Задачи по генетике

Наследование признаков, сцепленных с полом

Задача 1. Отец и сын – дальтоники, а мать различает цвета нормально. Правильно ли будет сказать, что в этой семье сын унаследовал дальтонизм от отца?

Ответ. Нет, неправильно.

Генотипы:
отец – X d Y (d – ген дальтонизма);
мать – Х D Х ? (D – ген нормального зрения);
сын – X d Y.

Ген дальтонизма сцеплен с X-хромосомой, которую сын получает от матери. Следовательно генотип матери – Х D X d (носительница рецессивного гена), поэтому дальтонизм сын наследует от матери.

Задача 2. У родителей с нормальной свертываемостью крови родился сын, страдающий гемофилией. Объясните почему.

Ответ. Ген гемофилии (h) рецессивен и сцеплен с Х-хромосомой. Из условия задачи видим, что родители здоровы по этому признаку. Х-хромосому сын получает от матери. Следовательно: генотип отца – X H Y, матери – X H X h , сына – X h Y.

Причиной рождения больного сына следует считать мать – носительницу гена гемофилии.

Задача 3. Мужчина, страдающий глухонемотой и дальтонизмом, женился на женщине, нормальной по зрению и слуху. У них родились глухонемой сын и дочь – дальтоник с нормальным слухом. Какова вероятность рождения здорового ребенка от этого брака? Какова вероятность рождения ребенка, страдающего двумя аномалиями? Дальтонизм – рецессивный сцепленный с полом признак, а глухонемота – рецессивный аутосомный признак.

Решение. Запишем данные:

А – ген нормального слуха;
a – ген глухонемоты;
X D – нормальное зрение;
X d – дальтонизм.
Сын – аа X D Y.
Дочь – дальтоник.
Мать – здорова.
Отец – аа х d у.

Чтобы ответить на поставленные в задаче вопросы, следует определить генотип матери. Рассуждаем так: глухонемой сын получает рецессивные генотипы (а) как от отца, так и от матери, а дочь-дальтоник получает рецессивные гены (d) как от отца, так и от матери. Следовательно генотип матери – АаX D X d (гетерозиготна по обоим признакам).

Ответ: а) вероятность рождения здорового ребенка – 25%; б) вероятность рождения ребенка с обоими аномалиями – 25%.

Задача 4. У кошек желтая окраска шерсти определяется доминантным геном В, черная – b, гетерозигота (Вb) имеет черепаховую окраску шерсти. Ген В сцеплен с полом. Короткая шерсть доминирует над длинной и определяется аутосомным геном.

А) Какое потомство можно ожидать от короткошерстного черного кота и длинношерстной желтой кошки?

Б) Какое потомство можно ожидать от короткошерстных черного кота и черепаховой кошки. Может ли кот иметь черепаховую окраску шерсти?

50% – короткошерстных черепаховых кошек;
50% – короткошерстных желтых котов.

Б) Все короткошерстные:
25% – черепаховые;
25% – черные;
коты – 25% желтые;
25% – черные.

Коты черепаховую окраску имеют редко, только если в яйцеклетке будет 2 X-хромосомы.

Задача 5. Женщина-правша, оба родителя которой имеют нормальную свертываемость крови, выходит замуж за мужчину-правшу, страдающего гемофилией. Известно, что мать мужчины была левшой. Какое потомство следует ожидать от этого брака?

Ответ. Все правши. Девочки являются носительницами гена гемофилии, но фенотипически здоровы; мальчики здоровы.

Тригибридное скрещивание

Задача 6. Женщина-правша, кареглазая с веснушками на лице, гетерозиготная по всем трем признакам, вышла замуж за мужчину-левшу, голубоглазого и без веснушек на лице. Могут ли у них родиться дети, похожие на отца? Какая часть детей будет похожа на отца?

А – ген праворукости;
а – ген леворукости;
В – ген карих глаз;
b – ген голубых глаз;
С – ген наличия веснушек;
с – ген отсутствия веснушек;
Мать: АаВbСс
Отец: ааbbсс

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом

Разделы: Биология

Цели урока.

  • Сформировать у учащихся систему знаний о генетическом определении пола у человека и наследовании, сцепленным с полом; понятие о механизме хромосомного определения пола. Выявить цитологические основы этого явления.
  • Научить учащихся правильно объяснять приблизительно равную вероятность рождения мальчика или девочки; научить решать задачи по данной теме.
  • Развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать, делать самостоятельно выводы; сформировать познавательный интерес к изучению научных проблем, связанных с генетикой пола.
  • Оборудование: таблицы “Мейоз”, “Хромосомный механизм определения пола”, “Наследование гемофилии”; задачи по данной теме и справочные материалы.

    I. Организационный момент.

    II. Изучение нового материала по плану:

    1. Генетика пола.
    2. Хромосомный механизм определения пола.
    3. Различные формы определения пола.
    4. Соотношение полов.
    5. Наследование, сцепленное с полом.

    III. Закрепление. Решение задач по теме, беседа по вопросам.

    Опорные точки урока:

  • Теоретическая и практическая значимость знаний механизмов наследования пола у различных организмов
  • Соотношение особей разного пола у раздельнополых организмов (животных, людей) равное 1:1, сходство его с расщеплением признаков при скрещивании рецессивной гомозиготы с гетерозиготой
  • Аутосомы и половые гетерохромосомы различных организмов. Зависимость пола организма от набора половых хромосом, который формируется в момент оплодотворения.
  • Случайный характер соединения половых клеток в зиготе. Закономерность общего результата появления потомков разного пола в соотношении 1:1, определяемая большим числом равновероятных встреч гамет, — статистическая закономерность.
  • Сцепленное с полом наследование некоторых жизненно- важных признаков — особый тип наследования. Наследование гемофилии, дальтонизма и других болезней и признаков как доказательство зависимости формирования признаков от пола.
  • Практическое значение изучения сцепленного с полом наследования признаков. Использование закономерностей сцепленного с полом наследования в селекционной работе.
  • 1. Генетика пола

    Генетика объяснила сущность удивительной и важной проблемы:
    равное распределение женских и мужских особей в поколениях животных и людей

    Беседа с учащимися по вопросам:

  • Для какого способа размножения характерно образование гамет?
  • Какой набор хромосом они имеют?
  • Какая часть сперматозоида и яйцеклетки является носителем генетической информации?
  • Как называется оплодотворенная яйцеклетка, и какой набор хромосом она имеет?
  • Половое размножение очень широко распространено в природе, связано с формированием мужских и женских половых клеток.

    Для начала вспомним, что представляет собой хромосомный набор клеток человека.

    В кариотипе человека из 46 хромосом 44 одинаковы у всех особей, независимо от пола (эти хромосомы называют аутосомами), а одной парой хромосом, называемых половыми, женщины отличаются от мужчин. Это общебиологическая закономерность для всех живых организмов, размножающихся половым путем.

    Диплоидная клетка организма человека: 46 хромосом =23 пары гомологичных хромосом, из которых 22 пары — аутосомы + 1 пара половые хромосомы: у мужчины — ХY; у женщины — ХХ. У человека гетерогаметным является мужской пол, а женский гомогаметный. В соматической клетке мужчины — разные половые хромосомы. В соматической клетке женщины — одинаковые половые хромосомы.

    Пол можно рассматривать как один из признаков организма, как правило, определяется генами. Механизм же определения пола имеет иной характер — хромосомный.

    2. Хромосомный механизм определения пола

    Согласно хромосомной теории К.Корренса (1907), пол будущего потомка определяется сочетанием половых хромосом в момент определения. Пол, имеющий одинаковые половые хромосомы, называют гомогаметным, так как он дает один тип гамет, а имеющий разные-гетерогаметным, так как он образует два типа гамет. У человека, млекопитающих, мухи дрозофилы гомогаметный пол женский, а гетерогаметный — мужской.

    У мужского пола в процессе гаметогенеза формируется 2 типа гамет в равной пропорции, так как мужской пол — гетерогаметный: Х-сперматозоиды и Y-сперматозоиды.

    Поскольку у женского пола половые хромосомы одинаковы, так как женский пол — гомогаметный, то каждая яйцеклетка несет Х-хромосому.

    Эта биологическая закономерность, обусловленная механизмом мейоза.

    Учащимся предлагается ответить на вопросы:

    От чего зависит рождение женских и мужских особей?

    Для чего можно использовать таблицу “Хромосомный механизм определения пола”:

    У дрозофилы всего 8 хромосом: 6 аутосом и 2 половые хромосомы, хромосомный набор самца – 6+ XY, самки — 6+ХХ. хочется отметить, что теоретически соотношение полов должно быть 1:1. Эта статистическая закономерность, обеспечиваемая условием равновероятной встречи гамет. Пол будущего организма всегда определяет гетерогаметный пол (т.е. мужской), именно потому, что гаметы с Х- и Y- хромосомой образуются у мужского пола в равных количествах.

    Каким образом половые различия в хромосомных наборах самцов и самок поддерживаются в процессе размножения?

    В чем же отличие “Х” хромосомы от “У” хромосомы?

    Отличаются по строению: Y-хромосома состоит как бы из двух участков — одного гомологичного Х-хромосоме, а другого негомологичного. А так же по набору генов, которые в них находятся.

    Основные положения.

  • Кариотип подавляющего большинства видов животных организмов включает аутосомы — хромосомы одинаковые у представителей обоих полов, и гетерохромосомы, по которым оба пола отличаются друг от друга.
  • В половых хромосомах помимо генов, определяющих половую принадлежность, содержатся гены, не имеющие отношения к признакам того или иного пола.
  • Аллельные гены в X- и Y-хромосомах наследуются в соответствии с законами Менделя.
  • Существует четыре основных типа хромосомного определения пола.

  • Мужской пол гетерогаметен; 50% гамет несут Х-, 50% и — хромосому (млекопитающие, двукрылые, жуки, клопы).
  • Мужской пол гетерогаметен; 50% гамет несут Х- , 50% — не имеют половой хромосомы (кузнечики).
  • Женский пол гетерогаметен; 50% гамет несут Х-, 50% — Y хромосому (птицы, пресмыкающиеся, хвостатые амфибии, шелкопряд).
  • Женский пол гетерогаметен; 50% гамет несут Х-, 50% — не имеют половой хромосомы (моль).
  • Работа со справочными материалами

    Существует 3 формы определения пола:

    1. Прогамное определение пола. Осуществляется до оплодотворения в процессе онтогенеза. Так происходит, в частности. У коловраток при этом образуются яйцеклетки разных размеров — крупные и мелкие. После оплодотворения из крупных яиц развиваются самки, а из мелких — самцы.
    2. Сингамное определение пола, происходящее при оплодотворении, определяется половыми хромосомами. Этот тип является наиболее распространенным.
    3. Эпигамное (метагамное) определение пола зависит не от присутствия, соотношения или плоидности хромосом, а от интенсивности действия факторов окружающей среды, что может расцениваться как модификационная изменчивость. Ярким примером тому является детерминация пола у крокодилов. Из отложенных самкой яиц в зависимости от температуры окружающей среды могут вылупляться или юные самцы или самки. Весьма оригинально определяется пол у морского червя бонеллии (Bonellia viridis) из типа кольчатые черви. Если его личинка развивается в одиночестве, то из нее вырастает подвижная самка, ведущая самостоятельный образ жизни. Если она проникает в половые пути самки, то живет там как паразит, в связи, с чем его строение сильно упрощено.

    4. Соотношение полов

    Учащимся предлагается ответить на вопрос:

    Почему у раздельнополых организмов (в том числе и у людей) соотношение полов составляет 1:1?

    Работа со справочными материалами

    Учащимся предлагается сделать самостоятельные выводы.

  • На протяжении любого периода жизни мужские индивидуумы менее жизнеспособны, чем женские
  • Но естественный отбор направлен к тому, чтобы обеспечить создание равного количества особей обоего пола к моменту наступления половой зрелости.
  • Можно предположить, что сперматозоид, содержащий Y- хромосому более подвижен, более жизнеспособен или обладает большей способностью оплодотворить яйцеклетку, чем сперматозоид, содержащий Х — хромосому.
  • 5. Наследование, сцепленное с полом

    Генетические исследования установили, что существуют признаки, которые определяются генами, лежащими в половых хромосомах.

    Наследование признаков, гены которых локализованы в Х- или Y- хромосомах, называют наследованием, сцепленным с полом.

    Х-хромосома человека содержит ряд генов, рецессивные аллели которых определяют развитие тяжелых аномалий (гемофилия, дальтонизм). Эти аномалии чаще встречаются у мужчин, хотя носителями чаще бывают женщины. У мужчин эти гены гемизиготны, их рецессивные аллели

    вызывают заболевания: X h Y — мужчина, больной гемофилией; X d Y- дальтоник.

    Пример: наследование гемофилии: Н — нормальная свертываемость крови; h- гемофилия.

    1) Мать имеет нормальную свертываемость крови и является гомозиготной по этому признаку (X H Х H ),отец страдает гемофилией (Х h Y) тогда схема скрещивания:

    Все дети фенотипически здоровы, но дочери гетерозиготны по гену гемофилии и являются носителями гена гемофилии.

    2) Рассмотрим наследование, сцепленное с полом на примере дальтонизма:

    Дальтоники — это люди, неспособные различать цвета. Болезнь имеет наследственный характер. Введем необходимые обозначения:

    А — ген. отвечающий за формирование нормальной способности различать цвета.

    а — ген, обусловливающий нарушение способности различать цвета (дальтонизм);

    Х — женская хромосома, несущая ген нормального различения цветов;

    Х d — женская хромосома, несущая ген дальтонизма.

    Х D Х D — здоровая девочка;

    Х D Х d — девочка — носитель;

    Х D Y- здоровый мальчик;

    Х d Y- мальчик-дальтоник.

    У мальчиков, получивших от своей матери хромосому с геном а, будет наблюдаться дальтонизм.

    Можно ожидать, что половина сыновей гетерозиготной по данному гену женщины будет дальтониками. Женщины-дальтоники встречаются крайне редко.

    Известно, что Х-хромосомы генетически активны, как любая из аутосом. Y-хромосомы — генетически инертны, у человека лишь некоторые гены, не являющиеся жизненно важными, локализуются в ней (гипертрихоз — волосатые уши, некоторые формы аллергий, диспепсии),

    такие признаки передаются только от отца к сыну. Такой тип наследования по мужской линии называется голандрический.

    Законы передачи признаков, сцепленных с Х-хромосомами. Были впервые изучены Т. Морганом на дрозофилах.

    Решение задач и обсуждение вопросов.

    1) Вопросы для обсуждения.

    1. в чем состоят особенности половых хромосом?
    2. В чем заключается генетический механизм определения пола?
    3. Какие признаки, наследование которых сцеплено с полом, вам известны у человека?
    4. установите генотип женщины, у которой половина сыновей больна цветовой слепотой?
    5. Что такое наследование, сцепленное с полом?
    6. От кого из родителей мальчик получает Х-хромосому?
    7. Когда определяется пол цыпленка: до оплодотворения или в момент оплодотворения?
    8. Почему у детей появляются новые признаки, не свойственные родителям?
    9. Влияет ли среда на формирование и проявление признаков организма?
    10. По какой хромосоме у человека произошло сцепление признаков: дальтонизма, гемофилии?

    Серебристая курица из породы белый виандот скрещена с золотистым (коричневым) петухом породы леггорн. Определить соотношение и расщепление групп гибридов по фенотипу и генотипу.

    Примечание: указанные признаки сцеплены с полом: доминантный ген серебристой окраски (С) локализован в одной Х-хромосоме, аллельный ему рецессивный ген золотистой окраски (с) — в другой Х-хромосоме. У птиц женский пол — гетерогаметный, а мужской — гомогаметный.

    Черепаховую (пятнистую) кошку скрестили с рыжим котом. Как произойдет расщепление гибридов по фенотипу и генотипу (по окраске и по полу)? Почему?

    От родителей, по фенотипу имеющих нормальное зрение, родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик — дальтоник (не различает красный и зеленый цвета) Чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и детей?

    Какие дети могли бы родиться от брака гемофилика с женщиной, страдающей дальтонизмом (а в остальном имеющей вполне благополучный генотип)?

    Пол организма, как и любой признак, развивается, с одной стороны, под влиянием генотипа, с другой — факторов внешней среды. Для различных организмов влияние генотипа и факторов внешней среды на определение пола различно, т.е. у одних организмов (человек, большинство млекопитающих) определяющим является генотип, у других (рыбы, некоторые черви) — факторы внешней среды.

    Иногда факторы внешней среды оказывают существенное влияние на определение пола и у млекопитающих. Так, у крупного рогатого скота при одновременном развитии двух разнополых близнецов бычки рождаются нормальными, а телочки часто — интерсексами. Это объясняется более ранним выделением мужских половых гормонов и влиянием их на пол второго близнеца.

    А. Соотношение полов.

    Различают первичное соотношение полов, точнее, соотношение эмбрионов и вторичное — соотношение мальчиков и девочек среди новорожденных.

    Теоретически соотношение полов в момент оплодотворения должно быть близким 1:1, так как встреча яйцеклетки со сперматозоидом, содержащим Х- или Y- половую хромосому, равновероятна.

    При обследовании у человека обнаружено, что на 100 женских зигот образуется 140-160 мужских (первичное соотношение полов)

    К моменту рождения на 100 девочек приходится 103-105 мальчиков 9 (вторичное соотношение полов).

    Третичное соотношение полов (постнатальный период) к 20-ти годам на 100 девушек приходится 100 юношей; к 50-ти годам на 100 женщин — 85 мужчин, а к 85-ти годам на 100 женщин — 50 мужчин.

    Отсюда напрашивается вывод о большей жизнестойкости женского организма, что может быть объяснено, наряду с другими причинами, мозаицизмом женского организма по половым хромосомам.

    Выводы по уроку.

  • Пол организма определяется в момент оплодотворения и зависит от хромосомного набора зиготы.
  • Формирование пола связано с комбинацией половых хромосом.
  • Решение задач на наследование, сцепленное с полом

    Здравствуйте , уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru

    На этой странице блога я анонсирую свою новую платную книгу:

    «Решение задач на наследование, сцепленное с полом».

    Сразу хочу обратить ваше внимание на то, что не только учащиеся, но и учителя оказывается путают или вообще не разделяют эту тему от темы по сцепленному наследованию.

    Так, например, на очень хорошем учебном сайте ИНФОУРОК на представленной презентации по наследованию, сцепленному с полом, ключевой слайд назван «Сцепленное наследование».

    Прочитав небольшую теоретическую часть книги,

    у вас будет четкое представление о том, чем в корне отличаются «наследование, сцепленное с полом» от «сцепленного наследования», а где они в чем-то и пересекаются.

    Этот сборник может быть полезен:

    1. Прежде всего абитуриентам. С каждым годом генетические задачи в экзаменационных вариантах ЕГЭ становятся всё сложнее. Уже встречаются задания, на наследование, сцепленное с полом не с одним, а сразу с двумя признаками. То есть к этим задачам надо применить знания как по сцепленному наследованию, так и по наследованию, сцепленному с полом.

    2. Учителям и репетиторам по биологии, изучив теоретическую часть сборника, возможно, будет легче объяснять учащимся какие-то противоречивые моменты этого раздела генетики.

    Практическая часть книги включает

    1) задания методического характера и 2) задачи из контрольных вариантов ЕГЭ за прошлые годы. Надеюсь, что мое разъяснение их решений поможет вам в решении любых подобных заданий.

    Итак, предлагаю Вашему вниманию платную электронную книгу:

    «Решение задач на наследование, сцепленное с полом»

    * Ознакомившись с небольшой теоретической частью книги, Вам этот раздел генетики не покажется сложным

    * Решения 26 заданий общего методического плана, и 20 задач из вариантов ЕГЭ прошлых лет даются с разъяснениями.

    Книга в формате .pdf. Стоимость 330 рублей.

    Напишите мне письмо [email protected] о желании сделать покупку.

    После моего ответа, что Вы приняли мудрое решение, Вы будете знать, что у меня есть Ваш адрес электронной почты , на который я в тот же день (иногда в тот же час) после оплаты вышлю купленные материалы.

    1. На мою электронную карту Сбербанка России : 2202 2008 1307 8159

    2. электронные кошельки:

    Яндекс Деньги 41001493555269

    3. На ТЕЛЕФОН (оператор МЕГАФОН — Поволжский филиал): +7(927)32-32-052

    Если возникнут вопросы по скачиванию и изучению материалов на вашем компьютере, обязательно напишите — без поддержки я Вас не оставлю.

    Задачи, решения которых подробно разбираются в этом сборнике

    Задания методического характера

    1. Дайте следующие определения: гомогаметный пол, гетерогаметный пол, гемигаметный пол.

    2. В чем разница между выражениями «Наследование пола» и «Наследование, сцепленное с полом»?

    3. Анализируется наследование признака, сцепленного с Х-хромосомой. В потомстве произошло неравномерное распределение признака по полу. Все дочери унаследовали отцовский признак, а все сыновья оказались схожи с матерью. Запишите скрещивание.

    4. Запишите геномы гамет мужчины, имеющего IV группу крови и страдающего гемофилией.

    5. Составьте схемы, иллюстрирующие текст, приведенный ниже, показав генотипы и характер наследования дальтонизма.
    Если женщина, страдающая цветовой слепотой, выходит замуж за мужчину с нормальным зрением, то у их детей наблюдается очень своеобразная картина перекрестного наследования: все дочери от такого брака получат признак отца, то есть они имеют нормальное зрение, а все сыновья, получая признак матери, страдают цветовой слепотой (d — дальтонизм, сцепленный с Х-хромосомой). В том же случае, когда наоборот, отец является дальтоником, а мать имеет нормальное зрение, все дети оказываются нормальными. В отдельных браках, где мать и отец обладают нормальным зрением, половина сыновей может оказаться пораженными цветовой слепотой. В основном наличие цветовой слепоты чаще встречается у мужчин.

    6. Рецессивный ген дальтонизма (располагается в Х-хромосоме). Девушка с нормальным зрением (отец её был дальтоником) выходит замуж за мужчину с нормальным зрение, отец которого был дальтоником. Определите фенотип F.

    7. У здоровой женщины есть брат дальтоник. Может ли у нее родиться сын с цветовой слепотой? Какова теоретическая вероятность этого события?

    8. Гены дальтонизма и гемофилии полностью сцеплены и находятся в одной хромосоме. Здоровая женщина, отец которой болеет дальтонизмом, а мать — носительница гена гемофилии, выходит замуж за здорового мужчину. Какова вероятность рождения в этой семье здорового ребенка. Кроссинговер не учитываем.

    9. У человека рецессивный ген h обусловливает гемофилию. Он локализован в Х-хромосоме и является полулетальным. Здоровая женщина, отец которой был болен гемофилией, вышла замуж за здорового юношу. У них было 7 детей. Сколько детей было здоровых? Сколько из них девочек? Сколько мальчиков гемофиликов?

    10. Гены цветовой слепоты и ген ночной слепоты локализированы в Х-хромосоме и наследуются по рецессивному типу. Определите вероятность рождения детей с двумя аномалиями в семье, где жена гетерозиготна по обоим признакам, а муж имеет обе формы слепоты.

    11. У человека ген геморрагического диатеза (а) и его нормальный аллель (А) находятся в половых хромосомах. Какие дети могут родиться в браке от здоровых родителей? Определите генотипы родителей.

    12. У отца отсутствуют потовые железы, а у матери нормально развитые. Могут ли унаследовать это заболевание дети, если отсутствие потовых желез — рецессивный признак, сцепленный с полом?

    13. Аравийский шейх Махмуд, владелец нефтяных месторождений, был альбиносом и не имел потовых желез. Его сын Джалиль и дочь Лейла имеют нормальный фенотип. После смерти Махмуда управление фирмы на себя взял его младший брат Анис (тоже альбинос без потовых желез), но наследником фирмы он не является. Согласно завещанию, оставленному Махмудом, все имущество должен получить тот из его детей, у которого родится девочка-альбинос без потовых желез. По совету своей матери Лейла вышла замуж за своего дядю Аниса, а Джалиль женился на его фенотипически нормальной дочери Сауд. Каковы их шансы получить нефтяные вышки, учитывая, что альбинизм является аутосомным признаком, а отсутствие потовых желёз (ангидротическая эктодермальная дисплазия) сцепленным с Х-хромосомой? Оба признака рецессивны.

    14. Гипертрихоз ушной раковины наследуется как сцепленный с Y-хромосомой признак, который проявляется лишь к 17 годам жизни. Одна из форм ихтиоза наследуется как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой признак. В семье, где женщина нормальна по обоим признакам, а муж является обладателем только гипертрихоза, родился мальчик с признаками ихтиоза. Определите возможность проявления у мальчика гипертрихоза и вероятность рождения в этой семье детей без аномалий?

    15. При скрещивании самки дрозофилы с черным телом (b) и вильчатыми щетинками (f), с самцом с серым телом и нормальными щетинками, в потомстве получили 88 самок с черным телом и нормальными щетинками, 91 самку дикого типа, 89 самцов с черным телом и вильчатыми щетинками, 91 самца с серым телом и вильчатыми щетинками. Каковы генотипы родителей и потомков?

    16. Гомозиготная красноглазая самка дрозофилы скрещена с белоглазым самцом. Какова будет окраска глаз у потомства от возвратного скрещивания самки первого поколения с ее отцом?

    17. У дрозофилы ген «изрезаных» крыльев и ген «гранатовых» глаз сцеплены и находяться в Х-хромосоме, при этом количество обычных и кроссоверных гамет образуются в равных частях. Соответствующие доминантные аллели дикого типа определяют нормальную длину крыльев и красные глаза. В эксперименте скрещивали самок чистых линий дикого типа и рецессивных по обоим генам самцов (гетерогаметный пол). Затем гибриды первого поколения скрещивали между собой, при этом было получено 56 яиц. Рассчитайте, из скольких яиц появятся самцы с «изрезанными» крыльями и «гранатовыми» глазами.

    18. У дрозофилы ген «изрезаных» крыльев и ген «гранатовых» глаз сцеплены и находятся в Х-хромосоме на расстоянии 24 морганид. Соответствующие доминантные аллели дикого типа определяют нормальную длину крыльев и красные глаза. В эксперименте скрещивали самок чистых линий дикого типа и рецессивных по обоим генам самцов. Затем гибриды первого поколения скрещивали между собой, при этом было получено 56 яиц. Рассчитайте, из скольких яиц появятся самцы с «изрезанными» крыльями и «гранатовыми» глазами.

    19. У домашней кошки доминантный ген В локализован в Х хромосоме и обуславливает рыжий цвет шерсти. У черепаховой кошки родились котята чёрный, рыжий и черепаховый. Написать какой котёнок может реабилитировать рыжего соседского кота?

    20. У кошек есть пара генов, сцепленных с полом, определяющих окраску шерсти. Аллель А обуславливает рыжую окраску шерсти, а рецессивный аллель а-малое — черную. Гетерозиготы Аа имеют пеструю (черепаховую) окраску. Как можно объяснить рождение черепаховых котов в потомстве от черепаховой кошки и рыжего кота?

    21. Скрестили черную кошку с рыжим котом. 1. Будут ли в потомстве котята, подобные фенотипу отца? 2. В каком случае аномальный мейоз у одного из родителей может привести к рождению черепаховых котиков? 3. В каком случае аномальный мейоз у обоих родителей может привести к рождению рыжих котиков?

    22. При скрещивании полосатых кур с розовидным гребнем с черными петушками, также имеющими розовидный гребень, в потомстве получено 20 полосатых петушком и 20 черных курочек. При этом 15 петушков и 15 курочек имеют розовидный гребень, а 5 петушков и 5 курочек имеют листовидный гребень. Определите генотипы родителей и потомков.

    23. Ха — золотистая окраска, ХА — серебряная. От скрещивания курочки серебряной окраски с петушком такого же фенотипа часть цыплят курочек была золотой окраски. Вопросы: 1. Сколько типов гамет у петуха? 2. Сколько разных фенотипов потомстве? 3. Какова вероятность получить золотого петушка? 4. Какова вероятность в F1 золотых цыплят курочек? 5. Какова вероятность цыпленка с генотипом матери курицы? Вероятность выразить в %.

    24. В инкубаторе хозяйства, разводящего только коротконогих кур, вылупилось 9000 живых цыплят. Сколько среди них коротконогих петушков и коротконогих курочек, если известно, что петух гетерозиготен по летальному гену (Ха); аутосомный ген коротконогости (С) в гомозиготе также вызывает гибель зародыша.

    25. У кур встречается рецессивный, сцепленный с полом ген, который в гомозиготном (гемизиготном) состоянии дает летальный эффект до вылупления. Нормальная самка, скрещенная с гетерозиготным по летальному гену самцом, дала 240 живых цыплят. Сколько среди них курочек (самок) и петушков (самцов)?

    26. У кур встречается рецессивный сцепленный с полом летальный ген, который вызывает гибель цыплят ещё до вылупления. Нормальная самка, скрещенная с гетерозиготным по летальному гену самцом, дала 120 живых цыплят. Какое количество среди них самцов? Самок?

    Задачи на наследование, сцепленное с полом из контрольных вариантов ЕГЭ за прошлые годы

    1. В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын – дальтоник. Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в Х хромосоме. Определите генотипы родителей, сына-дальтоника, пол и вероятность рождения детей – носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи.

    2. У мужа и жены нормальное зрение, несмотря на то, что отцы обоих супругов страдают цветовой слепотой (дальтонизмом). Ген дальтонизма рецессивен и сцеплен с Х-хромосомой (Xd). Определите генотипы мужа и жены. Составьте схему решения задачи. Какова вероятность рождения у них сына с нормальным зрением, дочери с нормальным зрением, сына-дальтоника, дочери-дальтоника?

    3. Рецессивные гены гемофилии и дальтонизма связаны с X-хромосомой. Какое потомство будет получено от брака мужчины, больного гемофилией, и женщины, больной дальтонизмом (гомозиготной по признаку отсутствия гемофилии)?

    4. У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А – наличие меланина в клетках кожи, а – отсутствие меланина в клетках кожи – альбинизм), а гемофилии – сцеплено с полом (XН – нормальная свёртываемость крови, Xh – гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.

    5. Мужчина, страдающий дальтонизмом (цветовая слепота) и глухотой, женился на женщине, нормальной по зрению и хорошо слышащей. У них родился сын глухой и дальтоник, и дочь-дальтоник, но с хорошим слухом. Определите вероятность рождения в этой семье дочери и обеими аномалиями, если известно, что дальтонизм и глухота передаются как рецессивные признаки, но дальтонизм сцеплен с X-хромосомой, а глухота — аутосомный признак.

    6. У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину, с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.

    7.Женщина, носительница рецессивного гена гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, ожидаемого потомства, соотношение генотипов и фенотипов.

    8. У человека недостаток фосфора в крови, вызывающий специфическую форму рахита, зависит от доминантного гена (А), сцепленного с полом, а близорукость — от доминантного аутосомного гена (В). Здоровая женщина, гетерозиготная по гену близорукости, вступает в брак с мужчиной, который страдает рахитом, но имеет нормальное зрение. Оцените вероятность рождения ребенка без этих недостатков.

    9. У канареек доминантный ген определяет зеленую окраску оперения и сцеплен с Х-хромосомой. Оба родителя зеленые. В потомстве получены зеленый самец и коричневая самка. Определите генотипы родителей

    10. Ген окраски кошек сцеплен с Х-хромосомой. Черная окраска определяется геном XВ, рыжая – геном Xb, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черепаховой кошки и рыжего кота родились два рыжих котенка. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования признаков.

    11. У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (Xа), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. При скрещивании гетерозиготного по этому признаку самца с самкой появилось потомство (у птиц гетерогаметный пол – женский). Составьте схему скрещивания и определите генотипы родителей, возможного потомства и соотношение по полу выживших цыплят.

    12. У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (а), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. Скрестили нормальную курицу с гетерозиготным по этому гену петухом (у птиц гетерогаметный пол – женский). Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, пол и генотип возможного потомства и вероятность гибели эмбрионов.

    13. Серебристую курицу из породы виандот скрестили с золотистым (коричневым) петухом породы леггорн. Определите численное соотношение расщепления гибридов по генотипу и фенотипу (по полу и окраске птиц). Ген серебристой окраски доминирует над геном золотистой окраски и находится в Х-хромосоме. Генетическая формула определения пола у птиц иная, чем у млекопитающих: у курицы — ХY, у петуха ХХ.

    14. У кур гены, влияющие на окраску оперения, локализованы в Х-хромосоме. У одной из пород кур ген серебристого оперения (А) доминирует над геном золотистого оперения (а). С каким генотипом следует подбирать кур и петухов, чтобы определять пол цыплят по оперению?

    15. При скрещивании белых кур с полосатыми петухами получили полосатых петушков и курочек. При скрещивании этого потомства между собой в F2 получено: 303 полосатых петушка и 306 полосатых и белых курочек . Объясните результаты . Сколько белых курочек было в F2

    16. При скрещивании рябой курицы без хохолка и рябого хохлатого петуха в потомстве все петухи были рябыми хохлатыми, половина кур рябая с хохолком, а половина – коричневая с хохолком. При скрещивании коричневой курицы с её отцом всё потомство имело хохолок, половина из них была рябая, половина – коричневая независимо от пола. От рябой курицы первого поколения и её брата были получены потомки с хохолком и без хохолка в отношении 3:1 независимо от пола. Как наследуются признаки окраски и хохлатости? Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения? Какое потомство можно ожидать при скрещивании коричневой курицы первого поколения с одним из её братьев?

    17. У человека цветовая слепота обусловлена рецессивным геном d, а нормальное цветовое зрение – его доминантным аллелем D. Ген цветовой слепоты локализован в X-хромосоме. В браке женщины с нормальным зрением, родственники которой страдали полной цветовой слепотой, и мужчины с нормальным зрением, у отца которого так же была полная цветовая слепота, родились три дочери с нормальным зрением и два сына с цветовой слепотой. Объясните полученные результаты.

    18. Ген, обусловливающий нормальную свертываемость крови, обозначен Н, а ген гемофилии, при котором кровь теряет способность свертываться — h. Какое потомство может появиться у женщины-носительницы гена гемофилии, вступающей в брак с нормальным по этому признаку мужчиной?

    19. Одна из форм дальтонизма (нарушение цветовосприятия) — рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой признак. Неспособность различать вкус фенилтиокарбоната (ФТК) -рецессивный аутосомный признак. Здоровые мужчина и женщина, воспринимающие вкус ФТК, имеют сына дальтоника и дочь, не способную воспринимать вкус ФТК. Чему равна вероятность рождения в этой семье здорового мальчика, воспринимающего вкус ФТК?

    20. Известно, что у бабочек гетерогаметным полом являются самки. Определите какой процент длинноусых пятнистых особей среди самок можно ожидать от скрещивания дигетерозиготного длинноусого самца однотонной окраски с короткоусой пятнистой самкой, если признак наличия пятен сцеплен с X-хромосомой.

    Тема урока: Наследование дальтонизма у человека

    Тема урока: Наследование дальтонизма у человека.

    1.углубить и расширить знания учащихся о наследовании признаков, сцепленных с полом – дальтонизме.

    2. конкретизировать знания о механизме определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом

    3.уметь объяснять причины возникновения сцепленных с полом генетических болезней.

    4. закрепить знания о крисс –кросс наследовании признаков.

    Тип урока:комбинированный;практическое занятие с элементами исследований.

    Методы проведения: репродуктивные; проблемные, частично-поисковые с применением кейс-технологии.

    Оборудование: тексты с условиями задач,

    Деятельность учащихся: работа с текстом; выполнение заданий в тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов.

    1. Организационный момент:

    2. Проверка знаний учащихся

    — Проверка выполнения задачи.

    1..Гомогаметным называется пол:

    а/ пол, образующий один тип гамет

    б/ пол, образующий два типа гамет

    в/ пол, не образующий гаметы

    2.Гетерогаметным называется пол:

    а/ пол, образующий один тип гамет

    б/ пол, образующий два типа гамет

    в/ пол, не образующий гаметы

    3.Каково примерное соотношение ХиУ хромосом в человеческой популяции:

    4.Сколько пар хромосом отвечает за наследование пола у собак, если у них диплоидный набор хромосом равен 78?

    5.Чем сходны яйцеклетки и сперматозоиды кошки:

    а/ количеством аутосом

    б/ идентичностью половых хромосом

    в/ идентичностью генов, содержащихся в их хромосомном наборе.

    6. Хромосомы, одинаковые у обоих полов называют:

    г/ нет правильного ответа

    7. Кариотип человека содержит:

    8.При сперматогенезе образуются гаметы:

    9. Важнейшая роль в генетическом определении пола принадлежит:

    а/хромосомному набору зиготы

    б/ хромосомному набору яйцеклетки

    в/ хромосомному набору сперматозоида

    10.Как обозначаются половые хромосомы женщины:

    Самостоятельная работа учащихся (с последующей проверкой)

    Вспомните, как называются признаки, гены которых расположены в половых хромосомах?

    — В какой половой хромосоме расположен ген дальтонизма и гемофилии?

    — Кто является носителем данных заболеваний — мужчина или женщина?

    — Люди издавна пытались ответить на вопрос: почему у здоровой женщины, рождается ребенок больной дальтонизмом и гемофилией? Каков механизм передачи наследственных заболеваний? Почему гены могут быть сцеплены с полом?

    — Нередко ответы на такого рода вопросы ученые извлекают из случайных событий – конечно с последующим анализом научной точки зрения.

    Изучение нового материала.

    1. Из истории открытия дальтонизма (рассказ учителя – по материалам журнала «Биология в школе №5, 2005г.)

    В 1875 г. в Швеции около маленького городка Лагерлунда произошла трагедия, повлекшая за собой большие жертвы. Пассажирский поезд, который вез детей на летний отдых, на полном ходу лоб в лоб столкнулся со встречным товарным составом. Погибли и получили увечья люди, среди которых было много детей. Машинист остался жив, он успел в последний момент выпрыгнуть и сам явился в полицию, утверждая, что ехал на правильный сигнал семафора. Репутация машиниста была безупречна: он не имел вредных привычек, был прекрасным семьянином и не один год проработал на железной дороге. Но поверить ему мешало большое количество жертв. Неизвестно, чем бы все закончилось, но машинисту повезло с адвокатом. Последний принес в камеру корзиночку с цветными нитками для вышивания (мулине) и предложил подсудимому от нечего делать разложить их по цветам. Через пару часов адвокат вернулся, но не один. С собой он привел свидетелей. Они увидели следующее: машинист действительно разложил нитки в соответствии с цветом, однако зеленые и красные он положил вместе. На вопрос, отчего он не разложил в разные кучки эти нитки, он ответил: Да я вижу, что они разного серого цвета, одни темно — серые, другие светло –серые. Но поскольку они серые, я их положил вместе. Суд оправдал машиниста. Однако это несчастье послужило толчком к тому, что при приеме на транспортную службу (водителем железнодорожного состава или водителем автомобиля) стали в обязательном порядке оценивать цветоощущение.

    Так что такое цветослепота? Почему одни люди видят все цвета, а другие нет?

    2. Сообщение учащегося.(по материалам журнала «Биология в школе,

    — Первое точное описание цветовой слепоты дал английский химик Джон Дальтон. Поэтому данным аномалиям было дано название – «дальтонизм». В центральной части сетчатки глаза человека расположены цветочувствительные нервные клетки, которые называются «колбочки». Они содержат три типа пигмента белкового происхождения. Один пигмент чувствителен к красному цвету, другой – к зеленому, а третий – к синему. Точнее, оничувствительны к длине волны, соответствующей красному, зеленому и синему цветам в нашем понимании. Видение всех красок мира обеспечивается «складыванием» именно этих трех цветов в нашем мозге.

    Люди с нормальным цветовым зрением имеют в колбочках все три пигмента (красный, зеленый и синий) – их называют трихроматами (от слова «хромос» — цвет). Если человек различает только два цвета ( в этом случае один из пигментов в сетчатке отсутствует), его называют дихроматом.Мужчины, у которыхотсутствует красный пигмент, — протанопические дихроматы; а те, у когоотсутствует зеленый пигмент, — дейтеранопические дихроматы. Происхождение этих сложных названий объясняется очень просто: красный цвет принято называть «протос» (греч. – первый), зеленый цвет – «дейтерос» ( греч. – второй), отсутствие зрения — «анопия». Встречаются люди, у которых все три пигмента в наличии, но активность одного из нихснижена. Этих людей относят к аномальным трихроматам. Люди с дефектом синего пигмента в колбочках встречаются крайне редко, так же как и люди, у которых полностью отсутствует цветное зрение ( их называют ахроматами).

    Дихроматы и люди с пониженным цветовым зрением воспринимают краски окружающего мира иначе, чем мы, но часто не замечают своего отличия от других. Не замечают его иногда и окружающие. Так, Дальтон, который не различал красный цвет (т. е. был протанотопом), не знал о своей цветовой слепоте до 26 лет. Происходит это потому, что цветослепые с детства учатся называть цвета обыденных предметов общепринятыми обозначениями. Они слышат и запоминают, что трава – зеленая, небо – синее, кровь – красная.

    Отсутствие нормального зрения – это не катастрофа – данное отклонение не отражается физиологических процессах всего организма, но представляет угрозу жизни и здоровью многих людей. Очень важно таким людям знать о наличии дефекта, чтобы правильно выбрать профессию. Будущие дизайнеры, художники-колористы, медики могут встретиться с проблемой, которые нельзя решить, не имея абсолютно нормального зрения. Неизвестно, что послужило выбору профессии Дальтона – нарушение зрения или его любовь к наукам, но факт, то, что он всю жизнь преподавал математику и философию в Манчестере и благодаря своим трудам стал выдающимся химиком и физиком.

    Учитель.Во времена Дальтона ничего не знали о генах и законах, управляющих наследственностью, но Дальтон очень подробно описал свой семейный дефект и свое восприятие мира, от чего данная патология получили название «дальтонизм». В настоящее время установлено, что дальтонизм проявляется как отклонение с рецессивным типомнаследования, сцепленного с Х-хромосомой. Причем ген дальтонизма передается, как правило, от матери к сыну.

    Попробуем разобрать следующую ситуацию (кейс –технология).

    Доктор (ученик ). Ваш сын – дальтоник. Дальтонизм – одна из форм цветовой слепоты. Одни не различают красный, другие – зеленый, третьи – фиолетовый или синий цвет. Есть люди, для которых весь мир окрашен в серые цвета.

    Мать(ученица). Я так и знала! Я различаю цвета нормально, а муж мой — дальтоник! Все беды от этих мужчин!

    Доктор(ученик). Совершенно напрасно вы вините своего мужа – отца вашего ребенка. Он здесь совершенно не виноват.

    Учитель.Почему доктор так ответил женщине? Помогите разобраться в этой ситуации.

    Примерные ответы учащихся. Ген дальтонизма наследуется от матери к сыновьям вместе с Х-хромосомой, и ни как ни отца к сыновьям.

    — Учитель. Как называется такое наследование признаков?

    — Ответы учащихся. Крисс — кросс наследование.

    -Вопрос. Что значит крисс-кросс наследование?

    — Ответ. То есть «крест – накрест» наследование – а именно, признаки от матери передаются к сыновьям, а от отца – к дочерям.

    — Давайте посмотрим, как будут обозначаться гены дальтонизма в хромосомах и как следствие генотипы дальтоников.

    — Вначале распишем простую схему расщепления по полу с помощью хромосом – без генов. А затем расставим гены в хромосомах, исходя из ситуации. Условные обозначения для гена дальтонизма:

    D — номальное зрение;d – дальтонизм.

    — Запись схемы для разыгранной ситуации на доске – с помощью учащихся.

    Задача №2. Англичанин Джон Дальтон, несмотря на заболевание цветослепотой, прожил 78 счастливых лет. У него было три брата и одна сестра, двое братьев тоже страдали цветослепотой на красный цвет. Составьте схему генетического скрещивания в семье Дальтона по признаку дальтонизма. Какие генотипы были у всех членов семьи?

    Рассмотреть 2 варианта решения задачи:

    1) Предположив, что отец –дальтоник, а мать гетерозиготна.

    2) Предположив, что отец с нормальном зрением, а мать гетерозиготна. (правильный вариант).

    — Привести учащихся к выводу, что в любом случае сыновья-дальтоники наследуют ген дальтонизма от матери т. е. проявляется крисс-кросс наследование.

    — А теперь составим правильную схему наследования гена дальтонизма в этой семье – в семье Джона Дальтона с использованием графических символов генеалогического древа.

    Краткий анализ схемы. Мать здорова, но является носителем ген дальтонизма и передает свой ген дальтонизма сыновьям, отец здоров и свой ген передает дочерям.

    Задача №3. В поле зрения тети Лизы опять попали молодые соседи. С некоторых пор ее стал интересовать вопрос, почему они не покупают машину? Успокоилась она только тогда, когда узнала, что состоятельный сосед – дальтоник. «Ой, как жалко, значит и детки всю жизнь будут на городском транспорте ездить». Надо ли жалеть соседских детей?

    Класс делится на четыре группы, каждая группа получает индивидуальное задание. Учитель разыгрывает ситуации в генетических консультациях.

    В медицинскую генетическую консультацию обратились за помощью в решении следующих спорных вопросов:

    Задание для 1 группы: Обратился мужчина дальтоник. Он женился на женщине у которой нормальное восприятие цветовой гаммы но, ее отец страдал этим заболеванием. Спрашивает вас, какое потомство его ожидает?

    Задание для 2 группы: Обратилась здоровая женщина, она сообщила, что ее отец был дальтоником, будущий супруг ее здоров.

    Какова вероятность рождения в этой семье детей дальтоников?

    Задание для 3 группы: обратилась здоровая женщина, сообщила, что ее отец был дальтоником, она выходит замуж за дальтоника.

    Какова вероятность рождения в этой семье детей дальтоников?

    Задание для 4 группы: Обратился мужчина дальтоник, который женился на здоровой женщине. У них двое детей — сын дальтоник и дочь здорова. Мужчина просит, что бы вы определили генотип его жены и если захотят иметь третьего ребенка, то какова вероятность рождения в этой семье дочери дальтоника?

    Самостоятельная работа учащиеся (выполняют работу в тетрадях, после выполнения задания от каждой группы выступает ученик, обосновывает ответ, записывает решение задачи на доске).

    Оценка степени реализации знаний.

    Домашнее задание. Решить задачу с распечатки и составить подобную.

    Форма работы: групповая (класс делится на три группы).

    Еще статьи:

    • Приставы первомайского района ростова-на-дону Отдел судебных приставов (ОСП) по Первомайскому району города Ростова-на-Дону Адрес: 344029, Ростов-на-Дону, улица Менжинского, дом № 2/1 (посмотреть на карте Google) Электронная почта: [email protected] Время […]
    • Наследство колдунов Наследство колдуна (fb2) Дети Грозы - 2 Наследство колдуна 3128K, 381с. (читать) (скачать fb2) издано в 2018 г. в серии Любовь и тайна (post) (иллюстрации) Добавлена: 07.08.2018 Версия: 1.0.ISBN: 978-5-04-094033-2 […]
    • Захват лицензия Захват / Secuestrados (2010) BDRip-AVC Лицензия Год выхода: 2010Страна: Франция, ИспанияРусское название: ЗахватОригинальное название: SecuestradosСлоган: «Мой дом - моя крепость тюрьма»Категория/Жанр: триллер, […]
    • Prototype 2 торрент лицензия Prototype 2 - 2012 Разработчик: Radical EntertainmentИздатель: Activision PublishingГод выхода: 2012 Тип издания: ЛицензияЖанр: Action / 3D / 3rd PersonТип издания: Лицензия (Steam Rip) Язык интерфейса: RUSЯзык […]
    • The club лицензия торрент The Golf Club 2019 featuring PGA TOUR (2018) PC | Лицензия скачать торрент Название: The Golf Club 2019 featuring PGA TOURГод выпуска: 28 августа 2018Жанр: Sport, Simulation, 3DРазработчик: HB Studios Multimedia […]
    • Развод ленточной Ошибки при заточке и разводке ленточных пил Мы хотели бы рассказать Вам о типичных ошибках, возникающих в процессе заточки и разводки ленты. 1. Подобные трещины возникают из-за неправильной установки направляющих […]
    Задача на наследование дальтонизма
    Другие публикации:  Приказ мвд 750 2012