Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)

Глава 12. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм

Статья 78. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа

1. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

5. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

7. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

8. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

9. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

10. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

11. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

12. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

13. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

14. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Положения настоящей статьи в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.

Статья 79. Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа

1. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

2. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

3. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму.

4. Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

5. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Другие публикации:  Получение машины из ремонта доверенность

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

6. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

7. В случае, если предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

8. Возврат суммы излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

9. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Положения, установленные настоящей статьей, применяются в отношении возврата или зачета излишне взысканных сумм государственной пошлины с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

3.7 Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налога (сбора)

Зачет и возврат излишне уплаченной суммы налога. Излишне уплаченная сумма налога может возникнуть у налогоплательщика в результате арифметической ошибки или перечисления налога не на тот расчетный счет. Эту сумму налогоплательщик может направить:

  • на исполнение обязанностей по уплате налогов;
  • на погашение недоимки;
  • на уплату пеней;

Зачет суммы излишне уплаченного налога проводит налоговый орган по месту учета налогоплательщика без начисления процентов. Если переплату обнаруживает налоговый орган, то он обязан сообщить об этом налогоплательщику не позднее одного месяца с момента ее обнаружения и направить налогоплательщику предложение о совместной выверке уплаченных налогов.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей, погашения недоимки, уплаты пеней осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления.

Зачет излишне уплаченной суммы налога возможен только в рамках одного бюджета.

Зачет и возврат излишне взысканной сумы налога . Излишне взысканная сумма налога может возникнуть в результате неправомерных действий налоговых органов.

Излишне взысканная сумма налога подлежит возврату налогоплательщику. Однако при наличии у налогоплательщика недоимки по уплате налогов или задолженности по пеням возврат происходит только после погашения недоимки. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимает налоговый орган на основании письменного заявления налогоплательщика в течение двух недель со дня подачи такого заявления.

Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику не позднее одного месяца со дня обнаружения.

Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата согласно действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Банка России. Сумма излишне взысканного налога и начисленные на эту сумму проценты подлежат возврату налоговым органом не позднее одного месяца со дня принятия решения налоговым органом.

Глава 12. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм (ст.ст. 78 — 79)

Глава 12. Зачет и возврат излишне уплаченных
или излишне взысканных сумм

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафов


Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафов

М.В. Цинцадзе,
ИНФОРМЦЕНТР XXI века

Согласно п. 5 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.

При зачете сумма излишне уплаченного налога засчитывается в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам или по погашению недоимки. Возврат означает возвращение налогоплательщику переплаченных им сумм.

Зачет и возврат производятся налоговым органом по месту учета налогоплательщика на основании его письменного заявления.

Пунктом 3 ст. 78 НК РФ устанавливается обязанность налоговых органов сообщать налогоплательщику о каждом ставшем им известным факте излишней уплаты налога и сумме такого налога не позднее одного месяца с момента обнаружения переплаты. На практике налоговые органы крайне редко сообщают о таких фактах. Однако если у налогоплательщика имеются доказательства того, что налоговый орган знал о факте излишней уплаты налога или сбора, а налогоплательщику об этом не сообщил, то последний может обжаловать действия налогового органа в вышестоящем налоговом органе. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе, но не обязан направлять налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

В то время как зачет недоимки по другим неуплаченным налогам может производиться налоговыми органами самостоятельно (п. 5 ст. 78 НК РФ), зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика и по решению налогового органа, а возврат излишне уплаченного налога — только по заявлению налогоплательщика (п. 7 ст. 78 НК РФ). Однако в случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат излишне уплаченной суммы производится только после зачета вышеуказанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

В соответствии с п. 4 инструкции Госналогслужбы России от 18.04.1994 N 26 «О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей», утвержденной приказом Госналогслужбы России от 15.04.1994 N ВГ-3-13/23, заявление на возврат платежей из бюджета должно содержать следующие реквизиты:

1) по предприятиям (организациям):

— соответствующее подразделение бюджетной классификации доходов, по которому образовалась переплата;

— сумму, подлежащую возврату или зачету;

2) по налогам с граждан:

— фамилию, имя и отчество заявителя;

— номер паспорта или заменяющего его документа и кем он выдан;

— наименование платежа, по которому образовалась переплата;

— сумму, предъявленную к уплате, и номер платежного извещения;

— фактически внесенную сумму, подлежащую зачету или возврату.

В отдельных случаях инспекция по налогам и сборам может потребовать от налогоплательщика указать в заявлении номера платежных поручений и сумму перечисленных по ним платежей за текущий год.

О принятом решении по переплате налоговая инспекция уведомляет плательщика.

Пункт 8 ст. 78 НК РФ дает налогоплательщику право подать заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога в течение трех лет со дня уплаты вышеуказанной суммы. Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.06.2001 N 173-О, данное правило не препятствует налогоплательщику обратиться за судебной защитой своих прав в случае пропуска данного срока с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. При этом действуют общие правила исчисления сроков исковой давности — три года с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав [ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), п. 1 ст. 200 ГК РФ]. Таким образом, налогоплательщик может подать в суд иск о возврате (зачете) излишне уплаченной денежной суммы в двух случаях:

1) истечение срока обращения в налоговый орган с заявлением о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм. При этом следует иметь в виду, что срок исковой давности начинает исчисляться не с момента истечения срока для обращения в налоговый орган, а с того момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога (см. примеры 1 и 2 и схемы к ним);

2) отказ налогового органа налогоплательщику в зачете (возврате) таких сумм (см. пример 3 и схему к нему).

Пример 1. Порядок определения момента начала течения срока исковой давности, если налогоплательщик решил сразу обратиться в суд, минуя налоговый орган.

ООО «Омега-1» 15 февраля 2002 года произвело переплату НДС в бюджет. Подтверждением тому является платежное поручение от 15.02.2002 N 24 и уточненная декларация по НДС, поданная за январь. Налогоплательщик узнал о переплате 26 февраля 2002 года. Таким образом, срок для обращения в налоговый орган с заявлением о зачете (возврате) указанной суммы начнет исчисляться с 15 февраля 2002 года и окончится 15 февраля 2005 года, а срок исковой давности — с 26 февраля 2002 года по 26 февраля 2005 года без учета перерывов и приостановления (см. схему 1).

Пример 2. Порядок определения момента начала течения срока исковой давности, если налогоплательщик пропустил срок обращения в налоговый орган с заявлением о зачете (возврате).

Используем сведения, указанные в примере 1, при условии, что налогоплательщик узнал об излишней уплате налога после истечения срока обращения за зачетом (возвратом) в налоговый орган (см. схему 2).

Пример 3. Порядок определения момента начала течения срока исковой давности, если налогоплательщик получил отказ от налогового органа в зачете (возврате).

ЗАО «Кентавр» переплатило налог на рекламу за I квартал 2002 года.

28 мая 2002 года налогоплательщик подал в налоговый орган заявление о зачете переплаченной суммы, 5 июня 2002 года налоговый орган вынес решение об отказе в зачете излишне уплаченных сумм, о чем в тот же день известил налогоплательщика. Налогоплательщик не стал подавать жалобу в порядке ст. 139 НК РФ; таким образом, срок исковой давности начнет исчисляться с 5 июня 2002 года (см. схему 3.1).

Решение налогового органа о зачете переплаченной суммы в счет предстоящих платежей должно приниматься в пятидневный срок с момента подачи налогоплательщиком соответствующего заявления. При этом о принятом решении налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика в течение двух недель со дня подачи заявления о зачете (см. схему 3.2).

В соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ зачет производится в течение двух недель, а согласно п. 9 ст. 78 НК РФ возврат сумм излишне уплаченного налога осуществляется в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. Таким образом, если по истечении соответствующего срока налогоплательщик не получит решения налогового органа о зачете или возврат не будет произведен, налогоплательщик может сделать вывод, что налоговый орган отказал ему в зачете или возврате излишне уплаченных сумм соответственно. С этого момента в течение трех месяцев налогоплательщик может обратиться в вышестоящий налоговый орган или к вышестоящему должностному лицу налогового органа (п. 2 ст. 139 НК РФ). Если налогоплательщик не обратится с такой жалобой, то срок исковой давности для обращения в суд будет исчисляться со дня, когда налоговый орган первоначально отказал налогоплательщику в зачете (возврате). Следовательно, в случае подачи жалобы и вторичного отказа налогоплательщику в зачете (возврате) срок исковой давности начинает исчисляться со дня, когда налогоплательщик получил последнее решение о таком отказе налогового органа (см. пример 4 и схему к нему).

Исходя из всего вышеприведенного и учитывая обязанность налоговых органов начислять проценты на невозвращенную сумму за каждый день просрочки, большое значение имеет установление момента исполнения обязанности налогового органа по возврату налогоплательщику соответствующих сумм. Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление ВАС РФ N 5) рекомендует судам руководствоваться в данном случае общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк (п. 23 Постановления ВАС РФ N 5). Это правило применяется также для определения момента возврата излишне взысканных налоговым органом сумм налогов.

Пример 4. Порядок определения момента начала течения срока исковой давности, если налогоплательщик получил повторный отказ в зачете (возврате).

ЗАО «Стрелец», узнав об излишней уплате налога на прибыль, 25 апреля 2002 года подало заявление о возврате излишне уплаченных сумм. Районная инспекция налогоплательщика 10 мая ответила отказом. ЗАО «Стрелец» 13 мая 2002 года обратилось в УМНС России по г. Москве с жалобой на решение районной инспекции и получило повторный отказ 14 июня 2002 года. Именно с этого дня начинает течь срок исковой давности.

Согласно п. 11 ст. 78 НК РФ определенные данной статьей правила зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога, сбора, пеней распространяются также и на налоговых агентов. В связи с этим в п. 24 Постановления ВАС РФ N 5 разъясняется следующее: если при рассмотрении спора суд установит, что излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных налоговым агентом с налогоплательщика, то решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято судом только в случае, если возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего. Так, излишне удержанные работодателем (налоговым агентом) из дохода работника (налогоплательщика) суммы налога на доходы физических лиц подлежат возврату работодателем по представлении работником соответствующего заявления (п. 1 ст. 231 НК РФ).

Все вышеприведенные правила зачета и возврата излишне уплаченных сумм применяются не только к налогоплательщикам и налоговым агентам, но и к плательщикам сборов. Эти правила подлежат применению и в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. Возврат и зачет излишне уплаченного налога может производиться не только из бюджета, но и из внебюджетного фонда (п. 13. ст. 78 НК РФ). То же правило относится к излишне взысканным суммам налогов.

Порядок возврата излишне взысканного налога, сбора, а также пени регламентируется в ст. 79 НК РФ.

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации вышеуказанного заявления, а судом — в порядке искового судопроизводства. Необходимо иметь в виду, что налоговый орган принимает решение в течение двух недель со дня регистрации заявления налогоплательщика, а не со дня подачи такого заявления, но в НК РФ не указано, сколько времени должно пройти между днем подачи заявления и его регистрацией. При решении данного вопроса можно применить п. 1 ст. 140 НК РФ, согласно которому жалоба налогоплательщика рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в срок не позднее одного месяца со дня ее получения. Срок в один месяц для рассмотрения жалоб и заявлений граждан установлен и в п. 9 Указа Президиума Верховного совета СССР от 12.04.1968 N 2534-VII. Причем этот срок в исключительных случаях может быть продлен, но не более чем на один месяц. Таким образом, с момента подачи заявления о возврате до принятия налоговым органом решения по нему должен пройти один месяц (см. пример 5 и схему к нему).

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога (см. пример 5 и схему к нему), а исковое заявление в суд — в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы, начисленных со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата (п. 4 ст. 79 НК РФ). Процентная ставка при этом принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Банка России.

Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику не позднее одного месяца со дня выявления этого факта.

Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога.

Сумма излишне взысканного налога и начисленные на эту сумму проценты подлежат возврату налоговым органом не позднее одного месяца со дня принятия решения налоговым органом, а в случае вынесения судом решения о возврате излишне взысканных сумм — в течение одного месяца после вынесения такого решения (см. пример 6 и схему к нему).

Пример 5. Порядок возврата суммы излишне взысканного налога и процентов, начисленных на нее.

ООО «Центурион» стало известно о факте излишне уплаченного налога на имущество 15 апреля 2002 года. Подтверждением этому стал акт результатов инвентаризации. В течение одного месяца, а именно 20 мая 2002 года, ООО «Центурион» обратилось в свою районную инспекцию с заявлением о возврате переплаченных сумм. 14 июня 2002 года налоговая инспекция приняла решение о возврате налогоплательщику переплаченных сумм налога на имущество, а 10 июля 2002 года указанные суммы поступили на счет ООО «Центурион».

Возврат суммы излишне взысканного налога, а также начисленных процентов производится в валюте Российской Федерации.

Согласно п. 25 Постановления ВАС РФ N 5 в случае возникновения спора между налогоплательщиком и налоговым органом по вопросу осуществления зачета сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов и пеней, в том числе по причине разногласий о размере переплаты, такой спор может быть передан налогоплательщиком на рассмотрение суда.

Если налогоплательщик полагает, что решением налогового органа об отказе в зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в счет погашения имеющейся у него недоимки его права нарушены, он вправе оспорить такое решение в суде на основании ст. 22 АПК РФ путем предъявления иска о признании недействительным решения государственного органа.

Если же налоговый орган не принимает никакого решения по заявлению налогоплательщика, поданному в соответствии со ст. 78 или 79 НК РФ, либо если между налогоплательщиком и налоговым органом возник спор о том, можно ли считать конкретную сумму налога уплаченной в соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик вправе обжаловать действия (бездействие) налогового органа (должностного лица) путем предъявления иска о зачете уплаченных сумм.

7.4. Зачет и возврат излишне уплаченных налогов, сборов или пени

Относительно переплаты обязательных платежей налоговое законодательство предусматривает два варианта восстановления имущественных прав налогоплательщика: зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.

По общему правилу зачет и возврат излишне уплаченной суммы налога (сбора) или пени производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму. Исключение составляет п. 10 ст. 78 НК РФ, согласно которому возвращаемая налогоплательщику сумма налога (сбора) включает проценты за пользование чужими денежными средствами при условии, что налоговым органом нарушен месячный срок на возврат переплаченной суммы.

Факт переплаты налога может быть установлен как налогоплательщиком, так и налоговым органом. Обязанностью фискального органа является сообщение налогоплательщику о каждом факте излишней уплаты налога и о размере суммы этой переплаты. Налоговые органы должны сообщать о переплате не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта, таможенные — в течение 10 дней.

Практика финансовой деятельности показывает, что налоговым органам не всегда возможно достоверно установить факт переплаты налога. В подобных ситуациях, предполагающих переплату налога, налоговый орган вправе предложить налогоплательщику провести совместную выверку уплаченных налогов. Результаты совместной проверки финансовой деятельности налогоплательщика оформляются актом и подписываются соответственно налоговым органом и налогоплательщиком.

При установлении данного факта зачет излишне уплаченных денежных сумм осуществляется одним из двух способов — по письменному заявлению налогоплательщика либо на основании решения, вынесенного налоговым органом по собственной инициативе.

Зачет излишне уплаченным налогов в счет будущих платежей

осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика. Подобное заявление рассматривается налоговым органом в течение пяти дней с момента получения, и по результатам рассмотрения выносится решение. Принятие налоговым органом положительного решения возможно только при условии, что будущие платежи предназначены для зачисления в тот же бюджет (внебюджетный фонд), что и переплаченная сумма. О результатах рассмотрения обращения налогоплательщика и о вынесенном решении налоговые органы обязаны проинформировать заявителя не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

Переплата налога не означает лишения налогоплательщика права собственности на излишне перечисленные в доход казны денежные суммы. Вместе с тем налоговым законодательством ограничивается право частного субъекта по распоряжению переплаченной суммой, поскольку п. 5 ст. 78 НК РФ устанавливает следующие направления ее использования: излишне уплаченная или излишне взысканная сумма налога засчитывается в счет предстоящих налоговых платежей, на уплату пеней или погашение недоимки.

Если у налогоплательщика не имеется задолженностей перед бюджетной системой или внебюджетными фондами, то переплаченная денежная сумма подлежит возврату. Налоговым законодательством установлены различные механизмы возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налогов (сборов) или пеней.

Возврат излишне уплаченных налогов возможен исключительно на основании письменного заявления налогоплательщика. Налоговое законодательство определяет срок давности для подачи подобного заявления — три года со дня уплаты излишней суммы налога (сбора) или пени. В случае, когда сумма переплаты налога превышает имеющуюся у налогоплательщика недоимку или задолженность по пеням, вначале производится зачет переплаченной суммы и налоговых задолженностей. Возврату будет подлежать только оставшаяся разница.

Излишне уплаченные денежные суммы подлежат возврату в течение одного месяца со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления. Возврат производится за счет средств того бюджета (внебюджетного фонда), в доходную часть которого была произведена переплата.

Возврат излишне взысканных налоговых платежей осуществляется на основании установленного факта переплаты обязательных платежей, который произошел в результате исполнения налогоплательщиком решения налогового органа. Механизм возврата излишне взысканных налоговых сумм предусматривает административный и судебный способы. Обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате суммы налога налогоплательщик имеет право в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно о факте излишнего взыскания денежной суммы в счет налоговых платежей. Установленный срок является пресе- кательным, поскольку по истечении одного месяца налогоплательщик лишается права возврата переплаченных платежей в административном порядке. Дальнейшая защита имущественного права налогоплательщика относительно возврата излишне взы-сканного налога осуществляется в судебном порядке. Исковое заявление может быть подано в суд в течение трех лет начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания.

Налоговый орган обязан рассмотреть письменное обращение налогоплательщика о возврате излишне взысканных сумм в течение двух недель со дня регистрации этого заявления. По ре-зультатам рассмотрения заявления начальником (его заместителем) налогового органа выносится решение. В случае признания налоговым органом факта излишнего взыскания налогов непра-вомерно начисленные суммы подлежат возврату налогоплательщику с начислением на них процентов по ставке рефинансирования Центрального банка РФ. Неправомерно взысканные суммы возвращаются за счет средств того бюджета, в доход которого они были зачислены.

В целях защиты нарушенных прав налогоплательщиков законодательством определены сроки возврата излишне взысканных денежных сумм: налоговый орган обязан возвратить сумму переплаты не позднее одного месяца со дня принятия соответствующего решения начальником (его заместителем) налогового органа или вынесения решения судом.

Гарантией своевременного возврата излишне взысканных сумм налогов служит правило п. 5 ст. 79 НК РФ, согласно которому проценты на данную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налогов, сборов пени.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты и сумме излишне уплаченного (взысканного) в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
По общему правилу зачет или возврат суммы производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму.
Излишне уплаченный налог (сбор, пеня, штраф) подлежит зачету в счет:
– предстоящих платежей по этому или иным налогам и сборам;
– погашения недоимки по иным налогам и сборам;
– погашения задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения.

Зачет суммы излишне уплаченного налога (сбора) в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам и сборам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Еще статьи:

  • Возврат переплаты по ндфл сотруднику Как вернуть работнику излишне удержанный НДФЛ Переплата по НДФЛ - что делать налоговому агенту? Ошибки в исчислении налога на доход физических лиц могут привести как к неудержанию платежа, так и к излишне уплаченной […]
  • Приказ на внесение изменений в положение об оплате труда Приказ на внесение изменений в положение об оплате труда МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ от 25 января 2018 года N 25 О внесении изменений в Положение об оплате труда работников областных казенных […]
  • Договор на оказание фотоуслуг образец Договор на оказание фотоуслуг образец ДОГОВОР НА ФОТОУСЛУГИ №17 (ОБРАЗЕЦ ДОГОВОРА С ФОТОГРАФОМ) “01” августа 2011 года ОАО «Рога и Копыта» , именуемое в дальнейшем “Заказчик”, в лице генерального директора Иванова […]
  • 78 приказ минэкономразвития Приказ Минэкономразвития РФ от 10 ноября 2000 г. N 78 "Об изменении структуры центрального аппарата Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации" Приказ Министерства экономического развития и […]
  • Пребывание в отеле По каким критериям считаются дни пребывания в отеле? ВОПРОС: Мы приобрели тур на 14 дней с размещением в отеле 5* в Египте. Выяснилось, что вылет из Москвы поздно вечером, т.е это минус один день, так как в гостиницу […]
  • Подача заявления на патент в 2019 году Новая форма заявления на получение патента на 2019 год Патентная система налогообложения подразумевает оплату налога с потенциального дохода, который определяется отдельно по каждому субъекту РФ и отдельно по разным […]
Зачёт и возврат уплаченных и излишне взысканных сумм налогов