Дизайнер интерьера

  • СПО «Дизайн (по отраслям)» (072500);
  • ВПО «Дизайн (по отраслям)» (072500); «Дизайн архитектурной среды» (270300).

Архитектор, декоратор, оформитель, художник, конструктор, дизайнер одежды.

Тип профессии по предмету труда: работа дизайнера интерьера связана с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, что позволяет отнести ее к типу «Человек – Художественный образ».

Тип профессии по признаку цели: изыскательский.

Тип профессии по средствам труда: ручной.

Тип профессии по условиям труда: работа в «комнатных» условиях.

Класс профессии: творческий (по характеру труда профессия дизайнера интерьера предполагает конструирование, проектирование, разработку новых образцов, принятие нестандартных решений).

Дизайнер интерьера – это квалифицированный специалист, осуществляющий проектирование интерьера различных помещений с целью обеспечения удобства и эстетически приятного взаимодействия среды с людьми.

Основная деятельность дизайнера интерьера связана с проектированием художественно-технической, предметно-пространственной, производственной и социально-культурной среды, максимально приспособленной к нуждам различных категорий потребителей.

К основным обязанностям дизайнера интерьера относятся:

  • разработка художественно-конструкторских проектов интерьеров, обеспечение качества проектируемых интерьеров, соответствия их требованиям эргономики;
  • отбор и анализ патентной и другой научно-технической информации;
  • участие в выполнении научно-исследовательских и экспериментальных работ, связанных с решением художественно-конструкторских задач;
  • поиск с использованием новых информационных технологий наиболее рациональных вариантов решений и деталей внешнего оформления;
  • разработка необходимой технической документации, участие в подготовке пояснительных записок к проектам, в их рассмотрении и защите;
  • осуществление авторского надзора за реализацией художественно-конструкторских решений.

Дизайнер интерьера должен обладать такими личностными качествами, как усидчивость, внимательность, аккуратность, самостоятельность, инициативность, старательность, хорошая память и интуиция.

К профессионально важным качествам дизайнера интерьера относятся:

  • пространственное воображение;
  • творческие и художественные способности;
  • глазомер линейный, угловой, объемный;
  • способность концентрировать внимание;
  • стрессоустойчивость;
  • способность к созданию образа по словесному описанию;
  • интуитивное мышление;
  • развитая зрительная и тактильная память;
  • цветовое восприятие;
  • навыки черчения;
  • способность к конструированию и проектированию.

К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе дизайнером интерьера, относятся:

  • некорректируемое снижение остроты зрения;
  • нарушение цветоразличения, бинокулярного зрения;
  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • нервные заболевания;
  • заболевания органов дыхания.

Специалист в области дизайна интерьера должен хорошо знать основы теории и методы моделирования архитектурно-дизайнерского проектирования; основы композиции, закономерности визуального восприятия; систему проектной и рабочей документации для строительства; современные строительные материалы, конструкции и технологии; актуальные средства развития и выражения архитектурного замысла (графические, макетные, компьютерные, вербальные, видео и пр.); традиции и современные стандарты проектной коммуникации.

Дизайнер интерьера должен уметь:

  • обеспечивать решение актуальных социально-экологических задач создания естественной, художественно выразительной и комфортной среды;
  • выполнять проектную документацию на всех стадиях проектирования;
  • разрабатывать проектные решения во взаимодействии со специалистами-смежниками;
  • выбирать и использовать современные строительные и отделочные материалы;
  • выполнять дизайн-проекты в соответствии с ГОСТами.

Дизайнеры интерьера могут работать в крупных дизайнерских агентствах, студиях, мастерских, в фирмах, занимающихся ремонтом, строительством, продажей мебели. Но в большинстве случаев дизайнеры работают самостоятельно, выполняя частные заказы. Профессия является достаточно востребованной.

Дизайнеры могут работать самостоятельно (специалист, выполняющий частные мелкие заказы) и в коллективе.

Большую часть дня они работают в помещениях. Несколько раз в неделю возможны выезды на проектируемые объекты с целью осуществления авторского надзора за ходом работ.

Рабочая поза – преимущественно сидя и лишь изредка стоя.

В работе дизайнер использует ручные средства труда, а также персональный компьютер с возможностью выхода в Интернет.

Рабочее место должно быть хорошо освещено, быть доступно для регулярного проветривания.

Условия труда на рабочих местах специалистов с ограниченными возможностями здоровья должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы (при наличии инвалидности). Конструкция всех элементов производственного оборудования и организация рабочего места должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим особенностям и ограниченным возможностям работающих инвалидов.

Специальной формы для дизайнеров интерьера не предусмотрено.

Рабочая поза дизайнера интерьера – долговременное нахождение в положении сидя, поэтому возможны профессиональные заболевания, приводящие к болям в спине и шее. При осуществлении авторского надзора дизайнеры вынуждены часто посещать строительные площадки. В связи с этим возможны травмы, заболевания дыхательных путей (отравление строительной пылью).

Профессия дизайнера интерьера является материально ответственной, так как специалист отвечает за подбор строительных и отделочных материалов, мебели.

Профессию «Дизайнер интерьера» можно получить в профессиональных образовательных организациях по специальности «Дизайн (по отраслям)» либо в организациях высшего образования по одной из специальностей: «Дизайн (по отраслям)», «Дизайн архитектурной среды».

Требования к профессиональной подготовке дизайнера

К сожалению, сегодня уровень промышленного дизайна в России отстает от ряда зарубежных стран. Отечественные разработки проигрывают зарубежным аналогам по эстетическим и эргономическим качествам выпускаемых изделий. Часто дизайн-продукт, обладая рядом «полезных, умных» свойств внешне выглядит невзрачно непрезентабельно, не удобен в использовании — потребитель предпочитает выбрать красивый, эргономичный иностранный продукт. Это неизбежно приводит к снижению конкурентоспособности российской промышленной продукции и часто делает ее использование нерентабельным для большинства потребителей. В современных условиях состязательности и соперничества производствам нашей страны нужны конкурентоспособные творческие специалисты, т.е. способные достигать успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции. Такие специалисты смогут обеспечить высокий уровень дизайнерских разработок, увеличить конкурентоспособность производимых товаров и экономики в целом. Это существенно повлияет не только на макроэкономическую динамику и на изменение удельного веса национальной экономики в общем объеме мирового производства, но и непосредственно на качество жизни людей.

Существует довольно широкий ряд значений слова «дизайн». Герберт Рид определяет дизайн как высшую форму искусства, как независимую сверхпрофессию, свободную от узкоспециализированного профессионализма, приравнивает объекты дизайна к продуктам абстрактного искусства в графике и пластике. Джорж Нельсон считает дизайн обслуживающей профессией в условиях цивилизации суперкомфорта, но одновременно и внутренне свободной творческой деятельностью, способом профессионального самовыражения художника в современном мире, особой формой массового искусства. Данные определения обозначают дизайн скорее как вид искусства, а не как род деятельности. Но дизайн развивался и получил свое становление именно как специфическая сфера деятельности по приданию результатам проектирования предметно-пространственной среды высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом [3, 7].

Наиболее близкое современной действительности определение слову «дизайн» даёт Дональд А. Норманн. Дизайн — творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством. В соответствии с данным определением дизайнером можно назвать человека, занимающегося художественно-технической деятельностью, в рамках какой-либо из отраслей промышленности [1, 3].

Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению Дизайн (072500) характеризует профессиональную деятельность дизайнеров как вид творческой деятельности по формированию эстетически выразительной предметно-пространственной среды, направленную на создание и совершенствование высокоэстетичной конкурентоспособной отечественной продукции, способствующей развитию экономики, повышению уровня культуры и жизни населения [8]. Проектируя новое изделие, предавая ему определенные функциональные и эстетические свойства, дизайнер «проектирует» человека, который будет жить в новой измененной среде и пользоваться её объектами. От качества продукта зависит качество жизни человека. Промышленный дизайн связывает человека и производство и становится неотъемлемой составной производства и продвижения любого продукта.

Внешний вид продукта, его эргономика определяются функциональным назначением этого продукта, в связи с этим дизайнер должен понимать, из чего состоит предмет, какие качества придают ему ту или иную функцию. Кроме того, сегодня особое место занимает экологичность продукции, проблему которой часто решает тоже дизайнер. Это предполагает, что дизайнер должен постоянно повышать свою квалификацию, совершенствоваться, «идти в ногу» с наукой, быть в гуще инновационных событий. Идет время, меняется общество, меняются его предпочтения, запросы и вкусы. Промышленный прогресс не стоит на месте — разрабатываются новые материалы, новые методы обработки этих материалов — дизайнер должен успевать реагировать на новшества в числе первых, т.к. именно от его профессиональных качеств зависит, станет новый продукт популярным сразу или останется незамеченным, будет ли он удобен для потребителя и станет ли отвечать своему назначению [2].

Одной из проблем современного дизайн-образования, как считает Кузьмина О.В., является то, что основная направленность учебного процесса при подготовке дизайнеров идет на формирование в основном художественных знаний, что не соответствует требованиям государственного стандарта и потребностям промышленности, которым необходимы сформированные профессиональные компетенции [6]. Выделению компетенций будущих дизайнеров, а также их компонент, структуры и содержания посвящено исследование Н. М. Кришталь, в котором учитывались: взгляд академического персонала на проблему структуры и содержания; требования работодателей; требования потребителей дизайнерской продукции; точка зрения выпускников; точка зрения работников промышленных предприятий, художественных и творческих студий; современные тенденции и перспективы развития теории и технологии производства изделий дизайна. Исследование показало, что основными компетенциями, которыми должен владеть современный дизайнер являются: эстетическая компетенция — компетенция в формировании нравственного и эстетического отношения человека к себе и окружающим, к природе, духовным и материальным ценностям; компетенция в программном обеспечении; коммуникативная компетенция. Среди психологических качеств личности приоритетными оказались: креативность, оперативность, стрессоустойчивость, ответственность, самокритичности. Требования экспертов к выпускникам, специализирующимся в области графического дизайна включают художественный вкус, чувство стиля и композиции, творческий подход, художественные и графические способности [5].

Проведенный опрос исследователем О.С. Шкиль среди руководителей архитектурно-дизайнерских фирм, рекламных агентств, дизайн-студий и дизайн-мастерских показал, какие профессиональные качества дизайнера работадатели считают приоритетными. Это знание новейших компьютерных технологий и умение применить их на практике; опыт работы; умение рисовать; теоретические знания в области художественных и технических дисциплин; навыки проектирования; способность к конструированию и макетированию. Среди личностных качеств, согласно исследованию О. С. Шкиль, работодатели выделяют креативность, коммуникабельность, ответственность, аккуратность и точность выполнения задач [9].

Стремительные изменения в структуре профессиональной деятельности специалистов-дизайнеров привели к тому, что сегодня большая их часть, помимо выполнения художественно-творческих задач, занята производственно-технологической деятельностью [2]. В процессе профессионального обучения будущих дизайнеров следует подготовить решать следующие профессиональные задачи:

  • разработка и выполнение эскизов, дизайн-проектов, объектов дизайна на основе методов дизайн-проектирования, эргономики и антропометрии, основ изобразительного искусства, проектной графики, компьютерных технологий в различных сферах дизайнерской деятельности;
  • деятельность в промышленном производстве с применением знаний в области инженерно-технологического конструирования и макетирования, технологии изготовления продуктов дизайна (разрабатывает макеты; подготавливает технологическую документацию проекта для запуска его в производство; осуществляет контроль за изготовлением изделий в производстве в части соответствия их авторскому образцу; оценивает технологичность проектно-конструкторских решений; ведет работу по постановке задач технологу и конструктору);
  • осуществление управления в дизайнерских фирмах и организациях; преподавательская работа [9].

При подготовке будущих дизайнеров к профессиональной деятельности следует учесть мнение работодателей и особое внимание обратить на то, что профессиональные качества дизайнера определяются, прежде всего, его личностными качествами. Это целеустремленность, амбициозность, постоянное самосовершенствование, самообразование, креативность, способность к усвоению новых знаний и личностному росту, способность творчески подходить к работе, ответственность. Как показывает практика, сильная личность, способна к самообразованию и саморазвитию, лучше приспосабливается к новым условиям и справляется с профессиональными задачами. А профессиональные задачи дизайнера в современном мире имеют тенденцию к постоянному изменению и усложнению в связи с быстрыми темпами развития научно-технического прогресса.

Новые условия функционирования высшей школы в рамках реализации третьего стандарта высшего образования, применения компетентностного и личностно ориентированного подходов в обучении, требуют внесения существенных корректив в процесс подготовки дизайнеров к профессиональной деятельности. Целью высшего образования сегодня должна стать подготовка конкурентоспособного, компетентного специалиста, способного не только применять полученные знания, умения и навыки, но и принимать оригинальные и нестандартные решения, когда это потребуется. Необходимо понимать, что при подготовке дизайнеров к профессиональной деятельности, освоение стандартных технологических приемов и способов работы не должно доминировать, приоритетным должно стать творческое становление специалиста. Простого приобретения знаний умений и навыков сегодня не достаточно, чтобы стать хорошим специалистом. Необходимо развивать такие стороны личности, которые в наибольшей степени соответствуют индивидуальным задаткам, творческому потенциалу [4]. В ряде ключевых нормативно-правовых документов, обеспечивающих регулирование обновления образовательного процесса в вузе, творческое развитие человека относится к одной из приоритетных целей образования. К ним относятся Федеральный закон «Об образовании в РФ», государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 годы».

Другие публикации:  Приказ минюста об окладах

Заключение

Творческая личность сегодня востребована во всех сферах деятельности. Темп современной жизни постоянно ускоряется, профессиональные задачи специалистов усложняются, т.к. непрерывно развивается наука и производство. Это требует от человека продуктивно и творчески подходить к любым изменениям. Только креативная личность способна к гибкому и адекватному решению проблем, активному восприятию окружающей действительности, самостоятельному поиску решения задач, саморазвитию, самообразованию и адаптации к новым условиям. Профессионально-востребованным становится тот дизайнер, который действует креативно в ситуации невозможности выбора, т.е. создает оригинальный дизайн-продукт с высокими эстетическими и эргономическими качествами на имеющемся оборудовании, с применением имеющихся материалов и средств. Кроме того, дизайнер должен иметь четкое представление о том, чего ждет от него потребитель, следовать тенденциям времени и места, научно-техническому прогрессу, реагировать на социально-экономические изменения и, самое важное в этой ситуации, уметь опережать время и создавать продукт, востребованный в будущем. Очевидно, что нестандартное, творческое мышление является неотъемлемым качеством конкурентоспособного дизайнера, и на этапе приобретения знаний, и на этапе их дальнейшего профессионального использования.

Рецензенты:

Валеева Н.Ш., д.п.н., декан факультета социотехнических систем, профессор кафедры социальной работы, педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань;

Хасанова Г.Б., д.п.н., профессор кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань.

Формирование готовности студента-дизайнера к производственно-технологической деятельности

Хайруллина Эльмира Робертовна

профессор, д-р пед. наук, Казанский Национальный Исследовательский Технологический Университет

Королева Ларианна Юрьевна

аспирант Казанского Национального Исследовательского Технологического Университета

Формирование готовности студента-дизайнера к производственно-технологической деятельности

АННОТАЦИЯ

В статье выявлены проблемы готовности студентов-дизайнеров к профессиональной деятельности при производстве предметов быта и одежды специального назначения; определены задачи формирования у студентов необходимых качеств для осуществления производственно-технологической деятельности; сформулирован ряд компетенций, позволяющих дизайнеру осуществлять профессиональную деятельность.

Ключевые слова: готовность, профессиональная деятельность, дизайн, компетенции; professional activity, design, competences.

В настоящее время на Российском рынке стоит проблема подачи предметов одежды и быта специального назначения с определенными свойствами (для медиков, спортсменов, военных, инвалидов и пр.), удовлетворяющих запросы современного потребителя по эстетическим качествам. Часто продукт такого рода, обладая рядом «полезных, умных» свойств внешне выглядит невзрачно непрезентабельно – потребитель предпочитает выбрать красивый иностранный продукт либо довольствуется тем, что предлагает отечественный производитель. Связано это с тем, что научные разработки в области материаловедения, химии, электроники и пр. в России часто остаются на уровне функциональности, а эстетические данные, как правило, игнорируются по ряду причин:

– либо у ученого на производстве нет творческих способностей, чтобы создать гармоничный и привлекательный предмет,

– либо молодой специалист-дизайнер, не обладая достаточной квалификацией в сфере технологии производства, не понимая свойств и назначения материала, не может работать с ним;

– либо проектирование внешнего вида изделий ведется по давно отработанным устаревшим образцам, шаблонам.

В связи с этим встает острая потребность в высококвалифицированных, подготовленных к производственно-технологической деятельности, имеющих представления о научных разработках творческих кадрах на производстве. Это позволило бы улучшить качество дизайна промышленных изделий.

Дональд А. Норманн определяет дизайн как творческую деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством. В соответствии с данным определением дизайнером можно назвать человека, занимающегося художественно-технической деятельностью, в рамках какой-либо из отраслей промышленности.

Внешний вид продукта, его эргономика определяются функциональным назначением этого продукта, в связи с этим дизайнер должен понимать из чего состоит предмет, какие качества придают ему ту или иную функцию. Это предполагает, что дизайнер должен постоянно повышать свою квалификацию, совершенствоваться, «идти в ногу» с наукой, быть в гуще инновационных событий. Идет время, меняется общество, меняются его предпочтения, запросы и вкусы. Промышленный прогресс не стоит на месте – разрабатываются новые материалы, новые методы обработки этих материалов – дизайнер должен успевать реагировать на новшества в числе первых, т.к именно от его профессиональных качеств зависит, станет новый продукт популярным сразу или останется незамеченным, будет ли он удобен для потребителя и станет ли отвечать своему назначению.

Профессиональные качества дизайнера определяются, прежде всего, его личностными качествами. Это – целеустремленность, амбициозность, постоянное самосовершенствование, самообразование, креативность, способность к усвоению новых знаний и личностному росту, способность творчески подходить к работе, ответственность.

Как показывает практика, сильная личность, способна к самообразованию и саморазвитию, лучше приспосабливается к новым условиям и справляется с профессиональными задачами. А профессиональные задачи дизайнера в современном мире имеют тенденцию к постоянному изменению и усложнению в связи с быстрыми темпами развития научно-технического прогресса.

Стремительные изменения в структуре профессиональной деятельности специалистов-дизайнеров привели к тому, что сегодня большая их часть, помимо выполнения художественно-творческих задач, занята производственно-технологической деятельностью:

– разрабатывает макеты промышленных изделий;

– подготавливает технологическую документацию проекта для запуска его в производство;

– осуществляет контроль за изготовлением изделий в производстве в части соответствия их авторскому образцу;

– оценивает технологичность проектно-конструкторских решений будущего продукта;

– ведет работу по постановке задач технологу и конструктору

Однако, по мнению исследователей и работодателей, при подготовке в вузе специалистов по направлению «дизайн» не обеспечивается необходимый уровень их готовности к производственно-технологической деятельности. В процессе преподавания специальных дисциплин студентам-дизайнерам преподаватели ВУЗов испытывают определенные затруднения в актуализации знаний о сущности производственно-технологической деятельности. В результате, выпускнику либо приходиться с трудом адаптироваться на новом месте, либо получать дополнительное образование, либо устраиваться на работу не по своему направлению.

В ходе изучения дисциплин профессионального цикла, будущий дизайнер должен овладеть практикой решения профессиональных задач, поскольку именно при изучении спец-предметов студент получает опыт жизненных проблем, проходит первичную профессиональную и социальную адаптацию, что существенно влияет на уровень формирования его готовности к производственно-технологической деятельности.

Педагогу, при формировании готовности студентов к производственно-технологической деятельности, необходимо развивать в будущих дизайнерах навыки самостоятельного решения профессиональных задач. Подходом к решению этой задачи может стать на начальных этапах объединение практической деятельности учащихся различной профессиональной направленности. К примеру, разработка совместных проектов студентов дизайнеров с технологами, химиками, пищевиками и т.д. – что позволило бы развить навыки сотрудничества, работы в команде, расширить кругозор. На более поздних этапах, к примеру, при дипломном проектировании это может стать интеграция образования и производства в форме партнерства вуза с предприятиями, что объединило бы теоретическое обучение студентов с формированием практических навыков на производстве.

Задачами педагогического обучения дизайнеров в процессе формирования готовности к производственно-технологической деятельности в ВУЗе должны стать:

– формирование специалистов, легко адаптирующихся к новым профессиональным условиям;

– подготовка востребованных специалистов, повышающих статус учебного заведения;

– формирование навыков самостоятельной работы, самообразования и самосовершенствования;

– формирование пользоваться инновационными разработками;

– формирование навыков понимания обязанностей, задач, оценки ее значимости, знания средств достижения цели.

Студентов, помимо усвоения специальных художественных навыков, необходимо научить:

– стремиться создать красивый, эстетичный продукт, используя научные открытия в области химии, материаловедения, технологии и пр.;

– ориентироваться в области специфики ВУЗа (что нового и полезного создано, как это работает);

– сотрудничать с людьми, ведущими научные разработки, уметь понимать их требования и удовлетворять запросы в области дизайна готового продукта.

Деятельность дизайнера не может сводиться только художественно-творческим умениям. Современный дизайнер должен обладать целым комплексом знаний и умений, включающим специальные технологические и инженерно-технические знания; знания организационно-технического характера. Дизайнер должен быть универсальным специалистом, разносторонне развитым. Помимо этого в нем должны быть развиты такие личностные качества, которые позволяли бы ему быть успешным и востребованным специалистом.

Компетентностный подход является условием подготовки дизайнера к профессиональной деятельности. Прежде всего, рассмотрены документы государственного стандарта, а именно «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 072500 Дизайн», где указан ряд компетенций, которыми должен обладать выпускник направления дизайн. Для осуществления дизайнером производственно-технологической деятельности стандартом обозначены такие компетенции:

– знает основы технологических процессов выполнения изделий, предметов, товаров, их промышленного производства;

– готов к оценке технологичности проектно-конструкторских решений;

– способен организовать рабочие места, осуществлять профилактику производственного травматизма, профессиональных заболеваний и следить за предотвращением экологических нарушений;

– готов к проведению опытно-конструкторских работ.

Рассмотренные в ходе исследования источники позволили выделить набор новых не учтенных стандартом высшего профессионального образования компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность дизайнеру:

– Компетенция в реализации художественно-графических образов с помощью программного обеспечения Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Coral Draw, Macromedia Dreamweaver Javascript, Action Script, PHP, CyberVision, Flash, WORD, EXCEL, РР-презентаций;

информационно- коммуникативная деятельность:

– Способность работать в глобальных компьютерных сетях;

– Использование основных методов и средств работы с информацией;

– Умение ориентироваться в понятиях технологических наук;

– Владение знаниями о промышленности (в области специфики ВУЗа) мира и страны;

– Умение находить научные открытия.

Производственно технологическая деятельность

– Компетенция в разработке макетов (производственно технологическая деятельность);

– компетенция в воплощении проекта в материале;

– Компетенция в подготовке проекта к воплощению;

– Компетенция в технологичном выполнении заказов;

– Компетенция в постановке задач для технолога, конструктора;

– Умение создавать комфорт в общении;

– Умение вызывать к себе симпатию;

– Умение ведения переговоров;

– Понимание обязанностей, задач, оценки ее значимости, знание средств достижения цели, представление вероятных изменений обстановки;

Как упоминалось ранее, личностные качества оказывают значительное влияние на готовность дизайнера к профессиональной деятельности. В связи с этим, на основании рассмотренных источников выделены личностные (психологические) компетенции дизайнера, необходимые ему для успешной профессиональной деятельности:

– Способность к самосовершенствованию;

– Способность к усвоению новых знаний и личностному росту;

– Активная жизненная позиция;

– Способность творчески подходить к работе;

Помимо этого, в ходе исследования подтвердилось влияние на готовность к профессиональной деятельности дизайнера социально-экономических и культурно-нравственных компетенций.

– Компетенция в создании профессионального портфолио;

– Компетенция в сопровождении и контроле текущих заказов;

– Компетенция в ценовой политике;

– Компетенция в создании и поиске собственной клиентской базы;

– Нравственное и эстетическое отношение к себе, людям, природе, духовным и материальным ценностям

Развив компетенции, как выявленные в ходе исследования, так и утвержденные образовательным стандартом, можно создать условия успешного формирования готовности студента-дизайнера к производственно-технологической деятельности.

Литература

1. Абсалямова И.Р. Формирование основ профессиональной компетентности дизайнера в техническом колледже: Автореф. дис… канд. пед. наук. – Москва: 2007. – 24 с.

2. Бундина, Ю.М. Формирование профессиональной компетенции студента-дизайнера как аксиологическая проблема / Ю.М. Бундина // Вестник ОГУ. – 2006. – N 6. – С. 92-97.

3. Гладких, В.Г. Стратегия развития креативного потенциала будущего дизайнера в профессиональной подготовке [Электронный ресурс] // Научный, информационно-аналитический журнал «Образование и общество» [сайт] / В.Г. Гладких, О.П. Тарасова – Режим доступа: http://www.jeducation.ru, свободный.

Другие публикации:  Договор купли продажи доли в ооо с залогом образец

4. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А.А.Деркач. – Воронеж: НПО МОДЭК, 2004. – 752 с.

5. Дональд А. Норманн Дизайн привычных вещей / Дональд А. Норманн. – М.: Вильямс, 2006. – 384 с.

6. Кришталь, Н.М. Структура и содержание ключевых компетенций дизайнеров / Н.М. Кришталь // Компетентность. – 2010. – N 7. – С. 4-10.

7. Кулешова А.И. Формирование профессиональной компетентности графического дизайнера в вузе: Автореф. дис… канд. пед. наук. – Тула: 2009. – 31 с.

8. О требованиях к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки «Дизайн»: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 января 2010 г. N 15 // Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 072500 Дизайн (квалификация (степень) «магистр»).

Профессия дизайнер одежды

Дизайнер одежды занимается проектированием и созданием нарядов, соответствующих современным модным тенденциям. Многие люди считают, что второе название профессии дизайнера одежды — модельер. На самом же деле дизайнер — более обширная специальность, которая включает в себя обязанности художника-модельера и конструктора.

Профессия дизайнера одежды считается одной из самых привлекательных, так как сопровождается популярностью, интересной светской жизнью и высокими доходами. Но это лишь одна сторона медали. Работа дизайнера кроме модных показов включает в себя ещё и множество рутинных обязанностей, предшествующих выводу новой коллекции в люди. Она прекрасно подходит творческим личностям, которые искренне интересуются модой во всех ее проявления, имеют хороший художественный вкус и навыки рисования, а также не боятся монотонной работы.

Должность дизайнера одежды востребована в швейных фабриках, ателье, дизайнерских мастерских и домах моды. В редких случаях дизайнеры одежды работают на себя и создают одежду под собственным брендом.

Обязанности дизайнера одежды

Главные должностные обязанности дизайнера одежды:

  • Разработка концепции развития товарного ассортимента.
  • Мониторинг рынка, анализ и исследование модных тенденций.
  • Конструирование изделий для сезонных коллекций (а также корректировка старых моделей).
  • Разработка графической документации по коллекциям.
  • Создание лекал.
  • Подбор материалов и фурнитуры (поиск интересных изделий и элементов дизайна на рынке готовых изделий).
  • Проработка и утверждение образцов.
  • Проведение примерок.
  • Подготовка и проведение презентаций и показов коллекций.

Требования к дизайнеру одежды

Главные требования к дизайнеру одежды:

  • Среднее специальное или высшее профессиональное образование.
  • Знание ПК (Adobe Illustrator, Corel Draw, Photoshop).
  • Опыт разработки графической документации (эскизов).
  • Навыки качественного изготовления лекал.
  • Художественный вкус.

Иногда дизайнеру одежды может потребоваться:

  • Знание иностранного (чаще английского) языка.
  • Наличие действующего загранпаспорта (для командировок за рубеж).

Преимуществом для представителей этой профессии будет стажировка за границей или у известных отечественных дизайнеров, а также узнаваемый авторский стиль.

Образец резюме дизайнера одежды

Как стать дизайнером одежды

Стать дизайнером одежды можно, окончив ВУЗ или профессионально-техническое училище по направлению «дизайн и конструирование одежды». Учат этой профессии и в различных школах дизайна — как за рубежом, так и в России.

Также в профессию можно придти из близких областей, т.к. функции дизайнера одежды может выполнять закройщик, швея или портной. Базовые знания по конструированию одежды дают на курсах кройки и шитья.

Но одного базового образования для успеха недостаточно. Чтобы стать востребованным дизайнером одежды нужно непрерывно развиваться, искать новые источники вдохновения, интересоваться не только современной модой, но и ее историей, посещать известные модные показы в своей стране и за границей, не бояться критики и экспериментов.

Зарплата дизайнера одежды

Заработная плата дизайнера одежды варьируется от 25 до 100 тысяч рублей в месяц. Оклад этого специалиста во многом зависит от его опыта, таланта и популярности компании-работодателя. Дизайнеры известных модных домов зарабатывают значительно больше тех, кто трудится в маленьких дизайнерских мастерских. Средняя зарплата дизайнера одежды составляет 60 тысяч рублей в месяц.

Творческое развитие в истории дизайн-образования

аспирант кафедры «Моды и технологии», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Казань

Креативность сегодня является важнейшим качеством личности дизайнера. Темп современной жизни постоянно ускоряется, профессиональные задачи специалистов усложняются, т.к. непрерывно развивается наука и производство. Это требует от дизайнера продуктивно и творчески подходить к любым изменениям. Только креативная личность способна к гибкому и адекватному решению проблем, активному восприятию окружающей действительности, самостоятельному поиску решения задач, саморазвитию, самообразованию и адаптации к новым условиям [17]. Изучая роль развития креативности в процессе профессионального становления будущего дизайнера, для выявления творческого характера деятельности дизайнера, мы обратились к изучению истории становления дизайна как профессии. До сих пор не существует единого мнения по поводу причин и точного времени формирования дизайна как профессии. Самую старую дату — конец XIX века — определяют по английскому «движению искусств и ремесел», во главе которого стоял У. Моррис, выступавший против издержек промышленной революции, когда обиходную жизнь европейцев наводнили выполненные по одному трафарету, обезличенные предметы — «ширпотреб». Массовое производство, по его убеждению, приводит к деградации, как самого создателя товаров, так и их потребителей. У. Моррис считал, что каждая историческая эпоха, каждое поколение людей имеют равные художественные возможности, и ставил своей задачей возбудить интерес к творческому труду среди самых широких масс населения. По мнению исследователей, в рамках «движения искусств и ремесел» были сформулированы главные положения теории и творческие принципы дизайна, концепции предметной среды [11]. Согласно другой точке зрения датой возникновения профессии дизайнера принято считать начало XX в., когда художники заняли ведущие посты в некоторых сферах индустриального производства того времени, например на заводах, выпускающих электротехнические приборы, автомобили. В результате новые технические формы «очищались» от излишней «техноидности», приобретя качества художественных, стилевых форм [6]. Мы же в своем исследовании придерживаемся мнения исследователей, считающих, что о дизайне как о профессии можно говорить только с того момента, когда появились первые школы дизайна, а следовательно, и методика преподавания дизайна, когда появились первые преподаватели дизайна, способные гуманитарно очертить границы своей профессии. Все, что было до этого, исследователи называют протодизайном [11], однако в рамках нашего исследования мы отмечаем особое значение протодизайна в становлении дизайна как творческой деятельности. В 1919 г. в немецком городе Ваймаре в результате слияния и реорганизации Школы изящных искусств и Академии прикладных искусств зародилось учебное заведение нового типа — Баухауз. Основой образования в Баухауз было прикладное обучение и возврат к ремеслу, а также синтез всех художественно-производственных дисциплин. Для нашего исследования играет важную роль направленность педагогического процесса на развитие художественной индивидуальности студента, его способностей и талантов [12]. Одной из задач обучения в Баухауз было стремление пробудить творческие силы студентов, чтобы личные переживания и особенности восприятия каждого определяли своеобразие их работ. Программа обучения выстраивалась индивидуально для каждого студента. Задания в мастерских также определялись самими учащимися. Каждый из студентов «методом проб и ошибок» самостоятельно определял материал и текстуры для работы, соответствующие его творческому «Я» [7]. По мнению В. Гропиуса, основателя Баухауз, роль педагога — разбудить дремлющий талант и развинтить индивидуальность каждого студента [3]. Баухауз закладывал новые принципы к проектированию объектов: принципы функционализма, направленность на массовое производство, ориентированность на людей с небольшим достатком. Студенты должны были владеть знаниями производственного процесса, обучение и исследовательская деятельность проводились в связи с практикой и промышленностью [12]. Для нашего исследования интересны следующие педагогические взгляды Баухауз: творческое воспитание; концепция «учиться делая»; концепция одновременного воспитания руки и головы как вклад в целостное воспитание; постулат об эстетическом воспитании как воспитании свободы. Отечественное дизайн-образование, по мнению Н. В. Воронова получило свое развитие в 20-е годы XX века [2]. В Харьковском практическом институте дисциплины художественно-графического цикла были направлены на пробуждение особого способа мышления — мышления с помощью графики. Тем самым приводился в действие мощный потенциал зрительной системы человека, как орудия творческой деятельности [15]. Именно в это время Н. Ф. Чужак пришел к выводу, что художник хотя и имеет дело с вещами, но целью его являются не предметы, а люди [14]. Эта мысль является своеобразной трактовкой сущности деятельности дизайнера, направленной на преобразование мира и содействующей социальному прогрессу общества. Один из теоретиков движения «Производственное искусство» А. Арватов в тоже время высказал мнение, что единственным законом и единственным критерием художественной деятельности дизайнера является социально-техническая целесообразность продукта. То есть, чем квалифицированнее и чем лучше в смысле формообразования сделана вещь, тем она художественнее [12]. Другой теоретик производственного искусства Б. Кушнер, отмечал, что художник должен войти в производство, заменив в нем инженера и став художником-инженером. Зарождающаяся новая проектная культура, по его мнению, — это синтез искусства и инженерии, построенная на базе новейших достижений науки и техники, обладающая огромным художественным, социально-воспитательным потенциалом, что делает это новое явление могучим средством построения более высокой интегральной культуры [12]. Эти слова характеризуют дизайн, как деятельность, результат которой направлен на повышение культурного уровня населения, на его эстетическое воспитание. Большую роль в формировании новой художественной культуры Советской России и развитии дизайна (производственного искусства) сыграл ВХУТЕМАС, где под руководством таких мастеров как В. Е. Татлин, А. М. Родченко, Л. М. Лисицкий, были подготовлены первые советские дипломированные дизайнеры (инженеры-художники). Одной из целей ВХУТЕМАС было сближение художественно-материальной культуры с массовым индустриальным производством. Творческая направленность вуза во многом определялась студентами, активно принимавших участие в его общественной жизни на равных с преподавателями. Такая необычная самостоятельность студентов усиливала творческий потенциал ВХУТЕМАСа, превращая его в генератора новых формообразующих и стилеобразующих идей [12]. Как показывает исследование, весь образовательный процесс во ВХУТЕМАСе был пронизан творчеством. Значительный вклад в становление новой профессии во ВХУТЕМАСе внес A. M. Родченко, внедряя новые методы преподавания на металлообрабатывающем факультете. Задания строились по нарастанию сложности от проекта к проекту, делая каждый этап доступным для студента и в тоже время интересным [12]. А. М. Родченко считал, что чем более нетрадиционным и непривычным будет задание для студента, тем полнее будет происходить конструирование новой формы, не имеющей прототипов и аналогов [4]. А. М. Родченко рассматривал задачи дизайна (производственного искусства) как проектирование всей окружающей человека предметной среды. В последствии, его разработки легли в основу новой области науки — эргодизайна. Отметим, что впервые в процессе учебной подготовки во ВХУТЕМАСе ставилась задача нахождения оптимальной пропорции инженерного и художественного начал. В обучении «инженера-художника» преобладала техническая сторона. Это объяснялось первоочередной необходимостью развития промышленности. Кроме того, проще было аргументировать достоинства того или иного проекта техническими характеристиками. Процесс проектирования инженера- художника объединял принципы конструирования и изобретательства. Художественная сторона творчества проявлялась, прежде всего, как изобретательская деятельность, сосредоточенная на поиске оригинальной, функциональной и технически оправданной конструкции. «Инженер-художник» в 20-30х годах должен был владеть техническими знаниями о вещи (о конструкции, технологии, экономике) и уметь пользоваться формой, конструкцией, технологией, цветом, фактурой как художественными средствами, помогающими создать культурно-потребительский образ вещи [15]. Важную роль для нашего исследования играет тот факт, что внимание теоретиков и преподавателей того времени было обращено к взаимосвязи технического (утилитарного) и художественного (эстетического), ставшей основным содержанием профессиональной деятельности дизайнера. Исследователи истории дизайна отмечают великую роль ВХУТЕМАСа и Баухауза в становлении дизайн-образования. Оба учебных заведения дали оригинальные, не имеющие в прошлом модели комплексных художественно-теоретических вузов, методика обучения которых отвечала требованиям своего времени и гибко реагировала на его изменения [12]. В этих школах царил дух эксперимента, они намного опережали практику. Это актуально и сегодня, когда перед дизайнерами стоит задача ускоренного, качественного и органичного осуществления необходимых преобразований в художественных, экономических и социальных процессах. 1930-1940 года были кризисными для профессиональной подготовки дизайнеров. В 1953 году в германском городе Ульм возникла Ульмская школа (Высшая школа дизайна в Ульме), провозглашенная наследницей Баухауза. Наряду с профессиональным обучением, главной целью школы было воспитание у студентов самостоятельного мышления. В соответствии с этим в программу обучения включались дисциплины, прививающие студентам навыки конструктивного действия и чувства ответственности. Ульмская школа была нацелена на подготовку творчески одаренных людей к осуществлению практических задач через участие в формообразовании продуктов социальной значимости, в создании их индустриальными средствами, в приведении в единство формы с другими аспектами качества [1]. Проблеме содержания дизайн-образования в Ульмской школе особое внимание уделял Т. Мальдонадо, занимавший пост ректора с 1957 года. Разрабатывая содержание профессиональной подготовки дизайнера, Т. Мальдонадо опирается на системный подход к проектированию, предполагающий комплексное изучение объекта дизайна, анализ внешней среды, в которую он должен быть вписан и функционировать, анализ требований к проектируемому объекту и проектирование самой формы [9]. Творчество дизайнера заключается в предчувствии, в предвидении образа, в его последовательной реализации на основе ожидаемого у будущего потребителя впечатления от этой реализации. И впечатление это зависит от целого ряда слагаемых его независимых структур: визуальная организация объекта дизайна, материальная структура и технологические принципы её существования (комплекс научно-технических знаний о работе данных приборов или механизмов, о свойствах материалов, из которых они сделаны, о способах их изготовления и т.д.) [16]. Так дизайн-проектирование выступает как сложный многоступенчатый процесс, посвященный созданию модели еще не существующего объекта с наперед заданными свойствами или характеристиками. Значительное внимание Ульмской школой уделялось использованию дизайнером исследований в области маркетинга. По мнению Т. Мальдонадо и Г. Бонсипа, социальная роль дизайна заключается в том, чтобы оказывать на структуры потребления, существующие в свободном рыночном хозяйстве, влияние со своих социально- культурных позиций: «Функция дизайнера заключается не в поддержании спокойствия, а в возбуждении беспокойства» [1]. В 1960-1970-х гг. в профессиональную подготовку дизайнеров активно внедряется гуманитарный подход. Американский теоретик дизайна В. Папанек видел цель дизайн- образования в подготовке проектировщиков-универсалов, способных решать широкий круг социальных проблем. Профессиональное образование, по его мнению, как целостная система, должна охватывать все области дизайна. Другой американский теоретик дизайна А. Пулос подчеркивал, что у студентов необходимо формировать навыки самостоятельной исследовательской работы и умение решать проблемы, выходящие за рамки традиционной практической деятельности дизайнеров [10]. Данное положение имеет значимость для нашего исследования, поскольку профессиональные задачи дизайнера в современном мире часто изменяются, усложняются и затрагивают области не связанные с дизайном в его привычном понимании. Развитие отечественного дизайн-образования во второй половине XX века происходило в двух крупных школах художественно-промышленной ориентации: в Московском высшем художественно-промышленном училище (Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова) и Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И.Мухиной (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица). В школах был реализован курс «Проектирование», задачей которого было изучение моделирования промышленных изделий и построение учебной работы по реальным заданиям, полученным от производства. В образовательном процессе особо выделялся первый курс, целью которого было повышение общехудожественной культуры студентов в результате освоения различных видов и средств художественного творчества, что стимулировало более полное развитие способностей [15]. Значимым, по нашему мнению, для понимания сущности дизайна, является тот факт, что центром внимания в проектировании был потребитель как человек и социально- культурное существо, определяющее все особенности современной жизни, содержание предметной практической среды [15]. Именно человек является движущей силой проектного творчества, его смысловым фокусом. Однако теоретики дизайна того времени считали, что конечный продукт должен иметь определенную культурную целостность, господствующую в обществе, вписываться в систему культуры, при этом иметь гармонично сочетающиеся функцию и форму. Вещь должна была органически входить в пространственную целостность, образуемую всей предметной средой. Такой подход, по мнению Сапугольцева, переводил проблему взаимосвязи и взаимодействия функции и формы в проблему стиля, а это существенно сужало рамки творчества. Так, дизайнер проектировал не столько вещь, сколько ситуацию связи её с человеком [15]. В конце XX века в академиях и университетах открылись дизайнерские факультеты. Содержание профессиональной подготовки будущих дизайнеров в эти годы разрабатывается с учетом системно-деятельного подхода к обучению, который предусматривает владение студентами универсальными учебными действиями, способность самостоятельного усвоения новых знаний, умений и навыков, способствующих ориентации обучающихся в различных предметных областях познания и мотивации к обучению [8]. В образовательный процесс стали вовлекаться лидеры профессии. Это кардинально изменило представление о характеристиках личности дизайнера: субъективный опыт, личная интуиция и творчество стали иметь превосходство над теоретизированными и, казалось, объективными методиками. То, как будут использованы знания, зависело теперь от масштаба творческой личности. Образование нацелено на формирование человеческой личности и ее мировоззрения, а не на обеспечение специалистами какой-то сферы деятельности [15]. Б. М. Неменский говорил, что человеческое мышление изначально двустороннее: его составляют рационально-логическая и эмоционально-образная сторона как равноправные части. Не смотря на это, в образовании, по мнению ученого, господствует принцип научности, и даже в анализе искусства утвердился сугубо научный подход. Тем временем, многими теоретиками отмечается роль культуры и искусства и в развитии общества, и в развитии творческих способностей отдельного человека. Как писал Б. М. Неменский, отстаивая идею особой роли и специфики художественно-образного мышления: «Искусство предстает … как проявление выработанной за миллионы лет человеческого существования, ничем не заменимой формы мышления, без которой человеческое общество, вообще не могло бы состояться» [13]. По мнению В.П. Зинченко, «для технократического мышления не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства» [5]. Безусловно, дизайнеру необходимо чувство свободы, способствующее самовыражению, необходимы восприимчивость к проблемам и недостаткам окружающего мира и доверие к собственной интуиции, позволяющие создавать «произведение дизайна». Однако без профессиональных знаний и усвоения опыта предыдущих поколений невозможно создание «дизайн-продукта». Дизайн — это синтез техники и искусства, не допускающий игнорированя ни одной из этих сторон. Такое положение дизайна, по мнению Ю. В. Сапугольцева, определяет его роль, связанную с анализом, формулированием и закреплением в образной форме и последующей передаче следующим поколениям опыта эмоционально-ценностных отношений к тем или иным явлениям связей людей между собой и с природой [15]. Учитывая, что деятельность дизайнера опирается одновременно и на рационально- логическое мышление (технология изготовления продукта), и на эмоционально-образное (чувства и ощущения), то и являющийся результатом деятельности дизайнера продукт должен соответствовать техническим требованиям и быть оригинально окрашенным художественно-эстетическим мастерством профессионала, нести индивидуальность автора. История становления отечественного и: зарубежного дизайн — образования показала, что дизайн возник как особая творческая деятельность человека, в процессе которой преодолеваются противоречия между обыденным и новым, красивым и рациональным. В отличие от других видов проектной деятельности, дизайнерская деятельность заключается в динамизме процессов и постоянной изменчивости форм. Деятельность дизайнера не должна превращаться в массовое производство стандартных, шаблонных, «бездушных» вещей. Ее эффективность заключается в творческом подходе и особом мышлении дизайнера, направленном на активное созидание и преобразование мира. Мы рассматриваем креативность как профессионально важное качество дизайнера, как качество, способствующее повышению его конкурентоспособности.

Другие публикации:  Минимальная пенсия в канаде

1. Анализ опыта подготовки дизайнеров в высших учебных заведениях организация и содержание процесса подготовки дизайнеров: Отчет о научно-исследовательской работе // Методические материалы ВНИИТЭ.- М.: ВНИИТЭ, 1987. 2. Воронов Н. В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна: в 2 т. — М.: Союз Дизайнеров России, 2001. — Т.2. — 392 с. 3. Дижур А. А. Начало Баухауза. К 70-летию основания школы / А.А. Дижур // Техническая эстетика. — 1989. — №12. — С. 24-29. 4. Жадова Л. А. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. Страницы истории / Л.А. Жадова // Декоративное искусство СССР. — 1970.-№ 11., с. 31/ 5. Зинченко В. В. Психология доверия // Магистр. — 1998. — №4. — С. 17-36. 6. Ермаков М. П. Основы дизайна. Художественная обработка металла. Учебное пособие.-М.: ЛитераФорте, 2014. — 460 с. 7. Иоханнес Иттен Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах (Johannes Itten Gestaltung und formnenlehre. Vorkurs am Bauhaus und spaeter © 1963 und 1975 by Verlagsgruppe Dornier GmbH, Stuttgart). / Перевод с немецкого и предисловие Л. Монаховой. — М.: Аронов Д., 2001. — 136 с. 8. Каримова И. С. Формирование проектно-образного мышления студентов специальности «Дизайн» средствами графики: Монография. — Благовещенск: АмГУ, 2006. — 200 с. 9. Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория: учеб. пособие. — М.: Омега-Л, 2007. — 224 с. 10. Ковешникова Н. А. Из опыта профессиональной подготовки дизайнеров в США // Высшее образование сегодня. — 2010. — № 6. — С. 12-14. 11. Максимов Ю. В. У истоков мастерства: Нар. искусство в худож. воспитании детей. Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1983.-159 с. 12. Михайлов С. М. История дизайна. Том 1: Учеб. для вузов.- 2-е изд. Исправл. и дополн.- М.: «Союз Дизайнеров России», 2002.- 270 с. 13. Неменский Б. М. Мудрость красоты: о проблеме эстетического воспитания: Кн. для учителя. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1987. — 255 с. 14. Рунге В.Ф. Основы теории и методологии дизайна: учеб. пособие. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: МЗ Пресс, Социально-политическая МЫСЛЬ, 2005. — 368 с. 15. Сапугольцев В. Ю. Развитие креативности будущих дизайнеров костюма: дис. … канд. пед. наук. 13.00.08: защищена: 20.05.11 Оренбург. — 2011. — 244 с. 16. Шимко В. Т. Основы дизайна и средовое проектирование: учеб. пособие. — М.: ИМДТ, 2005. — 58 с. 17. Koroleva L. Y., Khairullina E. R., Khisamieva L. G. Development of creativity as a factor of increase of competitiveness of the designer // European Science and Technology: VII International research and practice conference. Munich 2014. p. 56-58. 18. Спектр Д.М. У истоков духовности // Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2013. Том. 2. №. 4. С. 637-658.

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» Все права защищены.

Еще статьи:

  • Какие предметы нужно сдать чтобы поступить на адвоката Какие предметы нужно сдавать при поступлении на адвоката Чтобы стать адвокатом с будущем, надо поступать на юридический факультет. Начать освоение данной специальности можно двумя способами: После окончания 9 […]
  • Как оформляется долевая собственность на квартиру Как оформить долевую собственность? Возникновение общей собственности на жилье возможно в разных ситуациях: при наследовании недвижимости, при приватизации квартиры, а также если жилье было приобретено в брачных […]
  • Где можно сделать гражданство россии Куда обращаться для получения гражданства РФ в Москве Российская Федерация пользуется большой популярностью среди мигрантов из ближнего зарубежья, причем иностранные граждане стремятся в РФ не только с целью […]
  • Льготы на земельный налог пенсионерам в ростовской области Перечень льгот для пенсионеров Ростовской области в 2019 году Пенсионерам Российской Федерации после окончания трудовой деятельности ежемесячно выдается пособие, называемое пенсией. Несмотря на катастрофический разрыв […]
  • Требования к стоматологическому кабинету 2019 Открываем стоматологический кабинет: нормативные документы В статье подробно рассмотрим, в чем сложность открытия стоматологии. Разберемся, какие нужны документы и лицензии, чтобы стоматология работала по […]
  • Уфмс россии гражданство детей Гражданство детей при изменении гражданства родителей У детей есть возможность получения сразу после рождения, но многие родители не спешат при отсутствии необходимости заниматься этой процедурой. При наступлении […]
Требования к профессиональной подготовке дизайнера