Учебно-дидактическое пособие по предупреждению и коррекции нарушения письма у младших школьников на 1-м коррекционном этапе

Разделы: Логопедия

За последние годы в логопедической практике произошел так называемый бум речевого пособия, так необходимого специалисту. Особое место хочется отвести таким авторам разработок печатной тетради и книги О.И. Крупенчук, В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко, Е.В. Мазановой, М.М. Безруких, В.И.Буйко и Г.А. Сыропятовой. Упражнения, картинки и идеи данных авторов и легли в основу создания учебно-дидактического пособия, эффективно используемого мной в своей практике на занятиях.

Актуальность. Проблема нарушений письменной речи, низкой грамотности и неуспеваемости по русскому языку не утратила своей актуальности, несмотря на серьёзные достижения, как в её теоретическом освещении, так и в практической коррекционно-логопедической работе. У учащихся с особыми образовательными потребностями по целому ряду причин она становится все более острой, представляющей значительные трудности в овладении грамотой, препятствующей успешному усвоению детьми русского языка вообще, русской грамматики в частности, и требующей для её разрешения огромных усилий и от педагогов, и от детей.

Цель данного пособия – помочь логопеду эффективно вести коррекционную работу по предупреждению и преодолению нарушения письма целенаправленно и планомерно. Данное пособие носит практический характер и представляет собой комплекс поурочного тематического учебно-дидактического материала по предупреждению и коррекции дисграфии, направленного на развитие фонематического восприятия, звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза, дифференциацию парных звонких и глухих согласных, шипящих и свистящих, а также аффрикат на письме, закрепление звуко-буквенных связей.

Структура учебно-дидактического пособия представлена несколькими тематическими карточками, идущими друг за другом в чёткой последовательности, определяющей содержание I этапа коррекционно-развивающего обучения младших школьников с нарушением письменной речи, обусловленной ОНР в соответствии с методическими рекомендациями А.В. Ястребовой. Система упражнений, предложенная в пособии, основана на принципе постепенного усложнения заданий. Задания содержат ясную инструкцию и образцы их выполнения, а также – условные обозначения.

Предлагаемые упражнения создают необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма, развитие языкового чутья путём не только слухового, но и зрительного внимания к слову, предупреждения общей и функциональной неграмотности у учащихся младшего школьного возраста. Значительное место в пособии занимают задания, развивающие концентрацию внимания, усидчивость, пространственное восприятие, моторику и координацию рук. Также, занимательный речевой материал призван обогащать словарь учащихся, поддерживать интерес к занятию и способствовать снятию напряжения и страха у детей, чувствующих собственную несостоятельность в графо-лексической деятельности, поскольку создаёт положительный эмоциональный настрой в ходе групповых (индивидуальных) занятий.

Таким образом, данное пособие позволяет специалисту опросить на занятии всех учеников, проявив внимание к каждому, проконтролировать усвоение материала, подавать материал компактно, емко, устранить перегрузку словесными пояснениями и снизить время на осмысливание задания. Умение ориентироваться в структуре учебного задания и сосредотачиваться на его сути развивает визуальное мышление ребёнка и самым тесным образом связано с развитием его общеучебной компетентности.

Рекомендуется перед использованием учебно-дидактической тематической карточки включать в занятия упражнения на развитие фонематического восприятия: отраженное проговаривание цепочек звуков и слогов с изучаемыми звуками; выделение тех звуков, которые встретились два, три раза в структуре слогов и слов; выделение лишнего звука, слога, слова по принципу обобщения и исключения и др.

В структуру занятия обязательно включаются упражнения для развития пальчиковой тонко-моторной организации и гимнастики для глаз; динамические паузы и физминутки.

Само пособие устроено удобно и просто. Можно использовать его и как тетрадь, и как отдельные карточки с изучаемыми звуками и буквами. Данные карточки можно использовать как на групповых, так и индивидуальных занятиях. Написание конспекта к такой карточке тоже не составляет особого труда, как правило – это план-конспект, так как к каждому упражнению уже даны инструкция по его выполнению, условное обозначение или образец.

Возраст младших школьников не конкретизируется, так как это зависит от того, когда (в каком классе) ребенок начал получать логопедическую помощь. И если, в силу каких-то причин, ребенок не получил логопедической помощи в 1-ом классе, то работа специалиста во 2-ом или 3-ем классе все равно будет начинаться с I коррекционного этапа– восполнение пробелов звуко-слоговой стороны речи.

Содержание учебно-дидактического пособия. (Приложение 1):

Звуки [п] – [п’]. Буква П.

Звуки [б] – [б’]. Буква Б.

Звуки [п-п’] и [б-б’]. Буквы П и Б.

Звуки [т] – [т’]. Буква Т.

Звуки [д] – [д’]. Буква Д.

Звуки [т-т’] и [д-д’]. Буквы Т и Д.

Звуки [к] – [к’]. Буква К.

Звуки [г] – [г’]. Буква Г.

Звуки [к-к’] и [г-г’]. Буквы К и Г.

Звуки [с] – [с’]. Буква С.

Звуки [з] – [з’]. Буква З.

Звуки [с-с’] и [з-з’]. Буквы С и З.

Звуки [ш] – [ж]. Буквы Ш и Ж.

Звуки [с] – [ж]. Буквы С и Ж.

Звуки [з] – [ж]. Буквы З и Ж.

Звуки [р] – [р’]. Буква Р.

Звуки [л] – [л’]. Буква Л.

Звуки [р-р’] и [л-л’]. Буквы Р и Л.

Звуки [ч’] – [т]. Буквы Ч и Т.

Звуки [щ’] – [с]. Буквы Щ и С.

Звуки [щ’] – [ч’]. Буквы Щ и Ч.

Звуки [ц] – [с]. Буквы Ц и С.

Звуки [ц] – [т]. Буквы Ц и Т.

Звуки [ц] – [ч’]. Буквы Ц и Ч.

Примерный конспект занятия.

Тема. Звуки [з-з’]. Буква З.

Класс: 1–3 класс. (I этап – Восполнение пробелов в развитии звуко-слоговой стороны речи.)

(Базовый уровень.) Ученик научится различать парные согласные звуки [з-з’] в слогах, словах.

(Повышенный уровень.) Ученик получит возможность научиться практическим навыкам сравнения звуков [з-з’] опираясь на акустико-артикуляционные характеристики, определять место звука в слове, устанавливать связь звука с буквой.

  • формировать навыки звуко-буквенного анализа через использование схемы слова;
  • развивать операции сравнения, умения находить сходство и отличия парных согласных, давать характеристику звуков [з-з’];
  • обогащать словарь детей словами насыщенными звуками [з-з’];
  • воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов; воспитывать уверенность в своих силах.
  • индивидуальные учебно-дидактические карточки,
  • цветные магниты (зелёные, красные, синие),
  • символы согласных и гласных звуков,
  • шарики и эластичные кольца Су-Джок,
  • простой и цветные карандаши,
  • ручки,
  • картинки с изображением лиц в различном эмоциональном состоянии,
  • оценочные символы – смайлики,
  • мел,
  • фишки для оценки работы,
  • классная доска.

I. Организационный момент.

(Коммуникативные, личностные УУД.)

– Назовите, а затем изобразите эмоциональное состояние лиц на картинках: удивление, испуг, злость, задумчивость, растерянность, грусть, радость. Повернемся друг к другу и скажем: “Веселы, бодры, здоровы и к занятию готовы!”

II. Знакомство с темой.

1. Актуализация знаний.

(Регулятивные, коммуникативные УУД.)

Логопед произносит звук и показывает букву. Уточняет с ребятами, что такое звук, что такое буква? Какие бывают буквы и звуки?

2. Формулирование темы занятия. Целеполагание.

(Регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД.)

– Послушайте и назовите слог, который повторяется 2 раза: ЗА-СА-ЗА, ЗИ-СИ-ЗИ. Какой слог вы выделили? (Начинается со звука [з]([з’])). Дайте характеристику звукам [з-з’].

Чем звуки обозначаются на письме? Ребята, предположите, как сегодня будет звучать тема нашего занятия? (Звуки [з-з’] буква З.) Правильно, сегодня на уроке вы научитесь сравнивать звуки [з-з’], находить их сходства и отличия.

3. Динамическая пауза Су-джок.

(Регулятивные, коммуникативные УУД.)

1. Каждый ученик катает массажер между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение:

Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же его взять?

2. Каждый ученик поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Этот малыш-Илюша, (На большой палец.)

А меньшого малыша зовут Мишуткою, друзья. (Мизинец.)

А меньшую зовут Наташа.

4. Работа в учебно-дидактической карточке (Приложение 1, стр. 15.).

Задание 1. (Регулятивные, коммуникативные УУД.)

– Заштрихуйте букву занятия по образцу. Пропишите заглавную и строчную буквы. (Уточнение, когда или в каких случаях нужно использовать написание заглавной и строчной буквы.)

Задание 2. (Регулятивные, коммуникативные УУД.)

– Найдите и раскрасьте (или обведите) букву З таким цветом, чтобы стало понятно, какой звук она обозначает в слове. Обоснуйте свой выбор. (Зонт – синим цветом, так как звук твердый).

5. Гимнастика для глаз.

– Следим за движущимися предметами только глазами. Не вращаем головой.

Задание 3. (Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД.)

– Рассмотрите и назовите предметы. Установите связь слова с буквой. Как вы это сделаете? Соедините с буквой З только те предметы, в названиях которых встречаются звуки [з-з’]. Запишите в левый столбик слова с твердым звуком, а в правый – с мягким.

Задание 4. (Регулятивные, коммуникативные УУД.)

– Подчеркните такую же букву, как внизу. Что неправильно выбрано в написании остальных букв? (Направление.)

Другие публикации:  Федеральный закон 359 фз

Задание 5. (Регулятивные, коммуникативные УУД.)

– Обведите в кружок все буквы З. Есть ли буквы в рядах схожие с дежурной буквой, если есть, то с какой и чем?

Задание 6. (Регулятивные, коммуникативные УУД.)

Допишите букву З. Какого, верхнего или нижнего элемента не хватает у (например) второй буквы?

Задание 7. (Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД.)

– Определите порядок букв в каждом слове и обозначьте их условными буквами:

согласная – С , гласная – Г . Если буква обозначает звук [з] или [з’] подчеркни кружок соответствующим цветом.

Задание 8. (Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД.)

– Проведите звуко-буквенный анализ слов:

  1. Назовите название предмета.
  2. Поставьте в слове ударение.
  3. Определите количество слогов в слове. Отделите каждый слог в схеме чёрточкой.
  4. Определите, сколько звуков в слове и выделите их условным цветом.
  5. Запишите слово.
  6. Подчеркните буквы занятия. Если буква обозначает звонкий звук, подчеркни её одной чертой, если – глухой звук, то – двумя чертами.
  7. Сравните количество букв и звуков в слове.

6. Физкультминутка “Будь внимательным”.

– Приготовьте руки. Сейчас я буду называть часть тела или головы, а вы должны прикоснуться до нее. А теперь я буду их называть и показывать, а вы внимательно меня слушайте и касайтесь только тех частей, которые я называю.

Проблемный момент: логопед показывает не те части тела и головы, о которых говорит.

Задание 9. (Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД.)

– Рассмотрите буквы З и Е. Чем они похожи и чем отличаются? Как вы думаете, почему для обозначения этих букв выбраны символы – стрелки? (Указывают направление.) Напишите над каждой стрелкой соответствующую букву. Раскрасьте стрелки-символы нужным цветом (З – синий, согласный; Е – красный, гласный). (Можно предложить придумать слова в соответствии с символами, где встречается не только твердый согласный, но и мягкий, тогда стрелка, обозначающая букву З будет зеленого цвета.)

Задание 10. (Коммуникативные УУД.)

– Раскрась контурное изображение предметов, назови их, выделяя голосом звуки занятия.

III. Итог занятия.

(Регулятивные, коммуникативные, личностные УУД.)

– Ребята, понравилось вам занятие? Денис, какое задание тебе понравилось! (А тебе, Андрей…?) Алина, чем интересны были задания? Чему вы научились?

– Мы научились выделять, сравнивать, находить сходства и отличие согласных звуков [з-з’].

– Ребята, оцените свою работу на занятии. Вы довольны своей работой на занятии? Выберите, какая оценка каждому из вас больше всего подходит, отметьте фишкой:

Учебно-дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Кольца Луллия»

Елена
Учебно-дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Кольца Луллия»

Изготовление пособия «Кольца Луллия«.

«Кольца луллия«- это учебное пособие, которое можно использовать для работы в детском саду, его универсальность заключается в возможности использования его на всех этапах дошкольного развития детей. Данное пособие состоит из 3 кругов разного размера соеденных между собой на разной высоте, начиная от большого к меньшему. В работе с детьми подготовительной группы мы использовали сразу 3 круга. Что бы изготовить данное пособие мы верезаем 3 круга из твёрдой коробки или фанеры, пластика:1 круг диаметром 37 см, 2 круг средний диаметром 27 см, и 3 круг диаметром 17 см. Закрепляем круги между собой штырем с гайками выдерживая пространство 5 см, для того что бы круги крутились.

Цель данного пособия: интеллектуальное развитие детей по всем разделам образовательной программы.

Изготовленную нами конструкцию мы делим линиями на 8 частей. На каждую часть крепим кусок липы, после чего идёт долгий и трудоёмкий процесс подбора картинок, на которые так же крепиться липа.

Примерный список картинок для пособия кольца Луллия:

1. Дикие и домашние животные, растения, деревья, листья деревьев, птицы перелетные и зимующие.

2. Изображение предметов по величине от большего к меньшему.

3. Схемы для поиска заданного звука.

4. Цифры от еденицы до восми.

5. Части животного (хвост, лапа, голова и пр.)

6. Картинки времен года

Дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста «Сенсорный кубик» Сенсорный кубик Такая игрушка представляет собой куб, на гранях которого расположены объёмные предметы разных форм и оттенков или аппликации.

Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Звукогусеничка» Паспорт игрушки Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным — вот задача первоначального обучения. К. Д. Ушинский Название: «Звукогусеничка».

Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ «Кольца Луллия» «Кольца Луллия» В XII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Овладеть системным мышлением.

Дидактическое пособие лэпбук «Наш огород» для детей среднего дошкольного возраста Лэпбук, или как его еще называют тематическая папка, — это самодельная интерактивня папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями,.

Учебно-дидактические пособия

Учебно-методические пособия и дидактические материалы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В Образовательном учреждении имеются необходимые специальные учебные пособия и дидактические материалы для проведения коррекционно-образовательной деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, тяжелым нарушением речи, фонетико-фонематическим нарушением речи, со сложными дефектами).

Учитель-дефектолог

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, М.,МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

«Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» Л.Б. Баряева, Е.А. Логинова, СПб ЦДК проф Л.Б. Баряевой, 2010.

«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова

«Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет» Н.В. Нищева СПб, Детство-Пресс, 2012

Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубевал.

В. Лопатина, Н. А. Ноткина, Т. С. Овчинникова, Н. Н.Яковлева.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., СПб, 2014

«Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи»

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова,

А.В. Лагутина М.: Просвещение, 2013.

Диагностические карты (по количеству детей).

Список детей для занятий с учителем-дефектологом.

Циклограмма профессиональной деятельности.

График работы дефектологического кабинета.

Журнал учёта посещаемости детьми коррекционных занятий.

Годовые задачи организации коррекционно – педагогической работы на учебный год.

Понедельное комплексно-тематическое планирование.

Тетради индивидуальной работы с воспитанниками.

Тетради рекомендаций учителя-дефектолога родителям воспитанников.

Журнал взаимосвязи учителя – дефектолога

с воспитателями групп и специалистами.

Календарный план работы на учебный год.

Консультативный материал для родителей (законных представителей),

О.Б. Иншакова «Альбом логопеда».

Л.Г. Парамонова «Ваш ребенок на пороге школы».

Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный
и младший школьный возраст.

Л.С. Цветкова. Методика нейропсихологической диагностики детей.

А.В. Семенович. Нейропсихологическая диагностика
и коррекция в детском возрасте

Е.А. Стребелева Формирование мышления у детей
с отклонениями в развитии (наглядный материал).

С.Д. Забрамная «Диагностический материал»

В.С. Володина Альбом по развитию речи «Говорим правильно»

Пирамидки, матрешки, вкладыши деревянные, пазлы тематические, кубики, разрезные картинки, счетные палочки.

Сборные картинки – пазлы.

Сборные картинки – кубики.

Разборные игрушки: пирамидки, вкладыши.

Звучащие игрушки: колокольчик, дудочка, свисток

Коробочки с сыпучими наполнителями, издающие разные звуки.

Деревянная головоломка, «Пифагор»,

Парные картинки, игра «Мемори»

Зашумлённые картинки и др.

Игры с прищепками.

Трафареты для обводки и штриховки.

Игры, упражнения для развития тонких движений пальцев рук и кистей.

Массажеры для рук.

Конструкторы, счетные палочки и др.

Цветные круги (красные, синие, зелёные).

Дидактическая игра «Ой, кто это?», «Ой, что это?» (деление слов на слоги)

Доска настенная (большая)- магнитно – маркерная.

Фонетические рассказы и сказки. Часть 1,2,3 ( для детей 5-7 лет) Созонова Н., Куцина Е., Хрушкова Н.

200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет Костылева Н.Ю.

Дидактический материал для развития лексико- грамматических категорий по лексическим темам — раздаточный материал, плакаты.

Иллюстративный материал, подобранный с учётом лексических тем – в книгах. Игры в картинках с предлогами.

Наборы сюжетных картинок для составления простых предложений.

Наглядный материал для составления рассказов по картине, по серии картин «Что сначала, что потом ». Схемы для составления описательных рассказов – мнемотаблицы.

Карточки на классификацию предметов.

Рассказы о временах года. Осень. Зима. Весна..

100 и 1 игра для развития ребенка. Г.Сташевская

Коврограф «ларчик» Харько Т.Г., Воскобович В.В.

Методическое пособие «Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Т.Б.Филичева

«Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития» С.Г. Шевченко

Методическое пособие «Альбом для логопеда» О.Б. Иншакова

Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет » альбомы №№ 1,2,3,4

Н.В. Нищева Тетрадь №1; №2 для средней логопедической группы детского сада

Н.В. Нищева Тетрадь №1; №2; №3 для обучения грамоте детей дошкольного возраста

О.И. Крупенчук «Уроки логопеда» (комплексная методика подготовки ребенка к школе) для детей 4-6 лет

Р.Н. Бунеев Е.В. Бунеева «По дороге к азбуке» части №№ 3,4

«Математика в детском саду» Метлина Л.С.

«Развитие элементарных математических представлений» И.А.Морозова, М.А.Пушкарева

Другие публикации:  Приказ о переводе на постоянную работу с совмещения образец

«Интегративная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развития»

Е.В. Колесникова «Математические ступеньки» (математика для детей 4-5; 5-6; 6-7)

Тетрадь с заданиями для развития детей «рисуем по клеточкам» Тетрадь №1; №2

1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : СПб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. стороны речи у ст. дошкольников. СПб.: Детство-Пресс, 2004.

2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.

СПб.: Детство-Пресс, 2003.

3. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. СПб.: Издательство «Лань», 1999.

4. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000

5. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.

6. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М., 1998

7. Крупенчук О. И, Воробьева Т. А. Мяч и речь. СПб, 2001

8. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! СПб, 2001

9. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб.: СОЮЗ, 1999.

10.Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.— СПб.: Детство-Пресс, 2004.

11. Баряева Л.Б. Интегративная модель СПб 2005

12. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. Изд: М.:Айрис-пресс 2005г.

13. Л.С. Цветкова. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.: Педагогическое общество России, 2000г

14. А.В. Семенович. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте М.: «Академия» 2002г.

15. Е.А. Стребелева Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал). «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2007г

16. С.Д. Забрамная «Диагностический материал» «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»: 2000г

17. В.С. Володина Альбом по развитию речи «Говорим правильно» М.:ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС» 2006г.

Учебно-методический комплект Дидактические пособия: «Звуковые коврики»

Галина Школа
Учебно-методический комплект Дидактические пособия: «Звуковые коврики»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 г. Ивделя.

Учебно-методический комплект

Дидактические пособия:[/b]

«Звуковые коврики»

Автор: Школа Галина Леонидовна

МАДОУ №1 «Подснежник»

Пояснительная записка. Знакомство дошкольников со звуками речи осуществляется педагогами ДОУ в процессе совместно-организованной деятельности с помощью развивающих игр. Игра является главным средством обучения и воспитания детей и может быть использована при изучении любого программного материала, проводится в микро и макро-группах воспитанников.

Данное пособие разработано для более успешного усвоения детьми фонематических норм и коррекции звуковых дефектов, удобно в использовании, красочное и легко обрабатывается по нормам СанПиНа.

Цель: формирование и развитие фонематических процессов.

— познакомить детей с понятиями «звуки речи; гласные звуки; согласные звуки; твёрдые – мягкие звуки; звонкие – глухие звуки»;

— учить различать звуки на слух по акустическим признакам.

— развивать у дошкольников познавательные процессы (зрительное внимание и память);

— тактильные ощущения и мелкую моторику рук;

— высшие психические функции (воображение).

— совершенствовать слуховое восприятие;

— укреплять артикуляционную и мимическую мускулатуру.

— поддерживать интерес к материалу;

— стремление детей к познанию нового.

Вид деятельности: игра.

Методы и приёмы обучения:

— постановка вопросов проблемного характера;

— использование наглядных материалов;

— педагогическая поддержка и помощь со стороны взрослого.

Материал: три полимерных коврика прямоугольной формы в цветовой гамме (жёлтый, зелёный, синий); оформление выполнено с использованием ткани (фланель, плюш, мех, войлок, тесьма); детали вырезаны из пластмассы, железа и поролона; использовался валдайский колокольчик; клей.

1. Игра «Наоборот»

Цель: расширять словарь детей, совершенствовать умение детей согласовывать существительное с прилагательным.

Описание: дети рассматривают коврики, совместно с педагогом дают характеристику звуков, отвечают на вопросы.

Гласные звуки:

— как поют дети [А], как улыбнулись они [И]?

— как воет волк в лесу [У], как ветер у трубы [Ы]?

— как отвечает эхо на горе [Э], как это удивительно [О]?

Твёрдые и мягкие согласные звуки:

— какая гусеница…мягкая, а камень…твёрдый;

— какая салфетка?. мягкая, а стол?. твёрдый;

— какая ладошка?. мягкая, а раковина?. твёрдая;

— какая ткань?. мягкая, а стекло?. твёрдое;

— какая подушка?. мягкая, а стена?. твёрдая.

Звонкие и глухие согласные звуки:

— как звенит колокольчик?. звонко, а как стучит молоток?. глухо;

— как звучит посуда?. звонко, а как упал камень?. глухо;

— как звучит треугольник?. звонко, а барабан?. глухо;

— как звучит металлофон?. звонко, а ксилофон?. глухо;

— как поют гусли?. звонко, а как хлопушка?. глухо.

2. Игра «Сколько звуков

Цель: обучать звукобуквенному анализу.

Описание: педагог произносить слог или слово, предлагает ребёнку ответить на вопросы и выбрать квадраты или прямоугольники «слияние», изображение буквы.

— сколько услышал звуков?

— назови первый звук…второй, третий;

— какой это звук?

— какого цвета карточка подходит к этому звуку?

3. Игра «Опиши звуки

Цель: развивать речевой слух.

Описание: педагог с детьми составляют рассказы о звуках.

Гласные звуки можно петь, тянуть и громко кричать.

Согласные звуки нельзя петь и громко кричать, они бывают твёрдые, мягкие и глухие, звонкие.

— Федеральный закон об образовании в РФ от 29 дек. 2012./ 273 – ФЗ (с изм. 2013)

— Приказ Министерства образования и наук РФ от 17 окт. 2013. / №1155 об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования.

— О. В. Жохова, Е. С. Лебедева «Домашние задания для детей старшей и подготовительной к школе групп» М. 2002 г.

— Н. В. Нищева «Внедрение в практику ДОУ ФГОС» С. -П. 2015 г

— Н. В. Нищева «Развитие речи детей младшего и старшего дошкольного возраста» С. -П. «Детство-пресс» 2003 г.

— Н. В. Соловьёва «Подготовка к обучению грамоте с недостатками речи» М. ТЦ «Сфера» 2009 г.

Анализ учебно-методического пособия программы «Детство» по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Анализ учебно-методического пособия программы «Детство» по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Выполнила воспитатель:.

Дидактические пособия Дидактическая игра «Собери бусы» Цели и задачи: • закреплять представления детей об основных цветах; • закреплять умения группировать предметы.

Дидактические пособия своими руками Пособия для детей, сделанные руками воспитателей, всегда несут тепло, дополнительную энергию. Они нравятся детям, удобны в использовании,.

Дидактические игры на массажных ковриках. Массажные коврики своими руками Для оборудования групповой комнаты я решила сделать массажные коврики своими руками. Для работы мне понадобились 2 коврика для ванной,.

Музыкально-дидактические пособия Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаю пособия, которые мы используем с детьми во время НОД и в свободное время. Эти.

Учебно-игровые пособия Учебно-игровое пособие «Золушка». Направлено на: 1. Развитие мелкой моторики пальцев 2. Развитие усидчивости и внимания 3. Снятие эмоционального.

Учебно-методический комплекс Видео Защита учебно-методического комплекса «Занимательная робототехника» МАДОУ № 19 одно из учреждении системы дошкольного образования Колпашевского.

Учебно-методический материал для практической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (Из опыта работы) Развитие и улучшение здоровья детей в процессе обучения в ДОУ, особенно в группах компенсирующей направленности, одна из актуальных задач.

Учебно-методический материал «Программа элективного курса 9 класс «Я в профессии» МОУ «Сланцевская средняя общеобразовательная школа № 3» Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом директора Методическим советом МОУ.

Учебно-методический материал «Счастливое детство» «Счастливое детство» Ход занятия для старшей группы по теме «Права ребенка» Зал празднично украшен шарами и цветами. На подставке стоит.

Учебно-методическое пособие по теме:
Дидактические игры и пособия своими руками

Дидактические игры и пособия своими руками для развития дошкольников.

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»

Система работы по развитию мелкой моторики рук

у детей младшего дошкольного возраста.

(нетрадиционные формы работы)

Баран Юлия Яновна

Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках пальцев

В. А. Сухомлинский

Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Исследования, проведенные М.М. Кольцовой, Л.А. Новиковым, Л.А. Кукуевым, и др., показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали значительное влияние на становление речевой функции.

Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение.

Развивая мелкую моторику у ребенка, и, тем самым, стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающие за движения пальцев рук, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь.

Другие публикации:  Что такое договор ренты жилья

Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.

Ученые (Л.В. Антакова-Фомина, Т.Ю. Гогберашвили, Е.Г. Гришина, С.Н. Котягина, А.В. Семенович, Л.С. Цветкова) доказали, что с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной, поэтому работа по формированию и совершенствованию мелкой моторики рассматривается как необходимая составная часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия. Так, Г.Г. Галкина отмечает, что, если моторика развивается нормально, то нормально развивается и речь.

В специальной литературе (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, О.С. Бот) имеется описание приемов для развития и совершенствования моторики пальцев руку детей с нарушениями речи, приведены разнообразные игры и упражнения. Указанные авторы предлагают логопедам проводить их на некоторых занятиях без речевого сопровождения.

Развитие мелкой моторики рассматривается в тесном взаимодействии с развитием речевой функции у ребенка, причем, как с письменной, так и с устной ее стороной. С.П. Дуванова и Е.Ю. Тебелева указывают, что, если уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики, то можно решить сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влиять на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовить к овладению навыком письма.

Таким образом, многочисленными исследованиями доказано важное значение мелкой моторики в развитии высших психических функций и речи ребенка, как устной, так и письменной.

Начинать развивать мелкую моторику у детей пальцев рук необходимо с самого раннего возраста. И я расскажу в каком возрасте необходимо их проводить.

Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет.

В 1 год ребенок уже управляет своими движениями. Ребенок спокойно удерживает игрушки в руках (как в ладошках, так и пальцами), вертит ими, бросает, сталкивает их, открывает и разбирает коробки, засовывает один предмет в другой. И для того, чтобы движения рук становились более совершенными, необходимо развиваться и далее. С этого возраста можно давать деткам сортеры, здесь ребенок уже изучает форму предмета. Ребенку следует также давать игрушки из различного материала – пузырьки, камешки, полиэтилен, мягкие игрушки, крупа, деревянные и резиновые игрушки и т.д. Только всем этим ребенок должен играть под строгим наблюдением родителей, строго контролируя безопасность использования подручных материалов.

После года ребенку уже можно давать задания сложнее – нанизывание, шнурование, застегивание пуговиц. Игрушки можно изготавливать самостоятельно, а можно приобрести в специализированных магазинах. Например, очень хорошая игра для развития мелкой моторики нанизывание мелких предметов на шнурок, где в предметах заранее сделаны отверстия, так, помимо моторики, еще изучаете и форму и цвета предметов. Например, можно использовать ботинок, который сочетает в себе функцию шнурования, застегивания и расстегивания пуговицы, липучка и другое. Таких игрушек великое множество.

Очень полезное занятие для пальчиков доставание игрушек из бассейна с крупой. В качестве бассейна может послужить любая неглубокая кастрюлька,

мисочка, в которую насыпают горох, фасоль или перловку. На дно бассейна кладутся небольшие игрушки, которые нужно достать, определяя на ощупь. Такая игра способствует развитию мелкой моторики и улучшает кровообращение, попутно массажируя пальцы и кисти рук.

По-прежнему актуальны «Сорока-белобока» и другие игры на загибание-разгибание пальчиков.

С 2,5 лет упражнения с детьми выполняются с объяснением задания, с показом воспитателя. Например:

«Очки». Рассказываем стишок «Бабушка очки одела и внучонка разглядела». Формируем с помощью пальцев колечко и подносим к глазам.

«Стул». Проговариваем стишок «Спинка, ножки и сиденье – вот вам стул на удивленье». Одну ладонь держим вертикально пальцами вверх, вторую руку сжимаем в кулачок и приставляем к ладони, большим пальцем к себе. Когда ребенок научится правильно выполнять упражнение, на счет раз можно менять руки. По такому же принципу можно сделать «стол» — кулачок и сверху ладошка.

Выполняя различные упражнения, ваш ребенок достигнет хорошего развития мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики влияет на развитие речи ребенка и подготавливает его к рисованию и письму. Благодаря упражнениям, исчезает скованность в движениях, приобретается подвижность и гибкость.

Развитие мелкой моторики у детей от 3 до 5 лет.

В этом возрасте выполняем все те же движения и упражнения, только время игры продлевается до 10 минут. Массаж пальчиков дети могут выполнить самостоятельно – потереть пальчики, сгибать-разгибать пальчики вместе и каждый по отдельности. Затем можно приступать к дальнейшим упражнениям на развитие мелкой моторики. усложняя упражнения. Выполнять их нужно так же со стихами. Например:

— пальчиками одной руки «здороваться» с пальчиками другой руки, похлопывая кончиками пальцев (если получится, можно цепляться кончиками пальцев).

Стишок: «Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю,

Всех я вас приветствую!»

Это упражнение на разгибание пальчиков, только начинать нужно с мизинца. Для такого упражнения подойдёт стишок:

Маленький мизинчик плачет, плачет, плачет.

Безымянный не поймет: Что всё это значит?

Средний пальчик очень важный, не желает слушать.

Указательный спросил: — Может, хочешь кушать?

А большой бежит за рисом, тащит рису ложку.

Говорит: — Не надо плакать. На, поешь немножко!

(разгибаем пальчики по очереди, начиная с мизинца, а в конце на слова «Поешь немножко» прикасаемся большими пальцами и мизинца обеих рук друг к другу).

Упражнение на обхват ладошкой пальцев рук другой руки, кончиками пальцев пошевелить. Руки рекомендуется менять.

Упражнять в сцепливании пальцев левой и правой руки по очереди – мизинец с мизинцем, указательный с указательным и т.д.

Помимо пальчиковых игр, следует занимать ребенка и предметными играми – мозаикой, сортировкой мозаики или крупы, нанизыванием игрушек (бусин) на шнурок, застёгиванием-расстёгиванием пуговиц, шнуровой, игрой с конструктором и т.д.

Развитие мелкой моторики рук у ребенка 5-6 лет

Возраст 5-6 лет – это уже возраст подготовки детей к школе. В этом разделе рассмотрим развитие графических навыков у детей. Но для начала необходимо, чтобы ребенок ориентировался в тетради. Поэтому альбомы для рисования и обычные листы убираем в сторону и начинаем проводить занятия в тетради в клетку. Сначала изучаем верхний и нижний, правый и левый углы, центр страницы. Фломастер или карандаш постепенно меняем на ручку.

Цель занятий – научить ребенка ориентироваться в тетрадях в клетку, рисовать прямые и косые линии, различные фигуры по точкам и без них. Взрослый ставит точки, а ребенок должен научиться их ровно соединять. По такому же принципу рисуем квадрат по точкам, затем ребенок учится рисовать квадрат, только уже без точек. А в дальнейшем – нарисовать квадрат, не отрывая руки от тетради. Сначала ребенок учится всему этому вместе с вами по образцу. Далее доведите эти задания до рисования под диктовку.

В заключении хочется сказать, что некоторое запаздывание в развитии речи ребёнка не повод для огорчения! Если проводить вышеописанные упражнения регулярно, а именно каждый день, то они помогут в развитии мелкой моторики и речи.

Некоторые упражнения я предлагаю вашему вниманию.

Еще статьи:

  • Экологическая экспертиза объекта документы Перечень представляемых на ГЭЭ документов Документы, необходимые для предоставления государственной услуги "Организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня": письменное […]
  • Приказ о зиме в армии Осенний призыв 2019 года. Сроки осеннего призыва Молодые люди-граждане Российской Федерации набираются на срочную службу два раза в год – в осенний и весенний призыв. Рассмотрим особенности осеннего призыва в 2019 […]
  • Пенсия работающих госслужащих Возможность получения пенсии по выслуге лет для госслужащего до наступления пенсионного воз Я являюсь работающим федеральным госслужащим. Возраст 48 лет. Выслуга госслужбы 25 лет. Последние 20 лет занимаю должности на […]
  • Декларация по ип земельный налог Земельный налог для ИП в 2018-2019 годах Земельный налог для ИП в последние годы рассчитывался и уплачивался по разным правилам. О том, на что должен обратить внимание ИП-плательщик земельного налога в 2017 и 2018 […]
  • Форма акта приема-передачи материальных ценностей мх-1 Как без ошибок оформить акт приемки передачи товара Приём товара по накладной подтверждает только тот факт, что поставка ТМЦ осуществлена по наименованиям в указанном количестве. Иногда для оптимальной приёмки-передачи […]
  • Требования программиста к человеку Профессия программист Программист – это востребованная профессия в сфере информационных технологий. Существует много специализаций программистов: например, системный программист, прикладной программист, […]
Учебно-дидактические пособия