Подзаконный акт

Подзаконный акт — правовой акт органа государственной власти, принятый на основании и во исполнение законов.

Подзаконный акт имеет более низкую юридическую силу, чем закон.

Применяются словосочетания — Подзаконный правовой акт, Подзаконный нормативно-правовой акт.

Подзаконный акт — это правовой акт органа государственной власти, который принимается на основании и во исполнение законов. Такой нормативный акт называется подзаконным именно потому, что он принимается на основании и во исполнение законов.

Примерами подзаконных актов являются Постановление Правительства России, Указ президента России, Приказ Минфина России и т.д.

Органы государственной власти могут принимать свои правовые акты только в соответствии с законом и в пределах, установленных законом.

Термин «подзаконный акт» не определен законодательством, но используется в законодательстве и правоприменительной практике. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27.01.2004 N 1-П рассматривался вопрос о полномочии Конституционного суда России рассматривать законность подзаконных актов.

Статья 211 Трудового кодекса России определяет: «Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Иерерхия нормативно-правовых актов установлена статьей 76 Конституции России:

1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Трудовой кодекс это подзаконный акт

Комментарий К. Я. Ананьевой

Трудовой кодекс РФ, в отличие от Гражданского кодекса РФ, разъясняющего какие акты входят в гражданское законодательство, не дает определения трудового законодательства и не перечисляет его нормативный состав, отмечая лишь, что в состав трудового законодательства входит законодательство об охране труда.

В статье приведены виды нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и правила их вертикальной иерархии. В порядке убывания юридической силы акты трудового законодательства и иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, распределяются следующим образом: Трудовой кодекс РФ – иные Федеральные законы – Указы Президента РФ – постановления Правительства РФ – нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти – акты субъектов РФ – акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты. При этом не следует забывать о верховенстве Конституции РФ, являющейся актом прямого действия, и о приоритетности норм международного права (см. ст. 11 ТК и комм. к ней).

Особое место среди регуляторов трудовых отношений отведено ТК. Оно выражается в формулировке, согласно которой «нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу».

Хотя ТК не относится к числу федеральных конституционных законов, поскольку не соответствует требованиям, предъявляемым к таким законам Конституцией РФ (ст. 108), по своей юридической силе в сфере регулирования трудовых отношений он в определенной мере приравнивается к федеральным конституционным законам. Это выражается в том, что по отношению к любым другим федеральным законам он занимает положение «первого среди равных».

Практическое значение отмеченного особого положения ТК состоит в том, что при противоречии между нормами трудового права, содержащимися в любом нормативном акте (в том числе федеральном законе), и положениями ТК суд либо иной правоприменительный орган обязан руководствоваться нормами ТК. При этом общие принципы действия законов, которые признают, что последующий акт вытесняет ранее изданный, а специальный – общий акт, в данном случае применяться не могут.

О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, см. ст. 12 ТК и комм. к ней.

Комментарий К. Н. Гусова

§ 1. Данная статья посвящена источникам российского трудового права. Источники трудового права – это различные нормативные правовые акты, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.

В комментируемой статье определяется круг нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

§ 2. Предусмотренные в данной статье источники трудового права можно классифицировать по системе важности и субординации на определенные законы и подзаконные нормативные правовые акты.

Среди федеральных законов в сфере труда основополагающее место отводится Трудовому кодексу Российской Федерации, который введен в действие с 1 февраля 2002 г. Он является кодифицированным источником трудового права. Его принятие закрепило сложившуюся в нашей стране многоуровневую систему правового регулирования сферы труда и существенно повысило роль федерального кодифицированного акта в этой системе. Трудовой кодекс РФ имеет бесспорный приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права.

§ 3. Необходимо отметить, что в связи с принятием Трудового кодекса РФ действующие в России федеральные законы, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, должны быть приведены в соответствие с настоящим Кодексом. Однако до их приведения они могут применяться лишь в той части, в которой они не противоречат ему. К таким законам можно отнести Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4557) или Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3702) и др.

§ 4. Самостоятельную группу иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, составляют Указы Президента Российской Федерации. Они не должны противоречить Трудовому кодексу, а также иным федеральным законам. В случае противоречия они не могут иметь юридической силы. Указы Президента РФ дают возможность оперативно решать вопросы правового регулирования трудовых отношений. В качестве примера можно назвать Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы».

§ 5. Среди нормативных актов, регулирующих трудовые отношения, важное место занимают постановления Правительства РФ. Главное правило таково, что постановления Правительства РФ не могут противоречить положениям Трудового кодекса РФ, федеральным законам и Указам Президента РФ.

Постановления Правительства РФ, в которых содержатся нормы трудового законодательства, принимаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции органов исполнительной власти Российской Федерации.

Чаще всего они принимаются для реализации законодательных положений. Федеральным законом «Об охране труда в Российской Федерации» предусматривалось, что Положение о федеральной инспекции труда утверждается Правительством РФ. В связи с этим постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. было утверждено Положение о федеральной инспекции труда (СЗ РФ. 2000. № 6. Ст. 760)

Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. утверждены Положение о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия и Положение о проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий.

§ 6. Регулирование трудовых отношений осуществляется подзаконными нормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств. Они не должны противоречить прежде всего Трудовому кодексу, федеральным законам, а также Указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Особое место среди федеральных органов исполнительной власти в сфере труда занимает Министерство труда и социального развития РФ (Минтруд). Минтруд издает постановления и разъяснения о применении действующего трудового законодательства. Эти акты Минтруда обязательны для исполнения всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями. Основная цель постановлений – обеспечивать единообразие решения вопросов, не имеющих каких-либо региональных особенностей.

§ 7. В системе источников следует отметить законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, в основе которых лежат нормы трудового права. Они действуют при условии, что не противоречат федеральному законодательству. В настоящее время расширяется сфера регионального законодательства вообще, и в частности в сфере трудового права. Эти региональные акты должны устанавливать более высокий уровень социальных гарантий в области трудового права.

§ 8. К источникам трудового права относятся акты органов местного самоуправления. Об этом подробнее см. ст. 7 настоящего Кодекса и комментарий к ней.

К числу источников трудового права следует отнести и локальные нормативные акты (см. ст. 8 и комментарий к ней).

Комментарий С. А. Панина

1. Система источников трудового права состоит из нормативных правовых актов и нормативных соглашений (см. комментарий к ст. 9 Кодекса).

Настоящая статья определяет круг нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Нормативные правовые акты, отнесенные к источникам трудового права, делятся на трудовое законодательство (настоящий Кодекс, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов РФ) и иные нормативные правовые акты, включающие указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, локальные нормативные правовые акты.

Другие публикации:  Патент в 2019 тест

2. Законодатель впервые устанавливает безусловный приоритет Трудового кодекса как базового акта отрасли перед другими федеральными законами, содержащими нормы трудового права.

Федеральные законы, содержащие нормы трудового права, хотя и принимаются на одном уровне с Кодексом, занимают подчиненное положение в иерархии источников трудового права, поскольку Кодекс представляет собой кодифицированный акт, основной закон, регулирующий трудовые отношения. Это проявляется в закреплении правила о том, что нормы трудового права, помещенные в федеральные законы, должны соответствовать Трудовому кодексу. В случае возникновения противоречий применяются нормы Кодекса. Изменить правовой режим того или иного явления можно, только изменив соответствующие положения Кодекса (ч. 9 настоящей статьи).

3. Настоящей статьей устанавливается система нормативных правовых актов, действующих в сфере труда, и принципы соотношения (соподчинения) актов. Каждый акт меньшей юридической силы не может противоречить акту, занимающему более высокое положение в системе: указы Президента РФ не должны противоречить Трудовому кодексу РФ и федеральным законам, постановления Правительства РФ – Трудовому кодексу РФ, иным федеральным законам и указам Президента РФ и т. д.

4. Действующие федеральные законы, в той или иной степени регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, должны быть приведены в соответствие с настоящим Кодексом (ст. 422 Кодекса), до этого момента они могут применяться лишь в части, не противоречащей ему.

К таким законам надо отнести Закон РФ от 11.03.92 № 2490 1 «О коллективных договорах и соглашениях» (Ведомости РФ, 1992, № 17, ст. 890), Федеральные законы от 23.11.95 № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (СЗ РФ, 1995, № 48; ст. 4557), от 17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (СВ РФ, 1999, № 29, ст. 3702), от 12.01.96 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (СЗ РФ, 1996, № 3, ст. 148) и некоторые другие.

5. В соответствии со ст. 76 (ч. 5) Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, не могут противоречить федеральным законам. Однако подзаконные акты федерального уровня принимаются в развитие и для конкретизации федеральных законов, самостоятельного, независимого от федеральных законов регулирования они не осуществляют. В связи с этим в настоящей статье устанавливается правило о том, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не должны противоречить актам федерального уровня, включая указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (ч. 6 настоящей статьи).

6. В числе нормативных правовых актов, содержащих нормы права, указываются нормативные правовые акты органов местного самоуправления (см. комментарий к ст. 7 Кодекса) и локальные нормативные акты (см. комментарий к ст. 8 Кодекса).

Статья 5. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права

Статья 5. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права

1. Комментируемая статья с достаточной полнотой охватывает источники трудового права. Прежде всего эта статья подчеркивает, что трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством, которое включает ТК, иные федеральные законы, законы субъектов РФ.

Таким образом, Кодекс определяет понятие трудового законодательства. Оно состоит только из законов, причем как федеральных, так и субъектов РФ. Регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений законами, содержащими нормы трудового права, означает, что такие акты по отраслевой принадлежности могут быть актами трудового права, а могут не относиться к трудовому праву, но содержать правовые нормы о труде. В соответствии с этим к источникам трудового права относится Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», который, не являясь в целом законом о труде, содержит нормы, регулирующие трудовые отношения работников железнодорожного транспорта (ст. 25 и 26).

В новой редакции ст. 5 понятие трудового законодательства соответствует отсылочным статьям ТК, которые содержат указание не на законодательство, состоящее из всех нормативных правовых актов, а на закон, если тот или иной вопрос решается на данном уровне, или на закон и иные нормативные правовые акты по регулируемому ими вопросу. Этим обеспечивается точный адресат будущего нормативного правового акта.

2. Трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются в соответствии с Конституцией РФ, которая содержит принципиальные положения, определяющие основные начала ТК и всех иных нормативных правовых актов о труде. Так, во многих случаях эти отношения регулируются законами и иными нормативными правовыми актами о труде, конкретизирующими положения ст. 37 Конституции РФ. Данная статья провозглашает свободу труда, запрещает принудительный труд, предусматривает право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, право на защиту от безработицы, а также признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, закрепляет право на отдых.

Помимо Конституции РФ содержание норм трудового законодательства определяется федеральными конституционными законами. Это в первую очередь Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении». В нем содержатся нормы трудового права, предусматривающие изъятия из законов и иных нормативных правовых актов, определяющих правовой режим государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также устанавливающих права и свободы граждан. Так, этот Закон предусматривает — на период действия чрезвычайного положения — возможность запрещения забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций, отстранения от работы руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей и назначения других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей.

3. В системе федеральных законов о труде основополагающим является Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. с последующими изменениями и дополнениями. Последние изменения были внесены Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 437-ФЗ*(17).

Трудовой кодекс закрепляет исходные принципиальные положения правового регулирования труда и в то же время достаточно подробно решает вопросы, возникающие в сфере труда между работниками и работодателями. Он имеет приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Все эти законы должны соответствовать ТК. Такое соответствие обеспечивает единство законов, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, а также играет важную роль в устранении законодательных противоречий, отрицательно отражающихся на правоприменительной практике.

Комментируемая статья впервые устанавливает механизм, гарантирующий приоритет ТК. В ней указано, что в случае противоречий между ТК и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется ТК. Кроме того, предусмотрены последствия принятия нового федерального закона, противоречащего ТК. Такой закон применяется, если соответствующие изменения и дополнения внесены в ТК.

4. Указы Президента РФ также относятся к источникам трудового права. Указы Президента РФ, регулирующие трудовые отношения, не должны противоречить ТК и иным федеральным законам. Это требование подчеркивает подзаконность правотворческой деятельности Президента РФ. Указы Президента РФ позволяют своевременно решать вопросы регулирования трудовых отношений, определять особенности правового статуса некоторых категорий работников. Так, указами Президента РФ регулируется порядок подготовки и проведения аттестации государственных служащих, утвержден перечень должностей федеральной государственной службы, установлен размер денежного содержания федеральных государственных служащих (см., например, Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110*(18)).

5. На следующей ступени в системе иерархии нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения, стоят постановления Правительства РФ. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, издаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции исполнительной власти Российской Федерации. Во многих случаях принимаются постановления Правительства РФ для реализации положений, предусмотренных ТК. Так, ст. 139 ТК устанавливает, что особенности порядка исчисления средней заработной платы определяются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В соответствии с этой статьей постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы*(19). Постановления Правительства РФ не должны противоречить не только федеральным законам, но и указам Президента РФ.

6. Трудовые отношения регулируются и подзаконными нормативными правовыми актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Особое значение для регулирования трудовых отношений среди актов министерств и ведомств имеют постановления и разъяснения Минздравсоцразвития России, которому переданы функции бывшего Минтруда России. Постановления, принимаемые этим Министерством, а также разъяснения по применению нормативных актов в области труда и социальным вопросам обязательны для исполнения всеми министерствами, государственными комитетами и другими федеральными органами исполнительной власти, органами самоуправления и организациями.

С помощью постановлений Минздравсоцразвития России обеспечивается единообразное решение вопросов, не имеющих региональных особенностей, предусматриваются условия применения постановлений Правительства РФ. Минздравсоцразвития России издает также постановления по вопросам компетенции Правительства РФ, которые по его прямому поручению переданы на разрешение Министерству. До реорганизации системы и структуры федеральных органов исполнительной власти такие постановления издавались Минтрудом России. Подзаконные нормативные правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти не должны противоречить ТК, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

7. Нормы комментируемой статьи основаны на п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которым трудовое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что трудовые и тесно связанные с ними отношения регулируются актами как федерального, так и регионального уровня. Регулирование в сфере труда осуществляется с учетом предусмотренного Кодексом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Круг вопросов, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти, определен ст. 6 ТК (см. комментарий к этой статье). В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта РФ по вопросу, урегулированному ранее законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ, региональное законодательство приводится в соответствие с актами федерального уровня.

Другие публикации:  Пример приказ об учёбе

Статья 5 содержит и иное важное положение, относящееся к иерархии законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Эти правовые акты не должны противоречить ТК и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить ТК, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

8. Система нормативных правовых актов о труде включает также акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты о труде. Первые определяют режим работы организаций, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, регулируют иные вопросы в сфере труда: трудоустройство граждан, занятость населения, дополнительную социальную защиту многодетных семей и др.

Комментируемая статья устанавливает иерархию актов органов местного самоуправления. Они не должны противоречить ТК, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Локальные нормативные акты о труде издаются руководителем организации в пределах своих полномочий и действуют только в рамках этой организации. Они могут быть приняты также работодателями — физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями.

9. В качестве источников трудового права Кодекс выделяет нормативные соглашения: коллективные договоры и соглашения. Их отличие от иных источников права заключается в том, что нормативные положения коллективных договоров и соглашений устанавливаются в договорном порядке, т.е. по соглашению работников и работодателей. Действие коллективного договора локализовано конкретной организацией, а также правомочием работодателя — физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем. Соглашения могут быть генеральными, региональными, территориальными, отраслевыми (межотраслевыми). При этом отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются на федеральном, региональном и территориальном уровнях.

10. Конституционные положения, касающиеся трудовых прав и свобод граждан, незыблемы. Любое умаление или отмена трудовых прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, является недействительным и не подлежит применению.

Конституционной Суд РФ и Верховный Суд РФ неоднократно признавали не действующими законы и иные нормативные правовые акты по причине их несоответствия Конституции РФ, устанавливающей трудовые права и свободы граждан.

Приведем следующий пример: Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15 марта 2005 г. N 3-П*(20) признал ст. 279 ТК (в редакции до принятия Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ)*(21), согласно которой в случае расторжения трудового договора с руководителем организации по решению уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она, не устанавливая гарантированный минимальный размер компенсации, полагающейся руководителю организации в указанном случае, допускает расторжение с ним трудового договора без выплаты справедливой компенсации.

Как указал Конституционный Суд РФ, выплата компенсации, — необходимое условие прекращения трудового договора с руководителем организации по п. 2 ст. 278 ТК.

Верховный Суд РФ, основываясь на конституционных положениях, может признать недействительными и другие нормативные правовые акты. Так, Верховный Суд РФ, учитывая, что запрет на занятие двух руководящих должностей на любых предприятиях, в учреждениях, организациях ограничивает конституционные права граждан на свободный труд, на свободное распоряжение своими способностями к труду, на выбор рода деятельности и профессии, своим решением от 14 декабря 2000 г. N ГКПИ2000-1293*(22) признал недействительным (незаконным) абз. 3 п. 1 постановления Совмина СССР от 22 сентября 1988 г. N 1111 «О работе по совместительству»*(23), который предусматривал, что занятие двух руководящих должностей при работе по совместительству не допускается.

11. Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» подчеркивает, что суд обязан разрешать трудовые споры на основании Конституции РФ, ТК, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы. Если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. При этом необходимо иметь в виду, что если международным договором Российской Федерации, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотренные законами или другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, то суд обязан руководствоваться правилами международного договора.

Трудовой кодекс это подзаконный акт

Одним из важнейших принципов обеспечения безопасных условий жизнедеятель­ности является строгое соблюдение законности. Только опираясь на твердое и глубокое знание законов РФ, иных правовых актов, современный руководитель может добиться высокой организованности, создать и обеспечить безопасные условия жизнедеятельности для сотрудников и подчиненных.

Регулятором взаимоотношений между личностью и обществом, руководителем и коллективом в этом случае выступает право, т.е. государственная воля, выраженная в сис­теме общеобязательных норм (правил поведения), установленных или санкционирован­ных государственными органами и охраняемых от нарушений, при необходимости, государственным принуждением.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция РФ — Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент Российской Федерации.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

-Указы Президента РФ;

-Постановления Правительства РФ;

-Приказы, директивы, инструкции, наставления и. другие нормативные акты ми­нистерств, ведомств и их нижестоящих организаций;

-Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления);

-Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

Таким образом, правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации и входящих в нее субъектов, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами Рос­сийской Федерации (РФ) и входящих в нее государственных образований, местными орга­нами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них прежде всего:

-Министерство природных ресурсов РФ;

-Государственный комитет РФ по охране окружающей среды;

-Министерство труда и социального развития РФ;

-Министерство здравоохранения РФ;

-Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет Федеральный Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1999 г., в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие, критерии безопасности или безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обес­печению благоприятных условий его жизнедеятельности. Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксировано в Федеральном Законе РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 1995 г. и в Федеральном Законе РФ «О защите прав потребителей» 1992 г.

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является Федеральный Закон РФ «Об охране окружающей среды» 2002 г.

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды отметим Водный кодекс РФ (1995 г.), Земельный кодекс РФ (2001 г.), Лесной кодекс (1997 г.), Федеральные законы Российской Фе­дерации и законы РФ «О недрах» (1992 г.) и «Об экологической экспертизе» (1995 г.), «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.), «О радиационной безопасности населения» (1996 г.), «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997 г.), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.).

Среди законодательных актов по охране труда отметим Трудовой кодекс РФ (2001 г.), Кодекс РФ об административных правонарушениях (2001 г.), Уголовный кодекс (1996 г.), Федеральный Закон РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998 г.), устанавливающие основные правовые гарантии в части обеспечения охра­ны труда и ответственность за нарушения требований охраны труда.

Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют Федеральные Законы РФ «О гражданской обороне» (1998 г.), «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.), «О внесении изменений в Федеральный Закон РФ «О защите населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций природного и техногенного характера» (2006 г.), «О пожарной безопасности» (1994 г.), «Об использовании атомной энергии» (1995 г.).

Среди подзаконных актов в этой области отметим Постановления Правительства РФ «О единой государствен­ной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (1995 г.), «О порядке создания убежищ и других объектов гражданской обороны» (1999 г.) и др.

Гражданская оборона Российской Федерации

Гражданская оборона представляет собой систему общегосударственных мероприя­тий по подготовке к защите и по защите населения.

Нормативно-техническая документация (НТД)

Эта документация по охране окружающей среды включает федеральные, республиканские, местные санитарные нормы и правила Министерства.

Федеральные законы и подзаконные акты в системе источников трудового права

Основным Федеральным законом, регулирующим отношения, составляющие предмет трудового права, с 1 февраля 2002 года является Трудовой кодекс РФ (ТК РФ). Другие федеральные законы и подзаконные акты федерального уровня не могут ухудшать положение работников по сравнению с нормами ТК РФ. Подобные ограничения должны появляться лишь с соблюдением требований ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и только после внесения соответствующих изменений в ТК РФ. До внесения изменений в ТК РФ нормы, ограничивающие гарантированные им права и свободы, не должны применяться.

Другие публикации:  Приказ об организации лагеря дневного пребывания

Источниками трудового права продолжают оставаться федеральные законы, принятые до введения в действие ТК РФ. Однако их материальное выражение возможно с соблюдением правила о недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с ТК РФ.

Продолжает действовать Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года в редакции от 20 апреля 1996 года с последующими изменениями и дополнениями. Введение в действие ТК РФ не повлияло на судьбу данного Закона, так как в Кодексе раздел, посвященный занятости и трудоустройству, отсутствует. Поэтому названный Закон продолжает действовать в полном объеме.

И после принятия ТК РФ должен применяться Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 года в редакции от 24 ноября 1995 года с последующими изменениями и дополнениями. Положения данного Закона должны применяться в части, позволяющей более полно защитить права и законные интересы работников.

К числу источников трудового права относится Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 2 апреля 1999 года. Введение в действие ТК РФ не должно повлиять на применение данного Закона, поскольку он дополняет ТК РФ в части, регламентирующей формирование и деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1995 года с последующими изменениями и дополнениями также остается в числе источников трудового права. Однако данный Закон будет применяться с изъятиями, установленными ТК РФ. Эти изъятия коснулись прежде всего прав профсоюзных работников.

Источником трудового права остается и Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации», который дополняет положения ТК РФ.

Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 года также входит в число источников трудового права, он применяется с учетом норм ТК РФ, посвященных урегулированию коллективных трудовых споров.

К числу источников трудового права следует отнести и Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 2 июля 1998 года с последующими изменениями и дополнениями, он дополняет ТК РФ в части возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников в процессе трудовой деятельности.

Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года также относится к числу источников трудового права. Данный Закон дополняет ТК РФ в части регулирования труда лиц, находящихся на государственной службе.

Источником трудового права является и Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 года с последующими изменениями и дополнениями. Данный Закон должен применяться в части, предусматривающей дополнительные по сравнению с ТК РФ льготы для лиц, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

К числу источников трудового права следует отнести и отдельные нормы Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года с последующими изменениями и дополнениями, Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 года с последующими изменениями и дополнениями, Федерального закона «Об образовании» от 13 января 1996 года с последующими изменениями и дополнениями, Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 21 июня 2002 года, Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 14 июля 2001 года.

Данный перечень федеральных законов, положения которых относятся к источникам трудового права, не является исчерпывающим. В частности, положения гражданского процессуального законодательства используются при разрешении трудовых споров, в том числе и комиссиями по рассмотрению трудовых споров. В этом случае их следует относить к числу источников трудового права с точки зрения материализации в конкретных отношениях, входящих в предмет этой отрасли.

Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года (с последующими изменениями и дополнениями) также используется при реализации трудовых прав работников. В силу чего отдельные его нормы могут быть признаны источниками трудового права при материализации в отношения, составляющие предмет данной отрасли.

Источниками трудового права, принятыми на федеральном уровне, являются указы Президента РФ. Например, Указ Президента РФ «О приведении актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации» от 5 октября 2002 года N 1129. Перечень указов Президента РФ, направленных на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права, также невозможно определить исчерпывающим образом. Однако при их применении следует соблюдать правило о недопустимости ущемления прав и законных интересов работников, гарантированных в ТК РФ и других федеральных законах.

На федеральном уровне принимаются постановления Правительства РФ, направленные на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права. Перечень постановлений Правительства РФ, направленных на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права, также нельзя определить исчерпывающим образом. Ведь отдельные нормы постановлений Правительства РФ, отнесенные к источникам других отраслей права, в силу требований ст. ст. 1, 11 ГПК могут быть применены при регулировании трудовых отношений по аналогии. В связи с чем они материализуются в качестве источника трудового права в конкретные отношения, входящие в предмет данной отрасли. При применении постановлений Правительства РФ при регулировании трудовых отношений должно соблюдаться правило о недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с ТК РФ, федеральными законами и указами Президента РФ.

К числу источников трудового права федерального уровня относятся нормативные правовые акты Министерства труда и социального развития РФ (Минтруда РФ), которые обязательны для исполнения. Нормативные правовые акты Минтруда РФ не должны ущемлять права работников, гарантированные в ТК РФ и других федеральных законах, указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ. Перечислить исчерпывающим образом нормативные правовые акты Минтруда РФ, направленные на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права, практически невозможно. Деятельность Минтруда РФ по их изданию и изменению не прекращается. Поэтому с небольшими промежутками времени появляются как новые акты, так и вносятся изменения в действующие акты, направленные на регулирование трудовых отношений.

К числу источников трудового права относятся обязательные для исполнения инструкции органов государственного контроля за соблюдением правил охраны труда, в частности, Госгортехнадзора, Госатомнадзора, Госсанэпидемнадзора.

Федеральные министерства и ведомства также издают нормативные акты отраслевого и межотраслевого характера, направленные на регулирование трудовых отношений. В содержании этих актов не должны появляться положения, ущемляющие права работников в вышестоящем по юридической силе законодательстве.

Перечисленные акты, являющиеся источниками трудового права, должны соответствовать ТК РФ и другим федеральным законам. Подзаконные акты нижестоящего уровня должны соответствовать вышестоящим по юридической силе подзаконным нормативным актам. Нормативные правовые акты федерального уровня, вступающие в противоречие с ТК РФ и федеральными законами, нормативными правовыми актами, вышестоящими по юридической силе, могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ на предмет признания их недействующими. Признание нормативного правового акта недействующим означает утрату им юридической силы с момента вступления решения суда об этом в законную силу. Нельзя не заметить, что нормотворчество федеральных министерств и ведомств имеет дополнительные ведомственные средства контроля за соблюдением изданных предписаний. Данные предписания далеко не всегда соответствуют требованиям вышестоящего по юридической силе законодательства. Но с точки зрения материализации в конкретные отношения нормы ведомственного нормотворчества имеют приоритет перед вышестоящим по юридической силе законодательством. Существующий судебный контроль призван обеспечить материализацию в конкретных отношениях, составляющих предмет трудового права, предписаний федеральных нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой. Данный контроль имеет и свои особенности, которые связаны с множественностью актов федерального уровня, направленных на регулирование трудовых отношений, и их применением не только исходя из приданной акту юридической силы, но и с точки зрения отражения в его содержании прав и интересов работников. Поэтому не должен признаваться недействующим федеральный нормативный правовой акт, имеющий меньшую юридическую силу, но предоставляющий дополнительные льготы работникам по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством. Исключением из этого правила могут стать лишь случаи издания акта с превышением полномочий федеральным органом государственной власти.

Еще статьи:

  • Жилищный субсидия для военнослужащих 2019 Калькулятор жилищной субсидии военнослужащих на 1-е полугодие 2019 года Калькулятор жилищной субсидии на 2-е полугодие 2018 года смотрите здесь=> Данный калькулятор жилищной субсидии подготовлен специалистами […]
  • Расписка доверенность на машину Доверенность на управление автомобилем Отменена ли доверенность на автомобиль? Конечно же вы неоднократно слышали о том, что доверенность на управление автомобилем отменена и возить дополнительную бумажку от […]
  • Договор на консультирование по вопросам бухгалтерского учета Договор об оказании консультационных услуг Договор № ____ об оказании консультационных услуг г. __________________ "___"_________ ____ г. ___________________, именуем__ в дальнейшем "Исполнитель", в лице […]
  • Мировой суд санкт-петербурга 211 участок Судебный участок №211 Территория судебного участка N 211 определяется границей, проходящей: от моста Александра Невского по оси р.Невы до Обводного канала, далее по оси Обводного канала до Лиговского пр., далее по оси […]
  • Договор на перевозку пассажиров автобусами Форма договора на предоставление автобуса, такси для перевозки людей под заказ Форма договора для перевозки людей под заказ Форма договора на предоставление автобуса, такси для перевозки людей под заказ Договор на […]
  • Приказ мвд no 257 ПРИКАЗ МВД РФ от 05.07.95 N 257 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ" (вместе с "БОЕВЫМ УСТАВОМ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ") Зарегистрировано в […]
Трудовой кодекс это подзаконный акт