Содержание:

Дача взятки должностному лицу

Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность за получение и дачу взятки должностному лицу. Какое наказание за данное деяние грозит человеку рассмотрим в данной статье.

Понятие дачи взятки должностному лицу

Под дачей взятки понимается действие, предполагающее за собой незаконное вручение материальных ценностей должностному лицу. Происходить это может лично, либо за счет применения 3-го лица, то есть посредника.

За дачу взятки каждая сторона этого преступления несет ответственность.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с дачей взятки, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Ответственность за дачу взятки должностному лицу по ст. 291 УК РФ

Данное преступление является уголовно наказуемым и влечет ответственность на основании ст. 291 УК РФ.

В соответствии со ст. 291 УК РФ, дача взятки должностному лицу при исполнении через посредника или самому — это уголовно наказуемое деяние, за которое уплачивается штраф в сумме от 15-кратной до 90-кратной по отношению к взятке. Либо осуждением на срок от 2-х до 12-ти лет, в зависимости от обстоятельств деяния и размеров суммы взятки.

Отягчающими обстоятельствами являются:

  • существенный размер взятки;
  • дача ее должностному лицу за то, чтобы он заведомо совершил противозаконные действия (бездействие).

В данных случаях наказание за это преступление будет намного серьезнее.

Взятка должностному лицу считается совершенной во время получения взяткополучателем хоть какой-то части материальных ценностей от взяткодателя либо через посредничество.

Уголовная ответственность за взятку должностному лицу наступает, начиная с 16-ти лет.

Наказание и срок за дачу взятки должностному лицу

Рассмотрим далее, сколько дают за взятку должностному лицу и каковы штрафные санкции по данному деянию. В зависимости от того, сколько денежных средств передал взяткодатель, и за что он уплатил, к нему могут быть использованы следующие санкции:

от 30-ти до 60-кратной суммы взятки

от 60-ти до 80- кратной суммы взятки *

от 70-ти до 90- кратной суммы взятки

Осуждение на срок + штраф

от пяти до 10-кратной суммы взятки

от пяти до 15-кратной суммы взятки

30-кратной суммы взятки **

от пяти до десяти лет

60-кратной суммы взятки **

от семи до двенадцати лет

70-кратной суммы взятки **

* Суд может дать еще и дополнительный вид наказания — лишить права работать в определенной сфере.

** Штрафные санкции в указанном размере выплачивают обязательно, если нарушителя осуждают на определенный срок, в остальном судья может ограничиться лишением свободы.

Дача взятки сотруднику ГИБДД

В РФ ежедневно возникают ситуации, когда сделав правонарушение, автовладелец предлагает «решить дело сразу на месте», не доводя до судебного процесса. К сожалению, случаев дачи взятки инспектору ГИБДД много. Быть может потому, что только некоторые знают, чем на самом деле грозит дача взятки сотруднику ГИБДД?

Отличие части 3 статьи 291 от иных состоит в том, что гаишнику предлагается некоторая сумма денег за то, что он не станет оформлять протокол.

Важно! В статье о взятке имеется примечание, освобождающее от уголовной ответственности взяткодателя, если автовладелец добровольно сообщит после совершения нарушения о даче взятки в соответствующий орган, а также будет способствовать активному раскрытию либо расследованию преступления. Возвращение суммы взятки не производится.

Если правоохранительные органы узнали о даче взятки раньше, чем о преступлении сообщил «взяткодатель», добровольным сообщением это уже не назовешь.

Кроме того, если автовладелец до передачи взятки уведомил соответствующие органы, и её передача осуществлялась под контролем с целью задержания с поличным лица, которое требовало взятку, то он освобождается от ответственности. В данном случае все средства возвращаются водителю.

Теперь, решив дать взятку полицейскому или сотруднику ГАИ, помните о том, что есть уголовная ответственность за данное деяние со всеми вытекающими последствиями. У ГИБДД есть свои способы по поимке взяткодателей.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Кодекс Республики Казахстан от 03.07.2014 N 226-V ЗРК
«Уголовный Кодекс Республики Казахстан»

Часть 2. Особенная часть

Глава 15. Коррупционные и иные уголовные правонарушения против интересов государственной службы и государственного управления

Статья 367. Дача взятки

1. Дача взятки лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, либо приравненному к нему лицу, или лицу, занимающему ответственную государственную должность, либо должностному лицу, а равно должностному лицу иностранного государства или международной организации лично или через посредника —

наказывается штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до трех лет, с конфискацией имущества или без таковой, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

2. То же деяние, совершенное в значительном размере, —

наказывается штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до пяти лет, с конфискацией имущества или без таковой, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

1) группой лиц по предварительному сговору;

2) в крупном размере;

наказываются штрафом в размере сорокакратной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены в особо крупном размере или преступной группой, —

наказываются штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

1. Не влечет уголовной ответственности передача впервые лицу, указанному в части первой статьи 366 настоящего Кодекса, за ранее совершенные им законные действия (бездействие) подарка в сумме или стоимостью, не превышающей двух месячных расчетных показателей, если совершенные этим лицом действия (бездействие) не были обусловлены предварительной договоренностью.

2. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении него имело место вымогательство взятки со стороны лица, указанного в части первой статьи 366 настоящего Кодекса, или если это лицо добровольно сообщило правоохранительному или специальному государственному органу о даче взятки.

Как штрафуют за взятки в Казахстане

С начала 2015 года в РК действует новелла Уголовного кодекса о кратности штрафа за получение взятки. Так, за 10 месяцев 2015 года в республике за взяточничество осуждены 256 лиц. В Генеральной прокуратуре РК рассказали о штрафах за различные размеры взяток, а также о проблемах, связанных с внедрением штрафов за взятки, сообщает Today.kz .

Как рассказал прокурор Управления Департамента по надзору за законностью судебных актов и представительству интересов государства в судах по уголовным делам Генеральной прокуратуры РК Азамат Ахметжанов, кратный штраф как альтернативное наказание введен во всех санкциях статей за взяточничество, тогда как ранее по квалифицированным составам применялось только лишение свободы.

«К примеру, за получение взятки без квалифицирующих признаков предусмотрен штраф в размере 50-кратной суммы взятки (20-кратный размер за дачу взятки). За получение взятки в значительном размере — штраф в размере 60-кратной суммы взятки (30-кратный — за дачу взятки), в крупном размере — 70-кратный (40-кратный — за дачу взятки), в особо крупном размере — 80-кратный (50-кратный — за дачу взятки)», — рассказал прокурор.

Штраф за получение (кратный сумме взятки)

Штраф за дачу (кратный сумме взятки)

Без квалифицирующих признаков

В значительном размере

В крупном размере

В особо крупном размере

В Казахстане за те же 10 месяцев 2015 года штраф применен по отношению к 196 лицам (76 процентов от общего числа осужденных за взяточничество) на сумму 2,8 миллиарда тенге. В государственную казну уже поступило более 1,8 миллиарда тенге. В частности, полностью погашен штраф в размере 1 101,06 миллиона тенге бывшим председателем Агентства РК по регулированию естественных монополий Муратом Оспановым , осужденным специализированным межрайонным судом по уголовным делам Астаны за получение взятки в особо крупном размере.

Другие публикации:  Заявление срочная выписка из егрюл образец 2019

По мнению Азамата Ахметжанова, имеется ряд проблем, связанный с невозможностью немедленного исполнения штрафа в силу их огромных сумм, отсутствия денежных средств, их поиска, а также реализации движимого и недвижимого имущества.

«Для таких случаев законодательством предусмотрена отсрочка уплаты штрафа. С начала года она предоставлена 14 осужденным. Так, осужденный Б. мотивировал свое ходатайство об отсрочке штрафа в размере 33 миллионов тенге тем, что в настоящее время принимает меры по реализации земельного участка стоимостью более 65 миллионов тенге. Илийский райсуд Алматинской области исполнение штрафа отсрочил на четыре месяца», — привел данные прокурор.

Также по просроченным штрафам выписан 71 исполнительный лист, в отношении трех осужденных штраф заменен на лишение свободы. К примеру, постановлением Ордабасинского райсуда ЮКО штраф, назначенный в размере девяти миллионов тенге, заменен на лишение свободы сроком на три года шесть месяцев.

По словам Азамата Ахметжанова, в действующем законодательстве нет правил зачета частично уплаченной суммы при замене на лишение свободы.

«В этой связи интересен опыт Германии: там вместо невыплаченного денежного штрафа применяется лишение свободы, из расчета одной дневной ставки к одному дню лишения свободы. Дневную ставку суд определяет с учетом личного и материального положения лица и исходит из чистого дохода, который имеет или могло бы иметь лицо в среднем в день. Минимальный срок замены денежного штрафа лишением свободы составляет один день», — рассказал прокурор.

По словам представителя Генпрокуратуры, в отечественном законодательстве необходимо проработать подобные механизмы, когда частично погашенный штраф пропорционально учитывался бы при определении срока лишения свободы.

Также Азамат Ахметжанов привел опыт России, где в процессе применения кратного штрафа в России уменьшены его пороговые размеры.

«По причине больших сумм и низкой взыскиваемости снижен минимальный размер штрафа за получение взятки с 25-кратной суммы взятки до 10-ти (в РК — от 50 и выше). Более ранними законами срок добровольной уплаты кратного штрафа увеличен с 30 дней до 60, а рассрочки — с трех лет до пяти. У нас же дела с взыскиваемостью штрафов обстоят лучше. Как указывалось выше, возмещено 1,8 миллиарда тенге или 64,8 процента от общей суммы штрафов», — заключил прокурор.

Кодекс Республики Казахстан от 16.07.1997 N 167-I
«Уголовный кодекс Республики Казахстан»

Часть II. Особенная часть

Глава 13. Коррупционные и иные преступления против интересов государственной службы и государственного управления

Статья 312. Дача взятки

1. Дача взятки лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, либо приравненному к нему лицу лично или через посредника —

наказывается штрафом в размере от семисот до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Дача взятки должностному лицу, а равно дача взятки за совершение заведомо незаконных действий (бездействия) —

наказывается штрафом в размере от тысячи до трех тысяч месячных расчетных показателей либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Дача взятки лицу, занимающему ответственную государственную должность, —

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет с конфискацией имущества.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в крупном размере;

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.

5. Деяния, предусмотренные частями первой, второй, третьей или четвертой настоящей статьи, если они совершены в особо крупном размере, —

наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

1. Не влечет уголовной ответственности передача впервые лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, либо приравненному к нему лицу за ранее совершенные им законные действия (бездействие) подарка в сумме или стоимостью, не превышающей двух месячных расчетных показателей, если совершенные лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом действия (бездействие) не были обусловлены предварительной договоренностью.

2. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненного к нему лица или если это лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Ответственность за взяточничество (А. Агыбаев, д.ю.н., профессор КазНУ им. аль-Фараби, заслуженный деятель РК)

Ответственность за взяточничество

заслуженный деятель РК

Взяточничество — наиболее опасный вид коррупционного преступления. Опасность его обусловлена тем, что оно нередко переплетается с совершением других корыстных преступлений.

Посягая на нормальную деятельность государственного аппарата, взяточничество к тому же подрывает их авторитет, дискредитирует органы власти и управления, извращает принципы законности, ведет к нарушениям принципа справедливости, ущемляет конституционные права и интересы граждан, препятствует проведению социально-экономических, политических реформ в стране.

Взяточничество есть одна из разновидностей коррупции. По новому Уголовному кодексу РК ответственность за взяточничество предусмотрена специальными нормами уголовного закона. Понятием «взяточничество» охватывается три самостоятельных состава преступления: получение взятки (ст. 366 УК), дача взятки (ст. 367 УК) и посредничество во взяточничестве (ст. 368 УК РК).

Ответственность за получение взятки без учета способа получения, характера и общественной опасности деяния предусмотрена только лишь в одной статье, в ст. 366 УК. Сущность данного состава заключается в получении виновным лицом государственного аппарата незаконного вознаграждения за выполнение (или невыполнение) определенных действий по службе в интересах взяткодателя.

В борьбе со взяточничеством важная роль принадлежит совершенствованию уголовно-правовых норм, повышению эффективности их применения. По результатам проведенного нами теоретического исследования проблем уголовной ответственности за получение взятки в Республике Казахстан установлено, что по времени вручения взятки, по характеру деяний, осуществляемых за взятку, получение взятки подразделяется на следующие виды: взятка — вознаграждение; взятка — подкуп; получение взятки за предоставление должности; вымогательство взятки.

Характер и степень общественной опасности их различны.

Исходя из этого, предлагается внести в действующий Уголовный кодекс РК следующий вариант редакции состава получения взятки:

«Ст. 366-1. Взятка-вознаграждение.

1. Получение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, либо должностным лицом, а равно должностным лицом иностранного государства или международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, права на имущество или выгод имущественного характера для себя или других лиц за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия этого лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе — наказывается.

2. Деяние, предусмотренное в части первой настоящей статьи, если оно совершено: а) должностным лицом, занимающим ответственную государственную должность, б) неоднократно, в) в крупном размере, г) за незаконные действия (бездействие) неоднократно наказывается.

3. Деяние, предусмотренное частью первой, второй настоящей статьи, если оно совершено преступной группой, а равно в особо крупном размере — наказывается.

Понятие крупного размера и особо крупного размера дано в п.п. 3 и 38 ст. 34 УК РК.

Ст. 366-2. Взятка-подкуп.

1. Получение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненный к нему лицом либо должностным лицом, а также должностным лицом иностранного государства или международной организации лично или через посредника обусловленной заранее взятки в виде денежных бумаг, иного имущества, права на имущество или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие входят в служебные полномочия виновного лица либо оно в силу служебного положения может способствовать такому действию (бездействию), а равно за общее покровительство, попустительство по службе — наказывается.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору,

б) организованной группой,

в) должностным лицом, занимающим ответственную государственную должность,

д) в крупном размере — наказываются.

Ст. 311-3. Получение взятки за предоставление должности.

1. Получение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненных к нему лицом либо должностным лицом взятки лично или через посредника за предоставление должности в системе государственной службы — наказывается.

2. То же деяние, совершенное:

б) в крупном размере,

в) должностным лицом, занимающим ответственную государственную должность — наказывается.

Ст. 366-4. Вымогательство взятки.

1. Вымогательство взятки, то есть требование лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом либо должностным лицом взятки за выполнение или невыполнение в интересах дающего действия (бездействия), нарушающего его законные права, а равно постановление его в такие условия, которые его вынуждают дать взятку с целью предотвращения наступления вредных последствий его правоохраняемым интересам — наказывается.

Другие публикации:  Доверенность на распоряжение счетом ип

2. Вымогательство взятки:

б) в крупном размере,

в) должностным лицом, занимающим ответственную государственную должность — наказывается.»

Неоправданно различаются меры наказания взяткодателей и взяткополучателей. На наш взгляд, меры наказания взяткополучателя и взяткодателя должны быть равны, поскольку без дачи не может быть получения взятки, поэтому общественная опасность этих деяний равноценна.

По действующему уголовному законодательству субъектом получения взятки является только лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, либо приравненное к нему лицо. Однако материалы следственно-судебной практики нередко показывают, что получают взятки государственные служащие и служащие органов местного самоуправления (помощники акимов, референты должностных лиц, работники канцелярий и т.д.). Их деяния не менее общественно опасны, чем продажность участников профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов. Несмотря на это, указанные категории государственных служащих избавлены от уголовной ответственности за получение взятки. В связи с этим предлагается признать субъектом получения взятки всех государственных служащих, независимо от занимаемой должности и в ст. 3 УК РК дать соответствующее понятие государственного служащего как субъекта преступления.

В действующем Уголовном кодексе РК предусматривается освобождение от уголовной ответственности только взяткодателя, если он добровольно сообщил о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело, или если имело место вымогательство взятки со стороны виновного лица. Но не предусмотрено освобождение от уголовной ответственности взяткополучателя, добровольно сообщившего о получении взятки органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, даже в том случае, если подкуп сопровождался шантажом, угрозой, применением физического насилия. Исходя из вышеизложенного, предлагается введение в Уголовный кодекс РК специальной нормы, предусматривающей освобождение от уголовной ответственности взяткополучателей.

Научная электронная библиотека

Бекмагамбетов А.Б. А. Б., Ревин В. П., Ревина В. В.,

§3. Особенности составов взяточничества

В отличие от структуры состава «коммерческий подкуп» (ст. 253 УК РК) взяточничество как должностное преступление предусматривается тремя статьями УК РК – ст. 366 «Получение взятки», ст. 367 «Дача взятки», ст. 368 «Посредничество во взяточничестве» Эти три взаимосвязанных состава составляют своеобразную совокупность, которая и охватывается понятием взяточничества, т.е. преступной возмездной сделки между должностным лицом и другим лицом, которое добивается решения какого-либо вопроса в свою пользу или в пользу представляемого им лица. Конечно, возможно самостоятельное существование деяния, предусмотренного одним из названных составов, без другого. Например, получение взятки может осуществляться при обстоятельствах, исключающих уголовную ответственность лица, ее передающего (в частности, если оно добровольно сообщило об этом органу, имеющему право возбудить уголовное дело). Точно также должностное лицо, которому передается взятка, может не принять ее, а организовать разоблачение взяткодателя. Тем не менее, типичный случай взяточничества – преступная сделка с участием взяткодателя и взяткополучателя, т.е. совместное существование деяний, предусмотренных ст. 366 и 367 УК РК.

Взяточничество представляет наиболее опасную форму должностных преступлений. Взяточничество причиняет серьезный ущерб государственным органам, органам местного самоуправления, государственным учреждениям, что выражается не только в подрыве их авторитета, но и в потере гражданами веры в законность и справедливость деятельности этих органов и учреждений. А это как пишет Агыбаев А. «извращает принципы законности, ведет к нарушениям принципа справедливости, ущемляет конституционные права и интересы граждан, препятствует проведению социально-экономических, политических реформ в стране»1.

Получение взятки (ст. 366 УК РК).

Непосредственный основной объект уголовного правонарушения – общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Непосредственный дополнительный объект – общественные отношения, обеспечивающие авторитет указанных органов власти.

Специфика объективной стороны рассматриваемого деяния включает:

а) получение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций или приравненным к нему лицом, или лицом, занимающим ответственную государственную должность, либо должностным лицом взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или права на имущество или выгод имущественного характера;

б) действия или бездействие в пользу взяткодателя или представляемых лиц;

в) действия, входящие в служебные полномочия должностного лица либо могущие быть осуществленными другим должностным лицом в результате воздействия на него виновным с использованием своего служебного авторитета, в том числе имеющие характер общего покровительства (протекционизма) или попустительства2.

В соответствии с п.8 нормативного постановления Верховного Суда РК от 27 ноября 2015 года №8 «О практике рассмотрения некоторых коррупционных преступлений» предметом взятки могут быть деньги, ценные бумаги, материальные ценности, право на имущество, а также незаконное оказание услуг имущественного характера, в том числе освобождение от имущественных обязательств3

1Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Казахской ССР, Пленума Верховного Суда Республики Казахстан, нормативных постановлений Верховного Суда Республики Казахстан (1968-2014 годы). – Алматы: ТОО «Издательство «Норма-К», 2015. – С. 312.

1 Токпаева Д. М. К вопросу о противодействии незаконному участию в предпринимательской деятельности и воспрепятствованию законной предпринимательской деятельности//Вестник КазНУ. Серия Юридическая. -2016-№2-С. 281.
2О значении правильного понимания данного признака см. : Для признания лиц виновным по ст. 314 УК необходимо доказательство о внесении лицом в официальные документы заведомо ложных сведений в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо организации (извлечение): постановление 2уп-97-12//Бюллетень Верховного Суда РК. -2012. -№5. -С. 66-68.

1Агыбаев А. Уголовная ответственность за взяточничество//Вестник КазНУ. Серия юридическая. -2016-№1-С. 211.
2В этой связи см. : Субъектом преступления, предусмотренного статьей 311 УК, следует признавать и тех лиц, которые хотя и не обладали полномочиями для выполнения в интересах взяткодателя соответствующих действий, но в силу своего должностного положения могли за взятку принять меры к совершению этих действий другими лицами: постановление надзорной судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РК№2уп-175-10 от 27. 07. 2010 г. (извлечение)//Жукенов А. Т. Судебная практика по уголовным делам. -Алматы: ТОО «Издательство «Норма-К», 2013-С. 353-354.
3sud. gov. kz/rus/legislation/CATO1/79692/2015.

Понятия предмет взятки включают деньги в любой валюте, находящейся в обороте. Понятие ценной бумаги дано в ст. 129 ГК РК, это совокупность определенных записей и других обозначений, удостоверяющих имущественные права. Перечень видов ценных бумаг дан в этой же ст. 129 ГК РК; иное имущество – любые материальные ценности, обладающие товарной стоимостью.

Взятка может быть передана самому должностному лицу или его близким, но с его ведома и согласия. Она может быть вручена непосредственно взяткодателем или посредником. Причем законодателем предусмотрен специальный состав об ответственности за посредничество. В отличие, к примеру от опыта УК РФ, наш законодатель не счел этот состав избыточным, как обосновывают это тем, что посредничество – разновидность соучастия в даче взятки.

Передача взятки может носить как открытый, так и замаскированный характер. В частности, в практике все чаще встречаются случаи получения взятки под видом гонорара за лекции, книги, консультирование, а также под видом премирования, карточного проигрыша, предоставления займа, выгодной для должностного лица продажи ему имущества и т.д. Одна из замаскированных разновидностей взятки – ценные подарки, например от иностранных фирм, представители которых ведут переговоры с должностным лицом. Но здесь надо помнить об опасности объективного вменения, когда речь идет о неэтичном, но не уголовно наказуемом поведении начальника, принимающего ценные подарки от подчиненных по случаю юбилея, награждения и т.д. В некоторых таких случаях может иметься состав злоупотребления служебными полномочиями.

При сравнении формулировок ст. 361 и 366 УК РК относительно пределов действия норм легко обнаружить, что ст. 366 УК РК устанавливает более широкие пределы. Как уже отмечалось, злоупотребления служебными полномочиями могут квалифицироваться только действия (бездействие), совершенные в рамках этих полномочий. Между тем, взяточничество будет иметь место и в случаях, когда услуга взяткодателю находится вне рамок полномочий должностного лица, но осуществляется с использованием его служебного авторитета. Что касается общего покровительства, о котором также говорит рассматриваемая статья, то речь идет о конкретизированных или общих ожиданиях заинтересованного лица относительно продвижения по службе, защите от возможных последствий противоправного служебного поведения, об отказе от передачи в правоохранительные органы материала о преступных действиях и т.д.

Состав получения взятки – формальный. Он будет оконченным с момент принятия должностным лицом хотя бы части взятки независимо от наступления последствий, которых добивается заинтересованное лицо. Если речь идет о преступных действиях должностного лица, совершенных за взятку, необходима квалификация по совокупности деяний.

Рассматриваемая статья содержит и описание квалифицирующих обстоятельств, значительно усиливающих ответственность. Это получение взятки в значительном размере, незаконность действий, совершаемых за взятку (ч.2), совершение уголовного правонарушения (ч.3): а) путем вымогательство взятки; б) группой лиц по предварительному сговору; в) получение взятки в крупном размере; г) неоднократность.

Часть 4 ст. 366 УК РК предусматривает ответственность за совершение вышеназванных деяний преступной группой или за получение взятки в особо крупном размере. Большинство этих понятий рассматривалось ранее. Поэтому надо дать объяснения лишь относительно вымогательства и получения взятки в крупном размере и особо крупном размере. Эти размеры определены в п.п.38, 3 ст. 311 УК РК: речь идет о сумме денег или стоимости ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающих от три тысячи до десяти тысяч месячных расчетных показателей (крупный размер) и превышающих десять тысячи месячных расчетных показателей (особо крупный).

Другие публикации:  Эксплуатационные требования к работе

Вымогательство взятки в соответствии с п.11 нормативного постановления Верховного Суда РК от 27 ноября 2015 №8 «О практике рассмотрения некоторых коррупционных преступлений» означает требование лицом взятки под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя или представляемых им лиц, либо умышленное создание таких условий, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для правоохраняемых интересов1.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Мотив получения взятки в абсолютном большинстве случаев корыстный.

Субъект уголовного правонарушения – специальный, должностное лицо.

Дача взятки (ст. 367 УК РК).

Объективная сторона уголовного правонарушения состоит в даче (в незаконном вручении, пересылке и т.д. ) лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций либо приравненному к нему, либо лицу, занимающему ответственную государственную должность, либо должностному лицу, либо должностному лицу иностранного государства или международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера.

Квалифицирующим признаком является дача взятки должностному лицу, а равно дача взятки за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия).

Состав уголовного правонарушения по конструкции – формальный. Дача взятки считается оконченным деянием с момента принятия лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций либо приравненным к нему лицом, либо лицом, занимающим ответственную государственную должность, либо должностным лицом, либо должностным лицом иностранного государства или международной организации хотя бы части взятки. В случаях когда предлагаемая взятка не принята, действия взяткодателя квалифицируются как покушение на дачу взятки, а действия посредника – как соучастие в покушении на дачу взятки. При наступлении последствий, которых добивался взяткодатель, может встать вопрос о квалификации его действий по совокупности как соучастия в соответствующем преступлении.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Давая взятку, лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что тем самым совершается подкуп должностного лица, и желает этого, рассчитывая на то, что должностное лицо совершит обусловленные взяткой действия (бездействие) по службе.

Субъект уголовного правонарушения – любое лицо, достигшее шестнадцати лет.

Квалифицирующие признаки, за исключением указанных в ч.2 ст. 367, являются корреспондирующими отягчающим обстоятельствам получения взятки. Так, ч.2 ст. 367 УК РК предусматривает дачу взятки в значительном размере. В соответствии с п.2 ст. 3 УК РК это составляет от 50 до 3000 месячных расчетных показателей.

Часть 3 и 4 ст. 367 УК РК корреспондирует ч.3 и 4 ст. 366 УК РК. Соответственно набор отягчающих обстоятельств являются аналогичным.

Пример. Из материалов дела установлено, что осужденный Н., работая следователем СО Сардинского ОП ОВД г.Актобе, являясь должностным лицом, получил от М. за прекращение находившегося в его производстве уголовного дела в отношении М. и его брата Б. деньги в сумме 30 000 тенге из оговоренной суммы в 1 000 долларов США.
В постановлении о предъявлении обвинения Н. указано что он, требуя у М. взятку в виде денег в сумме 1 000 долларов США под угрозой привлечения его и брата к уголовной ответственности и ареста, создал тем самым для них условия, вынуждающие передать взятку, и получил от них 30 000 тенге.1.

1sud. gov. kz/rus/legislation/CATO1/79692/2015

1Лицо, занимавшее должность следователя органов внутренних дел, выполняло функции представителя власти, являлось должностным лицом, в полномочия которого входило принятие решения о прекращении дела, в том числе за примирением сторон, и его действия не могут быть квалифицированы как мошенничество, а являются получением взятки должностным лицом без квалифицирующего признака «вымогательств //Бюллетень Верховного Суда РК. -2015. -№4. -С. 20-24.

В целях облегчения борьбы со взяточничеством п.2 примечания к ст. 312 УК РК предусматривает освобождение от уголовной ответственности лица, давшего взятку, если имело место вымогательство или если лицо добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Кроме того, в п.1 примечания указано, что не влечет уголовной ответственности передача впервые лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, либо приравненному к нему лицу за ранее совершенные им законные действия (бездействие) подарка в сумме или стоимостью, не превышающей двух месячных расчетных показателей, если совершенные лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом действия (бездействие) не были обусловлены предварительной договоренностью.

Посредничество во взяточничестве (ст. 313 УК РК).

Объективная сторона состоит в посредничестве во взяточничестве – способствовании взяткополучателю и взяткодателю в достижении или реализации соглашения между ними о получении и даче взятки. Верховный Суд РК в п.18 нормативного постановления Верховного Суда РК от 27 ноября 2015 №8 «О практике рассмотрения некоторых коррупционных преступлений» указывает: необходимо отграничивать посредничество во взяточничестве от дачи и получения взятки, учитывая, что посредником является лицо, которое способствует взяткополучателю и взяткодателю в достижении или реализации соглашения между ними о получении и даче взятки. При этом для признания такого лица виновным в посредничестве во взяточничестве не имеет значения, получил ли он от взяткодателя либо взяткополучателя вознаграждение1.

Пример: Из материалов уголовного дела следует, что осужденный Р. , работая начальником отдела контроля таможни «Коргас», через осужденного С. установил связь с начальником Межрайонного отдела финансовой полиции по Жаркентскому региону ДБЭКП по Алматинской области Б. , которому через С. , выступавшего в качестве посредника, передал денежные средства в сумме 3 100 000 тенге в качестве взятки, за совершение последним заведомо незаконных действий и за покровительство над их противоправной деятельностью. Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетеля Б. , из которых следует, что в ходе беседы с Р. , последний предложил ему денежные средства в виде взятки, чтобы он бездействовал и покровительствовал сотрудникам таможни. После этого Б. обратился с рапортом о преступных намерениях Р. к руководству ДБЭКП по Алматинской области. В целях документирования преступной деятельности Р. было принято решение о проведении оперативной разработки. Как видно из материалов дела неоднократные, повторяющиеся мероприятия каких-либо результатов, кроме того, что Р. передавал через посредника С. денежные средства в размере 400 000 тенге в качестве взятки Б. , других результатов не дали. Данные мероприятия не повлекли выявление других лиц, причастных к данному преступлению, кроме как увеличение размера передаваемых денежных средств в качестве взятки.1.

Квалифицирующим признаком данного уголовного правонарушения являются:

а) совершение неоднократно;

б) организованной группой;

в) лицом с использованием своего служебного положения.

Состав по конструкции – формальный. Деяние считается оконченным с момента совершения указанных в диспозиции действий.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Участвуя в качестве посредника, лицо осознает общественную опасность действий и желает этого. Субъект уголовного правонарушения – любое лицо, достигшее шестнадцати лет, а по ч.2 как общий, так и специальный.

Квалифицирующие признаки: совершение неоднократно или преступной группой. В п.14 вышеназванного нормативного постановления отмечено, что посредничество в даче взятки одному субъекту получения взятки от нескольких взяткодателей или посредничество в получении взятки несколькими субъектами получения взятки от одного взяткодателя следует рассматривать как неоднократное, если в интересах каждого из взяткодателей взяткополучатель выполняет (не выполняет) отдельные действия или каждый субъект получения взятки, в интересах дающего взятку, действует определенным образом, и указанные обстоятельства осознаются посредником2.

1sud. gov. kz/rus/legislation/CATO1/79692/2015

1Статья 6 УК (в редакции от 03. 07. 2014 года), закон, смягчающий ответственность и наказание имеет обратную силу, а при отказе субъекта получения взятки от получения предлагаемой взятки, действия взяткодателя следует квалифицировать как покушение на дачу взятки: постановление надзорной судебной коллегии по уголовным делам//Бюллетень Верховного Суда РК. -2015. -№5. -С. 78-79.
2sud. gov. kz/rus/legislation/CATO1/79692/2015.

Еще статьи:

  • Коллекторы котельной разводки Коллекторы котельной разводки до 90 кВт серия Designsteel СТАНДАРТ 25 М Для этого товара мы предлагаем: Коллектор котельной разводки Designsteel КК-25М/125/40/2 Соединения со стороны потребителя наружная резьба: 1", […]
  • Приказ 386 мз Лекарственное обеспечение станет доступнее Так, поправками, внесенными в Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, в частности: предоставлено право лечащим врачам выписывать трансдермальные […]
  • Приказ минздравсоцразвития россии от 12042011 302н п18 приложение 2 Медосмотр (профосмотр) по Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, путеводитель С января 2012 года в на территории Российской Федерации вступил в действие Приказ Министерства здравоохранения и […]
  • Краевой арбитражный суд в краснодаре Арбитражный суд Краснодарского края 7 февраля 2019 года состоялось совещание по итогам работы Арбитражного суда Краснодарского края за 2018 год Председатели российских судов подведут итоги 2018 года 28 января 2019 […]
  • Ответственность ип за продажу алкоголя Госдума приняла закон об увеличении штрафов за торговлю алкоголем без лицензии МОСКВА, 20 июля. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, усиливающий административную ответственность за […]
  • Федеральный закон от 10 января 2003 г 19-фз ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 10 ЯНВАРЯ 2003 № 19-ФЗ "О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Основывается на положениях ст. 81 и 102 Конституции РФ, а также положениях Федерального закона от 12 июня 2002 «Об основных […]
Ук рк дача взятки