ЦИК России разъяснила условия выдвижения на выборы президента

Для участия в президентских выборах 2018 года кандидатам необходимо предоставить в Центризбирком решение партийного съезда или зарегистрировать инициативную группу избирателей. Об этом рассказала секретарь ЦИК России Майя Гришина.

Она отметила, что также кандидатам будет необходимо представить Центризбиркому пакет документов, в том числе согласие баллотироваться и сведения о доходах.

Кандидат может быть выдвинут партией, тогда в ЦИК необходимо направить решение ее съезда. Если участник — самовыдвиженец, то ему будет необходимо собрать инициативную группу из 500 человек и зарегистрировать ее в ЦИК.

«Это должны быть избиратели, то есть лица, обладающие активным избирательным правом. И всё, других каких-либо квалификационных требований к избирателям не предъявляется», — рассказала она.

Кандидаты также должны будут открыть специальный счет для формирования избирательного фонда и собрать подписи в свою поддержку: 100 тыс. подписей для кандидата от партии и 300 тыс. для самовыдвиженца.

Есть возрастной ценз и ценз оседлости: кандидатом в президенты может стать гражданин России не младше 35 лет, проживающий в стране не менее десяти лет. У него должны отсутствовать иностранное гражданство и судимость.

Президентские выборы в РФ состоятся в марте 2018 года, избирательная кампания должна стартовать уже в декабре 2017 года.

Ранее телеведущая Ксения Собчак заявила о своем намерении выдвигаться на пост главы государства. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков рассказал, сможет ли Собчак стать достойным соперником Владимиру Путину.

Требования к кандидату в президенты РФ. Конституция Российской Федерации

Сегодня нас с вами будут интересовать требования к кандидату в президенты РФ. Кроме того, порядок выборов руководителя страной тоже придется изучить. Ведь данный процесс важен для всех граждан. Только он имеет огромное количество правил и принципов, которые должны в обязательном порядке соблюдаться. Причем нарушения могут привести к недействительности результатов. Поэтому обратить внимание стоит не только на требования к кандидатам в президенты, но и на сами правила проведения процесса. К счастью, все не так трудно, как кажется на первый взгляд. Сам процесс выборов прописан в Федеральном законе «О выборах Президента РФ». Рассмотрим основные важные моменты, которые только могут касаться нашего сегодняшнего процесса.

Возрастная категория

Для начала стоит отметить, что, согласно современному законодательству, имеет место так называемый возрастной ценз кандидата. Что это такое? Так называемое ограничение по возрасту для потенциального руководителя страной. Важный момент, который должен соблюдаться. В противном случае баллотироваться в президенты вам никто не позволит.

Какое тут требование? Дело все в том, что некоторые полагают — президентом можно стать уже с 18 лет. Только вот федеральный закон говорит об обратном. Ведь ограничение по возрасту установлено на 35 годах. Это значит, что кандидат на должность президента РФ должен быть не моложе указанного возраста. То есть от 35 лет и старше. Именно такой принцип имеет место. Но это еще не все.

Например, не стоит забывать, что существует так называемый ценз оседлости. Это что-то вроде очередного ограничения для граждан, желающих баллотироваться в президенты. И действует оно в отношении длительности проживания гражданина. Довольно серьезный момент, который способен доставить массу неудобств некоторым кандидатам. Хотя на практике казусы с оседлостью почти не возникают.

Почему? Потому что и без того все потенциальные кандидаты постоянно проживают на территории РФ. Причем длительное время. Но вот если посмотреть на ограничения, то ценз оседлости при этом указывает, что жить в России нужно минимум 10 лет. Причем непрерывно. Переезжать из одного населенного пункта страны в другой разрешается. Поэтому обратите внимание на эту особенность. Если вы в России живете меньше десятка лет, у вас не будет никаких прав на участие в качестве кандидата. Только как избиратель сможете голосовать за ту или иную кандидатуру.

Но и это еще не все. Какие требования к кандидату в президенты РФ выдвигаются, помимо возрастного ценза и оседлости? Ведь не может быть так мало особенностей! Должность главы государства крайне ответственна, а значит, потенциальные руководители отбираются с особым вниманием.

Действительно, на всем этом не заканчиваются требования. Следующий пункт, который придется учитывать, если вы хотите баллотироваться в президенты — это ваше гражданство. Согласно современным законам, только гражданин Российской Федерации может быть кандидатом на пост главы государства. Иностранные граждане не имеют такой возможности. И лица без гражданства в том числе. Иначе говоря, только россиянин имеет право на участие в выборах в качестве непосредственного участника. В принципе, очевидный факт, который, как правило, вовсе упоминать не стоит — все и так понятно.

Разумеется, на взаимоотношения потенциального руководителя страной с законом тоже обращают внимание. Причем этот момент способен в некоторых случаях доставить массу проблем кандидатам. Почему?

Все потому, что глава государства должен быть дееспособным, а также без судимостей. Причем любых. Также запрещается выдвигаться на пост президента тем, кто отбывает наказание в местах лишения свободы. Либо у кого отняли по решению суда возможность занимать руководящие и государственные должности.

Обратите внимание — у гражданина должен быть военный билет (для мужчин). Понятное дело, что к 35 годам потенциальный кандидат военную службу пройдет. Но только если когда-то он пытался увильнуть от своей воинской обязанности, вследствие чего на него было заведено уголовное дело, можно не баллотироваться вовсе. У такого человека нет возможности участия в выборах в качестве кандидата. В принципе, никаких больше ограничений нет. Только сплошные правила. Требования к кандидату в президенты РФ не такие уж и огромные. Обычно их легко соблюсти. А что можно сказать непосредственно о выборах? Как проводятся они? Ведь именно этот момент крайне важен. И он еще включает в себя некоторые условия и правила в отношении поведения кандидатов перед выборами. На что стоит обратить внимание?

Моментов важных очень много. Скажем, стоит узнать, на какой срок избирается президент в России. Это важно. И все потому, что от этого зависит то, когда именно будут проводиться следующие выборы.

Согласно современным законам, глава государства в РФ выбирается на 6 лет (ранее на 4 года). После придется снова повторять процедуру. Только у каждого кандидата есть возможность быть избранными на второй срок. Таким образом, максимальная продолжительность пребывания на посту главы государства — 12 лет. На 3 и последующие сроки уже нельзя баллотироваться в президенты. Только с перерывом минимум в 1 период «правления».

Таким образом, в России происходит так называемая периодическая смена главы государства. Это обязательный процесс. Но самое главное, что после двух непрерывных сроков и одного периода без руководства государством можно снова баллотироваться в президенты. Так что здесь все предельно просто. Никаких проблем не возникает.

Порядок выдвижения

К слову, есть некоторые правила выдвижения тех или иных кандидатур для участия в выборах. Они тоже прописаны в федеральном законе. Обычно никаких проблем не вызывают, на практике в России имеет место преимущественно один из вариантов.

Выдвижение кандидатов может происходить от какой-либо политической партии. Как раз этот расклад чаще всего встречается в России. Но обратите внимание — у политической партии должно быть право на выдвижение кандидатов, а также на участие в выборах. Если данные правила соблюдены, то объединение сможет предложить своего участника на пост главы государства. И никаких проблем с этим не будет.

Но имеет место и самовыдвижение кандидата в президенты. Не самое частое явление. В России оно практически не используется, хоть и существует «на бумаге». Ведь проблемы возникнут тогда, когда придется проводить предвыборную кампанию. В случае с политическими партиями все гораздо проще — вы получаете поддержку от нее. Но вот самовыдвижение потребует огромных затрат. Кроме того, в России выборы президента — это преимущественно политическая гонка. Соответственно, в ней участвуют разнообразные партии.

Еще одна особенность, которая имеет отношение к самовыдвижению — вас должны поддержать избиратели. Даже если это будет небольшая группа. К сожалению, это очень редкое явление. Поэтому на практике самовыдвижение кандидатуры практически невозможно. Только если очень сильно постараться. Но вряд ли вы сможете получить пост президента — у политических партий куда большее влияние на граждан, чем у обычного участника выборов. К слову, согласно современным законам, нужно около 2 миллионов подписей избирателей, которые готовы вас поддержать.

Федеральный закон «О выборах Президента РФ» указывает еще и на то, что в ходе подготовки к процессу кандидаты на пост президента РФ имеют право проводить разнообразные кампании, чтобы мотивировать избирателей голосовать именно за конкретного участника.

Главное требование здесь — это законность. То есть ваши действия не должны нарушать Конституцию РФ, а также законы страны. Кроме того, они не могут быть опасными или ущемляющими права других кандидатов. Скажем, порочить чью-то честь и достоинство нельзя ни под каким предлогом. Это незаконно. Иногда предвыборная кампания, которая нарушила все устои страны, влечет за собой дисквалификацию участника.

Ни для кого не секрет, что разнообразные предвыборные программы будут показываться и публиковаться в СМИ. Кандидат на должность президента РФ имеет полное право выбрать, какими именно источниками информации пользоваться. Причем их количество не ограничено. А Совет Федерации, в свою очередь, гарантирует всем участникам равные права и доступ к СМИ. То есть на выборах изначально все равны. И никто не имеет каких-то преимуществ. А значит, можно надеяться на честность процесса.

Отдельного внимания требуют избиратели. Они играют для выборов важную роль. И к ним, как ни странно, тоже выдвигаются определенные требования для участия. К счастью, их значительно меньше, чем у кандидатов на пост главы государства. Какие действуют ограничения, согласно закону «О выборах Президента РФ»?

Другие публикации:  Реестр адвокатов республики дагестан

Для начала — это то, что участвовать в процессе имеет право только совершеннолетний гражданин России. Такой человек может прийти и отдать свой голос в пользу того или иного кандидата в назначенный день. Правда, немаловажным моментом является то, что избиратель еще и дееспособным признан должен быть. То есть адекватным. Недееспособные граждане участвовать в выборах даже в качестве избирателей не могут.

Обратите внимание на еще одну небольшую особенность. Гражданин России, пришедший на выборы, имеет только один голос. И отдать его можно лишь в пользу одного кандидата на пост главы государства. Такой подход гарантирует равную и законную борьбу в процессе выборов. Поэтому избирателям стоит хорошенько подумать, прежде чем отдавать свой голос тому или иному участнику.

Кроме того, участие в процессе — это индивидуальное решение. Каждый совершеннолетний дееспособный гражданин имеет право на голос при проведении выборов в президенты РФ. Но только данный процесс не носит принудительного характера. При желании избиратель способен просто не явиться на голосование. Да, это не слишком патриотично, но никто не принуждает вас к участию. И никакого наказания за отсутствие на выборах не полагается.

Итак, выдвижение кандидатов, требования к ним, а также ограничения и возможности избирателей уже понятны. Некое представление о том, как проходят выборы, соответственно, тоже имеет место. Но на этом закон «О выборах» не заканчивается. Он предусматривает еще очень много особенностей процесса.

К примеру, в вопросе назначения дня выборов. Решение принимается Советом Федерации страны. При всем этом оно должно быть вынесено не раньше, чем за 100 дней до выборов, но и не позднее, чем за 90. После в обязательном порядке происходит обнародование данных. На это, согласно современному законодательству, у Совета Федерации будет не более 5 дней с момента принятия решения. Так что учтите этот фактор.

Каким образом выбирается день проведения выборов? Это второе воскресенье месяца, в котором ранее проводился данный процесс. Именно такие правила прописаны в Федеральном законе «О выборах Президента РФ».

Очередной важный момент — это регистрация кандидатов для участия в нашем сегодняшнем процессе. Дело все в том, что для этого тоже существуют свои собственные правила и алгоритмы. Несоблюдение оных ведет к тому, что сам процесс «сорвется», а результаты признаются недействительными. Кроме того, иногда несоблюдение правил регистрации кандидатов на пост главы государства РФ ведет к дисквалификации. Подобные случаи, к счастью, почти что не встречаются.

Центральная избирательная комиссия (далее ЦИК) занимается регистрированием участников. Те, в свою очередь, после выдвижения своей кандидатуры должны предоставить определенный перечень документов для участия. Что к ним можно отнести?

Первый пункт — подписные листы. Каждый кандидат в свою поддержку обязан собрать не менее 2 миллионов подписей избирателей. При этом проверка подлинности проводится ЦИК в отношении 20% листов.

Далее требуется платежный документ, который подтвердит то, что вы оплатили изготовление подписных листов. То есть это своеобразное доказательство подлинности оных.

После следует протокол о сборе подписей избирателей. Без него обойтись никак нельзя. Вы не сможете баллотироваться в президенты, если отсутствует данное заключение. Оно в обязательном порядке предоставляется вместе с подписными листами. Никаких исключений и отсрочек!

Еще один момент — от вас потребуется предъявить в Избирательную комиссию список тех, кто собирал подписи. Скорее всего, будет проведена проверка подлинности предоставленных вами данных. Поэтому учтите, что обман приведет к дисквалификации.

Порядок выборов президента предусматривает также предоставление личных данных и документов, подтверждающих соблюдение всех конституционных требований к участникам процесса. Не забудьте, что при изменении информации нужно тут же принести в ЦИК справки, которые могли бы это подтвердить.

Последнее, что от вас потребуется, — это личный финансовый отчет. Без него тоже обойтись никак нельзя. Это все. Теперь можно подавать вышеперечисленный перечень документов в Избирательную комиссию, а затем просто ждать. У комиссии будет 10 дней с момента получения бумаг на то, чтобы либо зарегистрировать вашу кандидатуру, либо отказать в этом процессе. Но тогда должно быть обоснование действий. Скрывать их никто не имеет права. Как только все кандидаты будут зарегистрированы, места для голосований (в каждом субъекте по районам распределяются оные) определены, можно ждать дня выборов.

Досрочная отставка

Только жизнь — это нечто непредсказуемое. И поэтому точно сказать, что президент будет на своем посту положенный срок, нельзя. Как быть, если имела место досрочная отставка главы государства? Неужели страна будет без руководителя оставшийся срок?

А вот и нет. Если по тем или иным причинам президент РФ отказывается от должности досрочно, то Совет Федерации должен назначить день выборов не позднее, чем через 14 дней с момента отставки руководителя страной. В противном случае это право переходит к ЦИК. Датой выборов будет являться последнее воскресенье месяца, в котором истекает трехмесячная отставка предыдущего президента. Такие правила действуют на территории РФ. И никаких исключений.

По каким причинам можно покинуть пост главы государства? Во-первых, это может быть добровольное решение. Крайне редкое явление, которое вообще в малом количестве стран встречается. Руководители, как правило, от своих должностей просто так не отказываются. Особенно если они стремились к данному посту.

Во-вторых, имеет место импичмент. По тем или иным причинам само государство способно отстранить руководителя от должностных полномочий. Причины могут быть разнообразными — от нарушения проведенных выборов (иногда это «вскрывается» после происшествия) до противозаконных действий гражданином.

В-третьих, состояние здоровья. Если по каким-то обстоятельствам из-за проблем с организмом президент не может больше выполнять свои должностные обязательства, он должен покинуть пост руководителя. Сюда же можно отнести принудительное отстранение в связи с наступлением недееспособности, психические заболевания (шизофрению, например).

В конце концов смерть гражданина, занимающего пост президента, ведет к прекращению его должностных обязанностей. Как следствие — требуется досрочное проведение выборов и назначение нового руководителя страной. Ничего сложного для понимания в этом нет. Все предельно просто.

Как видите, требования к кандидату в президенты РФ по Конституции не так уж и трудно запомнить. Кроме того, сам процесс выборов для избирателей тоже является простым. Большинство трудностей достается высшим инстанциям, которые занимаются непосредственной подготовкой к процессу. Помните, что голосование — это ваш выбор. Никто не имеет права принудить вас отдать голос в пользу того или иного кандидата (только мотивировать — поможет предвыборная кампания). Также вы имеете право не являться на выборы. Никакого наказания за это не предусмотрено.

Статья 33. Условия выдвижения кандидатов

Статья 33. Условия выдвижения кандидатов

1. О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

2. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

2 1 . В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата.

3. Вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.

4. При выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.

5. Документы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично. Документы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 настоящей статьи, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законом.

Другие публикации:  Возврат товара по кассе

6. Избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с пунктами 2, 2 1 и 3 настоящей статьи, в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений, представляемых в соответствии с пунктами 2 и 2 1 настоящей статьи, в течение десяти дней, а сведений, представляемых в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, в течение 20 дней. Если указанное представление поступило за десять и менее дней до дня голосования, соответствующие органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный избирательной комиссией.

7. Избирательная комиссия доводит до сведения избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией.

8. Избирательная комиссия направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений.

9. Установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в федеральные органы государственной власти должен составлять не менее 40 дней (при досрочных выборах – не менее 30 дней), при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации – не менее 30 дней, при выборах в органы местного самоуправления – не менее 20 дней.

1–2. Комментируемый Федеральный закон устанавливает, что завершением процедуры выдвижения и началом участия кандидата, в том числе в составе списка кандидатов, в избирательной кампании, является момент уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата (списка кандидатов). Порядок уведомления устанавливается законом. Таким уведомлением может быть непосредственно подача в комиссию заявления кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу либо решения избирательного объединения о выдвижении списка кандидатов. Законом может быть предусмотрена подача такого документа, как уведомление о выдвижении в письменной форме 1 , как правило, в виде заявления кандидата или избирательного объединения, подаваемого в соответствующую избирательную комиссию, в котором говорится о том, что гражданин намерен участвовать в выборах в качестве кандидата (в случае самовыдвижения) или о том, где и когда состоялось выдвижение, т.е. принято решение избирательным объединением о выдвижении кандидата, списка кандидатов. Целесообразно в данном заявлении (уведомлении) указать весь перечень документов представляемых в избирательную комиссию с указанием количества листов каждого документа.

Уведомительный характер выдвижения кандидата означает, что кандидат, для того, чтобы считаться выдвинутым, не нуждается в получении одобрения, разрешения или иного действия со стороны избирательной комиссии. Однако, поскольку кандидат (в том числе в составе списка кандидатов) считается выдвинутым и приобретает права и обязанности кандидата после уведомления соответствующей комиссии о выдвижении (поступления в избирательную комиссию предусмотренного пунктом 2 комментируемой статьи заявления кандидата, в том числе выдвинутого в составе списка кандидатов) о согласии баллотироваться, этот юридический факт подтверждается комиссией путем выдачи справки, расписки, копии акта либо иного документа, свидетельствующего о фактах передачи и получения представляемых документов.

Избирательная комиссия обязана принять все документы от кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения в том виде и в том объеме, в котором эти документы представляются. Отказ комиссии в приеме документов при уведомлении о выдвижении кандидата, списка кандидатов незаконен и может быть обжалован заинтересованными лицами (кандидатом, избирательным объединением) в вышестоящую комиссию либо в суд.

________________
1 См., например: пункт 1 главы 14 Положения о выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края первого созыва, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2006 года № 402 // СЗ РФ. 2006. № 17. Ч. II. Ст. 1821.

ЦИК России подтверждает прием документов от политических партий или от кандидатов на должность Президента Российской Федерации справкой с подробным перечнем всех принятых документов, с указанием времени и даты приема документов. Справка подписывается членом ЦИК России ответственным за прием документов и уполномоченным лицом политической партии. Справка регистрируется в соответствии с установленным порядком ведения делопроизводства.

При представлении избирательным объединением в избирательную комиссию для заверения списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, кандидат (каждый кандидат из такого списка кандидатов) считается выдвинутым с момента представления заявления о согласии баллотироваться в соответствующую избирательную комиссию, правомочную заверить этот список, если иное не предусмотрено законом.

Необходимость представления на этапе выдвижения заявления кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу исключает возможность выдвижения без ведома кандидата. Давая согласие на выдвижение, кандидат лично подтверждает свое осознанное и ответственное отношение к участию в избирательной кампании в качестве кандидата на депутатский мандат (выборную должность). Заявление о согласии баллотироваться подается в письменной форме и адресуется в соответствии с законом избирательной комиссии либо (если кандидат выдвинут избирательным объединением) избирательному объединению. Комментируемый Федеральный закон не устанавливает требование собственноручного написания заявления кандидата, поэтому заявления могут быть изготовлены с использованием оргтехники (компьютера), но непременным условием является личная, собственноручная подпись кандидата.

В целях более полного информирования избирателей о личности кандидата в заявлении указывается достаточно большой перечень сведений биографического характера: кроме фамилии, имени, отчества, даты рождения указываются сведения об образовании, основном месте работы, службы, о занимаемой должности, роде занятий. Следует отметить, что в случае, когда кандидат работает в двух и более местах, указывается одно место работы, как правило, то, где находится его трудовая книжка. Род занятий предполагает деятельность, не связанную с определенным местом работы или конкретной должностью, например, писатель, художник, предприниматель, домохозяйка, пенсионер (подпункт 57 статьи 2 комментируемого Федерального закона). В целях обеспечения возможности проведения проверки достоверности сведений, предоставляемых кандидатом, в заявлении должны быть указаны его место рождения, полный адрес места жительства с указанием не только субъекта Российской Федерации, где проживает кандидат, а конкретно улицы, номера дома, а также вид, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина (подпункт 16 статьи 2 комментируемого Федерального закона), наименование или код органа, выдавшего указанный документ, и дата его выдачи. В соответствии с пунктом 1 1 статьи 38 комментируемого Федерального закона в случае если по каким-либо причинам в заявлении кандидата о согласии баллотироваться, в том числе кандидата в списке кандидатов, указаны неточные биографические сведения, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 33 комментируемого Федерального закона, либо часть этих сведений отсутствует (за исключением сведений о неснятой или непогашенной судимости, предусмотренных пунктом 2 1 статьи 33), то кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе не позднее чем за один день до дня рассмотрения комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) представить уточненные сведения о кандидате или, в том числе по сообщению избирательной комиссии, дополнить сведения о кандидате (в произвольной письменной форме). При этом документ, в котором указаны неточные сведения биографического характера (или часть этих сведений отсутствует) не может быть признан избирательной комиссией не представленным (отсутствующим). Вместе с тем, с учетом положений пункта 1 1 , подпункта «в 2 » пункта 24, подпункта «и» пункта 26 статьи 38 комментируемого Федерального закона (в редакции Федерального закона от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ) если недостающие сведения о кандидате не будут восполнены по указанию избирательной комиссии в указанный срок, кандидату будет отказано в регистрации (в том числе в составе списка кандидатов).

Новеллой комментируемого Федерального закона является требование о том, что кандидат, являющийся депутатом, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, должен указать в заявлении о согласии баллотироваться депутатом какого представительного органа он является. Это положение актуально не только для более полного портрета кандидата, поскольку демонстрирует его уже состоявшуюся электоральную поддержку, но и дает возможность более полного контроля за ограничением на совмещение депутатских обязанностей в представительных органах разного уровня, предусмотренных законодательством, в частности Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Помимо вышеуказанных сведений в заявлении о согласии баллотироваться кандидат вправе указать либо свою принадлежность к политической партии и статус в ней, либо принадлежность (членство, участие в составе учредителей или участников) не более чем к одному зарегистрированному в установленном законом порядке за один год до дня голосования общественному объединению и свой статус в этом общественном объединении. Необходимо отметить, что указание данных сведений является не обязанностью кандидата, а его правом 1 . Сведения о принадлежности к общественному объединению и о занимаемых должностях в партийных либо иных общественных структурах должны быть подтверждены документом (справкой, копией решения уполномоченного органа о назначении на должность и т.д.), заверенным постоянно действующим руководящим органом общественного объединения. Представляется возможным и целесообразным, чтобы подобного рода документы на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления заверялись постоянно действующими органами региональных и местных отделений общественных организаций (политических партий), для чего постоянно действующий орган политической партии или иного общественного объединения должен своим решением наделить их этим правом.

______________________
1 Примечательно, что в 2003 году на выборах депутатов Государственной Думы четвертого созыва доля кандидатов, баллотирующихся в составе списков кандидатов, указавших свою партийную принадлежность, составляла: ЛДПР – 100 процентов, Аграрная партия России – 92 процента, СПС – 91,1 процента, Российская демократическая партия «ЯБЛОКО» – 87,6 процента, Народная партия Российской Федерации – 80,5 процента, КПРФ – 80,1 процента, «Единая Россия» – 77,8 процента, избирательный блок «Партия Возрождения России – Российская партия «ЖИЗНИ» – 75,4 процента, избирательный блок «Родина» (народно-патриотический союз) – 48,1 процента.

Одновременно с согласием баллотироваться в своем заявлении кандидат дает обязательство прекратить в случае избрания деятельность, не совместимую со статусом депутата или замещением иной выборной должности (пункт 9 статьи 4 комментируемого Федерального закона).

2 1 . Задачу более полного информирования избирателей о личности кандидата выполняет законодательное требование об указании в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведений о неснятой и непогашенной судимости кандидата (подпункт 58 статьи 2 комментируемого Федерального закона). Требование комментируемого Федерального закона о предоставлении кандидатом сведений о судимости (непогашенной и неснятой), касаясь юридически значимых фактов его биографии, дает избирателю более полную информацию для последующего осознанного выбора 1 .

Другие публикации:  Готовая лицензия мчс купить

Согласно подпункту «е» пункта 24, подпункта «б» пункта 26 статьи 38 комментируемого Федерального закона сокрытие сведений, предусмотренных в соответствии с пунктом 2 1 комментируемой статьи, служит основанием для принятия соответствующей комиссией решения об отказе в регистрации кандидата (исключении кандидата из списка кандидатов) 2 . С учетом положений пункта 3 1 статьи 4 комментируемого Федерального закона (см. комментарий) сокрытие гражданином сведений о наличии у него гражданства иностранного государства также влечет для него, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, неблагоприятные последствия в случае, если факт наличия такого гражданства будет выявлен. О выявленных фактах недостоверности иных сведений, указанных кандидатами о себе, избирательная комиссия доводит до сведения избирателей (пункт 8 комментируемой статьи), однако эта недостоверность не может служить основанием для отказа в регистрации кандидата, исключения кандидата из списка кандидатов.

____________________
1 Судимость за отдельные виды преступлений влечет лишение гражданина пассивного избирательного права (см. комментарий к пункту 32 статьи 4 комментируемого Федерального закона).
2 См., например: определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 9 марта 2006 года № 1-Г06-9.

3–4. При уведомлении избирательной комиссии о выдвижении кандидата, списка кандидатов одновременно с представлением в нее заявления (заявлений) кандидата (кандидатов в составе списка кандидатов) о согласии баллотироваться должны быть также представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, каждого кандидата из списка кандидатов и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной), о вкладах в банках, ценных бумагах. При этом необходимо отметить, что законы субъектов Российской Федерации не вправе менять форму сведений об имуществе и доходах, а должны воспроизвести в своих текстах приложение к комментируемому Федеральному закону. Сведения об имуществе и доходах представляются в СМИ в обязательном порядке для более полного информирования избирателей о кандидатах. Если кандидат в течение года, предшествующего году назначения выборов, не получал доходов и (или) не имеет имущества на момент представления сведений в комиссию, это не освобождает кандидата от представления сведений о размере и об источниках доходов, имуществе в общем порядке по установленной форме в приложении к комментируемому Федеральному закону, где кандидат указывает об отсутствии у него имущества и доходов. Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» (пункт 7 статьи 34, подпункт 3 пункта 11 статьи 35) предусмотрена необходимость представления сведений о доходах и имуществе супруга кандидата на должность Президента Российской Федерации. При выборах депутатов представительных органов местного самоуправления по избирательным округам, образованным исходя из средней нормы представительства в пять или менее тысяч избирателей, требования пункта 3 комментируемой статьи не применяются, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрена обязанность кандидата по предоставлению сведений о доходах и имуществе.

5. Важной нормой комментируемого Федерального закона является положение, предписывающее кандидату, выдвинутому по избирательному округу (за исключением случая выдвижения в составе списка кандидатов), уведомлять комиссию о выдвижении, представлять в комиссию заявление о согласии баллотироваться, сведения об имуществе и доходах и другие документы лично. В практике проведения выборов ранее встречались случаи, когда кандидат не только не появлялся в избирательной комиссии лично, но и вообще проводил всю избирательную кампанию, включая предвыборную агитации, через доверенных лиц, сам, находясь в розыске по подозрению в совершении уголовного преступления. Избиратели не должны быть лишены права на непосредственное общение с тем, кто претендует на представительство от их имени в выборных органах государственной власти или местного самоуправления, в противном случае это извращает суть идеи представительства. Гражданско-правовой институт доверенности, на основе которого действовали представители такого «невидимого кандидата», не может по своей частноправовой природе восполнить публичные государственно-правовые полномочия, осуществляемые во время избирательной кампании. Указанные документы могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях болезни кандидата либо нахождения его в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых с условием, что подпись кандидата будет заверена руководителями указанных учреждений, а также будет представлено подтверждение факта болезни либо нахождения в следственном изоляторе. Перечень условий, когда кандидат вправе действовать через уполномоченных лиц, не является исчерпывающим, однако вносить в него изменения и дополнения можно только федеральными законами, т.е. субъекты Российской Федерации должны ограничиться вышеуказанными условиями. Вместе с тем Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» не предусмотрел иных случаев, когда кандидат представляет документы не лично, кроме случаев, перечисленных в комментируемом пункте. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» также не содержит каких-либо дополнений по этому вопросу, поскольку не предусматривает непосредственное выдвижение кандидатов.

6. При получении документов все полученные сведения по всем кандидатам, в том числе из списка кандидатов, избирательная комиссия обязана направить для проверки в соответствующие государственные органы и учреждения, в частности в МВД России. Принципу равенства прав кандидатов отвечает такой порядок деятельности избирательной комиссии, когда запросы направляются в отношении всех кандидатов. Соответствующие органы обязаны проверить достоверность направленных к ним сведений и в десятидневный срок сообщить о результатах проверки избирательной комиссии. Полученная информация о недостоверности сведений, представленных в соответствии с пунктом 2 1 комментируемой статьи 33, служит основанием для принятия соответствующей комиссией решения об отказе в регистрации кандидата, исключении кандидата из списка кандидатов (подпункт «е» пункта 24, подпункт «б» пункта 26 статьи 38 комментируемого Федерального закона). Недостоверность сведений о доходах и имуществе, других сведений биографического характера не является основанием для отказа в регистрации кандидата, сведения о такой недостоверности указываются в соответствии с пунктом 8 комментируемой статьи.

7. В целях обеспечения гарантий по информационному обеспечению информирования избирателей избирательные комиссии, организующие выборы, доводят до них сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в том числе через СМИ. Это положение комментируемого Федерального закона устранило некоторую неопределенность, существовавшую ранее, прежнее законодательство предусматривало представление разного рода сведений о кандидатах, но не содержало требования об их опубликовании, доведении до сведения избирателей, и на этой основе некоторые избирательные комиссии, расценивали подобные сведения как конфиденциальную информацию о личной жизни кандидата как гражданина, в том числе о судимости (неснятой и непогашенной), об имуществе и доходах. Сведения о кандидатах должны доводиться до сведения избирателей, как через СМИ, так и посредством размещения в информационных плакатах, которые должны находиться в помещениях для голосования, а также могут размещаться в иных местах, удобных для ознакомления с их содержанием. Объем сведений, подлежащих опубликованию, устанавливается избирательной комиссией, организующей выборы, и должен содержать всю информацию, представленную кандидатами, за исключением подробных юридических адресов нахождения их имущества, а также банковских учреждений и номеров личных счетов, на которых содержатся денежные средства кандидатов.

8. В случае выявления фактов недостоверности представленных кандидатами сведений избирательные комиссии также обязаны довести эти факты до сведения избирателей через СМИ и в информационных плакатах, размещенных в помещениях для голосования (подпункт «е» пункта 3 статьи 61 комментируемого Федерального закона).

9. Законом не может быть сокращен по сравнению с установленным в комментируемом пункте сроком период для выдвижения кандидатов, списков кандидатов и сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов. Началом этого периода является день, когда закон позволяет кандидату уведомить избирательную комиссию о самовыдвижении, а избирательному объединению принять решение уполномоченным органом о выдвижении кандидата (списка кандидатов). Например, согласно части 3 статьи 36 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политических партий осуществляется не ранее чем через 10 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. При этом необходимо иметь в виду, что процедуры по созыву съезда политических партий, конференций, региональных отделений и общих собраний (конференций) местных и иных отделений не могут рассматриваться составляющей частью процедуры выдвижения кандидатов. Комментируемый пункт адресован законодателю, который обязан предусмотреть в конкретном законе о выборах «точку отсчета» для начала периода выдвижения кандидатов, списков кандидатов (например, день официального опубликования решения о назначении выборов или опубликование схемы избирательных округов), а также последний день для представления избирательных документов для регистрации кандидатов, списков кандидатов, при этом период между двумя установленными датами не может быть менее 40 дней (при досрочных выборах – не менее 30 дней) при выборах в федеральные органы государства; не менее 30 дней – при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации; не менее 20 дней – при выборах в органы местного самоуправления.

Еще статьи:

  • Ответственность ип за продажу алкоголя Госдума приняла закон об увеличении штрафов за торговлю алкоголем без лицензии МОСКВА, 20 июля. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, усиливающий административную ответственность за […]
  • Перевод земельного участка в собственность Перевод земельного участка в собственность Принятие решения об обращении в суд Всегда можно договориться Правила написания искового заявления. В Москве 35 районных суда и более 300 мировых судей! […]
  • Пошлина за получения паспорта Как оплатить госпошлину за паспорт При оформлении и выдаче важных документов, включая паспорт, миграционной службой РФ обязательно взимается государственная пошлина. Госпошлина за паспорт оплачивается в 14 лет при […]
  • Иск на банк за проценты В какой момент прекращается начисление процентов по кредиту? Взят кредит на сумму более 500 тыс.руб. Просрочка по кредиту несколько месяцев. Затем ежемесячные платежи были возобновлены. Долг пока остался. По прошествии […]
  • Штраф за продаж самогона За решеткой круглый год: можно ли в России гнать самогон и чем это грозит? В сложившейся экономической ситуации россияне стали задумываться о приобретении самогонного аппарата, для личного использования или […]
  • Банное горнолыжка проживание Время проходит, а впечатления остаются! Если Вы устали и хотите сменить обстановку – самое время отдохнуть в красивейшем месте Южного Урала – санатории «Юбилейный». Расположенный у отрогов Уральских гор, рядом с […]
Выборы президента требования