Порядок возврата госпошлины при отказе от иска (в арбитражном суде)

Законодательством установлены случаи возврата сбора.

Содержание

Порядок действий регулируется АПК и НК РФ.

Что нужно знать ↑

Государственная пошлина в ряде случаев может быть возвращена плательщику. Возможность установлена в ст.333.40 НК РФ.

Определены следующие случаи возврата сбора:

  • внесение суммы сбора в величине, превышающей требуемый размер;
  • возврат искового заявления вследствие отказа в приятии документа в делопроизводство;
  • прекращение рассмотрения искового требования.

Порядок прекращения делопроизводства определен в ст.151 АПК. Судебный орган выносит определение с указанием основания для принятия решения, отнесения судебных издержек и государственной пошлины.

В ст.150 АПК указываются причины, служащие основанием для прекращения дела:

  1. Рассматриваемый вопрос не относится к компетенции арбитражного суда.
  2. Имеется судебное решение по обстоятельствам исковых требований между теми же сторонами и по тому же вопросу, принятое в арбитражном суде инстанции одного уровня, судах общей юрисдикции.
  3. Присутствует решение третейского суда по аналогичным обстоятельствам дела. Исключение составляют случаи отказа выдачи исполнительного листа арбитражным судом по решению третейского органа.
  4. Наличие отказа истца от требований, находящихся на рассмотрении в судебном производстве.
  5. Ликвидация юридического лица, в отношении которого заявлены исковые требования либо смерть физического лица без права правопреемства.
  6. Соответствие имеющихся решений судебных органов действующим законам.

При рассмотрении случаев возврата госпошлины при отказе от иска в арбитражном процессе истцом необходимо исключать ситуацию, при которой отказ произведен во время рассмотрения дела.

Добровольное удовлетворение ответчиком требований в порядке делопроизводства не влечет возврат госпошлины истцу.

Причины отказа от иска

Гражданин или организация имеют право отказаться от исковых требований до момента вынесения решения по делопроизводству.

Причинами прекращения претензий могут быть:

  • устранение причины, побудившей истца к обращению в судебные органы;
  • добровольное погашение претензий ответчиком по делу;
  • составление сторонами мирового соглашения;
  • прочие обстоятельства.

Отказ от исковых требований имеет юридические последствия для истца. Лицо теряет право обращаться в судебные инстанции с аналогичными требованиями к тому же ответчику.

Возможность нового судебного разбирательства может возникнуть только при возникновении дополнительных обстоятельств.

Условия возврата

Возврат средств уплаченной госпошлины производится в течение месяца с даты подачи заявления в ИФНС.

Плательщик имеет право обратиться в суд в течение 3-х лет с момента принятия судебным органом определения о возврате пошлины.

Если получение сумм касается переплаченных величин, для оформления которых не требуется справка суда, то отсчет срока возврата исчисляется от даты уплаты сбора.

Случаи невозврата

Государственная пошлина не возвращается истцу в случае добровольного исполнения требований ответчиком, направленных в Арбитражный суд.

Погашение требований до того, как исковое заявление принято в делопроизводство, не влечет присуждение ответчику суммы госпошлины.

В случае добровольного исполнения иска ответчиком в процессе ведения дела сумма может быть отнесена на расходы ответчика. Основанием для оплаты пошлины будет вынесено определение суда.

Сколько составит госпошлина в суд общей юрисдикции с 2019 года, читайте здесь.

Порядок установлен ст. 333.40 НК РФ. Согласно АПК, понесенные в процессе судебного разбирательства, издержки могут быть распределены между сторонами процесса.

Арбитражными судами, после заключения мирового соглашения в апелляционной инстанции, плательщику(истцу) возвращается половина уплаченного сбора.

Как вернуть госпошлину из бюджета ↑

Процедура возврата сбора зависит от причин, побудивших плательщика отказаться от использования средств по назначению платежа – переплаты либо прекращения действий судебных органов.

В случае отказа решение о возврате принимается:

  1. Налоговыми органами при возникновении у плательщика переплаты суммы сбора.
  2. Судебными органами различных уровней. Возврат средств осуществляется в ИФНС на основании документов, полученных из суда.

Получение сумм государственной пошлины производится на основании заявления, поданного в отделение ИФНС, ведущее учет лица. Для физического или юридического лица Инспекция определяется по месту регистрации.

Организации проводят движение средств по бухучету с отражением сумм на синтетических и аналитических счетах и в балансе предприятия.

В арбитражном суде

Основанием для возврата средств госпошлины из Арбитражного суда является справка, выданная учреждением.

После получения документа плательщик сбора должен обратиться в ИФНС. Заявление на возврат сбора должно пройти регистрацию делопроизводителя ИФНС при подаче.

В составе данных документа необходимо указать:

  • наименование отделения ИФНС;
  • данные лица;
  • суть вопроса. Указывается основание для подачи заявления – переплата либо определение судебного органа о возврате пошлины. В заявке на возврат подаются данные номера и даты постановления-основания;
  • ссылку на норму закона – ст.333.40 НК РФ;
  • сумму сбора к возврату.

Заявление должно содержать реквизиты банковского счета для перечисления средств казначейства. К заявлению прилагаются:

Статья 104. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины

СТ 104 АПК РФ

Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Комментарий к Ст. 104 Арбитражного процессуального кодекса РФ

Возврат государственной пошлины в настоящее время производится в соответствии с Законом о государственной пошлине. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случаях:

1) внесения государственной пошлины в большем размере, чем это требуется по Закону;

2) возвращения в принятии заявления, жалобы;

3) прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения, если спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, а также когда истцом не соблюден установленный досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора с ответчиком либо когда иск предъявлен недееспособным лицом;

4) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия или от получения документа до обращения в орган, совершающий данное юридически значимое действие;

5) удовлетворения исковых требований арбитражным судом, если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подп. 5 п. 3 ст. 5 Закона.

В Постановлении Пленума ВАС РФ N 6 указано, что законодательством о государственной пошлине не предусмотрен возврат из бюджета суммы государственной пошлины при удовлетворении апелляционной или кассационной жалоб на определения арбитражного суда о взыскании штрафов, установленных АПК РФ. Понесенные при подаче жалобы расходы относятся на сторону, по заявлению которой взыскан штраф, когда основания для его взыскания не имелось.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. №46

В связи с возникающими в судебной практике вопросами, касающимися применения законодательства о государственной пошлине, уплачиваемой при обращении в арбитражный суд, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.

Уплата государственной пошлины при обращении в арбитражный суд

1. Согласно пункту 1 статьи 333.16, пункту 1 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) под государственной пошлиной по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, понимается сбор, взимаемый с физических лиц и организаций в связи с рассмотрением дел или совершением отдельных процессуальных действий в арбитражном процессе.

Исходя из положений пунктов 1, 3 и 8 статьи 45, статьи 333.17 НК РФ плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.

Вместе с тем по смыслу статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) граждане и организации вправе вести свои дела в арбитражном суде через представителей. Согласно пункту 1 статьи 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Следовательно, государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. В этом случае уплата государственной пошлины с банковского счета представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого.

В платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

Поскольку государственная пошлина может быть уплачена через представителя, по смыслу пунктов 3, 6 статьи 333.40 НК РФ заявление о возврате, зачете излишне уплаченной государственной пошлины также может быть подано представляемым либо его представителем.

Возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины осуществляется на указанный в заявлении банковский счет, таким счетом может быть банковский счет представителя.

2. В соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, уплачивается в федеральный бюджет.

Если к исковому заявлению, иному заявлению, жалобе приложен документ, подтверждающий уплату истцом, заявителем государственной пошлины за рассмотрение дела арбитражным судом не в федеральный бюджет, арбитражный суд исходя из части 1 статьи 128, части 1 статьи 263, части 1 статьи 280 АПК РФ выносит определение об оставлении искового заявления, иного заявления, жалобы без движения, указывая в нем срок, в течение которого плательщику следует представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в федеральный бюджет.

В этом случае в таком определении или в ином судебном акте указывается на возврат ошибочно уплаченной государственной пошлины.

При непредставлении истцом, заявителем в определенный арбитражным судом срок документа, подтверждающего уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайства об отсрочке, рассрочке, уменьшении размера государственной пошлины, освобождении от ее уплаты исковое заявление, иное заявление, жалоба возвращаются в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 129, пунктом 5 части 1 статьи 264, пунктом 4 части 1 статьи 281 АПК РФ.

3. По смыслу подпункта 2 пункта 1, пунктов 3, 6 статьи 333.40 НК РФ заявление (жалоба) может быть подано в арбитражный суд в течение трех лет с момента уплаты государственной пошлины за его (ее) подачу.

Если в случае возвращения заявления, жалобы государственная пошлина фактически не была возвращена плательщику из бюджета, сумма государственной пошлины может засчитываться в счет уплаты государственной пошлины в связи с повторным предъявлением аналогичного или иного обращения в арбитражный суд при условиях, что не истек трехгодичный срок со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет и к повторному обращению приложен подлинный документ об уплате государственной пошлины при наличии оснований для ее возврата из бюджета в полном размере либо копия документа об уплате государственной пошлины, заверенная судьей, при наличии оснований для ее частичного возврата из бюджета, копия судебного акта о возврате государственной пошлины, заверенная судьей и содержащая гербовую печать арбитражного суда.

Другие публикации:  Спор и беседа

Необходимо иметь в виду, что возможен зачет такой излишне уплаченной пошлины, которая была уплачена в связи с рассмотрением дела в любом из арбитражных судов Российской Федерации.

Аналогично решается вопрос и о зачете излишне взысканной государственной пошлины.

4. Применительно к пункту 6 статьи 52 НК РФ сумма государственной пошлины исчисляется в полных рублях: сумма менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля.

5. Согласно пункту 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Таким образом, при подаче исковых заявлений, иных заявлений и жалоб государственная пошлина уплачивается в размере, установленном на момент обращения в арбитражный суд. Данное правило действует при оставлении указанных заявлений без движения или предоставлении по ним отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины.

Если в суд обратилось лицо, освобожденное от уплаты государственной пошлины, а к моменту принятия судом решения ставки государственной пошлины возросли, и решение суда принято в пользу заявителя, с лица, не в пользу которого принят судебный акт, государственная пошлина взыскивается по ставкам, действовавшим в момент обращения заявителя в суд.

6. В случае, если после обращения истца в арбитражный суд изменились установленные законодательством о налогах и сборах размеры ставок государственной пошлины, государственная пошлина, подлежащая уплате в связи с увеличением истцом размера исковых требований после обращения в суд, исчисляется по ставкам, действовавшим в момент подачи ходатайства об увеличении размера исковых требований.

7. Согласно пункту 1 статьи 333.41 НК РФ отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины может быть предоставлена по ходатайству заинтересованного лица на срок до окончания рассмотрения дела, но не более чем на один год.

После предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины арбитражный суд вправе повторно предоставить такую отсрочку, однако в силу пункта 1 статьи 64, пункта 1 статьи 333.41 НК РФ общий срок предоставления отсрочек не должен превышать одного года.

8. Предоставление отсрочки уплаты государственной пошлины лицу, имущественное положение которого не позволяет исполнить обязанность по уплате государственной пошлины на этапе обращения в арбитражный суд, направлено на обеспечение доступности правосудия и реализацию права на судебную защиту, одной из целей которой является своевременность восстановления нарушенных прав и законных интересов заинтересованного лица.

Поскольку с принятием искового заявления, заявления, апелляционной (кассационной) жалобы и возбуждением судебного производства цель обеспечения беспрепятственного доступа к суду достигнута, то приостановление производства по делу не может рассматриваться в качестве основания для приостановления течения срока, на который была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.

9. При предъявлении несколькими истцами искового заявления, содержащего единое требование (например, при заявлении иска об истребовании из чужого незаконного владения имущества, находящегося в общей собственности, иска о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением должником обязательства перед солидарными кредиторами), государственная пошлина уплачивается истцами в равных долях в размере, установленном НК РФ для указанного требования (пункт 2 статьи 333.18 НК РФ). Если же сумма иска фактически складывается из самостоятельных требований каждого из истцов (например, при заявлении требований, вытекающих из обязательства с долевой множественностью лиц на стороне кредитора, требований о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности имуществу нескольких лиц), государственная пошлина уплачивается каждым из истцов исходя из размера заявляемого им требования.

Вместе с тем частью 3 статьи 46 АПК РФ предусмотрено, что уплата государственной пошлины по делу может быть поручена соистцами одному или нескольким из них.

Возврат и взыскание государственной пошлины, возмещение расходов по ее оплате

10. В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 данного Кодекса.

В указанном случае надо иметь в виду, что государственная пошлина возвращается лишь тогда, когда уменьшение размера исковых требований принято арбитражным судом (части 1, 5 статьи 49 АПК РФ). На возвращение государственной пошлины истцу может быть указано в определении, решении или постановлении арбитражного суда.

11. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения по основаниям, предусмотренным статьями 148 и 150 АПК РФ.

Вместе с тем при прекращении производства по делу в связи с отказом истца (заявителя) от иска (заявления) следует учитывать, что государственная пошлина не возвращается, если установлено, что отказ связан с добровольным удовлетворением ответчиком (заинтересованным лицом) заявленных требований после подачи искового заявления (заявления) в арбитражный суд (абзац третий подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ).

В этом случае арбитражный суд должен рассмотреть вопрос об отнесении на ответчика (заинтересованное лицо) расходов по уплате государственной пошлины исходя из положений статьи 110 АПК РФ с учетом того, что заявленные в суд требования фактически удовлетворены.

В случаях прекращения производства по делу, оставления заявления без рассмотрения на стадии производства в арбитражном суде апелляционной (кассационной) инстанции вопросы о возврате сумм государственных пошлин, уплаченных как при рассмотрении дела в суде первой инстанции, так и при рассмотрении дела в суде апелляционной (кассационной) инстанции, разрешаются судом, прекратившим производство по делу, оставившим заявление без рассмотрения, аналогичным образом. Вместе с тем, если указанные вопросы не были разрешены в судебном акте суда апелляционной (кассационной) инстанции, лицо, участвующее в деле, вправе обратиться с заявлением об их разрешении в суд первой инстанции (часть 2 статьи 112 АПК РФ).

В таком же порядке разрешается вопрос о возврате уплаченной при подаче апелляционной (кассационной) жалобы государственной пошлины в случае прекращения производства по данной жалобе.

12. Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты. При отказе истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины, от иска в связи с добровольным удовлетворением его требований после обращения в арбитражный суд производство по делу прекращается и решение не в пользу ответчика не принимается, в силу чего в этом случае государственная пошлина в бюджет с ответчика не взыскивается.

У суда также отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины (статья ЗЗ3.37 НК РФ).

13. В случае если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, а истцу, в пользу которого принят судебный акт, которым заканчивается рассмотрение спора по существу, была предоставлена отсрочка ее уплаты и государственная пошлина истцом не уплачена, государственная пошлина не взыскивается с ответчика, поскольку отсутствуют основания для ее взыскания в федеральный бюджет.

14. Если апелляционная, кассационная жалоба, заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора были поданы освобожденным от уплаты государственной пошлины ответчиком по делу, государственная пошлина за подачу соответствующего обращения не может быть взыскана с истца, против которого принято постановление суда апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, так как истец не подавал апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора и не является ответчиком по делу. Таким образом, в этих случаях государственная пошлина не взыскивается.

15. По общему правилу, если после истечения срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате государственной пошлины, дело не рассмотрено, суд выносит определение о взыскании с истца, заявителя неуплаченной им государственной пошлины, подлежащее в силу статьи 187 АПК РФ немедленному исполнению.

16. В тех случаях, когда до окончания рассмотрения дела государственная пошлина не была уплачена (взыскана) частично либо в полном объеме ввиду действия отсрочки, рассрочки по уплате госпошлины, увеличения истцом размера исковых требований после обращения в арбитражный суд, вопрос о взыскании неуплаченной в федеральный бюджет государственной пошлины разрешается судом исходя из следующих обстоятельств.

Если суд удовлетворяет заявленные требования, государственная пошлина взыскивается с другой стороны непосредственно в доход федерального бюджета применительно к части 3 статьи 110 АПК РФ. При отказе в удовлетворении требований государственная пошлина взыскивается в федеральный бюджет с лица, увеличившего размер заявленных требований после обращения в суд, лица, которому была дана отсрочка или рассрочка в уплате государственной пошлины.

17. Исполнительные листы на взыскание государственной пошлины следует выдавать по истечении десяти дней после вступления в законную силу судебного акта о взыскании государственной пошлины и при отсутствии в деле информации о том, что государственная пошлина уплачена добровольно (подпункт 2 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ).

В исполнительном листе на взыскание государственной пошлины должно содержаться указание на ее взыскание в доход федерального бюджета.

Расчет и удержание процентов и пеней при выдаче исполнительных листов на взыскание государственной пошлины арбитражные суды не производят.

В соответствии с частью 3 статьи 319 АПК РФ исполнительные листы на взыскание государственной пошлины в федеральный бюджет направляются арбитражным судом в налоговый орган по месту нахождения должника.

18. По смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.

Другие публикации:  Сколько будет пенсия по потере кормильца после 18 лет

В случае, когда решение принято против нескольких ответчиков, понесенные истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины взыскиваются судом с данных ответчиков как содолжников в долевом обязательстве, независимо от требований истца взыскать такие расходы лишь с одного или нескольких из них.

19. Законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах не предусмотрено освобождение надлежащего ответчика от обязанности по возмещению судебных расходов по уплате государственной пошлины в связи с тем, что он не наделен полномочиями самостоятельно (в отсутствие правового акта иного лица, органа власти, в том числе суда) совершить действия, позволяющие истцу реализовать свои права, законные интересы, о защите которых он обратился в суд (например, при обращении в суд с требованием к уполномоченному федеральному органу исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости; с требованием к федеральному органу исполнительной власти по интеллектуальной собственности об оспаривании решения этого органа об отказе в признании недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку ввиду злоупотребления правом правообладателем).

20. Судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, лицами, не участвовавшими в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, в связи с подачей ими апелляционной, кассационной жалоб, могут быть возмещены этим лицам по правилам главы 9 АПК РФ.

21. В силу главы 25 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком — лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.

Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.

Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.

В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).

Уплата (освобождение от уплаты) государственной пошлины и распределение расходов, связанных с ее уплатой, по отдельным видам обращений в арбитражный суд, а также в отношении отдельных категорий плательщиков

22. Если в заявлении, поданном в арбитражный суд, объединено несколько взаимосвязанных требований неимущественного характера, то по смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ уплачивается государственная пошлина за каждое самостоятельное требование. Так, например, по исковому заявлению о признании права собственности на три отдельных объекта недвижимости государственная пошлина в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ составит 12000 рублей (4000 рублей х 3).

В случае если после возбуждения производства по делу арбитражный суд выделил одно из предъявленных требований в отдельное производство (часть 3 статьи 130 АПК РФ), то расходы по уплате государственной пошлины, понесенные при предъявлении данного требования, взыскиваются со стороны, против которой принят судебный акт по делу, образованному в результате выделения требования в отдельное производство, по правилам статьи 110 АПК РФ. Расходы по уплате государственной пошлины, понесенные в связи с предъявлением остальных заявленных требований, распределяются между лицами, участвующими в деле, по правилам статьи 110 АПК РФ по итогам разрешения дела, в рамках которого эти требования рассмотрены.

23. При частичном удовлетворении требования неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку (например, требования о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок), расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны по делу.

24. При применении подпункта 2 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ следует иметь в виду, что использованное в нем для целей исчисления государственной пошлины понятие спора о признании сделки недействительной охватывает как совместное предъявление истцом требований о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности, так и предъявление истцом любого из данных требований в отдельности. С учетом этого размер государственной пошлины при обращении в арбитражный суд с исковым заявлением о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности составляет 4000 рублей.

25. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявлений неимущественного характера, в том числе заявлений о признании права, заявлений о присуждении к исполнению обязанности в натуре, уплачивается государственная пошлина в размере 4000 рублей. Указанное положение подлежит применению с учетом того, что исходя из части 2 статьи 103 АПК РФ исковые заявления о признании права собственности, права пользования, права владения, права распоряжения относятся к исковым заявлениям о признании права.

Споры по заявлениям об исключении имущества из описи также не относятся к имущественным спорам; государственная пошлина по ним уплачивается в размере 4000 рублей.

26. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ государственная пошлина уплачивается при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными.

При применении этого положения нужно учитывать, что в соответствии с частью 2 статьи 329 АПК РФ заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагаются. Кроме того, из содержания указанной правовой нормы следует, что по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы, заявления о принятии обеспечительных мер и иные обращения в арбитражный суд.

27. В силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявления об обеспечении иска уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей.

Исходя из смысла названной правовой нормы к заявлениям об обеспечении иска относятся указанные в части 1 статьи 90 АПК РФ заявления, направленные на обеспечение иска, и заявления, направленные на обеспечение имущественных интересов.

В связи с этим необходимо учитывать, что за упомянутое в части 4 статьи 90 АПК РФ заявление о принятии обеспечительных мер, подаваемое в арбитражный суд лицами, указанными в части 3 данной статьи и в статье 99 АПК РФ, уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей.

Государственная пошлина подлежит уплате по каждому заявлению об обеспечении иска, в том числе по делам о банкротстве, независимо от того, какое количество мер по обеспечению иска указал заявитель в одном заявлении.

Если при подаче заявления об обеспечении иска государственная пошлина заявителем не уплачена, арбитражным судом применяются правила, изложенные в части 6 статьи 92, части 2 статьи 93 АПК РФ.

В силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной, кассационной жалобы на определение об обеспечении иска или на определение об отказе в обеспечении иска государственная пошлина не уплачивается.

Главой 25.3 НК РФ также не предусмотрена уплата государственной пошлины при заявлении ходатайств о встречном обеспечении и отмене обеспечения иска (статьи 94, 97 АПК РФ), по заявлениям о замене одной обеспечительной меры другой, по заявлениям об обеспечении исполнения судебных актов (статьи 95, 100 АПК РФ).

28. Согласно статье 112 АПК РФ вопрос о распределении расходов по уплате истцом государственной пошлины при подаче заявления об обеспечении иска разрешается судом по итогам рассмотрения дела по существу исходя из следующего.

В случае, когда заявление о принятии обеспечительных мер было удовлетворено, но решение по итогам рассмотрения спора по существу было принято не в пользу истца, суд относит расходы по государственной пошлине на истца.

Вместе с тем принятие решения по результатам рассмотрения дела в пользу истца не является основанием для отнесения указанных расходов на ответчика, если в удовлетворении заявления об обеспечении иска было отказано, поскольку в данном случае соответствующее требование о принятии обеспечительных мер истцом было заявлено при отсутствии должных оснований.

29. Действующее законодательство не предусматривает обязанности по уплате государственной пошлины при подаче ходатайств о приостановлении исполнения решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица (часть 3 статьи 199 АПК РФ), ходатайств о приостановлении исполнения оспариваемого решения административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 3 статьи 208 АПК РФ), ходатайств о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта (статьи 265.1, 283, 298 АПК РФ), заявлений о приостановлении исполнительного производства (статья 39 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

30. Несмотря на то, что согласно части 3 статьи 72 АПК РФ обеспечение доказательств производится арбитражным судом по правилам, установленным АПК РФ для обеспечения иска, следует иметь в виду, что уплата государственной пошлины при подаче заявления об обеспечении доказательств законодательством о налогах и сборах не предусмотрена.

31. Поскольку согласно пункту 1 статьи 333.37 НК РФ указанные в нем субъекты освобождаются от уплаты государственной пошлины по делу в целом, они не обязаны уплачивать государственную пошлину, в частности, при подаче апелляционной, кассационной жалоб, заявлений (представлений) о пересмотре в порядке надзора судебных актов, принятых по делу, заявлений об обеспечении иска и иных обращений в арбитражный суд.

32. Судам нужно учитывать, что в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (часть 1 статьи 53 АПК РФ).

Под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.

Другие публикации:  Трудовой договор с работниками в возрасте до восемнадцати лет

Необходимо также учитывать, что если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.

33. В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

Судам необходимо иметь в виду, что в рассматриваемых случаях государственная пошлина уплачивается за подачу жалобы, следовательно, размер государственной пошлины, уплачиваемой лицом на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, не зависит от того, сколько требований было заявлено истцом (заявителем) на стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции и разрешено судом в рамках данного дела.

34. В связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 рублей для физических лиц и 2000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 рублей для физических лиц и 1000 рублей для юридических лиц.

Лица, обращающиеся с апелляционными, кассационными жалобами на решения, постановления и определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов по иным делам (в частности, названным в подпунктах 6, 8, 10, 11 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), уплачивают государственную пошлину в размере 50 процентов от суммы, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ.

Возврат государственной пошлины в арбитражном процессе

Jurist_arbitr — 12/09/2013 22/05/2017

Согласно статье 333.17 Налогового Кодекса РФ государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.

Плательщиками государственной пошлины являются как физические, так и юридические лица, за исключением случаев, когда лицо в соответствии с законодательством освобождено от ее уплаты (например, политические партии, общероссийские общественные объединения, бюджетные организации и т.д.). Также законом, а именно главой 25.3 Налогового кодекса РФ, определен перечень юридически значимых действий, за которые взимается госпошлина, ее размер и порядок уплаты. Одним из таких действий является обращение в арбитражные суды и суды общей юрисдикции Российской Федерации.

Оплата государственной пошлины, в силу статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса, является необходимым условием для принятия судом искового заявления к производству. Однако на практике возникают ситуации, когда в силу различных причин необходимо вернуть уплаченную госпошлину, либо часть этой суммы. В качестве примера здесь можно привести заключение сторонами мирового соглашения, при достижении которого истцу из федерального бюджета возвращается половина уплаченной им суммы госпошлины, что урегулировано подпунктом 3 пункта 6 статьи 141 АПК РФ. Важно отметить, что уплаченная государственная пошлина не подлежит возврату в случае достижения мирового соглашения в судах общей юрисдикции (ст. 333.40 НК РФ).

Законом установлены четыре основания для возврата государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение искового заявления судом. Согласно пункту 1 статьи 333.40 НК РФ сумма пошлины подлежит возврату частично или полностью в случае:

  1. 1.уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 НК РФ;
  2. 2.возвращения искового заявления или жалобы;
  3. 3.прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения;
  4. 4.отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в арбитражный суд.

Для этого необходимо подать соответствующее заявление в тот суд, который рассматривает дело. Проверив наличие вышеперечисленных условий, суд указывает в решении на необходимость возврата уплаченной госпошлины, либо выносит соответствующее определение. В данных документах должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для возврата взыскной суммы, либо ее части. После этого плательщиком подаются документы в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.

При обращении необходимо представить следующие документы:

  1. 1.Заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины.
  2. 2.Решение или определение суда со ссылкой на обстоятельства, послужившие основанием для возврата госпошлины.
  3. 3.Платежный документ об оплате указанной суммы. В случае, если госпошлина подлежит возврату в полном объеме, необходим оригинал документа, если же подлежит возврату частично – копии.
  4. 4.Подтверждение полномочий лица, подписавшего заявление.

Возврат осуществляется в течение одного месяца со дня подачи указанных документов в налоговый орган. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня принятия судом решения о возврате госпошлины, а в случае если суд не указал на это в решении, три года отсчитываются со дня ее уплаты.

На практике нередко возникают ситуации, когда ответчик погашает задолженность в добровольном порядке до вынесения решения судом. Как в таком случае решается вопрос с взысканной пошлиной? Рассмотрим несколько вариантов.

Предположим, что ответчик полностью удовлетворил требования истца до принятия искового заявления к производству. В этом случае истцу надлежит незамедлительно направить в суд ходатайство о возврате искового заявления и уплаченной суммы госпошлины. В этом случае суд вернет иск с приложенной справкой о возврате госпошлины из бюджета.

В другом случае ответчик может погасить задолженность в добровольном порядке после вынесения судом определения о принятии искового заявления к производству. Согласно ст.333.40 НК РФ в этом случае сумма госпошлины возврату из бюджета не подлежит. Однако данная норма противоречит положениям АПК РФ, устанавливающим порядок распределения понесенных судебных расходов между сторонами, в том числе и расходов по уплате госпошлины. Это противоречие разрешено Информационным письмом Президиума ВАС от 13.03.2007 г. №117. В данном письме указано на то, что норма, закрепленная ст. 333.40 НК РФ, не может рассматриваться как исключающая применение положений АПК РФ о распределении судебных расходов между лицами, участвующими в деле. Таким образом, при удовлетворении ответчиком требований истца после принятия иска к производству, суд взыскивает сумму госпошлины с ответчика.

Возможен и третий вариант, когда требования истца удовлетворяются ответчиком частично. Здесь дальнейшая судьба госпошлины будет зависеть от действий истца. Предположим, что истец, зная о том, что ответчиком была произведена частичная выплата по задолженности, оставляет исковые требования без изменений, то есть не представляет суду дополнительных заявлений об изменении исковых требований. В этом случае суд, рассмотрев по этому поводу доводы ответчика, удовлетворит иск частично и, руководствуясь ст. 110 АПК РФ, распределит судебные расходы, в которые входит госпошлина, между сторонами пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Теперь допустим, что истец направил в суд ходатайство об уменьшении исковых требований, в связи с частичным удовлетворением требований. Сумма излишне уплаченной госпошлины будет возвращена в описанном выше порядке на основании от 333.40 НК РФ, и в случае удовлетворения судом измененных исковых требований, оставшаяся часть госпошлины будет взыскана с ответчика в силу п.1 ст. 110 АПК.

Также хотелось бы упомянуть о другом возможном варианте действий – о зачете госпошлины. Согласно пункту 6 статьи 333.40 НК РФ плательщик имеет право на зачет ранее уплаченной суммы в счет госпошлины за совершение аналогичного действия, например при подаче искового заявления по другому делу. Зачет осуществляется на основании заявления плательщика в соответствующий суд. Перечень необходимых документов и сроки аналогичны срокам и пакету документов при возврате государственной пошлины.

Помощник юриста
Дмитрий Якушев.
Юридическая Компания Антанта

Еще статьи:

  • Оскорбления судебная практика Оскорбления судебная практика Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав […]
  • Оформить кредитную карту банк возрождения Кредитная VISA Classic от 22% - низкая процентная ставка до 150 000 руб. – кредитный лимит по карте 1% - cashback от всех покупок 22% - для Тарифов «Классик – Привилегия» 23% - для Тарифов «Классик – Лояльный» 26% - […]
  • Лицензия на оружие сроки получения Разрешение на оружие — как получить лицензию на оружие согласно закону РФ? Есть разные виды гражданского оружия, от огнестрельного до газового или травматического – но для практически всех из них нужна лицензия. Для […]
  • Моральный ущерб ст 158 Предусмотрена ли в статье 158 УК РФ компенсация морального вреда? здравствуйте. подаю исковое заявление о возмещении ущерба по ст 158 УК РФ ч. 3 п "в". Есть госпошлина при обращении в суд? Правда ли, что по данной […]
  • Нотариус петровско-разумовская Нотариус Петровско-Разумовская. Ближайшие нотариусы к станции метро Петровско-Разумовская Рядом со станцией метро Петровско-Разумовская нашей системой найдено 6 нотариусов в радиусе 3 километров. Ниже приведена таблица […]
  • Требования к микрофинансовым организациям 2019 Требования к микрофинансовым организациям 2018 Общие Общие требования в соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" Требования к […]
Возврат госпошлины апк рф