее сказал Аристотель: «Есть три причины, возбуждающие доверие к говорящему, потому что есть именно столько вещей, в силу которых мы верим без доказательств, — это разум, добродетель и благорасположение. Если, таким образом, слушателям кажется, что оратор обладает всеми этими качествами, они непременно чувствуют к нему доверие». (Риторика: Книга вторая).

Современные руководства по ораторскому искусству указывают на те же свойства личности оратора, что и античные источники:

Требования к поведению говорящего

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Еще статьи:

  • Какие предметы нужно сдать чтобы поступить на адвоката Какие предметы нужно сдавать при поступлении на адвоката Чтобы стать адвокатом с будущем, надо поступать на юридический факультет. Начать освоение данной специальности можно двумя способами: После окончания 9 […]
  • Приставы краснодара западного округа Отдел судебных приставов по Западному округу г. Краснодара Краснодарского края Адрес: 350078, г. Краснодар, ул. Тургенева, 183 Время работы: Вторник 09.00 - 15.00, Четверг 14.00 - 18.00 Телефон для справок: […]
  • Занижение страховой выплаты осаго Занижение суммы страховой выплаты по ОСАГО Занижение суммы страховой выплаты по ОСАГО является самым частным нарушением, страховщики используют это средство повсеместно. Выплаты урезаются как по указанию головного […]
  • Как оформляется долевая собственность на квартиру Как оформить долевую собственность? Возникновение общей собственности на жилье возможно в разных ситуациях: при наследовании недвижимости, при приватизации квартиры, а также если жилье было приобретено в брачных […]
  • Где можно сделать гражданство россии Куда обращаться для получения гражданства РФ в Москве Российская Федерация пользуется большой популярностью среди мигрантов из ближнего зарубежья, причем иностранные граждане стремятся в РФ не только с целью […]
  • Банки дающие кредиты под залог земли Кредит под залог земельного участка без подтверждения доходов Если вам срочно необходима сумма средств и у вас в собственности земельный участок (свыше 6 соток), то можно обратиться за помощью в банк. Банки […]
Требования к поведению говорящего