Проект рекультивации

Подборка наиболее важных документов по запросу Проект рекультивации (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Проект рекультивации

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Проект рекультивации

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Проект рекультивации

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Требования к разработке проектов рекультивации

1. Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы. 1995

2. ГОСТ 17.5.1.01-83 (2002) Рекультивация земель. Термины и определения

3. ГОСT 17.5.3.04-83 (1986) Общие требования к рекультивации земель

4. ГОСТ 17.5.3.05-84 (2002) Рекультивация земель. Общие требования к землеванию

5. ГОСT 17.5.1.02-85 Классификация нарушенных земель для рекультивации

6. ГОСТ 17.5.1.03-86 (2002) Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель

7. ГОСТ 17.5.3.06-85 (2002) Охрана природы. Земли. Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при проведении земляных работ.

8. ГОСТ 17.4.3.02-85 (2003) Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ.

9. ГОСT 17.5.3.06-85 Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ

10. ВСН 179-85 Инструкция по рекультивации земель при строительстве трубопроводов

11. РД 39-00147105-006-97 Инструкция по рекультивации земель, нарушенных и загрязненных при аварийном и капитальном ремонте магистральных нефтепроводов

12. Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов. 1996

13. ТСН 30-308-2002 Проектирование, строительство и рекультивация полигонов твердых бытовых отходов в Московской области.

14. РД 34.02.202-95 Рекомендации по рекультивации отработанных золошлакоотвалов тепловых электростанций

15. РД 07-35-93 Методические указания по организации и осуществлению контроля за горнотехнической рекультивацией земель, нарушенных горными разработками

16. ВРД 39-1.13-058-2002 Применение бентонитовых составов в рекультивации техногенных песчаных субстратов на северных месторождениях.

17. Методические рекомендации по выявлению деградированных и загрязненных земель. 1995

18. ГОСТ 17.5.4.01-84 (2002) Охрана природы. Рекультивация земель. Метод определения рН водной вытяжки вскрышных и вмещающих пород.

19. ГОСТ 17.5.4.02-84 (2002) Охрана природы. Рекультивация земель. Метод измерения и расчета суммы токсичных солей во вскрышных и вмещающих породах.

20. ГОСТ 17.5.1.06-84 (2002) Охрана природы. Земли. Классификация малопродуктивных угодий для землевания.

21. ГОСТ 17.5.3.01-78 (2002) Охрана природы. Земли. Состав и размер зеленых зон городов.

22. Метод расчета убытков землепользователей и потерь сельскохозяйственного производства (оленеводства) и сопутствующих промыслов при изъятии, самовольном захвате и порче земельных угодий

  • Основания для разработки проекта рекультивации земель
  • Основные положения о рекультивации земель

    Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о порядке проведения рекультивации и консервации земель» (подготовлен Минприроды России 26.05.2017)

    Досье на проект

    В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения рекультивации и консервации земель.

    2. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 262 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 19, ст. 1843; 2015, N 14, ст. 2140).

    3. Установить, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

    4. Признать утратившими силу постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 г. N 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 10, ст. 779), постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. N 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 47, ст. 4676).

    5. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, будет осуществляться в пределах установленной численности работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных органам государственной власти и органам местного самоуправления в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации на руководство и управление в сфере установленных функций.

    Утверждено
    постановлением Правительства
    Российской Федерации
    от 2017 г. N

    Положение
    о порядке проведения рекультивации и консервации земель

    I. Общее положение

    1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения рекультивации и консервации земель.

    2. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:

    нарушенные земли — земли и почвы, на которых в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, а также в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера произошло ухудшение качества земель и почв, в том числе, приводящее к невозможности использовать такие земли в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием;

    деградация земель — ухудшение качества земель и почв по физическим, химическим, биологическим показателям в результате природного и (или) антропогенного воздействий (водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, захламления отходами производства и потребления);

    способ рекультивации земель — комплекс мероприятий (работ), технических, инженерных, агрономических, экологических и иных решений и приемов, разрабатываемых в целях рекультивации земель и почв для каждого конкретного случая с учетом выбранного направления рекультивации;

    проект рекультивации земель — комплект документов и материалов, в соответствии с которым проводится рекультивация земель и почв;

    типовой проект рекультивации земель — комплект документов и материалов, в соответствии с которым проводится рекультивация земель, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, в одной природно-климатической зоне, нарушенных в результате одинаковых видов воздействия хозяйственной и иной деятельности либо одинаковых чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые после восстановления будут иметь аналогичное целевое назначение и разрешенное использование;

    консервация земель — исключение, в том числе и временное, земель из хозяйственного оборота в целях предотвращения развития и прекращения деградации земель и почв,

    плодородный слой почвы — верхняя гумусированная часть почвенного слоя, концентрация органического углерода (за исключением нефтепродуктов) в котором более чем на 50 % отличается от нее в нижележащих горизонтах;

    3. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при:

    проведении работ, связанных с пользованием недрами на земельных участках, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

    порче либо уничтожении плодородного слоя почвы при использовании земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании разрешений на их использование;

    использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель без их перевода в земли иных категорий, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов;

    сносе объектов лесной инфраструктуры после того, как отпадет надобность в них;

    использовании земель для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры;

    загрязнении нефтью земель, на которых расположены леса;

    окончании использования болота при добыче торфа и других полезных ископаемых или его части;

    строительстве, эксплуатации и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов, в том числе военных и оборонных объектов, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством Российской Федерации;

    планировании и застройке городских и сельских поселений;

    размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки;

    нарушении земель при размещении отходов I — V классов опасности, в том числе земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I — V классов опасности;

    причинении вреда почвам, землям в результате их загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования, деградации и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

    4. Нарушенные земли, подвергшиеся деградации подлежат консервации, если рекультивация указанных земель, предусматривающая приведение земель в состояние, пригодное для использования в соответствии с установленным видом разрешенного использования, невозможна.

    Решение о консервации земель принимается с учетом возможности достижения качества нарушенных земель и почв, при котором возможно их использование в соответствии с установленным видом разрешенного использования при применении выбранных способов рекультивации.

    5. Собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, нарушенные земли и почвы которых подлежат рекультивации или консервации, направляют уведомление об этом в органы, осуществляющие государственный земельный надзор, в целях проверки соблюдения требований земельного законодательства при проведении рекультивации и консервации земель.

    II. О порядке рекультивации земель

    6. Рекультивация земель проводится собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков.

    7. Проведение рекультивации земель включает:

    а) разработку и утверждение проекта рекультивации земель;

    б) проведение работ по рекультивации земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель;

    в) приемку работ по рекультивации земель.

    Рекультивация земель, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, в одной природно-климатической зоне, нарушенных в результате одинаковых видов воздействия хозяйственной и иной деятельности либо одинаковых чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые после восстановления будут иметь аналогичное целевое назначение и разрешенное использование, может проводиться в соответствии с типовым проектом рекультивации земель.

    8. Рекультивация земель проводится по следующим направлениям, учитывающим необходимость приведения нарушенных земель в состояние, соответствующее их целевому назначению и разрешенному использованию:

    а) сельскохозяйственное направление — приведение нарушенных земель в состояние, пригодное для ведения сельского хозяйства,в том числе создание на нарушенных землях плодородного слоя почвы, характеризующегося содержанием органического углерода, иными физико-химическими и агрохимическими показателями, необходимыми для ведения сельскохозяйственного производства, создание защитных лесных насаждений, а также для целей аквакультуры (рыбоводства);

    б) лесохозяйственное направление рекультивации — приведение нарушенных земель в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства;

    в) природоохранное направление — приведение нарушенных земель в состояние, пригодное для использования в природоохранных целях.

    9. Работы по рекультивации земель направлены на восстановление нарушенных земель, обеспечивающее достижение, тех нормативов качества окружающей среды по физическим, химическим (в том числе нормативов предельно допустимых концентраций), биологическим показателям и (или) их совокупности, которые отражают последствия нарушения земель, или в случае их отсутствия, — обеспечивающие достижение значений физических, химических, биологических показателей и (или) их совокупности почв и земель на фоновом участке территории (далее — целевые показатели) и, допускающее вовлечение земель в хозяйственный оборот по целевому назначению в соответствии с разрешенным видом хозяйственного использования.

    Фоновым участком территории является земельный участок, расположенный в одной и той же со сравниваемым участком природно-климатической зоне в пределах особо охраняемой природной территории той категории, для которой установлен наибольший режим охраны, либо — при отсутствии соответствующей особо охраняемой природной территории — иной земельный участок, на котором минимально присутствуют антропогенные воздействия на компоненты окружающей среды и не нарушены основные экологические функции оцениваемого компонента.

    10. Работы по рекультивации земель осуществляются в соответствии с проектом рекультивации земель последовательно в два этапа: технический и биологический.

    11. Технический этап предусматривает комплекс работ по ликвидации источников и последствий негативного воздействия на земли и почвы, перемещение грунтов и горных пород, планировку рельефа, снятие и нанесение плодородного слоя почвы и (или) почвогрунтов, устройство гидротехнических и мелиоративных систем, а также проведение других работ, создающих необходимые условия восстановления нарушенных земель, допускающее вовлечение в хозяйственный оборот по целевому назначению в соответствии с разрешенным видом хозяйственного использования данных земель, и обеспечение достижения целевых показателей.

    12. Биологический этап предусматривает комплекс агрохимических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

    13. Технический и биологический этапы рекультивации земель могут осуществляться путем поэтапного проведения работ по рекультивации земель при наличии в проекте рекультивации земель выделенных этапов работ, для которых определены содержание, объемы и график работ по рекультивации для каждого этапа работ, сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации для каждого этапа работ.

    14. Разработка проектов рекультивации земель осуществляется с учетом:

    а) масштаба и характера нарушенных земель, выявленных в результате проведенного обследования земель и почв;

    б) экологических, санитарно-гигиенических, строительных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов для достижения целевых показателей состояния почв и земель по окончании рекультивации земель;

    в) планируемого целевого назначения и разрешенного использования нарушенных земель после их рекультивации.

    Другие публикации:  С больничного алименты удерживаются или нет

    15. Проект рекультивации земель должен содержать следующие разделы:

    а) пояснительную записку;

    б) эколого-экономическое обоснование направления рекультивации земель;

    в) содержание, объемы и график работ по рекультивации земель;

    г) сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель.

    16. Раздел «Пояснительная записка» должен содержать:

    а) описание исходных условий рекультивируемого земельного участка, его площадь, месторасположение, источник и характер нарушения земель;

    б) сведения о целевом назначении земель и разрешенном использовании земельного участка до момента нарушения земель, подлежащих рекультивации;

    в) информацию о правообладателях земельных участков;

    г) сведения о наличии в границах земельного участка территорий с особыми условиями использования: защитных и охранных зон, устанавливаемых в соответствии с положениями статьи 52 Федерального закона N 7-ФЗ; зон с особыми условиями, установленными в соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ.

    17. Раздел «Эколого-экономическое обоснование направления рекультивации земель» должен содержать:

    а) экологическое и экономическое обоснование выбора направления рекультивации земель;

    б) обоснование предлагаемых мероприятий и технических решений по рекультивации земель в связи с выбранным направлением рекультивации земель на основании целевого назначения и разрешенного использования земель после завершения рекультивации;

    в) описание требований к параметрам и качественным характеристикам работ по рекультивации земель;

    г) обоснование достижения целевых показателей состояния почв и земель по окончании рекультивации.

    18. Раздел «Содержание, объемы и график работ по рекультивации земель» должен содержать:

    а) обследования земель и почв, которое проводится в объеме, необходимом для обоснования состава работ по рекультивации, включая почвенные и иные обследования, лабораторные исследования, в том числе измерения физических, химических и биологических показателей состояния почв, в отношении которых устанавливаются целевые показатели, а также результатов инженерно-геологических изысканий;

    б) состав работ по рекультивации земель в объемах, необходимых для достижения целевых показателей состояния земель и почв по окончании рекультивации земель, определяемый на основе результатов обследования земель и почв;

    в) обоснование достижения по результатам рекультивации восстановления нарушенных земель, допускающего вовлечение в хозяйственный оборот по целевому назначению в соответствии с разрешенным видом хозяйственного использования данных земель, и обеспечение достижения целевых показателей;

    г) последовательность и объем выполнения работ по рекультивации земель;

    д) сроки проведения работ по рекультивации земель с разбивкой по этапам проведения отдельных видов работ;

    е) планируемые сроки окончания сдачи работ по рекультивации земель.

    19. Раздел «Сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации» должен содержать локальные и сводный сметные расчеты затрат по видам и составу работ по рекультивации земель.

    20. Проекты рекультивации земель разрабатываются и утверждаются собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков.

    21. Для уведомления органов, осуществляющих государственный земельный надзор на землях соответствующего целевого назначения и разрешенного вида хозяйственного использования (далее — уполномоченные органы по рекультивации), в целях проверки соблюдения требований земельного законодательства при проведении рекультивации земель, собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, нарушенные земли и почвы которых подлежат рекультивации, направляют письменное заявление с приложением проекта рекультивации земель в соответствующие уполномоченные органы по рекультивации по месту нахождения земельного участка, для которого разработан проект рекультивации земель.

    Проекты рекультивации земель по сельскохозяйственному направлению направляются в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору; проекты рекультивации земель по лесохозяйственному направлению направляются в органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные в соответствии со статьями 81 — 84 Лесного кодекса Российской Федерации на организацию использования лесов, владение, пользование, распоряжение лесными участками; проекты рекультивации земель по природоохранному направлению направляются в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

    В заявлении необходимо указать:

    для юридических лиц: их реквизиты, почтовый адрес и перечень прилагаемых документов;

    для индивидуальных предпринимателей и физических лиц: фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), место регистрации, реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, и перечень прилагаемых документов.

    22. К заявлению прилагается проект рекультивации земель (1 экземпляр на бумажном носителе и 1 экземпляр на электронном носителе).

    23. Завершение работ по рекультивации нарушенных земель подтверждается документацией, содержащей результаты проведения измерений, обосновывающие достижение целевых показателей, выполненных с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений в границах распространения компонента природной среды подвергшегося нарушению.

    24. Собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, с момента завершения работ по рекультивации земель, несут ответственность за соответствие показателей качества почв и земель целевым показателям, установленным проектом рекультивации и за подтверждение их соответствия.

    25. В ходе проведения уполномоченным органом по рекультивации земель мероприятий по государственному земельному надзору собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, осуществившие рекультивацию земель, обязаны предоставить документы, подтверждающие проведение данного вида работ:

    а) пояснительная записка о проведенных работах по рекультивации земель;

    б) результаты проведения измерений, обосновывающие достижение целевых показателей, выполненных с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений в границах распространения компонента природной среды, подвергшегося нарушению, выполненные с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

    в) копии договоров с подрядными и проектными организациями, в случае, если работы по рекультивации земель были выполнены такими организациями полностью или частично, акты приемки выполненных работ;

    г) финансовые документы, подтверждающие закупку материалов, оборудования, материально-технических средств;

    д) иные документы, подтверждающие выполнение работ по рекультивации земель, по усмотрению собственника, землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка.

    26. В случае недостижения по итогам выполнения работ по рекультивации земель целевых показателей, установленных проектом рекультивации, и восстановления нарушенных земель, до состояния, допускающего вовлечение земель в хозяйственный оборот по целевому назначению в соответствии с разрешенным видом хозяйственного использования рекультивация земель считается невыполненной правообладателем земельного участка.

    27. Собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, при обосновании по результатам разработки проекта рекультивации отсутствия способов рекультивации, обеспечивающих восстановление нарушенных земель, до состояния, допускающего вовлечение земель в хозяйственный оборот по целевому назначению в соответствии с разрешенным видом хозяйственного использования, и обеспечения достижения целевых показателей, готовят предложения по консервации нарушенных земель.

    Для уведомления уполномоченных органов по рекультивации о консервации земель, собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, нарушенные земли и почвы которых не подлежат рекультивации, направляют письменное предложение о консервации земель с приложением обоснования отсутствия способов рекультивации, обеспечивающих достижение целевых показателей и восстановление нарушенных земель, до состояния, допускающего вовлечение земель в хозяйственный оборот по целевому назначению в соответствии с разрешенным видом хозяйственного использования.

    III. О порядке консервации земель

    28. Консервация земель проводится на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее — уполномоченный орган по консервации), осуществляющего управление земельными ресурсами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

    29. Предложения о консервации земель представляются в уполномоченный орган по консервации собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами нарушенных земельных участков, подвергшихся деградации.

    30. В предложении о консервации земель указываются:

    а) сведения о состоянии земельного участка, предлагаемого к консервации, выявленные в ходе обследования земель, с приложением подтверждающих документов, об источнике и характере нарушения земель с указанием причин, приведших к их деградации;

    б) сведения о целевом назначении земель и разрешенном использовании земельного участка до момента нарушения земель, подверженных деградации;

    в) информацию о правообладателях земельных участков;

    г) сведения о наличии в границах земельного участка территорий с особыми условиями использования: защитных и охранных зон, устанавливаемых в соответствии с положениями статьи 52 Федерального закона N 7-ФЗ; зон с особыми условиями, установленными в соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ.

    д) сведения о границах территории (площадь, местоположение), подлежащей консервации в виде их схематического изображения на кадастровом плане территории.

    31. Уполномоченный орган по консервации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления предложения о консервации земель, указанного в пункте 29 настоящего Положения, принимает решение об отказе в консервации земель в случае, если в таком предложении предлагается:

    а) консервация земель, в отношении которых проводятся рекультивация земель в соответствии с проектом рекультивации, обосновывающим достижения целевых показателей состояния почв и земель по окончании рекультивации и вовлечение земель в хозяйственный оборот по целевому назначению в соответствии с разрешенным видом хозяйственного использования;

    б) консервация земель, на которых осуществляется хозяйственная деятельность либо проведение работ, связанных с нарушением земель и почв, в случае, если такой вид деятельности допускается в соответствии с видом разрешенного использования земельных участков;

    в) консервация земель, на которой осуществляется вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений проектом вывода из эксплуатации которых не предусмотрена их консервация.

    32. При отсутствии оснований для отказа в консервации земель, уполномоченный орган по консервации организует за счет собственника земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков подготовку проекта консервации земель. Указанный проект должен быть подготовлен в течение шести месяцев со дня получения предложений о консервации земель.

    33. Проект консервации земель должен содержать следующие разделы:

    а) пояснительную записку;

    в) содержание, объемы и график работ по консервации земель;

    г) сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по консервации земель.

    34. Раздел «Пояснительная записка» должен содержать:

    а) описание исходных условий земельного участка, подлежащего консервации, его площадь, местоположение, источник и характер нарушения земель;

    б) сведения о целевом назначении земель и разрешенном использовании земельного участка до момента нарушения земель, подлежащих консервации;

    в) информацию о правообладателях земельных участков;

    г) причины, вызвавшие необходимость консервации земель;

    д) значения физических, химических, биологических показателей состояния почв и земель и (или) их совокупности, при которых либо достигается восстановления нарушенных земель, допускающего вовлечение в хозяйственный оборот по целевому назначению в соответствии с разрешенным видом хозяйственного использования данных земель, и обеспечение достижения целевых показателей, либо возможно проведение рекультивации.

    35. Раздел «Содержание, объемы и график работ по консервации земель» должен содержать:

    б) перечень мероприятий по предотвращению развития и прекращению деградации земель и почв (далее — мероприятия по консервации) и очередность их проведения;

    в) сроки осуществления каждого из мероприятий по консервации земель;

    г) планируемые сроки окончания сдачи работ по консервации земель;

    д) предложения по использованию земель после завершения мероприятий по консервации земель либо по их рекультивации.

    36. Раздел «Сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по консервации» должен содержать: локальные и сводный сметные расчеты затрат по видам и составу работ по консервации, а также предварительный расчет убытков, понесенных в результате деградации земель и (или) нарушения почвенного слоя.

    37. В решении о консервации земель, которое принимается не позднее восьми месяцев со дня представления предложения о консервации земель, указываются:

    а) площадь земель, подлежащих консервации;

    б) срок выполнения всех мероприятий по консервации земель, перечень которых определен проектом консервации земель;

    в) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, находящихся в границах земель, подлежащих консервации (при их наличии);

    г) ссылка на проект консервации земель, размещаемый на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — официальный сайт) (за исключением сведений, составляющих государственную тайну);

    д) указание на перечень мероприятий по консервации, определенный проектом консервации;

    е) запрещение любой хозяйственной деятельности, за исключением мероприятий по консервации, предусмотренных перечнем, определенным проектом консервации.

    38. К решению о консервации земель прилагается схема границ земель, подлежащих консервации, составленная на кадастровом плане территории.

    39. Решение о консервации земель должно содержать указание на утверждение проекта консервации земель.

    40. В течение десяти календарных дней со дня принятия решения о консервации земель уполномоченный орган по консервации, принявший такое решение:

    а) осуществляет размещение решения о консервации земель и проекта консервации земель на своем официальном сайте в сети «Интернет» (за исключением сведений, составляющих государственную тайну);

    б) направляет решение о консервации земель с приложениями в уполномоченные органы по рекультивации;

    в) направляет копию решения о консервации земель правообладателям земельных участков, находящихся в границах земель, подлежащих консервации (при их наличии), а также лицам, деятельность которых привела к необходимости консервации земель;

    г) направляет решение о консервации земель в органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные устанавливать виды разрешенного использования земельных участков, находящихся в границах земель, подлежащих консервации.

    41. Решение о консервации земель может быть обжаловано в судебном порядке.

    42. Если в границах земель, подлежащих консервации, земельный участок находится частично, то такой земельный участок подлежит разделу с учетом границ земель, подлежащих консервации. Использование такого земельного участка до его раздела не допускается.

    Другие публикации:  Заявление на отставку главы

    43. На основании решения о консервации земель в течение одного года со дня его принятия должны быть внесены изменения в документы территориального планирования и документы, определяющие вид разрешенного использования и целевое назначение земельных участков, находящихся в границах земель, подлежащих консервации, в целях запрета хозяйственной деятельности в границах таких земель.

    44. Решение о консервации земель является основанием для заключения соглашения о порядке осуществления консервации земель между уполномоченным органом по консервации и лицом, деятельность которого привела к необходимости консервации земель (при его наличии). Предметом соглашения являются действия сторон по своевременному исполнению мероприятий по консервации земель, включенных в перечень, определенных проектом консервации, и имущественная ответственность лица, деятельность которого привела к необходимости консервации земель, за их неисполнение.

    45. Решение о консервации земель является основанием для заключения соглашения о возмещении убытков между правообладателем земельного участка и лицом, деятельность которого привела к необходимости консервации земель, если деградация и (или) нарушение почвенного слоя земель были вызваны действием таких лиц.

    46. В случае если соглашение о порядке осуществления консервации не подписано в течение месяца со дня его направления уполномоченным органом лицу, деятельность которого привела к необходимости консервации земель, или подписано, но не исполняется, уполномоченный орган по консервации вправе обратиться в суд с исками о понуждении к заключению и (или) исполнению соглашения о порядке консервации земель.

    47. К соглашениям, указанным в пунктах 44 — 45 настоящего Положения, применяются правила гражданского законодательства о возмещении вреда, если иное не установлено федеральным законом.

    48. В случае если деградация земель была вызвана действием природных сил, консервация земель обеспечивается исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление деятельности по охране земель.

    49. Отказ лица, деятельность которого привела к необходимости консервации земель, от прав на земельный участок, находящийся в границах земель, подлежащих консервации, не освобождает его от обязанностей, вызванных решением о консервации земель и соглашением о порядке осуществления консервации земель.

    50. После истечения срока выполнения мероприятий по консервации земель, указанных в проекте консервации земель, уполномоченный орган по консервации в течение трех месяцев обязан обеспечить обследование таких земель с подготовкой заключения о состоянии земель и необходимости продолжения мероприятий по консервации таких земель. Если цели консервации земель были достигнуты, то решение о консервации земель должно быть признано утратившим силу. В ином случае в проект консервации и решение о консервации земель вносятся необходимые изменения, обеспечивающие продление срока выполнения мероприятий по консервации земель.

    51. Решения, указанные в пункте 50 настоящего Положения, подлежат опубликованию и направлению заинтересованным лицам в соответствии с пунктом 40 настоящего Положения.

    52. После завершения консервации земель уполномоченный орган по консервации обеспечивает внесение соответствующих изменений в документы территориального планирования и документы, определяющие разрешенное использование земельных участков, консервация которых была осуществлена.

    Утверждены
    постановлением Правительства
    Российской Федерации
    от_______ 2017 г. N

    Изменения
    в Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей,землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц

    1. Подпункт «в» пункта 2 изложить в следующей редакции:

    «в) решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о консервации земель, вызванной ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;».

    2. Подпункт «г» пункта 3 изложить в следующей редакции:

    «г) решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о консервации земель, вызванной ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;».

    3. В пункте 5 слова «ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Министерством экономического развития Российской Федерации» заменить словами «в связи с необходимостью рекультивации или консервации земель определяются по соглашению сторон на основе методических указаний, утверждаемых Министерством экономического развития Российской Федерации, либо решением суда.».

    4. Пункт 9 изложить в следующей редакции:

    «9. Убытки, возникшие в связи с необходимостью рекультивации или консервации земель, собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, возмещаются, если необходимость рекультивации или консервации земель была вызвана деятельностью третьих лиц.

    В состав указанных убытков включаются затраты на проведение работ по восстановлению качества земель, по уменьшению или предотвращению дальнейшего ухудшения свойств земли, убытки, в том числе упущенная выгода, возникающие в связи с рекультивацией или консервацией земель, а также рыночная стоимость прав на земельный участок (если срок консервации земель составляет более десяти лет) либо разница в рыночной стоимости прав на земельный участок до возникновения необходимости рекультивации или консервации земель и их предполагаемой стоимости после осуществления консервации или рекультивации земель (в иных случаях).».

    Обзор документа

    Планируется утвердить новое положение о порядке проведения рекультивации и консервации земель с учетом изменений, внесенных в Земельный и Лесной кодексы, Закон об охране окружающей среды и иные законы.

    Так, предлагается установить, что правообладатели земельных участков при обосновании по результатам разработки проекта рекультивации отсутствия способов рекультивации, обеспечивающих восстановление нарушенных земель, готовят предложения по их консервации.

    Так же устанавливаются требования к составу работ по консервации и рекультивации земель, требования к составу и содержанию проектов рекультивации и консервации, порядок их разработки и утверждения, а также порядок приемки работ (этапов работ) по рекультивации земель.

    Действующий порядок признается утратившим силу.

    Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

    Рекультивация земель при различных видах работ

    При проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, соблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм является обязательным.

    Рекультивация земель проводится согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» (далее — Постановление № 140) и Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 № 525/67 (далее — Основные положения).

    Наш словарь. Рекультивация земель — это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества (ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения»; далее — ГОСТ 17.5.1.01-83).

    Согласно п. 1 Постановления № 140 рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель

    В соответствии с п. 5 Основных положений рекультивации подлежат земли, нарушенные при:

    • разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа;
    • прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;
    • ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;
    • складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов;
    • строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.);
    • ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;
    • проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.

    Согласно п. 1.2 ГОСТ 17.5.3.04-83 «Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель» (далее — ГОСТ 17.5.3.04-83) разработка проектов рекультивации нарушенных земель проводится с учетом следующих факторов:

    • природные условия района (климатические, педологические, геологические, гидрологические, вегетационные);
    • расположение нарушенного (нарушаемого) участка;
    • перспективы развития района разработок;
    • фактическое или прогнозируемое состояние нарушенных земель к моменту рекультивации (площадь, форма техногенного рельефа, степень естественного зарастания, современное и перспективное использование нарушенных земель, наличие плодородного слоя почвы и потенциально плодородных пород, прогноз уровня грунтовых вод, подтопление, иссушение, эрозионные процессы, уровень загрязнения почвы);
    • показатели химического и гранулометрического состава, агрохимические и агрофизические свойства, инженерно-геологическая характеристика вскрышных и вмещающих пород и их смесей в отвалах в соответствии с требованиями ГОСТ 17.5.1.03-86 «Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель»;
    • хозяйственные, социально-экономические и санитарно-гигиенические условия района размещения нарушенных земель;
    • срок использования рекультивированных земель с учетом возможности повторных нарушений;
    • охрана окружающей среды от загрязнения ее пылью, газовыми выбросами и сточными водами в соответствии с установленными нормами ПДВ и ПДК;
    • охрана флоры и фауны.

    Затраты на рекультивацию земель включают в себя расходы на:

    • осуществление проектно-изыскательских работ, в т.ч. почвенных и других полевых обследований, лабораторных анализов, картографирование;
    • проведение государственной экологической экспертизы проекта рекультивации;
    • работы по снятию, транспортировке и складированию (при необходимости) плодородного слоя почвы;
    • работы по селективной выемке и складированию потенциально плодородных пород;
    • планировку (выравнивание) поверхности, выполаживание, террасирование откосов отвалов (терриконов) и бортов карьеров, засыпку и планировку шахтных провалов, если эти работы технологически невыполнимы в процессе разработки месторождений полезных ископаемых и не предусмотрены проектом горных работ;
    • химическую мелиорацию токсичных пород;
    • приобретение (при необходимости) плодородного слоя почвы;
    • нанесение на рекультивируемые земли потенциально плодородных пород и плодородного слоя почвы;
    • ликвидацию послеусадочных явлений;
    • засыпку нагорных и водоотводных канав;
    • ликвидацию промышленных площадок, транспортных коммуникаций, электрических сетей и других объектов, надобность в которых миновала;
    • очистку рекультивируемой территории от производственных отходов, в т.ч. строительного мусора, с последующим их захоронением или складированием в установленном месте;
    • устройство в соответствии с проектом рекультивации дренажной и водоотводящей сети, необходимой для последующего использования рекультивированных земель;
    • приобретение и посадку саженцев;
    • подготовку дна (ложа) и обустройство карьерных и других выемок при создании в них водоемов;
    • восстановление плодородия рекультивированных земель, передаваемых в сельскохозяйственное, лесохозяйственное и иное использование (стоимость семян, удобрений и мелиорантов, внесение удобрений и мелиорантов и др.);
    • деятельность рабочих комиссий по приемке-передаче рекультивированных земель (транспортные затраты, оплата работы экспертов, проведение полевых обследований, лабораторных анализов и др.);
    • другие работы, предусмотренные проектом рекультивации, в зависимости от характера нарушения земель и дальнейшего использования рекультивированных участков.

    К сведению. Выбор направлений рекультивации определяется в соответствии с требованиями ГОСТ 17.5.1.02-85 «Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации».

    Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.

    ЭТАПЫ РЕКУЛЬТИВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ

    Согласно ГОСТ 17.5.1.01-83 этапы рекультивации земель — последовательно выполняемые комплексы работ по рекультивации земель.

    Рекультивацию земель выполняют в два этапа:

    • технический— этап рекультивации земель, включающий их подготовку для последующего целевого использования в народном хозяйстве. Этот этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие, транспортирование и нанесение почв и плодородных пород на рекультивируемые земли, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель;
    • биологический — этап рекультивации земель, включающий комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почв.

    Согласно п. 1.9 ГОСТ 17.5.3.04-83 при проведении технического этапа рекультивации земель в зависимости от направления рекультивируемых земель должны быть выполнены следующие основные работы:

    • грубая и чистовая планировка поверхности отвалов, засыпка нагорных, водоподводящих, водоотводных каналов; выполаживание или террасирование откосов; засыпка и планировка шахтных провалов;
    • освобождение рекультивируемой поверхности от крупногабаритных обломков пород, производственных конструкций и строительного мусора с последующим их захоронением или организованным складированием;
    • строительство подъездных путей к рекультивированным участкам, устройство въездов и дорог на них с учетом прохода сельскохозяйственной, лесохозяйственной и другой техники;
    • устройство, при необходимости, дренажной, водоотводящей оросительной сети и строительство других гидротехнических сооружений;
    • устройство дна и бортов карьеров, оформление остаточных траншей, укрепление откосов;
    • ликвидация или использование плотин, дамб, насыпей, засыпка техногенных озер и протоков, благоустройство русел рек;
    • создание и улучшение структуры рекультивационного слоя, мелиорация токсичных пород и загрязненных почв, если невозможна их засыпка слоем потенциально плодородных пород;
    • создание, при необходимости, экранирующего слоя;
    • покрытие поверхности потенциально плодородными и (или) плодородными слоями почвы;
    • противоэрозионная организация территории.

    В соответствии с п. 1.13 ГОСТ 17.5.3.04-83 при проведении биологического этапа рекультивации должны быть учтены требования к рекультивации земель по направлениям их использования. Биологический этап должен осуществляться после полного завершения технического этапа. Земельные участки в период осуществления биологической рекультивации в сельскохозяйственных и лесохозяйственных целях должны проходить стадию мелиоративной подготовки.

    Другие публикации:  Судебная практика ст3271 ук рф

    РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ, НАРУШЕННЫХ ПРИ ПОДЗЕМНЫХ ГОРНЫХ РАБОТАХ

    В соответствии с п. 3.1 ГОСТ 17.5.3.04-83 при рекультивации земель, нарушенных при добыче полезных ископаемых подземным способом, должны выполняться следующие требования:

    • обеспечение сохранности земной поверхности и сведение к минимуму деформации земельных участков;
    • снятие плодородного слоя почвы с земельных участков, предназначенных для размещения шахтных отвалов и подверженных деформации;
    • планировка поверхности прогибов, заполнение провалов горной породой с последующей планировкой и нанесением плодородного слоя почвы;
    • проведение мероприятий по предотвращению иссушения, заболачивания, развития эрозионных процессов;
    • отвод воды, откачиваемой из горных выработок и скважин предварительного осушения месторождений с таким расчетом, чтобы водоотводящие и другие коммуникации не препятствовали работе сельскохозяйственной и другой техники и не ухудшали мелиоративного состояния земель;
    • размещение вновь создаваемых шахтных отвалов, их формирование и рекультивация с учетом требований п. 1.6 и 2.2 ГОСТ 17.5.3.04-83;
    • террасирование или выполаживание склонов при подготовке шахтных отвалов для биологической рекультивации с учетом обеспечения возможности проведения работ по их озеленению и уходу;
    • создание водоемов в шахтных прогибах или провалах в соответствии с требованиями п. 6.3 ГОСТ 17.5.3.04-83.

    Подбор видов древесных, кустарниковых растений и трав должен осуществляться с учетом степени химического и физического выветривания поверхностного слоя отвалов шахтных пород.

    РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ, НАРУШЕННЫХ ПРИ ОТКРЫТЫХ ГОРНЫХ РАБОТАХ

    Согласно п. 2.1 ГОСТ 17.5.3.04-83 при открытых горных работах рекультивации подлежат:

    • внутренние и внешние отвалы;
    • карьерные выемки;
    • другие территории, нарушенные горной деятельностью.

    При рекультивации отвалов и карьерных выемок должны выполняться следующие требования:

    • предварительное снятие и складирование плодородного слоя почвы в соответствии с требованиями ГОСТ 17.4.3.02-85 «Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ» (далее — ГОСТ 17.4.3.02-85), селективная разработка потенциально плодородных вскрышных пород в объемах, необходимых для создания рекультивационного слоя соответствующих параметров;
    • создание отвалов и карьерных выемок с учетом их рекультивации и ускоренного возврата рекультивируемых площадей для использования в народном хозяйстве;
    • формирование отвалов и карьерных выемок, устойчивых к оползням и осыпям, защищенных от водной и ветровой эрозии путем их облесения, залужения и (или) обработки специальными химическими и другими материалами; обеспечение борьбы с эрозией на отвалах на основе зональных требований к противоэрозионной организации территории отвалов;
    • проведение мероприятий по организации концентрированного стока ливневых и технических вод путем устройства специальных гидротехнических сооружений;
    • очистка или безвредное удаление дренированной из отвалов воды, содержащей токсичные вещества;
    • обеспечение мероприятий по регулированию водного режима в рекультивационном слое из пород, обладающих неблагоприятными водно-физическими свойствами;
    • создание экрана из капилляропрерывающих или нейтрализующих материалов (песок, камень, гравий, пленка и т.п.) при наличии в основании рекультивационного слоя токсичных пород;
    • формирование отвалов из пород, подверженных горению, по технологическим схемам, исключающим их самовозгорание.

    Минимальные отметки поверхности внутренних отвалов должны быть выше прогнозируемого уровня грунтовых вод. Если отметки внутренних отвалов будут ниже ожидаемого уровня грунтовых вод, должны быть предусмотрены мероприятия, исключающие заболачивание рекультивируемой поверхности.

    РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ, НАРУШЕННЫХ ПРИ ДОБЫЧЕ ТОРФА

    В соответствии с п. 4.1 ГОСТ 17.5.3.04-83 при рекультивации выработанных торфяников должны выполняться следующие требования:

    • проведение рекультивации выработанных торфяников сразу после окончания эксплуатации залежей;
    • планировка и очистка площадей от пней и древесины;
    • срезка бровки у каналов на площадях, выработанных фрезерным способом;
    • обеспечение сохранности в исправном состоянии осушительной и водоотводящей сети, гидротехнических сооружений, используемых в период добычи торфа;
    • освоение торфяников, выработанных фрезерным способом, преимущественно под сельскохозяйственные угодья;
    • создание на выработанных торфяниках, непригодных для сельскохозяйственного использования, лесных насаждений, водоемов различного назначения и охотничьих хозяйств;
    • проведение противопожарных мероприятий.

    Создание водоемов в карьерах выработанных торфяников производится в соответствии с требованиями, изложенными в п. 6.3 ГОСТ 17.5.3.04-83.

    РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ, НАРУШЕННЫХ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛИНЕЙНЫХ СООРУЖЕНИЙ, ВЫПОЛНЕНИИ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫХ, ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ И ДРУГИХ РАБОТ

    Согласно п. 5.1 ГОСТ 17.5.3.04-83 при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных сооружений (магистральных трубопроводов и отводов от них, железных и автомобильных дорог, каналов) должны быть рекультивированы:

    • трассы трубопроводов;
    • притрассовые карьеры;
    • резервы;
    • кавальеры.

    Рекультивация земельных участков, занятых сельскохозяйственными или лесными угодьями, представленных под строительство новых или реконструкцию действующих линейных сооружений, должна включаться в общий комплекс строительно-монтажных работ и обеспечивать восстановление плодородия земель.

    Перед началом строительства магистральных трубопроводов, транспортных коммуникаций и каналов должен сниматься плодородный слой почвы и храниться во временном отвале, расположенном вдоль строительной полосы в пределах, предусмотренных нормативами отвода, и использоваться для рекультивации или землевания после окончания строительных и планировочных работ.

    В соответствии с п. 5.4 ГОСТ 17.5.3.04-83 на техническом этапе рекультивации земель при строительстве линейных сооружений должны проводиться следующие работы:

    • уборка строительного мусора, удаление из пределов строительной полосы всех временных устройств;
    • засыпка траншей трубопроводов грунтом с отсыпкой валика, обеспечивающего создание ровной поверхности после уплотнения грунта;
    • распределение оставшегося грунта по рекультивируемой площади равномерным слоем или транспортирование его в специально отведенные места, указанные в проекте;
    • оформление откосов кавальеров, насыпей, выемок, засыпка или выравнивание рытвин и ям;
    • мероприятия по предотвращению эрозионных процессов;
    • покрытие рекультивируемой площади плодородным слоем почвы.

    При строительстве магистральных трубопроводов на землях, занятых лесными угодьями, рекультивация заключается в засыпке траншей и ям, общей планировке полосы отвода, уборке строительного мусора, в задернении поверхности посевом трав.

    Обратите внимание. Восстановление в полосе отвода трубопровода древесной и кустарниковой растительности, затрудняющей его нормальную эксплуатацию, не допускается.

    Рекультивированные земли, расположенные над подземными трубопроводами, хранилищами нефти и газа, в охранных зонах трубопроводов, должны использоваться землепользователями с предварительным уведомлением предприятий (организаций), эксплуатирующих трубопровод, с проведением работ и с соблюдением мер, обеспечивающих сохранность сооружений.

    На землях, нарушаемых при проведении геологоразведочных, изыскательских работ, бурении эксплуатационных скважин, снятие, складирование и хранение плодородного слоя почвы проводят в соответствии с ГОСТ 17.4.3.02-85.

    При бурении скважин должны создаваться резервуары (емкости) для хранения промывочных жидкостей и аккумулирования первых пробных порций нефти и конденсата. Резервуары, которые устраиваются в углублении земной поверхности, должны быть экранированы.

    Согласно п. 5.9 ГОСТ 17.5.3.04-83 после окончания геологоразведочных, изыскательских и эксплуатационных работ должны проводиться следующие работы:

    • удаление обустройств скважин, строительного мусора, нефтепродуктов и материалов, применяемых при бурении, в установленном порядке;
    • засыпка резервуаров и планировка поверхности;
    • выполнение необходимых мелиоративных и противоэрозионных работ;
    • покрытие поверхности плодородным слоем почвы.

    При рекультивации земельных участков, загрязненных нефтью, нефтепродуктами и нефтепромысловыми сточными водами, необходимо осуществлять мероприятия по охране окружающей среды:

    • ускорить деградацию нефтепродуктов;
    • ликвидировать засоленность и солонцеватость почв.

    ПОРЯДОК ПРИЕМКИ И ПЕРЕДАЧИ РЕКУЛЬТИВИРОВАННЫХ ЗЕМЕЛЬ

    Согласно п. 14 Основных положений для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, рекомендуется создание решением органа местного самоуправления специальной Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель (далее — Постоянная комиссия), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

    В состав Постоянной комиссии включаются представители землеустроительных, природоохранных, водохозяйственных, лесохозяйственных, сельскохозяйственных, архитектурно-строительных, санитарных, финансово-кредитных и других заинтересованных органов.

    В соответствии с п. 17 Основных положений приемка-передача рекультивированных земель осуществляется в месячный срок после поступления в Постоянную комиссию письменного извещения о завершении работ по рекультивации, к которому прилагаются следующие материалы:

    • копии разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, а также документов, удостоверяющих право пользования землей и недрами;
    • выкопировка с плана землепользования с нанесенными границами рекультивированных участков;
    • проект рекультивации, заключение по нему государственной экологической экспертизы;
    • данные почвенных, инженерно-геологических, гидрогеологических и других необходимых обследований до проведения работ, связанных с нарушением почвенного покрова, и после рекультивации нарушенных земель;
    • схема расположения наблюдательных скважин и других постов наблюдения за возможной трансформацией почвенно-грунтовой толщи рекультивированных участков (гидрогеологический, инженерно-геологический мониторинг) в случае их создания;
    • проектная документация (рабочие чертежи) на мелиоративные, противоэрозионные, гидротехнические и другие объекты, лесомелиоративные, агротехнические и иные мероприятия, предусмотренные проектом рекультивации, или акты об их приемке (проведении испытаний);
    • материалы проверок выполнения работ по рекультивации, осуществленных контрольно-инспекционными органами или специалистами проектных организаций в порядке авторского надзора, а также информация о принятых мерах по устранению выявленных нарушений;
    • сведения о снятии, хранении, использовании, передаче плодородного слоя, подтвержденные соответствующими документами;
    • отчеты о рекультивации нарушенных земель по форме № 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почв» за весь период проведения работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на сдаваемом участке.

    Перечень указанных материалов уточняется и дополняется Постоянной комиссией в зависимости от характера нарушения земель и дальнейшего использования рекультивированных участков.

    Приемку рекультивированных участков с выездом на место осуществляет рабочая комиссия, которая утверждается председателем (заместителем) Постоянной комиссии в 10-дневный срок после поступления письменного извещения от юридических (физических) лиц, сдающих земли. Рабочая комиссия формируется из членов Постоянной комиссии, представителей заинтересованных государственных и муниципальных органов и организаций. В работе комиссии принимают участие представители юридических лиц или граждане, сдающие и принимающие рекультивированные земли, а также при необходимости специалисты подрядных и проектных организаций, эксперты и другие заинтересованные лица.

    На заметку. В случае неявки представителей сторон, сдающих и принимающих рекультивированные земли, при наличии сведений об их своевременном извещении и отсутствии ходатайства о переносе срока выезда рабочей комиссии на место приемка земель может быть осуществлена в их отсутствие.

    Согласно п. 19 Основных положений при приемке рекультивированных земельных участков рабочая комиссия проверяет:

    • соответствие выполненных работ утвержденному проекту рекультивации;
    • качество планировочных работ;
    • мощность и равномерность нанесения плодородного слоя почвы;
    • наличие и объем неиспользованного плодородного слоя почвы, а также условия его хранения;
    • полноту выполнения требований экологических, агротехнических, санитарно-гигиенических, строительных и других нормативов, стандартов и правил в зависимости от вида нарушения почвенного покрова и дальнейшего целевого использования рекультивированных земель;
    • качество выполненных мелиоративных, противоэрозионных и других мероприятий, определенных проектом или условиями рекультивации земель (договором);
    • наличие на рекультивированном участке строительных и других отходов;
    • наличие и оборудование пунктов мониторинга рекультивированных земель, если их создание было определено проектом или условиями рекультивации нарушенных земель.

    Лица, включенные в состав рабочей комиссии, информируются через соответствующие средства связи (телеграммой, телефонограммой, факсом и т.п.) о начале работы рабочей комиссии не позднее чем за 5 дней до приемки рекультивированных земель в натуре.

    Объект считается принятым после утверждения председателем (заместителем) Постоянной комиссии акта приемки-сдачи рекультивированных земель. По результатам приемки рекультивированных земель Постоянная комиссия вправе продлить (сократить) срок восстановления плодородия почв (биологический этап), установленный проектом рекультивации, или внести в органы местного самоуправления предложения об изменении целевого использования сдаваемого участка в порядке, установленном земельным законодательством.

    Согласно п. 23 Основных положений в случае если сдаваемые рекультивированные земельные участки требуют восстановления плодородия почв, утверждение акта производится после полного или частичного (в случаях поэтапного финансирования) перечисления необходимых средств для этих целей на расчетные (текущие) счета собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов, которым передаются указанные участки.

    Еще статьи:

    • Адвокат ибрагимов анзор Ибрагимов Анзор Кюриевич Профессиональная область 1998-2003 гг. Российский государственный университет им. И.М. Губкина – юридический факультет 2008-2011 гг. Российская академия государственной службы при Президенте […]
    • Нотариус курчатовский район Нотариус курчатовский район Челябинский городской нотариальный округ Оформление наследственных дел в городе Челябинске после смерти наследодателей, умерших до 01.01.2005 г., наследственные дела после смерти которых […]
    • Президент назначил прокурора Президент назначил прокурора Владимир Путин произвел ряд кадровых перестановок. Указом президента в отставку отправлены 15 генералов. Этим же указом ряд силовиков получил новые должности. Этим же указом ряд силовиков […]
    • Федеральный закон от 17 июля 1999 г 181-фз заменен на Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ"Об основах охраны труда в […]
    • Сухих алексей геннадьевич адвокат Сухих алексей геннадьевич адвокат Сухих Алексей Геннадьевич Сухих Алексей Геннадьевич Родился 17 мая 1968 года в г.Горький. Окончил в 1995 году Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачевского по […]
    • Трудовой договор с ф Трудовой договор контракт как эффективный инструмент управления персоналом и психологический ф Главная > Реферат >Государство и право НОУ ВПО Вологодский институт бизнеса на тему «ТРУДОВОЙ ДОГОВОР (КОНТРАКТ) КАК […]
    Требования к разработке проектов рекультивации