Тема 3. Экономические системы и собственность

1. Экономическая система — установленная и дей­ствующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономи­ческих отношений, которые возникают в процессе про­изводства, распределения, обмена и потребления эконо­мического продукта.

2. Основные типы экономических систем

Основными проблемами любой экономической систе­мы, функционирующей в рамках ограниченности ресур­сов и возрастающих потребностей, являются вопросы: «Что производить?», «Как производить?», «Для кого производить?».

Способ организа­ции экономиче­ской жизни, ба­зирующийся на отсталой техно­логии, широком распростране­нии ручного тру­да, многоуклад­ности экономики

Способ органи­зации эконо­мической жизни, при котором капи­тал и земля, практически все экономиче­ские ресурсы находятся в собственности государства

Способ орга­низации эко­номической жизни, при котором капи­тал и земля находятся в частной соб­ственности отдельных лиц

Продукты сель­ского хозяйства, охоты, рыболов­ства. Произво­дится мало про­дуктов и услуг. Что произво­дить, определя­ется обычаями и традициями, ко­торые меняются медленно

Определяется группами про­фессионалов: инженеров, экономистов, специалистов по компьюте­рам, предста­вителями промышлен­ности — «пла­новиками»

Определяют сами потреби­тели. Произ­водители про­изводят то, что хотят по­требители, т.е. то, что может быть куплено

Производят так и тем, как и чем производили предки

Определяют сами произво­дители

Кто полу­чает това­ры и ус­луги?

Большинство людей существу­ет на грани вы­живания. Доба­вочный продукт достается вож­дям или собст­венникам земли, оставшаяся его часть распреде­ляется согласно обычаям

«Плановики», направляемые политически­ми лидерами, определяют, кто и сколько будет получать товаров и ус­луг

Потребители получают столько, сколько хо­тят, произво­дители — при­быль

3. В реальности существует, а имеет место смешанная экономика, преимущественно командного либо преимущественно рыночного типа.

Смешанная экономика — способ организации эконо­мической жизни, при котором земля и капитал нахо­дятся в частной собственности, а распределение огра­ниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства. Конкурентно-рыноч­ные стимулы и государственное регулирование экономики сосуществуют, взаимодействуют и влияют друг на друга.

потребители => свободный обмен => производители

производители => государственный план => потребители

4. Социаль­ная рыночная экономика основана на сбалансированности экономиче­ской и социальной эффективности.

Социальная ориентация рынка – удов­летворение растущих и меняющих­ся потребностей людей, развитие человеческого потенциала, сосуществование различных форм собственности

Социальная ориентация государства – гарант стабильности и защищенности людей в рыночной экономике (господдержка культуры, образования, науки, здравоохранения, социальная защита пенсионеров, инвалидов, материнства и детства, студентов)

5. Две основные формы хозяйства: натуральное и товарное.

Натуральное хозяйство – хозяйство, в котором люди производят продукты лишь для удовлетворения своих собственных потребнос­тей, не прибегая к обмену, к рынку (характерно для традиционного типа экономики).

Товарное хозяйство – хозяйство, при котором про­дукты производятся для прода­жи, а связь производителей и потребителей осуществляется посредством рынка (характерно для централизованного (командного), рыночного и сме­шанного типов экономических систем).

6. Собственность (от древнерусск. «собность» — вла­дение вещью или кем-либо) — принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу при­надлежности, раздела, передела объектов собственности.

  • Собственность – отношения людей по поводу вещей.
  • Суть собственности – присвоение экономических (платных) благ.
  • Быть собственником – значит относиться к вещам как к своим.

7. Структура собственности:

  • объект присвоения – вещь, деньги; субъект присвоения – собственник;
  • отношения присвоения – форма реализации отношений собственности;
  • формы присвоения – частная и общественная.

8. Собственность единство юридического и экономического содержания. Юридическое содержание собст­венности получает экономическую форму реализации.

Юридическое содержание собственности

Экономическое содержание собственности

Собственность – система ограничения доступа к ограниченным ресурсам. Отсюда – пучок прав на собственность (полная собственность). Права на собственность (римское право):

  • Право владения – физическое обладание вещью, полный контроль
  • Право пользования – извлечение полезных свойств вещи. Виды: аренда – право поль­зоваться имущест­вом, не имея права распо­ряжаться

траст (от англ. trust — доверие) – право собственника передавать право уп­равления своим иму­ществом другому ли­цу, без права вмеша­тельства в его действия

  • Право распоряжения – определение «судьбы» вещи, (продажа, дарение, передача по наследству и т.д.)

Права на собственность (сегодня): право управления, право на доход, право на безопасность и др.

  • Кодификация отношений собственности
  • Закрепление отношений в правовых нормах

Юридическая классификация собственности (по Конституции РФ):

  • Государственная: федеральная и региональная
  • Муниципальная
  • Частная: индивидуальная и коллективная
  • Функции собственности: владение, распоряжение, контроль.
  • Отношение человека к природе (присвоение, потребление и др.)
  • Отношение человека к себе (неотчуждаемое право на собственный труд и способности)

Экономическая классификация собственности:

• Общая: первобытно­общинная, семейная, государственная, коллективная;

Трудовая: семей­ная, фермерское

хозяйство, инди­видуальная трудо­вая деятельность

  • Смешанная: акционерная, кооперативная, совместная

9. В современной рыночной экономике различные формы собственности, в том числе множество смешанных форм, таких как, напри­мер, коллективно-частная или государственно-коллек­тивная и др.

10. Государство проводит:

Национализацию собственности – передача собственнос­ти из частных рук в ру­ки государства.

Приватизацию собственности – передача госсобственности отдельным граж­данам или юридическим лицам

Урок экономики в 10 классе на тему:»Экономические системы».

Столичный учебный центр
г. Москва

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Тема: Экономические системы

Цель: расширить представление обучающихся об экономических системах

изучить типы экономических систем; познакомить обучающихся с основными характеристиками экономических систем; способствовать формированию навыков практической, самостоятельной, исследовательской деятельности ; систематизировать знания по данной теме с опорой на межпредметные связи (география и право);

навыки исследовательской деятельности и самостоятельной работы с различными источниками; умения планировать свою деятельность и работать в группах ;

способности к самоорганизации, целеустремленности, волевых качеств личности, чувство патриотизма.

В результате изучения темы у учащихся должно сформироваться представление:

об основных экономических понятиях по данной теме;

об основных типах экономических систем;

об основных характеристиках этих систем;

о достоинствах и недостатках различных типов экономических систем

навыков исследовательской деятельности;

умения планировать свою деятельность;

работа в группах;

навыков самостоятельной работы с различным источниками;

умения выделять главное, находить причинно-следственные связи;

навыков сравнительного анализа;

самостоятельности в формулировки, делать выводы.

Технология: технология развития критического мышления (ТРКМ)

Приемы обучения: «бортовой журнал»; «инсерт»; «сенквейн», «6 шляпок критического мышления».

1.Мультимедийная презентация «Экономические системы»

3.Выставка-стенд «Командная экономика СССР».

Проблемная ситуация: Лучшая модель экономической системы в мире?

1.Характеристика трех типов экономических систем.

2.Достоинства и недостатки традиционной, командной рыночной

3.Смешанная и переходная экономика.

Модель обучения урока в режиме технологии развития критического мышления

Деятельность учителя, задачи данной фазы

Возможные приемы и методы

Вызов уже известных фактов по данному вопросу и мотивация учащихся

Учащиеся констатируют известные факты, задает вопросы, на которые бы хотел бы получить ответ.

Выполняют задание «бортовой журнал» (1часть)

На основе опроса известной информации составляют ее список.

Метод«Бортовой журнал» (1 часть).

Сохранение интереса к теме при работе с новой информацией, постепенное движение от знания «старого» к новому материалу.

Объединение в групповую работу.

1.Знакомятся с информацион

текстами: «Традиционная, командная, рыночная экономические системы», используя автивные методы работы с информацией,

2.Заполняют таблицу «Преимущества и недостатки 3 –типов эк.систем»

3.Представители от каждой группы зачитывают результаты своей работы

ное задание – тест

от гостей урока.

1. Маркирование и использование пометок в тексте

2.Заполнение таблицы: «Преимущества и недостатки 3-х типов

делает выводы по результатам

Дается понятие «смешанная» и переходная» экономика

Представление и выступление гостей:

1.Представитель Снежнянского музея боевой славы

(информация о командной экономике СССР)

2.Представитель ЦБС – эк.клуб «Белый слон»

(проведение викторины «Угадай тип экономической системы)

Подвести учащихся к первоначальны знаниям, внести изменения, дать творческие. исследователь

ски и практические задания на базе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Выполняют задание «Составить сенквейн»

«бортовой журнал» -2часть)

Знакомятся с результатами оценивания работы на уроке.

Отвечают на вопросы «6 шляпок критического мышления»

Получают домашнее задание.

Возвращение к ключевым словам.

правил составления сенквейнов

Заслушивает ответы на

(Метод «бортовой журнал» (2 часть));

на проблемную ситуацию урока

Информация учителя о результатах комплексного

(индивидуальная, групповая работа, тестирование)

(Метод «6 шляпок критического мышления)

Выдача домашнего задания.

Основные экономические определения и понятия к уроку:

Экономические системы– формы организации хозяйственной жизни общества, различающиеся по: 1) способу координации хозяйственной деятельности людей, фирм и государства;2) типу собственности на экономические ресурсы.

Традиционная экономическая система– способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

Рыночная система (капитализм)– способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.

Частная собственность — признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться определенным объемом (частью) любых видов экономических ресурсов.

Конкуренция– экономическое соперничество за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов.

Другие публикации:  Бухгалтерская отчетность 5014

Командная экономическая система( социализм)– способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.

Смешанная экономическая система– способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

Переходная экономическая система — особое состояние экономики от одного исторического этапа к другому.

Метод ИНСЕРТ («знаю» +; «не знаю» — ; интересное – V )

ТРАДИЦИОННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная (или патриархальная) экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.

Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанной на общинном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкотоварное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал.

В обществе наблюдается социально-экономический застой, отсутствие какого-либо прогресса.

В жизни общества преобладают освещенные веками традиции и обычаи, религиозные культурные ценности, кастовые и сословные деления, сдерживая социально-экономический прогресс, низкий уровень жизни населения.

Данная экономика изолирована от внешних воздействий.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность – активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказания социальной поддержки беднейшим слоям населения. Традиционная экономика основана на традициях, передающихся из поколения в поколение. Эти традиции определяют, бывают товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Такой тип экономики сохраняется сегодня в ряде так называемых слаборазвитых стран, в которые технический прогресс проникает с большими трудностями, ибо он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих системах обычаи, традиции.

Наблюдается относительная стабильность, так как жизнь предсказуема и каждый знает свою экономическую роль.

крайне примитивные технологии;

преобладание ручного труда;

все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями;

организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета.

Метод ИНСЕРТ: «знаю» +; не знаю –; интересное – V

КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

В СССР и ряде стран восточной Европы ранее господствовала командная (плановая или административно-командная) экономическая система – это тип экономической системы, при котором материальные ресурсы находятся в общественной собственности и распределяются централизованно, что обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планированием.

Характерными чертами плановой системы является государственная собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм этой системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно-распорядительных (командных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Командная система способна концентрировать ресурсы для достижения глобальных целей (полеты в космос, стройки всесоюзного значения)

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Предложение диктует спрос.

Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

Наблюдается низкая эффективность производства, невосприимчивость к научно-техническому прогрессу.

Централизованное распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентируется центральными органами по средствам повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. В результате – практически отсутствует безработица, инфляция, в обществе нет заметного социального неравенства – деления на богатых и бедных.

государственная собственность практически на все экономические ресурсы;

сильная монополизация и бюрократизация экономики;

централизованное, директивное экономическое планирование, тотальный государственный контроль как основа хозяйственного механизма.

Метод ИНСЕРТ: «знаю» +; не знаю –; интересное – V

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Самой распространенной в мире является рыночная экономика — такой тип экономики, при котором, развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений, экономическая система опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора.

Данный тип экономики обусловлен несколькими принципами, основанными на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства.

Для рыночной экономики характерны свобода индивида и честное соревнование. Гарантии же свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условиях гражданского общества и правового государства. Но и сама суть прав, обретенных человеком в условиях правового государства, есть право свободы потребления: каждый гражданин вправе устраивать свою жизнь так, как ему представляется, в рамках его финансовых возможностей.

Данный тип системы восприимчив к инновациям, эффективно распределяются ресурсы.

Свободная конкуренция ведет к возникновению монополий.

При рыночной экономике права на собственность являются нерушимыми, а роль по защите от незаконных посягательств на собственность гражданина других граждан берет на себя государство.

Роль государства заключается в эффективном регулировании хозяйства, его роль ограничена. Именно спрос (интересы потребителя) определяют (предложение)интересы производителя, а не государство. Отдельные сферы хозяйственной жизни регулирует только государство.

Под регулированием следует понимать весьма широкий спектр мер: от налоговой политики до ликвидации монополий через суд, и чем эффективнее его использование, тем выше доверие к государству.

многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных видах;

развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;

ограниченное вмешательство государства в экономику, однако роль правительства в социальной сфере по-прежнему велика;

изменение структуры производства и потребления (возрастание роли услуг);

рост уровня образования;

новое отношение к труду (творческое);

повышение внимания к окружающей среде (ограничение безоглядного использования природных ресурсов);

гуманизация экономики («человеческий потенциал»);

информатизация общества (увеличение численности производителей знаний);

ренессанс малого бизнеса (быстрое обновление и высокая дифференциация выпускаемой продукции);

глобализация хозяйственной деятельности.

ТАБЛИЦА «ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ»

Методическая разработка открытого урока по обществознанию «Типы экономических систем»

Столичный учебный центр
г. Москва

ОГАПОУ «Ютановский агромеханический техникум»

открытого урока по обществознанию, проведенного в рамках недели общественных дисциплин

«Типы экономических систем»

Рассмотрено и ободрено

на заседании МК преподавателей

Протокол №___ от «____» декабря 2015г.

_______________ В.П. Тарановская

изучить типы экономических систем; познакомить учащихся с основными характеристиками экономических систем; способствовать формированию навыков практической, самостоятельной, исследовательской деятельности учащихся. способствовать систематизации знаний по данной теме с опорой на межпредметные связи.

навыков исследовательской деятельности; умения планировать свою деятельность; работа в группах; навыков самостоятельной работы с различным источниками.

способности к самоорганизации, целеустремленности, волевых качеств личности, чувство патриотизма.

Методы: проблемного обучения.

Оснащение урока: ПК, мультимедийный проектор, презентация, дополнительная информация обучающихся.

2. Проблемный вопрос

3. Постановка темы и целей урока

4.Объяснение нового материала

7.Заключительная часть: подведение итогов, выставление оценок.

Тема урока: Типы экономических систем.

изучить типы экономических систем;

познакомить учащихся с основными характеристиками экономических систем;

способствовать формированию навыков практической, самостоятельной, исследовательской деятельности учащихся.

способствовать систематизации знаний по теме «Экономические системы», опираясь на межпредметные связи.

Метод проблемного обучения – через противоречие между известным и неизвестным, практические методы, метод контроля, метод исследования, при работе с текстами.

В результате изучения темы у учащихся должно сформироваться представление:

об основных типах экономических систем;

об основных характеристиках этих систем;

об основных экономических понятиях;

навыков исследовательской деятельности;

умения планировать свою деятельность;

работа в группах;

навыков самостоятельной работы с различным источниками;

умения выделять главное, находить причинно-следственные связи;

навыков сравнительного анализа;

самостоятельности в формулировки, делать выводы.

волевых качеств личности;

усердия и усидчивости;

способности к самоорганизации;

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Актуализация( 3 мин).

Вступительное слово преподавателя: один отечественный сатирик задал своим слушателям проблемный вопрос: «Что вы выберите: полный карман денег и пустые прилавки магазинов или полные прилавки магазинов и пустой карман?» Отчего это зависит? Исследованием этого вопроса мы займемся на сегодняшнем уроке
Обучающиеся высказывают свои точки зрения.

Другие публикации:  Требования к пожарным рукавом

Обучающиеся делают вывод о зависимости уровня жизни от типа экономической системы (в данном случае речь идет о командно-административной и рыночной системах), о важности типа экономической системы для социально-экономического и политического развития любого общества.

Какая тема сегодняшнего занятия?

Типы экономических систем.

Что будет целью занятия?

Изучить типы экономических систем. Найти отличия и сходства-сравнить.

2.Объяснение нового материала(10 мин)

А что же называют экономической системой?

Определение записывают в тетрадь.

Это форма организации хозяйственной жизни общества как совокупность ответов на главные вопросы экономики: что, как для кого производить.

Выделяют 4 основных варианта экономических систем :

2.1 Выступление учащихся (10 мин)

В качестве Д/З было найти информацию о типах экономических систем.(Сообщения учащихся) демонстрация эор традционной и командно-административной.

В заключении сообщений эор обобщённая схема

3.Практический этап (10 мин)

Заполнение таблицы в одном поле.

После заполнения вывод по таблице :

Командная экономика-это система, в которой доминирует общественная собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений. Главной чертой является монополизм производства, который тормозит НТП. Государственное регулирование цен порождает дефицит.

Смешанная-это такой тип общества, который объединяет все системы. Главная роль отводится рынку, который испытывает на себе влияние деятельности государства, опыт и традиции страны.

Рыночная-это способ организации жизни при котором капитал и земля находятся в частной собственности, а ресурсы распределяются с помощью рынка.

Традиционная- способ организации жизни при котором капитал и земля находятся в общем владении, а распределение ресурсов осуществляется на основе традиций.

4.Закрепление (5 мин)

Таблица на экране.

Тестирование (Тест 1)

Рефлексия. (2 мин)

Д/З§ 4. 1 Можно ли составить идеальный план развития экономики всей страны.

Мы живём с вами в век конкуренции и рынка и прекрасно понимаем, что главное для всех стран, а для России особенно, найти своё место в этом мире и развиваться всё лучше и качественней.

Задание 1 .Заполните таблицу:

Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале

Как я усвоил материал?

Получил прочные знания, усвоил весь материал-9-10 баллов

Усвоил новый материал частично-7-8 баллов

Мало, что понял, необходимо ещё поработать-4-5 баллов

Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворён ли своей работой?

Со всеми заданиями справился сам, удовлетворён своей работой-9-10 баллов

Допустил ошибки-7-8 баллов

Не справился 4-5 баллов

Участие в презентациях

Не учавствовал-4-5 баллов

Как работала подгруппа?

Дружно, совместно разбирали задания-9-10 баллов

Работа была вялая, неинтересная, много ошибок-4-5 баллов

Сформулируйте ваше мнение об уроке, ваши пожелания .

Задание 2 . Выполните тест.

1. Государство с рыночной экономической системой:

а) облагает налогом производство;

б) предоставляет бесплатное школьное образование;

г) нет правильного ответа.

2 . Предположим, что в Германии некоторая обувная фирма полностью принадлежит государству. Что из ниже перечисленного верно?

а) эта фирма выпускает обувь по установленному плану;

б) эта фирма продает продукцию только государству;

в) эта фирма сама решает, какую обувь производить;

г ) эта фирма никогда не имеет прибыли, так как она принадлежит государству.

3. Смешанная экономическая система получается путем объединения элементов:

а) командной и традиционной экономики;

б) командной и рыночной экономики;

в) традиционной и рыночной экономики;

г) командной, рыночной и традиционной экономики.

4. В рыночной экономике ресурсы распределяются посредством:

а) рынка товаров;

б) рынка факторов производства;

5. В смешанной экономической системе посредством рыночного механизма происходит:

а) перераспределение доходов;

б) оказание материальной помощи самым бедным слоям населения;

в) создание общественных благ;

г) распределение ресурсов и товаров.

6. Планирование в странах Восточной Европы и СССР привело:

а) к меньшему загрязнению природы, чем в капиталистических странах;

б) к более высокому уровню развития техники и технологии;

в) к меньшему уровню жизни, чем в странах Западной Европы;

г) к более высокому качеству продукции, чем в странах Западной Европы.

7. Командная система возможна:

а) только при частной собственности на станки, заводы, предприятия (средства производства);

б) только при общественной собственности на средства производства;

в) если в обществе существует свобода предпринимательства;

г) нет правильного ответа.

8. Экономика Франции в большей степени относится:

а) к рыночному типу;

б) к командному типу;

в) к традиционному типу;

г) к смешанному типу.

9. В традиционной экономике преобладает:

а) промышленное производство;

б) сельское хозяйство;

г) банковская деятельность.

Задание 2 . Выполните тест.

1. Основу традиционной экономики составляет:

б) специализация производства;

в) натуральное хозяйство;

г) государственное управление.

2.Рыночная система базируется:

а) на частной собственности на ресурсы и производимые блага;

б) на общественной собственности на ресурсы и производимые блага;

в) на частной собственности на ресурсы и общественной собственности на производимые блага;

г) на общественной собственности на ресурсы и частной собственности на производимые блага.

3. Экономику Соединенных Штатов в наибольшей степени можно отнести:

а) к традиционному типу;

б) к рыночному типу;

в) к командному типу;

г) к командному типу с элементами традиционной системы.

4. Планирование в экономике:

а) необходимо осуществлять в полном объеме;

б) необходимо осуществлять в разумных пределах;

в) никогда проводить не следует;

г) следует осуществлять только в обществе с традиционной экономической системой.

5. В рыночной экономической системе по сравнению с командной системой:

а) более справедливое распределение даровых благ;

б) менее справедливое распределение даровых благ;

в) большее неравенство доходов населения;

г) меньшее неравенство доходов населения.

6. Человечество установило, что для общества наиболее предпочтительной экономической системой является:

а) традиционная система;

б) командная система;

в) рыночная система;

г) смешанная система.

7. В смешанной экономической системе факторы производства распределяются:

в) рынком и государством;

г) рынком по сложившейся традиции.

8. В командной системе главные вопросы экономики:

а) решаются рынком;

б) решаются обществом посредством всеобщего обсуждения;

в) решаются государством;

9. Самой древней экономической системой является:

1 обучающийся (Халанский Е.)

Традиционная экономическая система

Традиционная экономическая система — это экономическая система, в которой основные экономические проблемы общества — что, как и для кого производить — решаются, главным образом, на основе традиционных патриархальных, родоплеменных, полуфеодальных иерархических связей между людьми.

В своей основе традиционная экономика представляет собой совокупность натуральных хозяйств, в которых основная масса продукции производится для собственного потребления, а не для продажи. В качестве важнейших хозяйственных единиц традиционной экономики выступают мелкие семейные хозяйства в рамках сельской общины и более крупные хозяйства родоплеменной аристократии. Внутри традиционной экономики существуют естественное и зачатки общественного разделения труда, примитивная традиционная технология обработки земли, выращивания скота, ремесел. В традиционной экономике обычаи закрепляют не только набор производимых благ, но и распределение занятий. В Индии, например, люди делились на касты священников, воинов, ремесленников и слуг. Никто не мог выбрать себе профессию по своему желанию. Человек обязательно наследовал ремесло отца. Таким образом, распределение трудовых ресурсов диктовалось нерушимыми многовековыми традициями. То же самое можно сказать и о выборе производимых благ и технологий. Одни и те же изделия производились из поколения в поколение, а способы производства при этом оставались такими, какими они были сотни лет назад. С одной стороны, это позволяло потомственным ремесленникам достичь высочайшего уровня мастерства, с другой — не изобреталось и не производилось ничего нового. Технический прогресс и рост эффективности производства были невозможны, потому что каждый ремесленник копировал приемы работы своих учителей.

Объемы и структура потребностей и производства в традиционной экономике определяются традициями, привычками, верованиями, семейными отношениями, иерархическими отношениями внутри рода и общины и мало меняются с течением времени. Эти передающиеся из поколения в поколение традиции определяют и мотивацию труда производителей, и механизм распределения продуктов труда. Наряду с уравнительным распределением с учетом пола и возраста, действуют элементы неравного распределения в зависимости от места, занимаемого в социальной иерархии, и в зависимости от результатов труда.

В социально-экономической структуре традиционной экономики можно выделить коллективную (общинную) собственность на средства производства, частную семейную собственность, полуфеодальную собственность родоплеменной аристократии. К общинной собственности, как правило, относятся пахотная земля, пастбища, водоемы , леса. В современном мире традиционная экономика играет существенную роль лишь в развивающихся странах Тропической Африки, Южной и Юго-Восточной Азии. Существование традиционной экономики рядом с быстро развивающейся рыночной экономикой ведет к ее перерождению и трансформации в рыночную экономику. Одним из немногих преимуществ существующих в традиционной экономике является то, что роль отдельных лиц четко определена. Каждый член общества точно знает, что он должен делать.

С другой стороны, традиционная экономика беззащитна перед любыми внешними изменениями, например переменой климата, нападением извне. Прежние традиции не соответствуют новым условиям, а на формирование новых нужны столетия. Яркий пример: традиционное пастбищное скотоводство жителей Северной Африки привело к исчезновению растительности и образованию пустыни Сахара. Видимо, при более гибкой экономической системе этот процесс можно было бы если не полностью предотвратить, то, по крайней мере, существенно замедлить.

Другие публикации:  Договор аренды бензовоза с водителем

2 обучающийся (Д. Водопьянов)

Командно- административная экономика

Командная экономика — экономическая система, главную роль в регулировании которой, играет государство.

В этой системе государство определяет, какую продукцию и в каком количестве следует производить, для кого производить и как производить. Почему государству отводится роль основного регулятора в экономике? Потому что в данной экономической системе преобладает государственная собственность на все основные средства производства, то есть основная масса экономических ресурсов находится в собственности всего населения, проживающего в стране. От имени населения государство и управляет распределением всех основных экономических ресурсов, а также их использованием.

В связи с незначительной долей частной собственности на средства производства или ее отсутствием в командной экономике нет рынка. Его заменяют централизованное планирование, распределение и снабжение. Тем не менее, здесь присутствуют элементы рынка. Произведенная продукция считается товаром, но цены на нее устанавливает государство. Существует сеть торговых учреждений, являющихся посредниками между продавцами (государственными или кооперативными предприятиями) и покупателями (предприятиями, учреждениями или населением).

Преимуществами командной экономики являются:

1) минимум неопределенности в изменении экономической ситуации на ближайшую перспективу, сравнительно стабильное развитие экономики;

2) возможность постановки перед экономикой социальных целей и их достижения;

3) отсутствие резких перепадов в уровнях доходов населения между его различными группами, что способствует более равномерному развитию всех слоев общества;

4) возможность поддержания стабильного уровня занятости населения.

Но, как и любая экономическая система, командная экономика имеет свои недостатки:

1) отсутствие свободы выбора товаров (в частности, средств производства) для продавцов и покупателей — все заранее запланировано и распределено;

2) необходимость создания большой, сложной бюрократической структуры экономического управления , зачастую мешающей быстрому принятию оперативных решений;

3) субъективность в управлении экономикой, которая приводит к несбалансированности и непропорциональному развитию отраслей;

4) отчуждение собственников (населения) от объектов собственности (средств производства) и отсутствие конкуренции (соревновательности), которая приводит к безынициативности работников и недостаточному стимулированию в более эффективном использовании экономических ресурсов; как результат — недоиспользование достижений научно-технического прогресса, снижение эффективности, застой в экономике.

3 обучающийся ( Жуков М.)

Рыночная экономическая система

Рыночная экономика – модель экономической системы, основанной на частной собственности, свободе выбора и конкуренции.

— Государство может существовать в чистой рыночной экономике, но его роль будет крайне ограниченна и сводится к тому, чтобы контролировать такие вещи, как защита прав частной собственности, безопасности граждан и создание благоприятных условий для эффективного функционирования рынков. Зарождению рыночной системы способствовало:

· Разделение труда — такой метод производства, когда группа людей или отдельный производитель выполняет строго определенный вид работ, специализируется на изготовлении определенного вида продукции или ее части.

· Специализация — сосредоточение производства в руках наиболее эффективного работника. Причина специализации — индивидуальные особенности людей.

Разделение труда создало возможность и необходимость обмена, вылившегося при появлении денег в куплю – продажу, а позднее к организованному рынку.

Рыночную экономику определяют несколько важных элементов:

· Частная собственность – форма юридического закрепления за гражданином или группой людей прав владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом, независимо от того, используют ли они его для личного потребления или для осуществления предпринимательской деятельности . Только частный собственник вправе распоряжаться произведенным товаром и решать где его продать, кому, на каком рынке и по какой цене

· Погоня за прибылью (мотив прибыльности ) заставляет изготовлять товары, имеющие спрос у покупателей и поставлять на рынок по той цене, по которой их могут купить. Этот же мотив заставляет производить продукт с наименьшими затратами, потому, что меньшие затраты позволяют повысить прибыль, т. е. разницу между продажной ценой и затратами на ее производство; снизить цены в борьбе с конкурентами; сделать и то и другое.

Система ценообразования. Решения, принимаемые продавцами и покупателями, реализуются через систему рынков. Результат их решений образует систему цен на продукты и ресурсы. Эти цены служат ориентирами, руководствуясь которыми владельцы ресурсов, предприниматели и потребители делают свой выбор, обеспечивающий личный интерес.

· Конкуренция. Экономическое состязание среди производителей и среди покупателей за достижение наилучших результатов в области какой-либо деятельности, за получение наибольшей прибыли. Конкуренция выполняет функцию контроля за производством и потреблением в рыночной экономике.

· Свобода предпринимательства – означает, что в условиях рыночной экономики частные предприятия имеют право приобретать экономические ресурсы по своему усмотрению; организовывать с помощью этих ресурсов процесс производства тех товаров и услуг, которые сами считают нужными производить, продавать товары и услуги, осуществляя подбор клиентов по своему выбору.

4. Обучающийся (Булгаков Д.)

Смешанная экономическая система — это рыночная система, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, регулируемая государством.

Для смешанной экономики характерны:

· многообразие форм собственности и типов хозяйствования;

· сочетание рыночной саморегуляции с государственным и корпоративным регулированием экономических и социальных процессов;

· социальная ориентация экономики, развитие систем социальной защиты и социального партнерства .

В самых общих чертах место государства в смешанной экономике может быть сведено к следующим моментам:

Во-первых, некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддерживать и облегчать функционирование рыночной системы. В этой сфере необходимо отметить следующие два важнейших вида деятельности государства:

· Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы.

Путем выполнения второй группы задач правительство усиливает и модифицирует функционирование рыночной системы. Здесь важное значение имеют следующие три функции правительства:

· Перераспределение дохода и богатства.

· Корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национального продукта.

· Стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

Несмотря на общие черты, хозяйства развитых стран представляют собой многообразие моделей смешанных экономик, что объясняется рядом факторов: менталитетом нации, ходом исторического развития, геополитическим положением, уровнем развития и характером материально-технической базы и др. Рассмотрим некоторые модели смешанной экономики.

Основные черты американской модели смешанной экономики:

· низкая доля государственной собственности и незначительное прямое вмешательство государства в процесс производства.

· всемерное поощрение предпринимательской активности.;

· высокий уровень социальной дифференциации

Основные черты европейской модели смешанной экономики:

· активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства. · защита конкуренции, поощрение мелкого и среднего бизнеса;

· сильная система социального обеспечения.

Особенности японской модели смешанной экономики:

· координация деятельности правительства и частного сектора .

· особая роль государства в экономике.

· особый упор на роль человеческого фактора.

Российская экономика находится на сложной и противоречивой стадии развития, обозначаемой как переходная — от административно-командной системы к смешанной. Российская модель смешанной экономики только формируется, и в дальнейшем ожидается, что она будет сочетать в себе национальные черты и все самое перспективное из других моделей. Российская модель смешанной экономики должна опираться:

· на многообразие форм собственности.

· многообразие форм предпринимательской деятельности.

· смешанный экономический механизм регулирования экономики.

· многообразие форм распределения национального продукта.

Еще статьи:

  • Договор найма по законам ману 1. Законы Ману являются так называемой дхармашастрой - сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не […]
  • Какие предметы нужно сдать чтобы поступить на адвоката Какие предметы нужно сдавать при поступлении на адвоката Чтобы стать адвокатом с будущем, надо поступать на юридический факультет. Начать освоение данной специальности можно двумя способами: После окончания 9 […]
  • Пенсия работающих госслужащих Возможность получения пенсии по выслуге лет для госслужащего до наступления пенсионного воз Я являюсь работающим федеральным госслужащим. Возраст 48 лет. Выслуга госслужбы 25 лет. Последние 20 лет занимаю должности на […]
  • Льготы у семей с 3 детьми Льготы при рождении третьего ребенка в 2019 году Система государственных, региональных и местных мер поддержки материнства и детства направлена на поощрение рождения каждого малыша. Количество и состав возможных льгот […]
  • Декларация по ип земельный налог Земельный налог для ИП в 2018-2019 годах Земельный налог для ИП в последние годы рассчитывался и уплачивался по разным правилам. О том, на что должен обратить внимание ИП-плательщик земельного налога в 2017 и 2018 […]
  • Налог на усн платежка образец Платежка УСН 6% - 2018 (образец) Похожие публикации Форма платежного поручения приведена в приложении 2 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П. Для удобства заполнения каждому его полю присвоен номер (форма с […]
Урок экономические системы и собственность