Урок Мужества к 65-летию Победы (9-й класс)

  • воспитывать у детей патриотизм, чувство сострадания, долга, ответственность;
  • расширить представления детей о ВОВ, о героях нашего района;
  • обучать самостоятельно находить материал, выступать с сообщением перед аудиторией на заданную тему;
  • побуждать детей к активному сопротивлению попыткам очернить историю страны.
  • проектор, компьютер,
  • видеомагнитофон, телевизор, диски;
  • на доске: герб Сергиева Посада,
  • иллюстрации современного города,
  • плакат “Родина-мать”,
  • карта города Сергиев Посад.

“Народ умирает, когда становится населением.. А населением становится тогда, когда забывает свою историю”.
Ф. Абрамов.

Вступительное слово учителя.

Настроимся на серьезную волну (муз. сопровождение, кадры хроники военных лет).

Вот уже в течение 65 лет все, кому дорога мирная жизнь, вспоминают страшные годы ВОВ. Все эти годы наш народ свято хранит в памяти те немногие эпизоды военной поры, которые нам позволили пронести сквозь годы историки, поэты, писатели, кинематографисты.

Мы вглядываемся в лица наших защитников и видим таких же любящих жизнь людей – людей, которые учились, заканчивали школы и институты, влюблялись, женились, растили детей. Мы видим людей, которые хотели жить.

2010 г. – 9 Мая вся страна будет отмечать 65-летие дня Победы. Весь учебный год будут проходить мероприятия, посвященные этой дате.

Почему я взяла в названии темы урока город Загорск, а не Сергиев Посад (город недавно так назывался, в годы войны тоже).

Ведущий. Когда июньской ночью 1941 года войска гитлеровской Германии, вооруженные не только самой передовой, по тому времени, боевой техникой, но и обладающие опытом ведения войны в Западной Европе, ринулись через границы СССР, встал вопрос не только о жизни и смерти нашего народа, но и о судьбах мира и демократии.

Ведущий. На нашу страну обрушился удар невиданной в истории армии вторжения: 190 дивизий, свыше 4 тыс. танков, более 47 тыс. орудий и минометов, около 5 тыс. самолетов, до 200 кораблей.

Ведущий. Все от мала до велика встали на защиту своей Родины, добровольцы уходили на фронт, вчерашние школьники становились солдатами.

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли –
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом – солдат.
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад…
Б. Окуджава.

Я все это видел своими глазами:
Разбитые бревна и груду камней,
Старушку, залившую горе слезами,
И девочку, страхом прижатую к ней
Старушка склонилась висками седыми
Над внуком убитым – суха и строга
А в небе вились еще облачка дыма
От наших зениток, прогнавших врага
И люди смотрели в безмолвье суровом
На детскую кровь на разбитом полу
А ветер гулял над разрушенным кровом,
Метя по дороге печную золу.
И сердце сжималось в груди у солдата,
Видавшего столько смертей на войне.
О, враг ненавистный, о немец проклятый,
За каждую жертву заплатишь ты мне.
И.Мартынов.

Учитель. Действительно, опустели дворы и далеко не все мальчики вернулись с войны. 26 млн. людей нашей страны погибли в этой войне, 2\3 мирного населения. А впереди могла быть целая жизнь, полная открытий, радостей, любви.

И наши земляки уходили на войну.

Ужасы войны невозможно было бы пережить без веры в победу, надежды и любви. Люди шли на войну. Многие совершали подвиги. Их мужество, героизм, отвага – все это привело к победе.

3. Ассоциограмма и синонимы.

Предлагаю по вариантам подобрать синонимы к словам “победа” и “подвиг”.

Победа – успех, триумф, перевес, торжество, лавры.

Подвиг – храбрость, отвага, доблесть, героизм, действие, заслуга, работа.

(Из толкового словаря)

П – подвиг, память, поколение, покой, полководцы, предки, память, патриотизм.

О – отвага (смелость), огонь, Отчизна, отчий дом, орудие, отец.

Б – бесстрашие, боец, бессмертие, боль, беда, блиндаж, борьба, бодрость, бой, битва.

Е – единство, еда.

Д – доблесть, дружба, долг, дивизия, друзья, дом, дорога.

А – армия, атака, авангард, артиллерия, авиация.

И – имя, история, исполнительность.

Г – героизм, гордость.

Ведущий. До нас с вами дошли отголоски войны. Еще живы ветераны, участники Великой Отечественной, они есть в каждой семье или были… совсем недавно.

А ведь тогда, в военные годы, это были веселые, озорные ребята, совсем непохожие на героев, но это были герои: они приняли на свои плечи все тяготы военного времени, не спрятались, не взяли “освобождение” от армии, а встали плечом к плечу и стояли насмерть! Рабочие, студенты, школьники и . поэты.

Для многих из них будущее не наступило. Они отдали свои жизни за то, чтобы будущее наступило для нас!

4. Герой из семейного альбома.

Рассказ ученицы о своем деде – ветеране ВОВ.

“Нет в России семьи такой, где не памятен свой герой. И в глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят”

5. Минута молчания.

“Великая слава героям” В.Лебедев-Кумач
Боевые знамена склоните
У священных могил дорогих.
Не забудет народ-победитель
Беззаветных героев своих
Никогда не забудут живые
Об ушедших друзьях боевых
Не увянут цветы полевые
На могильных холмах фронтовых
И, любуясь зеленою новью,
Проходя мимо этих могил,
Вспомнят дети и внуки
С любовью тех, кто душу
За них положил

Учитель. Война унесла миллионы жизней, погубили миллионы талантов, разрушила миллионы человеческих судеб. Мы не имеем права забывать об этом!

Вспомним только некоторых из них (перечисляются Герои Советского Союза, жители Сергиев Посада).

Прошу встать и почтить минутой молчания всех кто не вернулся с войны, не дожил до этого дня.

6. Стихи о войне (читают дети)

Я сегодня весь вечер буду,
Задыхаясь в табачном дыме,
Мучаться мыслями о каких-то людях,
Умерших очень молодыми,
Которые на заре или ночью
Неожиданно и неумело
Умирали,
Не дописав неровных строчек
Не долюбив,
Не досказав,
Не доделав.
Борис Смоленский.

Разве можно свой край не любить,
Отвоеванный саблей бывалой,
Где ты рос, где ты стал запевалой,
Самолет научился водить
Где ты в бурю не раз на штурвал
Клал без страха тяжелую руку,
Где ты все: и любовь, и разлуку,
Сладость славы и дружбы узнал?
Много стран есть на свете других,
Те же птицы там, в воздухе реют
Те же зерна там, в яблоках зреют
Но такая, как наша – одна!
Всю ее омывают волнами,
Вся она в полный рост перед нами,
Озаренная солнцем видна
Джек Алтаузен

От героев былых времен не осталось порой имен.
Те, кто приняли трудный бой,
Стали просто землей и травой
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых,
Этот вечный огонь нам завещан и его
Мы в груди храним.
(Песня из к/ф “Офицеры”.)

Учитель. Мы должны знать историю своего народа, иначе нельзя по-настоящему любить родину.

7. Поисковая работа.

“Его имя бессмертно”

(Сообщение уч-ся о герое ВОВ, героях – загорчанах).

8. Игра “Живые имена” (Проводится по карте города Сергиев Посад. Расставляются флажки на улицах, названных в честь Героев Советского Союза).

Учитель. Какие улицы, проспекты родного города названы в честь Героев ВОВ, проживавшего в нашем городе вы знаете?

9. Выступление ветерана. Слово предоставляется людям, чья жизнь в годы войны стала сплавом мужества, стойкости, самоотверженности.

10. Воинские традиции Российской Армии.

Учитель. Любая армия мира имеет свои традиции, под которыми понимаются исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, профессиональные и моральные правила, ставшие общепринятыми нормами поведения воинов при выполнении им своего воинского долга. Традиции – это история.

– Попробуйте объяснить некоторые из них.

а) Высокая дисциплина – залог успеха в бою и в повседневной жизни (решающее условие боеспособности войск – дисциплина, порядок поведения людей).

б) Войсковое товарищество – боевая традиция армии и флота (чувство дружбы, присущее всем поколениям российских воинов. А.В. Суворов “Сам погибай, а товарища выручай”).

Дружба, взаимопомощь, товарищеская выручка сплачивают коллектив, делают его во сто крат сильнее, монолитнее.

с) Воинская честь (любовь к Родине, верность воинскому долгу, требовательность к себе и поступкам. Не мундир делает человека достойным, а человек должен быть достоин мундира).

д) Патриотизм, верность воинскому долгу, Родине (преданность Отечеству, стремление служить интересам).

Учитель. Победа в Великой Отечественной войне – это результат героизма и мужества всего нашего народа. Мы должны гордиться этой победой и сохранять благодарную память о тех, кто завоевывал эту победу в жестоких боях. В заключение хочу прочитать слова А.С. Пушкина к П. Я. Чаадаеву” Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя. но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал. Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать оной есть постыдное малодушие. ” Мне, кажется, что эти слова поэта звучат сейчас очень современно.

Другие публикации:  Заявление на возврат из бюджета излишне уплаченной суммы

Не забыть мне этой даты,
Что покончила с войной
Той великою весной
Победителю-солдату
Сотни раз поклон земной!

  1. Ромашина Н.Ф. “Внеклассные мероприятия в игровой форме, 5–11-е классы”. Москва. “Глобус”. 2008.
  2. Пашкович А.П., Шитов Е.К. “Дни воинской славы России” Москва. “Глобус”. 2007.
  3. Г.Г. Кулинич. “Сценарий клубных мероприятий и общешкольных праздников” Москва.. “ Глобус”. 2005.
  4. А.В. Давыдова. “ Классные часы, 9-й класс”. Москва. “ Вако”. 2008.
  5. Б.Н. Серов. Поурочные разработки по курсу “Государственная символика России”. Москва. “Вако”. 2005.
  6. Э.Н. Большакова. “Сценарии школьных праздников” Санкт-Петербург. “Паритет”. 2004.
  7. М.П. Нечаев, Н.Плитинь. “Мир творчества на школьной сцене” Москва. “Перспектива”. 2008.
  8. К.Ф.Суворов. “Герои Сергиево-Посадской Земли”. Сергиев Посад. “Весь Сергиев Посад”. 2005.

Воинская дисциплина залог успеха в бою и повседневной жизни

Что такое воинская дисциплина?

Воинская дисциплина – есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).

Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его беззаветной преданности своему народу.

Основным методом воспитания у военнослужащих высокой дисциплинированности является убеждение. Однако убеждение не исключает применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга.

Высокая воинская дисциплина достигается:

· воспитанием у военнослужащих высоких морально – психологических и боевых качеств и сознательного повиновения командирам (начальникам);

· личной ответственностью каждого военнослужащего за выполнение своих обязанностей, и требований воинских уставов;

· поддержанием в воинской части (подразделении) внутреннего порядка, строгим соблюдением распорядка дня всеми военнослужащими;

· чёткой организацией боевой подготовки и полным охватом ею личного состава;

· повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчинённым и контролем над их исполнительностью, уважением личного достоинства военнослужащих и постоянной заботой о них, умелым сочетанием и правильным применением мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива;

· созданием в воинской части (подразделении) необходимых материально – бытовых условий.

Дисциплина вытекает из принципа военной иерархии и определяет не только отношение подчиненных к начальникам, но и отношение начальников к подчиненным. Дисциплина не совпадает с понятием воинской подчиненности (субординации).

Принцип военной иерархии состоит в том, что значение каждого лица в войске определяется в зависимости от большей или меньшей близости его к верховному вождю. В этом отношении все военнослужащие располагаются по ступеням лестницы, нисходящей от верховного вождя, и каждый вышестоящий по отношению ко всем нижестоящим является начальником, а каждый нижестоящий по отношению ко всем вышестоящим — подчиненным. Принимая от начальника веления верховного вождя, подчиненный обязан полным ему повиновением . Это — первая обязанность подчиненного и, вместе с тем, основной признак понятия воинской Дисциплины.

Второй признак — обязанность подчиненного уважать начальника. Повиновение, в смысле юридической обязанности, состоит в подчинении распоряжениям начальника, в неуклонном исполнении его приказаний; но оно обязательно лишь постольку, поскольку начальник является проводником велений верховного вождя. Поэтому повиновение должно быть полным, но не слепым; приказ противозаконный или выходящий за пределы служебных отношений не может быть считаем обязательным к исполнению начальническим приказом.

Уважение, также в смысле юридической обязанности, состоит в оказании наружных знаков почтения ; оно служит внешним проявлением признания авторитета начальника и тем обеспечивает подчиненность . Как средство обеспечения подчиненности, оказание наружных знаков почтения начальству должно иметь место не только в сфере отношений служебных, но и в сфере отношений неслужебных.

Обязанности начальника в отношении подчиненного, по их существу, такой точной формулировке не поддаются. Обусловливаемые главной задачей начальника в мирное время — подготовить войско, дать ему надлежащее нравственное воспитание , — они крайне многообразны и не имеют столь резких характерных черт. Кроме того, они тесно соприкасаются и нередко переплетаются с обязанностями начальника как органа административного военного управления. Отчасти вследствие этой неопределенности начальнических обязанностей, но, главным образом, под влиянием:

1) линейной тактики, требовавшей от солдата одного безусловного повиновения и признававшей идеалом солдата-автомата;

2) системы комплектования войск вербовкой и рекрутскими наборами, переполнявшей армию порочными элементами;

3) былых условий общественной жизни, когда подавление личности в войске не стояло в резком противоречии с положением личности вне войска, — исторически выработался односторонний взгляд на воинскую Дисциплину, как на совокупность только тех условий, которые определяют отношения подчиненных к начальникам. Большинство современных военных писателей отказалось от такого вывода, но иногда и ныне можно еще встретить в военной литературе отожествление понятия Дисциплина с понятием подчиненности.

Личная дисциплинированность каждого воина — это социально-психологическая и нравственная черта его личности, проявляющаяся в уважительном отношении, к законам государства, нормам общества, правилам общежития и воинскому долгу, В дисциплинированности воина выражается его готовность к самопожертвованию в вооруженной борьбе за безопасность Родины. Дисциплинированность воина может быть сознательной, если она основана на мотивах патриотизма, долга, чести и высокой внутренней ответственности. Дисциплинированность не является сознательной, если она диктуется страхом наказания, соображениями выгоды или другими подобными стимулами. В структуре дисциплинированности выделяют две важные составляющие: самодисциплину и исполнительность.

Если поведение военнослужащего обусловлено исключительно пониманием норм и правил, не требующим каких-либо напоминаний, — это самодисциплина . Правильное поведение воина, которое направляется замечаниями, командами и приказаниями командиров и реализуется на основе повиновения, — это исполнительность . Дисциплинированность особенно важна в боевых условиях, когда малейшее нарушение может повлечь за собой невыполнение поставленной задачи.

Безусловно, какие бы новшества не вводились, без повышения дисциплинарных возможностей офицеров и, прежде всего ротного звена порядок в казарме наведен не будет. Те, кто непосредственно работают с личным составом, это понимают. Мы сегодня на себе испытываем несовершенство и недостаточность арсенала средств, которым нас наделило государство. Очевидно, что возможности влиять на ситуацию во вверенном вам коллективе должны быть эффективными, в полной мере отвечать требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Ясно, например, что казарменного хулигана, находящегося в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и представляющего явную угрозу окружающим, необходимо, прежде всего, от них изолировать. Но как это реально сделать, если у вас во всем арсенале мер принуждения «выговор» и «строгий выговор»?! Нужен дисциплинарный арест. Нужен закон, позволяющий упростить процедуру его применения.

Очень надеюсь, что Государственная Дума в ближайшее время рассмотрит этот законопроект во втором чтении. Назрела также и необходимость внести изменения в Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы, исключив из них положения о таком виде уголовной ответственности, как содержание военнослужащих по призыву в дисциплинарной воинской части. Это даст возможность не только устранить существующее противоречие в системе единой уголовной ответственности граждан страны, но и позволит Минобороны отказаться от такого анахронизма, как дисциплинарные батальоны. Тем более, как показывает практика, в них зачастую происходят нарушения прав человека, а служащие там офицеры и прапорщики в прямом смысле морально деградируют и теряют свои профессиональные навыки, превращаясь, по сути, в «тюремщиков».

Пришло время и для создания дисциплинарных судов в воинских частях. Их компетенцией могло бы стать рассмотрение грубых проступков, административных нарушений, некоторых случаев нанесения материального ущерба, а также ряда других вопросов, в том числе и в сфере гражданского права. Контроль над деятельностью подобных судов предлагается возложить на командиров и начальников, а надзор – на органы военной прокуратуры. Очевидно, что создание дисциплинарных судов будет способствовать изжитию произвола и неправомерных действий должностных лиц при принятии решений в отношении каждого конкретного военнослужащего. Кроме того, пора освободить воинские части от выполнения несвойственных им задач. Я имею в виду проведение дознания, розыска и задержания военнослужащих. Для этого целесообразно создать на базе существующих военных комендатур аналогичные межведомственные органы со своими штатными подразделениями, которые и будут заниматься решением этих вопросов. Данное предложение сейчас находится в стадии проработки.

Перечисленные меры сами по себе не являются панацеей от противоправных деяний в армейской среде. Их эффективность напрямую связана с готовностью каждого командира и начальника, сделать все от него зависящее, чтобы навести строгий уставной порядок во вверенном ему воинском коллективе. Сегодня подавляющее большинство российских офицеров не за страх, а за совесть исполняют возложенные на них обязанности. И чтобы помочь им в этом, руководство Минобороны стремится строго придерживаться старой армейской мудрости. Для успеха в любом деле, надо не только поставить конкретную задачу и четко определить срок ее выполнения, но и обеспечить исполнителя всеми необходимыми средствами.

Говоря о воинской дисциплине, речь идет не просто о подчинении как форме исполнения приказов и распоряжений, точном и своевременном прибытии на работу, службу, но в самом широком понимании — о дисциплине общественной, о верности данному слову. Трудно не согласиться с мнением генерала Драгомирова: «Дисциплина нужна не только в военной службе. И жаль того народа, который ею не проникнут. Разница между военной и гражданской дисциплиной в силе напряжения, но не в духе или основе ее. Многим воинская дисциплина рисуется так, будто столь же полно обязывает одних, сколько развязывает других; будто она проявляется во всеоружии палок и безграничного произвола, именно того, что уже признано не охранительной силой, и разрушающей к ней примесью. Многим неизвестно, что дисциплина столь же облекает властью, сколько и сдерживает произвол».

Другие публикации:  Дневник производственной практики в коллегии адвокатов

Россия не прошла полной стадии капиталистического развития, вырабатывающего основу порядка — дисциплину труда, гражданских взаимоотношений, подчинения законам. Революционный энтузиазм 20—30-х гг., периода войны и хрущевской «оттепели» отчасти компенсировал недостаток дисциплинарной культуры, но полностью его не снял. В целом, словно между молотом и наковальней вырабатывалась в те годы воинская дисциплина. С одной стороны недоверие к кадрам, боязнь столкнуться с «врагами народа», а с другой — обыкновенная распущенность, нетребовательность к себе и другим, своего рода плоды «псевдореволюционной вольницы».

Лучшим периодом развития воинской дисциплины в нашей армии стали 50—60-е гг. Великая Отечественная война научила ценить порядок. Гордость страны, выигравшей войну, достоинство воина-победителя, помноженные на очистительные процессы в обществе, придали новый облик воинской дисциплине. Ее не просто терпели, а почитали и уважали. Увлекались учениями, любили парады, ценили воинские ритуалы, гордились военной формой.

Деградация социально-политических отношений с наступлением брежневского застоя, падение дисциплины в обществе сказались и на армии: появились «дедовщина», «землячества» и другие уродливые явления. И в прошлом и сейчас, причина которых — именно в слабости общественной дисциплины. Рост организованной и уличной преступности, рецидивы гражданской войны, погромы, демонстративное невыполнение законов и многие другие проблемы невозможно решить без укрепления порядка в обществе. Вряд ли в нынешнем идейном хаосе и политической толкотне стихийно вырастет дисциплинарная культура. Для ее формирования нужна энергичная и твердая деятельность государственных органов и общественных организаций.

В настоящее время в Российской армии осуществляется военная реформа, одна из задач которой — социальная защита военнослужащих, обеспечение их законных прав. Но, говоря об этом, мы часто обсуждаем мнимую противоположность обязанностей и возможностей. Забываем, что дисциплина и права диалектически связаны между собой и переходят друг в друга. Так, например, требовать обеспечения всем законно необходимым — это право военнослужащего. Но вместе с тем обязанность тех, кто отвечает за обеспеченность всем необходимым для службы. Именно такова всеохватывающая дисциплина и организованность.

Воинская дисциплина залог успеха в бою и повседневной жизни

Последние опубликованные

Высокими показателями в учебе и службе, соревновании закончил первый месяц нового учебного года кандидат в члены КПСС Иван Статьев (на снимке). Отличный специалист, он настойчиво совершенствует свои знания и практические навыки, заботливо передает секреты мастерства матросам А. Казакову и С. Маркову. Каждодневные занятия и тренировки, методически правильно организованные Статьевым, бдительное несение вахты положительно сказываются на становлении молодых воинов, на поддержании высокой боеготовности.

КРЕПКАЯ ДИСЦИПЛИНА — ЗАЛОГ УСПЕХОВ

Победа в бою достигается силой оружия. Но даже наилучшее оружие и самая современная боевая техника сами по себе, без человека ничего не значат. В неумелых руках они могут оказаться бесполезными, а в умелых становятся грозой для врага. Средства борьбы коллективного использования требуют от воинов умения действовать в высшей степени согласованно, дружно, четко. Причем, такая согласованность нужна не только между специалистами одного расчета, а часто между целыми подразделениями. Скажем, не справился со своими обязанностями вахтенный радиотелеграфист, во время сеанса радиосвязи не принял радиограмму для командира. Это может привести к невыполнению кораблем поставленной ему задачи по перемещению в заданный район. Если не справился с обязанностями гидроакустик, то корабль не сможет выполнить задачу по уничтожению подводного «противника», как бы четко ни работали все остальные члены экипажа.
Кроме глубокого знания специальности, пунктуального выполнения эксплуатационных инструкций большая роль в повышении боевой готовности принадлежит дисциплинированности, организованности, внутренней собранности. Без них нельзя добиться успехов в боевой учебе, социалистическом соревновании.
О том. что поддержание воинской дисциплины на должном уровне является непременным условием дальнейшего повышения боевой готовности, убедительно говорят многочисленные примеры из повседневной жизни одного из передовых кораблей соединения. Взять, к примеру, показатели в учебе и службе таких специалистов корабля, как машинист трюмный Владимир Новиков, гидроакустик Сергей Арефьев, электрик Петр Бостэникэ, торпедист Сергей Нестеров. Из года в год они добиваются устойчивых показателей в освоении и обслуживании сложнейшей техники и оружия. В их характере мы видим лучшие черты советских воинов: исполнительность, честность, добросовестность, трудолюбие. Они приносят коллективу на порученном участке максимальную пользу. Дисциплинированные, с высокой специальной и морально-психологической подготовкой, эти воины в состоянии выдержать неимоверное напряжение современного боя, не теряются в сложной ситуации, стараются во что бы то ни стало выполнить поставленную им задачу.
В формировании у моряков высоких морально-боевых качеств решающую роль играет уставной уклад, который пронизывает на корабле все стороны жизни и деятельности экипажа. Действенным средством в воспитании у моряков дисциплинированности, исполнительности являются пунктуальное выполнение ими утвержденного командиром распорядка дня. Этому способствуют такие его элементы, как организация подъема, осмотров личного состава, приборок, инструктажей, дeжуpнo-вaxтeнной службы и другие мероприятия.
Вместе с командиром единоначальником ответственность за поддержание твердого уставного порядка несут мичманы и старшины. Младшие командиры, являясь примером безукоризненного выполнения долга, образцом поведения, правдивости и принципиальности во взаимоотношениях с начальниками, товарищами, подчиненными, проявляют постоянную требовательность к себе и другим. Мичман Н. Горячев, старшина 1 статьи Н. Смирнов, к примеру, находясь постоянно с подчиненными, хорошо знают их запросы, непрерывно оказывают на них нужное влияние. Оно у них больше основывается не на силе власти, а на моральном авторитете, на уважении к человеку. Именно благодаря заботе и вниманию со стороны младших командиров добились высоких успехов в учебе и службе, социалистическом соревновании старшие матросы М. Галиев, А. Новожилов, а также недавно прибывшие в экипаж матросы В. Абрамов, С. Буданов и другие.
К сожалению, не все старшины добиваются неукоснительного соблюдения воинами уставных требований. Некоторые не проявляют взыскательности к тем, кто нарушает распорядок дня, форму одежды, допускает другие отклонения от правил, установленных уставами и инструкциями.
Старшина 2 статьи В. Мазур не является примером в учебе, соблюдении требований устава. Замалчивание им недостатков привело к снижению в отделении успехов в боевой и политической подготовке, а затем и к грубому нарушению отдельными подчиненными Устава гарнизонной и караульной служб, за что они понесли строгое наказание.
Факты из нашей повседневной жизни свидетельствуют о том, что успехов больше в том коллективе, где наряду с командирской требовательностью живет требовательность моряков друг к другу, забота каждого из них о делах экипажа.
В дальнейшем поддержании крепкой воинской дисциплины, улучшении организации службы на корабле многое делает партийная организация. Коммунисты А. Панасюк, Ю. Пастушенко, А. Обухов и другие своевременно обобщают и распространяют опыт передовых воинов, поддерживают требовательность командиров, осуществляют действенные идеологические мероприятия.

Офицер Н. НИКОЛАЕВ.

ОТ РЕДАКЦИИ: Дорогие читатели, на наш взгяд автор в своей статье затронул важные вопросы. Действительно, крепкая воинская дисциплина — залог успехов в боевой и политической подготовке, социалистическом соревновании, решении нелегких учебно-боевых задач. Большинство североморцев сами строго выполняют требования присяги, уставов, проявляют дисциплинированность в любом деле и заботятся о том. чтобы в их коллективах крепли дружба и сплоченность, множились успехи. Но есть и любители спиртного, нарушители распорядка дня. Хотелось, чтобы на страницах газеты вы поделились своими мнениями по дальнейшему поддержанию крепкой воинской дисциплины.

«Знамя Родины»
№ 3 от 14 января 1979 года.

Высокая воинская дисциплина каждого военнослужащего – залог высокой боевой готовности подразделения

проведения боевого информирования

ТЕМА: «Высокая воинская дисциплина каждого военнослужащего – залог высокой боевой готовности подразделения».

Дата проведения: ________

Время проведения: 20 минут.

Жизнедеятельность Российских Вооруженных Сил происходит в исключительно сложных социально-экономических и политических условиях. Трудности, которые переживает страна, армия и флот ощущают на себе гораздо острее, чем другие институты государства.

В этих условиях, как никогда, от всего личного состава, от каждого воина требуется высочайшая дисциплинированность и исполнительность, добросовестное выполнение конституционного долга.

Дисциплина — это сложное и многоплановое социальное явление. Из различных видов и форм социальной дисциплины важнейшее место среди них занимает государственная дисциплина, которая базируется на правовых нормах установленных государством. Она заключается в соблюдении гражданами установленных норм и правил обеспечивающих согласованное функционирование всех структур государства и общества. Объективную основу дисциплины составляет острая необходимость координации деятельности людей, создаваемых ими организаций и учреждений. Государство определяет нормы и правила поведения людей, создает необходимые органы для обеспечения такого поведения.

Имеется большое количество различных определений дисциплины. В самом широком смысле дисциплина — это определенный порядок поведения людей, отвечающих сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.

Исторический опыт свидетельствует, что ни одна область в жизни и деятельности любого общества, государства не может обходиться без определенной организации и дисциплины, обязательного выполнения общепринятых правил и норм поведения.

Одним из видов государственной дисциплины является воинская дисциплина, которая имеет для Вооруженных Сил особое значение. Воинская дисциплина выступает как один из принципов военного строительства. Она выполняет роль организующего фактора, упорядочивает и охраняет систему отношений внутри воинского коллектива. Ее правилами и нормами охватываются отношения между начальниками и подчиненными, старшими и младшими, а также между военнослужащими, равными друг другу по должности и воинскому званию.

Без дисциплины армия существовать не может. Ратный труд, специфика воинской службы требует жесткой регламентации деятельности и поведения военнослужащих, четкой субординации их взаимоотношений, строгого и точного соблюдения требований воинских уставов, приказов, инструкций и наставлений, что отличает их от гражданских кодексов и норм. Воинская дисциплина — это основа боевой готовности Вооруженных Сил. Не случайно ее называют матерью победы. Дисциплина сплачивает людей, удесятеряет силы, помогает быстрее, с меньшими потерями и в короткие сроки достигать поставленных целей.

Другие публикации:  Реквизиты для оплаты госпошлины за развод через суд

Опыт истории прошлых войн, в том числе Великой Отечественной, показывает, чтобы победить нужна железная дисциплина. И наоборот, отсутствие дисциплины порождает беспорядок, дезорганизацию, а в условиях войны ведет к напрасным потерям и поражению.

Суть воинской дисциплины, как неотъемлемой части государственной дисциплины, изложена в Дисциплинарном уставе ВС РФ.

Статья первая Дисциплинарного устава гласит: » Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)”. Раскрывая это определение, руководителю необходимо подчеркнуть, что дисциплина не имеет цели ущемить права личности и не отвергает инициативу, не ущемляет личного достоинства воина. Она обеспечивает сплоченность военнослужащих и их готовность к выполнению стоящих задач. Строгое соблюдение предписываемых правил говорит только о глубоком понимании военнослужащим существа воинской службы, его сознательности, стремлению любой ценой, не считаясь с опасностями, с риском для жизни выполнить полученный от командира (начальника) приказ, исполнить свой воинских долг.

Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его беззаветной преданности своему народу.

Таким образом, можно сказать, что сущность сознательной дисциплины состоит в знании правил поведения и установленного порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения. Условием соблюдения требований дисциплины и ее результатом выступает дисциплинированность как качество личности воина. Дисциплинированность — это требования дисциплины, исполнение которых стало для военнослужащего глубокой внутренней потребностью, устойчивой привычкой выполнять все нормы и уставные требования в силу ответственности за свои действия перед законом и, главным образом, в силу сознательности, понимания необходимости подчинять свои действия воле командира, личные интересы — интересам боеготовности подразделения, части, корабля.

Дисциплинированность выше и устойчивее будет там, где более последовательно и обоснованно ведется работа по укреплению дисциплины, порядка и организованности. Здесь руководителю необходимо остановиться на разъяснении воинам обязанностей по соблюдению воинской дисциплины, примеров высокой дисциплинированности солдат и сержантов, взятых из истории, личного опыта и жизнедеятельности подразделения.

Воинская дисциплина — одна из самых существенных сторон деятельности и общения военнослужащих. Высокая ответственность, сознательность, инициатива и творчество каждого военнослужащего делают воинскую дисциплину и организованность важным компонентом боевой готовности Вооруженных Сил. Даже такой элемент боевой готовности армии, как техническая оснащенность, в полной мере может проявляться только благодаря дисциплине, организованности, исполнительности каждого воина. Дисциплина есть один из определяющих факторов военного уклада жизни и учебно-боевой деятельности, эксплуатации и применения коллективных видов оружия и военной техники. В нынешних условиях, когда к боеготовности Вооруженных Сил предъявляются новые требования, в содержание воинской дисциплины прочно вошли такие формы ее проявления, как дисциплина времени, дисциплина управления, дисциплина грамотной эксплуатации боевой техники, техническая дисциплина, дисциплина марша, дисциплина боевого дежурства и т.д. Такая дифференциация воинской дисциплины помогает в определенной мере конкретизировать работу по ее укреплению. Однако воинская дисциплина едина по своей сути, охватывает все стороны жизни и деятельности военнослужащих, вбирает требования военной присяги, воинских уставов, наставлений и инструкций. Главным стержнем дисциплины является беспрекословное повиновение, точное и своевременное исполнение приказов и распоряжений.

  1. Основные слагаемые дисциплинированности воина.

Носителем дисциплины является каждый конкретный воин. Воинская дисциплина отражается в его сознании, поведении и проявляется в дисциплинированности.

Из чего слагается дисциплинированность воина?

Знания о целях и задачах своей деятельности, знания своих уставных обязанностей, порядка и правил установленных в Вооруженных Силах.

Но только иметь знания мало. Органически входят в структуру дисциплинированности воина поведенческие навыки и умения. Как показывает практика многие военнослужащие знают свои служебные обязанности, требования уставов, но у них часто не хватает опыта, умения совершить поступок в соответствии с воинскими уставами и наставлениями. А ведь только навыки и умения дают возможность воину действовать четко, уверенно и быстро в самых сложных, быстро меняющихся условиях учебно-воспитательной и боевой работы. Став устойчивой внутренней потребностью воина, они превращаются в привычку дисциплинированного поведения. А это то, что во многом предопределяет действия и поступки военнослужащих в реальной жизни. Они могут быть положительными и отрицательными. Анализ фактов нарушения воинской дисциплины показывает, что нередко они являются следствием вредных привычек (невыдержанность в действиях, безответственность, резкость в выражениях, пьянство, неисполнительность, необязательность и т.д.). В ходе занятий следует привести примеры вредных привычек и обсудить пути их преодоления.

Дисциплинированность неразделима с отличным знанием устройства военной техники и вооружения, умелого их использования и применения в учебном и реальном бою, глубокими знаниями тактики боя, натренированностью органов чувств, с физической выносливостью.

Превращение знаний из предпосылки дисциплинированного поведения в фактор определяющий поведение военнослужащего осуществляется через его убеждения, и прежде всего — через убеждение о необходимости высокой воинской дисциплины.

Убеждения — важнейший компонент в структуре дисциплинированности воина. А.С.Макаренко отмечал «… дисциплинированным человеком мы имеем право называть только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение … найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности”.

Определяющим компонентом в структуре дисциплинированности воина является его патриотическое сознание, ответственность за судьбу своей Родины. Патриотизм, осознание высокой личной ответственности за судьбу Родины, ее надежную защиту составляют стержень дисциплинированности воина, всех других его качеств и свойств.

Высокие нравственные качества служат предпосылкой формирования дисциплинированности воина, а отдельные из них выступают как элементы дисциплинированности (к примеру, долг и ответственность, трудолюбие, совесть, войсковое товарищество, честность, правдивость являются и нравственными качествами и нормами поведения воина).

Знания, убеждения, привычки находятся в единстве, определяют дисциплинированное поведение воина. Они выступают важнейшим фактором, создающим его внутренние побуждения, которые заставляют воина поступать так, а не иначе в каждом конкретном случае, определяют поведение в различных ситуациях.

Каждый поступок — нравственный и безнравственный — имеет свой мотив. Это те побудительные силы, которые позволяют осуществиться тому или иному поступку воина.

Дисциплинированность связана со всеми качествами личности воина. Например, волевые качества (целеустремленность, решительность, стойкость, самообладание) характеризуют дисциплинированность воина, а задачи воспитания дисциплинированности и воли во многом совпадают, поэтому нередко нарушения воинской дисциплины имеют своей причиной недостаточное развитие волевых качеств. Не случайно, что в психологической науке дисциплина и дисциплинированность характеризуются как сложное волевое качество. Воля — это способность воина преодолевать сложные препятствия при достижении поставленной цели. Волевые качества военнослужащих, проявляющиеся в их способности управлять собой в сложных ситуациях, являются компонентом их морально-боевых качеств, в том числе дисциплинированности.

Дисциплинированность как качество воина тесно связана с патриотическими, военно-профессиональными, правовыми, нравственными, физическими, эстетическими качествами. Поэтому дисциплинированность относят и к патриотической, и к нравственной, и к эстетической, и другим категориям. Отдельные качества служат либо предпосылкой формирования дисциплинированности, либо отдельные выступают как элементы дисциплинированности. По наличию названных качеств и судят о дисциплинированности воина в целом.

Дисциплинированность имеет и много других, взаимосвязанных между собой элементов — самовоспитание и самодисциплина, повиновение и исполнительность, воинская честь и т.д.

Важнейшими элементами дисциплинированности является исполнительность, т.е. беспрекословное повиновение. Исполнительность является душой дисциплинированности. Народная пословица гласит: » Исполнительность — душа военной службы”. Выражением исполнительности выступает точное, беспрекословное, своевременное выполнение воинами приказов командиров (начальников), своих обязанностей, воинского долга в любых условиях.

Еще статьи:

  • Какие льготы в детский сад существуют Какие существуют льготы по оплате детского сада и как их оформить? Родители (законные представители) ребенка, который посещает детский сад, вносят плату за присмотр и уход за ним в детском саду (родительскую плату). […]
  • Действующий пенсионер в 2019 году На всех не хватит. Как будут платить пенсии в 2019 году Государство как может успокаивает работающих пенсионеров, напуганных перспективой остаться в 2019 году без пенсии . С разъяснением выступил и пенсионный фонд […]
  • Доверенность на подписание мирового соглашения образец Доверенность на подписание мирового соглашения образец Образец доверенности на представление интересов юридического лица в суде ДОВЕРЕННОСТЬ на представление интересов организации в судах город Москва, 12 октября две […]
  • Лицензия на оружие сроки получения Разрешение на оружие — как получить лицензию на оружие согласно закону РФ? Есть разные виды гражданского оружия, от огнестрельного до газового или травматического – но для практически всех из них нужна лицензия. Для […]
  • Когда будет повышена пенсия военным пенсионерам в 2019 году и на сколько Вторая пенсия военным пенсионерам в 2019 году будет или отменяется? Как с 2019 года военные пенсионеры будут оформлять вторую (гражданскую) пенсию по новому закону Сейчас военный пенсионер вправе получать две пенсии: […]
  • Нотариус оганова 1 Нотариус Кулажникова Наталья Николаевна +7 (499) 703-35-33 доб. 792 – Москва и МО Телефон нотариуса: +7(863)2783489 Адрес: 344069, г.Ростов-на-Дону, ул.Оганова, д.1, кв.11 понедельник: 09:00 18:00 вторник: 09:00 […]
Воинская дисциплина залог успеха в бою и повседневной жизни