Удаленное голосование на выборах президента: как это работает

На выборах президента РФ 18 марта избиратели впервые смогут проголосовать не только не своем участке, где они прописаны, а на любом участке на территории страны или за границей. При этом не нужно будет, как раньше, получать открепительное удостоверение. Рассказываем, как правильно проголосовать удаленно, — не там, где вы живете, а там, где фактически будете находиться в этот день.

Нужно ли заранее выбрать участок для голосования?

Нужно знать как минимум адрес, по которому вы будете находиться 18 марта. Узнать по адресу номер подходящего избирательного участка можно на сайте ЦИК. Система работает таким образом, что в одном месте вас исключают из списков избирателей, а в другом — включают.

Имейте в виду: заявление о том, что вы намерены голосовать не по месту жительства, можно подать только один раз. Если вы каким-то образом подали больше одного заявления, то действительным считается первое.

Куда и когда обращаться?

Чтобы проголосовать не по месту жительства, вы должны заранее подать заявление, и указанная в нем информация будет внесена в централизованную базу данных ГАС «Выборы».

Подать такое заявление можно:

  • с 31 января по 12 марта — на сайте «Госуслуги», в многофункциональных центрах «Мои документы», а также в территориальной избирательной комиссии;
  • c 25 февраля по 12 марта — в любой участковой избирательной комиссии, в МФЦ или через портал госуслуг.

При подаче заявления при себе нужно иметь паспорт.

Если вы не уложились в эти сроки, с 13 марта до 14:00 по местному времени 17 марта вы можете подать специальное заявление, только лично и только в участковую комиссию по месту жительства. Там на ваше заявление поставят специальную марку. На участке в том населенном пункте, где вы будете находиться 18 марта, фрагмент этой марки отклеят и приклеят в список избирателей, куда впишут ваши данные.

Как подать заявление, не выходя из дома?

Помимо возможности сделать это на сайте «Госуслуги», есть еще один вариант — на тот случай, если вы по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) не можете самостоятельно подать заявление в указанные сроки и предложенными способами.

Вы можете обратиться в участковую или территориальную избирательную комиссию устно или письменно, в том числе при помощи социального работника или других людей, и попросить принять у вас заявление на дому.

В этой ситуации сотрудник избирательной комиссии должен прийти к вам не позднее чем за пять дней до дня голосования (до понедельника, 12 марта) и принять у вас заявление.

Что делать, если я передумал уезжать?

Если обстоятельства изменились, и после оформления заявления вы все-таки придете голосовать по месту жительства, вас могут включить в список избирателей, аннулировав поданные вами заявления. При этом члены избиркома в течение двух часов с момента вашего обращения, но не позднее момента окончания голосования должны установить, что вы не проголосовали в другом месте.

Как проголосовать за границей?

За границей будет открыто больше 400 избирательных участков. Обычно они располагаются в дипломатических учреждениях. 18 марта на таких участках смогут проголосовать граждане России, которые состоят на консульском учете.

Планирующие быть в этот день за границей туристы, а также россияне, приехавшие за рубеж в командировку, или те, кто живет за границей, но числится в списке избирателей у себя дома, могут заранее подать заявление о голосовании не по месту жительства. Сроки указаны выше. 18 марта таких избирателей будут включать в списки на зарубежных участках по заграничному (служебному, дипломатическому) паспорту.

Как проголосовать в больнице или следственном изоляторе?

В больницах и в изоляторах временного содержания будут образованы свои участки. Туда нужно подать заявление о включении в список избирателей. Это можно сделать не позднее 14:00 по местному времени 17 марта.

Можно ли проголосовать человеку без регистрации?

Для избирателей, у которых нет регистрации, будут определены специальные участки. В Москве, например, это будет участок №4003 на Казанском вокзале.

Что делать, если я ничего не понял?

Вопросы можно задавать сотрудникам информационно-справочного центра ЦИК России по телефону 8 800 707-20-18. До 9 марта центр работает с 9:00 до 18:00 (в пятницу — до 17:00). С 9 часов 9 марта до 18 часов 20 марта 2018 года этот номер будет работать круглосуточно.

Заявление на голосование на дому

В УИК избирательного участка № _____

фамилия, имя, отчество

проживающег о( ей) по адресу: _________

номер телефона (при наличии): ________

В связи с тем, что я не могу прибыть в помещение для голосования по причине ______________________________________________________ ,

указать причину: состояние здоровья, инвалидность, другое

прошу предоставить мне возможность проголосовать вне помещения для голосования.

Избирательные бюллетени для голосования на выборах:

депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № _______ – 1 бюллетень получи л( а)

депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по федеральному избирательному округу – 1 бюллетень получи л( а)

Всего получи л( а): _______________________ избирательных бюллетеней.

Избирательные бюллетени выданы следующими членами УИК:

Переносной ящик для голосования № ____.

Примечание: 1) На заявлении также делается отметка о получении избирательного бюллетеня (с указанием избирательного округа) взамен испорченного; 2) если избиратель при заполнении избирательного бюллетеня воспользовался помощью другого лица, на заявлении делается отметка об этом с указанием фамилии, имени и отчества, серии и номера паспорта или документа, заменяющий паспорт гражданина, лица, оказавшего помощь избирателю.

Голосование инвалидов, голосование на дому/в больнице

— Кто имеет право проголосовать на дому? На каком основании мне могут отказать в этом праве?

Проголосовать на дому или в соответствии с формулировкой закона вне помещения для голосования имеют право избиратели, которые не в состоянии по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещения для голосования. Участковая избирательная комиссия вправе отказать в этом праве в двух случаях: если признает указанную Вами причину, по которой Вы не можете самостоятельно прибыть в помещение для голосования, неуважительной, либо если Вы обратитесь с соответствующей просьбой в участковую избирательную комиссию позднее чем за четыре часа до окончания времени голосования (на федеральных выборах – позднее 16.00 дня голосования по местному времени).

Я тяжело болею и хочу проголосовать дома. Что мне делать?

Вам следует обратиться в участковую избирательную комиссию с заявлением о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования. Вы можете передать письменное заявление лично или через любое лицо, а также передать устное сообщение по телефону участковой избирательной комиссии или через иное лицо. Таким лицом может быть Ваш родственник, знакомый, сосед, работник социальных служб и т.п. Такое заявление может быть подано начиная с дня формирования участковой избирательной комиссии и не позднее чем за четыре часа до окончания времени голосования в день голосования (на федеральных выборах – до 16.00 дня голосования по местному времени). После этого Вам необходимо находиться в день голосования дома с паспортом и ждать прибытия членов УИК с переносным ящиком для голосования.

— Я болею и не хожу на выборы, но ко мне пришли из избирательной комиссии домой, хотя я ни кого и не просил об этом. Законны ли такие действия?

Такие действия незаконны. Вы действительно вправе обратиться в участковую избирательную комиссию с заявлением о предоставлении Вам возможности проголосовать вне помещения для голосования. Если Вы такое заявление не подавали и не просили кого-либо передать соответствующую просьбу, участковая избирательная комиссия не имела права приходить к Вам с переносным ящиком для голосования.

— Я болею, позвонил в избирательную комиссию и попросил проголосовать на дому. Могут ли проголосовать вместе со мной и мои родные, что бы им не ходить на избирательный участок?

Нет. Закон четко устанавливает, что проголосовать вне помещения для голосования могут только избиратели, подавшие соответствующее заявление в участковую избирательную комиссию в установленном порядке и в установленные сроки. Кроме того, должна быть уважительная причина, по которой избиратель не в состоянии прийти на избирательный участок. Если Ваши родственники не обращались с таким заявлением, они не могут проголосовать вне помещения для голосования.

— Я попросил о голосовании на дому. Должны ли при мне как-то фиксировать, что я проголосовал? Нужно ли будет писать расписку или подписывать дополнительные бумаги?

Если вы обращались в избирательную комиссию с устной просьбой о голосовании на дому, то по прибытии к вам членов комиссии необходимо будет составить письменное заявлением (с указанием вашей фамилии, имени, адреса места жительства и причины, по которым вы не можете прийти на избирательный участок). В присутствии членов комиссии на этом же заявлении необходимо указать ваши паспортные данные и поставить подпись, подтверждающую получение бюллетеня. Члены комиссии с правом решающего голоса также ставят на вашем заявлении свои подписи. Если вам будет выдан новый бюллетень взамен испорченного, запись об этом вносится в ваше заявлении. Испорченный бюллетень отдаётся членам избирательной комиссии в вашем присутствии помечается как испорченный и погашается (отрезается левый нижний угол).[1] После этого важно поставить отметку в бюллетене, избежав при этом советов и помощи членов комиссии, и опустить бюллетень в переносную урну, которая должна быть соответствующим образом опечатана.

[1] Пункты 3, 4, 11 статьи 66 Закона «Об основных гарантиях…».

— Как мне воспользоваться правом на голосование, если я нахожусь в больнице?

Если у Вас есть открепительное удостоверение, Вы вправе предъявить его в участковой избирательной комиссии в день голосования и получить избирательный бюллетень. В случае, если у Вас нет открепительного удостоверения, Вы вправе обратиться с письменным заявлением не позднее чем за три дня до дня голосования в участковую избирательную комиссию по месту Вашего временного пребывания. В таком случае Вы будете исключены из списка избирателей по месту жительства и включены в список избирателей по месту временного пребывания.

Другие публикации:  Гражданство 21

— Что делать, если врачи не дают мне бланк для голосования, если я буду голосовать за «неправильную» партию?

Врачи не обладают полномочиями по выдаче избирательных бюллетеней. Скорее всего, речь идет о действиях членов участковой избирательной комиссии. Отказ в выдаче избирательного бюллетеня избирателю, включенному в список избирателей на соответствующем избирательном участке и предъявившему паспорт или документ, заменяющий паспорт, является нарушением закона. В таком случае Вы вправе подать жалобу на действия участковой избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию и прокуратуру.

Моя мама болеет, могу я проголосовать за нее?

Нет. Голосование за других лиц, включая близких родственников, запрещено законом. Вы можете обратиться в участковую избирательную комиссию с просьбой маме предоставить возможность проголосовать на дому.

— Я вызвал избирательную комиссию на дом и попросил их помочь мне оформить документы и проголосовать, а они отказались это сделать, а помочь больше было не кому, и я не смог проголосовать правильно ли это? Члены избирательной комиссии как и прибывшие с ним наблюдатели не имеют права расписываться в получении бюллетеня или помогать ставить отметку в бюллетене. Если у вас есть сложности с тем, чтобы сделать это самому, побеспокойтесь заранее о помощнике (сосед или родственник)
— Я вызвал избирательную комиссию к себе домой, но они долго не шли и я сам пошел на избирательный участок. Когда я пришел на участок, мне отказали в возможности проголосовать, ссылаясь на то, что ко мне ушли на дом. Правильно ли они отказали мне? Да действительно, во избежание двойного голосования, если выездная группа убыла по вашему адресу, а вы при этом сами прибыли на участок, комиссия не имеет право выдавать бюллетень до прибытия выездной группы. Если выяснится что выездная группа не попала на ваш адрес то вы сможете проголосовать на избирательном участке.

— Я вызвал избирательную комиссию на дом для моего родственника, который по состоянию здоровья не может прибыть на участок. Когда комиссия приехала родственник проголосовал, а мне не дали проголосовать, правы ли они? Избирательная комиссия вызывается не только на конкретный адрес, но и только к конкретному избирателю. Любые другие избиратели, находящиеся в это время по адресу голосовать не могут. Если в связи с уходом за родственником вам нельзя отлучаться, вы можете вызвать избирательную комиссию не только для своего родственника, но и для себя. Тогда вы сможете проголосовать.

— Обязаны ли организаторы выборов оснащать избирательные участки для инвалидов-колясочников?

Да обязаны. На предстоящих 4 декабря 2011 года выборах для инвалидов-колясочников, например, оборудован избирательный участок № 2081, в школе 1265 по улице Фотиевой. На этом избирательном участке инвалиды могут самостоятельно добраться до места голосования без использования каких-либо дополнительных технических устройств.

— Мой родственник ослеп, он хочет проголосовать. Как он может это сделать?

ОТВЕТ1: Ваш родственник может проголосовать. Для этого он может воспользоваться помощью другого избирателя (в том числе Вы сами можете оказать своему родственнику помощь). Избиратель, который будет оказывать ему помощь, получит за него избирательный бюллетень, по его просьбе проставит нужную отметку в бюллетене и опустит бюллетень в ящик для голосования.

ОТВЕТ2:

Ваш родственник имеет право воспользоваться помощью другого избирателя при получении бюллетеня и при его заполнении в кабине для голосования. Для этого достаточно устно предупредить членов избирательной комиссии, которые должны зафиксировать в списке избирателей паспортные данные помогающего. Важно, чтобы такая помощь исходила не от члена избирательной комиссии, зарегистрированного кандидата или его представителя либо доверенного лица.[1]

[1] Пункт 10 статьи 64 Закона «Об основных гарантиях…».

— За какой период времени нужно подавать заявление о голосовании на дому? Можно ли попросить о голосовании на дому по телефону или электронной почте?

Заявление с просьбой о голосовании на дому может быть подано в участковую избирательную комиссию с момента её формирования, но не позднее, чем за шесть часов до окончания голосования– то есть они могут подаваться и в день голосования.[1]

Заявление о голосовании на дому может быть подано как в письменной, так и в устной форме, в том числе по телефону. Отправить его по электронной почте не удастся – таких экстравагантных технических средств участковые избирательные комиссии, как правило, не имеют. В заявлении надо указать причину, по которой вы не можете прийти на избирательный участок (например, состояние здоровья, инвалидность), фамилию, имя, отчество и адрес места жительства (эти данные необходимы членам комиссии для регистрации заявления в специальном реестре). В случае устного обращения, оно подтверждается письменным заявлением по прибытии членов комиссии к избирателю.[2]

[1] Пункт 5 статьи 66 Закона «Об основных гарантиях…».

[2] Пункты 2 и 3 статьи 66 Закона «Об основных гарантиях…», часть 3 статьи 77 Закона «О выборах депутатов…».

— Я подал заявление о голосовании на дому, но ко мне не пришли. Что делать?

Комиссия может отказать в случае, если сочтёт, что причины, по которым вы не можете явиться на избирательный участок, являются неуважительными, – своё решение комиссия обязана довести до вашего сведения.[1] Если этого сделано не было, налицо грубейшее нарушение законодательства – избирательная комиссия лишила вас возможности проголосовать. Вы вправе подать жалобу в вышестоящую комиссию и (или) заявление в суд. Также можно написать заявление в Следственный комитет[2] о возбуждении уголовного дела по факту воспрепятствования осуществлению избирательных прав (ст.141 Уголовного кодекса Российской Федерации).

В избирательной практике встречаются ситуации, когда члены избирательной комиссии, прибыв к вам домой, еще из-за двери интересуются, за кого вы собираетесь голосовать, и, если ваш ответ их не устраивает, уходят, не дав возможности проголосовать. Бывает и так, что, войдя в дом, члены комиссии дают советы по голосованию. Все эти действия категорически незаконны и за них предусмотрена ответственность. Поэтому проверяйте у членов комиссии документы и фиксируйте их данные. Впоследствии это поможет установить виновных и добиться справедливости.

[1] Пункт 7 статьи 66 Закона «Об основных гарантиях…».

[2] Подпункт «а» пункта 1 части второй статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Как проголосовать на дому на выборах президента РФ

Кто имеет право

Законом предусмотрено право гражданина голосовать вне избирательного участка, т. е. у себя дома.

Сделать это могут следующие категории избирателей:

— люди с тяжелыми болезнями;

— немощные пожилые люди;

— гражданин, который не может оставить больного родственника одного.

Является ли причина достаточно весомой, решает избирательная комиссия. Если она сочтет ее неуважительной, гражданин получит отказ.

Куда обратиться

О намерении проголосовать вне помещения избирательного участка нужно сообщить в свою участковую избирательную комиссию (УИК) в письменном виде или устно, по телефону.

Срок для обращения в избирательную комиссию с этим вопросом – начиная с 8 марта до 14:00 часов 18 марта 2018 года.

Необходимо взять с собой паспорт, данные которого указываются в заявлении о намерении голосовать вне избирательного участка.

Адреса и телефоны УИКов Московской области можно узнать на сайте Мособлизбиркома.

Список УИКов Москвы с адресами и телефонами опубликован здесь.

Как проголосовать

В день выборов домой к избирателю, заявление которого удовлетворено, приходят члены избирательной комиссии с опечатанным переносным ящиком для голосования и наблюдатели. Предварительно они сообщают о своем визите по указанному в заявлении адресу или по телефону.

Если избиратель сообщил в УИК о намерении проголосовать на дому устно, а соответствующее заявление не писал, то сначала он должен написать заявление о предоставлении возможности голосовать на дому. В нем указываются данные паспорта и адрес проживания. Если гражданин не в состоянии самостоятельно заполнить заявление, по его просьбе это может сделать кто-либо другой, в том числе член избирательной комиссии.

После этого избирателю выдается избирательный бюллетень, он расписывается за его получение, заполняет и передает его членам комиссии. При этом он также вправе воспользоваться помощью другого лица, не являющегося членом избирательной комиссии или наблюдателем.

При самостоятельном заполнении можно воспользоваться трафаретом, изготовленным с использованием шрифта Брайля и (или) крупного шрифта, предоставляемом членами УИК. В таких трафаретах имеются прорези на месте квадратов, находящихся справа от фамилии кандидатов в избирательных бюллетенях, предназначенные для проставления знака (крестика или галочки).

Поместив незаполненный бюллетень в трафарет, можно на ощупь, по счету найти фамилию кандидата и поставить любой знак в квадрате соответствующей прорези.

Если избирательный бюллетень оказался испорчен, члены комиссии обязаны выдать избирателю новый бюллетень.

Заполненный бюллетень опускается в переносной ящик для голосования.

Голосование вне помещения для голосования

Одним из важных инструментов, гарантирующих гражданам возможность реализации их активного избирательного права, является предусмотренный законом институт голосования вне помещения для голосования (в разговорной речи обычно говорят о выездном или надомном голосовании). Практически все нормы, относящиеся к этому вопросу, сосредоточены в статье 66 Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Аналогичные статьи в региональных законах, как правило, не содержат никаких значимых нюансов.

Подготовительная работа [  ]

Основания выездного голосования [  ]

Закон предусматривает две причины для выездного голосования:

  • состояние здоровья, инвалидность;
  • нахождение под стражей.

Этот набор случаев является исчерпывающим [1] .

Никакие иные причины (например, работа в день голосования, в том числе в медицинских учреждениях и следственных изоляторах) не являются основанием для предоставления возможности для голосования вне помещения. Даже если выездная группа отправляется в больницу — она не может предоставить возможность проголосовать дежурящим в больнице врачам.

Отдаленность — не основание выездного голосования [  ]

Закон не предусматривает отдаленность места жительства от помещения для голосования как основание для выездного голосования. В то же время закон не устанавливает конкретной степени нетрудоспособности, необходимой для голосования на дому. Поэтому комиссия вправе принять решение о голосовании на дому, исходя из конкретных обстоятельств обратившегося избирателя. Но причиной голосования вне помещения все равно должно выступать именно состояние здоровья избирателя.

Выезд за границы участка [  ]

Голосование вне помещение для голосования не предусматривает обязательного голосования избирателя именно по месту его официального проживания, и заявка с указанием любого адреса (например, адреса родственников) в пределах границ избирательного участка является приемлемой. Однако в небольших населенных пунктах избиратели нередко обращаются с заявками о выезде к ним по адресу, не входящему в эти границы.

Закон не содержит прямых запретов на возможность голосования вне помещения для голосования за пределами границ избирательного участка. Поэтому комиссия вправе самостоятельно принять решение о допустимости такой заявки с учетом своих технических возможностей.

Другие публикации:  Агентский договор на водоснабжение

В небольших городах иногда таким образом организуется голосование в местной больнице: чтобы не заниматься исключением и включением в списки избирателей, все участковые комиссии организуют выездное голосование в больнице для своих избирателей-пациентов.

Как подаются заявки [  ]

Закон предусматривает три формы подачи заявки на голосование вне помещения:

  1. письменное заявление избирателя;
  2. непосредственное устное обращение избирателя;
  3. устное обращение избирателя, переданное при содействии других лиц.

Все заявки должны немедленно вноситься в специальный реестр и заверяться подписью принявшего заявку члена участковой комиссии.

На практике часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда заявки поступают в участковую избирательную комиссию в виде списка от социальных работников, представителей уличкомов или других органов территориального общественного самоуправления и т. д. При этом иногда указанные лица сообщают комиссиям о желании избирателей проголосовать не на основании реальных обращений, а исключительно на основании имеющихся у этих лиц сведений о нетрудоспособности (ограниченной мобильности) избирателей. Такой способ формирования реестра для голосования вне помещения не только противоречит закону, но и создает лишнюю бессмысленную нагрузку на избирательные комиссии: поездка выездной группы к избирателям, не выразившим желание голосовать, означает затраты времени, топлива, часто приводит к конфликтам с наблюдателями, которые могут справедливо расценить такие действия как принуждение к участию в голосовании, прямо запрещенное пунктом 3 статьи 3 федерального закона.

В связи с этим вышестоящим (организующим и окружным) избирательным комиссиям в рамках подготовки к приему заявок необходимо:

  • провести работу с учреждениями социальной защиты, разъяснив недопустимость огульного включения в список всех «подопечных» избирателей;
  • своевременно обеспечить участковые избирательные комиссии бланками реестров для учета заявлений (устных обращений) избирателей о предоставлении возможности голосования вне помещения;
  • не допускать передачи в участковые комиссии анонимных списков избирателей для организации голосования вне помещения для голосования.

Участковым комиссиям при приеме заявок следует:

  • в случае представления заявки списком — уточнить у представившего список лица, действительно ли он действует по прямому поручению указанных избирателей;
  • немедленно при получении заявки внести ее в реестр, заполнив все предусмотренные графы (включая сведения о лице, передавшем заявку, если избиратель обратился в комиссию не лично);
  • при обращении по телефону — напомнить избирателю, что в день голосования ему будет необходим паспорт;
  • проверить наличие обратившегося избирателя в списке избирателей, и при отсутствии его в списке — произвести необходимые действия по проверке и уточнению списка либо указать избирателю на необходимость обращения в другую участковую комиссию;
  • при возникновении сомнений в уважительности причины для голосования вне помещения — передать вопрос для рассмотрения на заседании комиссии; по результатам заседания незамедлительно известить избирателя.

Как оформляется реестр [  ]

Нередко комиссии стремятся отложить оформление реестра до последнего момента, поскольку до 2016 года закон не содержал нормы, явно определяющей момент оформления. В настоящее время закон явно предписывает вносить в реестр сведения о заявке в день обращения.

Традиционная форма реестра заявлений (устных обращений) избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования не слишком удобна для заполнения из-за большого объема данных, которые требуется внести. Чтобы не втискивать записи микроскопическим почерком, проще с самого начала ведения реестра исходить из того, что одна заявка может записываться на нескольких строчках бланка.

В целом заполнение реестра не вызывает затруднений, хотя из-за невнятных заголовков традиционно возникает путаница с двумя соседними графами для записи даты и времени:

  • графа «Дата и время принятия заявления (обращения, телефонограммы, сообщения и т. п.)»
  • графа «Дата и время принятия письменного заявления»

Для удобства использования реестра целесообразно придерживаться следующего порядка. Дата и время поступления заявок (как письменных заявлений, так и устных обращений, переданных лично или через посредника) фиксируются в первой из этих граф.

Следующая графа предназначена для учета даты и времени подписания заявления, заполняемого в момент голосования избирателя (либо подписания второй части единого заявления, если для подачи заявки и оформления выдачи бюллетеней используется один и тот же бланк). Эту же графу целесообразно использовать для отметок об отмене заявки (например, при признании причины вызова неуважительной или при самостоятельной явке подавшего заявку избирателя в помещение для голосования). В этой же графе удобно делать пометку о включении избирателя в выписку («галочка» или дата без указания времени) — это снижает риск ошибки при подготовке следующей выписки.

В графе с адресом места жительства избирателя следует по возможности указывать контактный телефон (самого избирателя или кого-то из его близких) — это поможет при необходимости проверить или уточнить данные. Если избиратель обратился с просьбой о выезде по адресу, не являющемуся местом его жительства, в этой же графе необходимо указать и адрес выезда.

Когда принимаются заявки [  ]

Заявки избирателей на голосование вне помещения для голосования должны приниматься участковыми комиссиями в течение 10 дней до дня голосования (то есть с четверга за полторы недели до дня голосования) [2] и заканчивающийся за 6 часов до окончания времени голосования (в большинстве регионов — в 14 часов).

Следует обратить внимание на то, что хотя у комиссий установлен график работы в предшествующий дню голосования период (для реализации права избирателей на проверку списков), обращение избирателя по телефону может поступить и в другое время. Поэтому следует позаботиться о том, чтобы листы реестра находились рядом с телефоном всё то время, когда члены участковой комиссии принимают звонки.

Особенности подготовки в выездному голосованию в больницах [  ]

Организация голосования в больницах (равно как и в следственных изоляторах и других подобных местах) имеет специфику, связанную с тем, что значительная часть избирателей, желающих принять участие в голосовании, не проживают на территории того избирательного участка, к которому больница относится; если же комиссия посещает только «своих» избирателей, то отличий от обычного надомного голосования нет.

При подготовке голосования в больнице необходимо выполнение следующих действий:

  1. Не позднее чем за три дня до дня голосования (то есть не позднее среды) [3] администрация больницы должна опросить пациентов о желании голосовать и собрать с них личные письменные заявления о включении их в список избирателей на участке с больницей. При этом следует обратить внимание больных, что в день голосования у них должен быть паспорт (даже если в истории болезни больница хранит копию паспорта — выдавать бюллетень для голосования на основании этой копии нельзя). Не позднее вышеуказанного срока все заявления должны быть переданы в участковую комиссию.
  2. Кроме заявлений больница должна представить в участковую комиссию документ (например, письмо главврача), подтверждающий, что подавшие заявления лица действительно находятся на стационарном лечении в больнице.

С учетом того, что администрации больниц не несут прямой ответственности за организацию голосования, может оказаться целесообразным проведение предварительной работы вышестоящих комиссий с соответствующими территориальными органами здравоохранения.

Заявление составляется в произвольной форме; помимо просьбы о включении в список избирателей целесообразно сразу же включить в него указание о желании проголосовать вне помещения для голосования. Кроме того, в заявлении должны содержаться сведения, необходимые для идентификации избирателя в списке избирателей (фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства).

Участковая комиссия на основании представленных документов должна принять решение о включении избирателей в список и направить сведения в вышестоящую комиссию в том порядке и в те сроки, которые ею установлены. Эти сведения используются для уведомления участковых комиссий по месту жительства избирателей о необходимости исключения их из списков.

После принятия решения о включении больных в список избирателей дальнейшая работа выполняется в обычном режиме, то есть заявка вносится в реестр заявок на голосование вне помещения.

Особенности подготовки в выездному голосованию в СИЗО [  ]

Все сказанное выше про больницы в полной мере относится и к СИЗО, однако следственные изоляторы отличаются существенно большей зарегулированностью правил прохода на территорию. Поэтому комиссии, на территории которой имеется следственный изолятор, следует заранее согласовать с руководством учреждения порядок прохода в СИЗО выездной группы, особо оговорив порядок прохода наблюдателей (имена которых станут известны лишь в день голосования). Если следственный изолятор настаивает на заблаговременном извещении о составе выездной группы, комиссии следует непосредственно или через вышестоящую комиссию известить об этом кандидатов (избирательные объединения), чтобы дать им возможность предоставить необходимые сведения.

Кроме того, необходимо напомнить администрации следственного изолятора о необходимости оформления избирателям ко дню голосования заменяющих паспорт справок по форме, установленной совместным распоряжением Минюста РФ, МВД РФ, Минобороны РФ и ФСБ РФ от 25 сентября 2003 г. № 292/724/1/23. (В небольших следственных изоляторах администрация учреждения может предпочесть предоставить комиссии хранящиеся в учреждении паспорта; такое решение также ничему не противоречит.)

Проведение голосования вне помещения [  ]

При планировании выездного голосования комиссия должна учитывать, что в помещении для голосования в течение всего дня голосования должно оставаться более половины от установленной численности [4] членов комиссий с правом решающего голоса, поскольку в ходе дня голосования в помещении могут возникать, вопросы требующие принятия решения комиссии, а принятие решений путем опроса (без проведения заседания) прямо запрещено Конституционным судом [5] .

Следует также учитывать, что заявки на голосование вне помещения могут подаваться и в день голосования, поэтому одна из выездных групп должна отправиться на выезд лишь после 14 часов (или иного времени, если в регионе установлено нестандартное время окончания голосования).

Распределение заявок между выездами может быть любым (в порядке поступления, по принципу территориальной близости и т. д.). В зависимости от особенностей местности и характера поступивших заявок может оказаться целесообразным предварительный обзвон избирателей (избиратели, заявленные в «списках собеса», да и не только они, в погожий день с большой долей вероятности могут оказаться не дома, а на дачах, огородах и т. д.). В Москве для обоснования законности предварительного обзовона можно ссылаться на позицию Мосгоризбиркома, изложенную в письме от 14.09.2018.

Предотвращение повторного голосования [  ]

С 2016 года при отправке выездной группы в списке избирателей делается отметка о выезде («Вне помещения для голосования» — без подписей). Это нововведение позволило устранить риск ошибок, связанных с повторной выдачей в помещении для голосования бюллетеня избирателю, который заказал и голосование на дому.

В случае явки в помещение УИК участковая избирательная комиссия избирателя, заявка которого включена в реестр выездного голосования, необходимо выполнить следующую последовательность действий:

  1. Если в списке избирателей нет отметки о выезде, то избирателю выдается бюллетень в обычном порядке, а в реестре следует сделать пометку о том, что избиратель уже проголосовал (конечно, ориентироваться на пометки можно лишь в том случае, если они аккуратно вносятся перед выездом).
  2. Если к избирателю уже выехала выездная группа, то закон предписывает не выдавать избирателю бюллетень. Однако если существует возможность связаться с этой группой по телефону, то можно проверить, что данный избиратель не проголосовал на дому, и поручить выездной группе исключить избирателя из выписки; после подтверждения исключения из выписки — исключить заявку из реестра, а затем дать проголосовать избирателю в общем порядке.
  3. Если связь с выездной группой установить не удалось, следует предложить избирателю отправиться домой и ожидать выездную группу дома либо ожидать ее возвращения в помещении избирательной комиссии.
Другие публикации:  Приказ мчс россии от 24022009 91 с изменениями

Переносные ящики [  ]

Количество переносных ящиков для голосования устанавливается вышестоящей комиссией в зависимости от численности избирателей и особенностей их состава. В любом случае число переносных ящиков не может превышать трех.

Ящики опечатываются одновременно со стационарными (п. 3 ст. 64) и вскрываются лишь в ходе подсчета голосов и установления итогов голосования (п. 12 ст. 68).

За исключением собственно периодов выездов, переносные ящики должны находиться в помещении для голосования в зоне видимости членов комиссии и наблюдателей (п. 11 ст. 61).

Обычно для каждого выезда используют отдельный ящик, но многократное использование одного и того же ящика не возбраняется (и даже неизбежно при большом числе выездов).

Формирование выездной группы [  ]

Не позднее чем за 30 минут до выезда председатель участковой комиссии делает соответствующее объявление и предлагает членам комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателям принять участие в выездном голосовании.

Комиссия должна предоставить возможность включения в выездную группу не менее чем двум наблюдателям (членам комиссии с правом совещательного голоса), представляющим различные политические силы (от разных кандидатов и/или избирательных объединений, причем кандидат и выдвинувшее его избирательное объединение считаются одной политической силой). Если нашлось два таких наблюдателя (или члена комиссии с правом совещательного голоса), то в выездную группу можно включать одного члена комиссии с правом решающего голоса; в противном случае выезжать должны не менее двух членов комиссии с правом решающего голоса.

При наличии технической возможности комиссия может предоставить право участвовать в выездной группе и бо́льшему числу наблюдателей (членов комиссии с правом совещательного голоса).

Представители СМИ средство массовой информации в выездной группе [  ]

Можно включать в выездную группу и представителей средств массовой информации, однако следует заранее их предупредить, что в жилые помещения они вправе входить лишь с согласия проживающих. Следует также учитывать, что наличие журналистов в выездной группе не влияет на необходимое для проведения выездного голосования число членов комиссии с правом решающего голоса.

Участие представителей СМИ средство массовой информации в выездной группе может оказаться особенно полезным в ситуации, когда избиратель в силу инвалидности не может проголосовать самостоятельно: ни члены комиссии, ни наблюдатели не вправе оказывать ему помощь при голосовании, а для журналистов такого ограничения не установлено.

Документация выездной группы [  ]

Выездной группе выдаются:

  • заверенная выписка из реестра выездного голосования. Федеральный закон разрешает выдавать выездной группе и сам реестр, но такое возможно лишь при выезде после 14 часов, когда прием новых заявок прекращается. Однако даже и в этом случае рекомендуется выдавать выписку, так как это позволяет оставшимся в помещении членам комиссии выполнять обработку реестра (вносить информацию о фактически проголосовавших в реестр, разносить информацию в книги списка избирателей и т. д.);
  • бюллетени по числу избирателей в выписке, а также запасные бюллетени на случай порчи в количестве 2 штук (комплектов), если избирателей меньше 60, либо в количестве до 5% от числа избирателей в выписке при бо́льшем числе избирателей. Выдача бюллетеней оформляется специальной ведомостью;
  • бланки заявлений (или заявления, заполненные при подаче заявки) о выдаче бюллетеней вне помещения для голосования по числу избирателей в выписке (запас таких бланков не лимитируется);
  • пишущие принадлежности (кроме карандашей) для заполнения бюллетеней;
  • при выборах главы субъекта Федерации — информационные материалы о кандидатах (региональные законы могут предусматривать наличие таких материалов и в иных случаях);
  • переносная урна.

Посещение избирателя [  ]

При посещении избирателя правом входа в жилое помещение обладают все прибывшие члены комиссии и наблюдатели. В случае отказа избирателя или его родственников допустить кого-либо из прибывших к месту проведения голосования вне помещения такое голосование становится невозможным. В то же время допуск в жилое помещение представителей СМИ средство массовой информации , членов вышестоящих комиссий и т. д. возможен только с явно выраженного согласия избирателя.

В отличие от голосования в помещении УИК участковая избирательная комиссия , съемка в жилом помещении также требует согласия избирателя.

Перед выдачей бюллетеня избирателю следует предложить самостоятельно внести свои паспортные данные в заявление, и лишь при его отказе эти данные вносятся в заявление членом комиссии.

Избиратель должен голосовать самостоятельно, либо устно известить представителей комиссии о том лице, которое поможет ему при осуществлении голосования. Таким лицом не может быть член комиссии или наблюдатель. Если избиратель находится без сознания или по иной причине не может выразить свою волю, то голосование невозможно.

И сам избиратель, и (при наличии) лицо, помогающее избирателю проголосовать, должны предъявить комиссии паспорта, данные которых вносятся в заявление.

Отказ избирателя от голосования [  ]

Отказ внесенного в реестр избирателя от голосования вне помещения может быть вызван как изменением его намерений, так и внесением в реестр недостоверной информации — на основании «списков собеса», подготовленных без реальных обращений избирателей. После двух-трех отказов избирателей, заявки которых внесены в реестр на основании сведений, переданных в комиссию одним и тем же лицом, целесообразно прекратить дальнейшие исполнение заявок, переданных этим лицом, и при наличии технической возможности провести сплошную проверку действительности этих заявок по телефону.

Голосование избирателей, не подававших заявку [  ]

При выездном голосовании, особенно на больших по территории участках, регулярно возникает вопрос о возможности голосования избирателей, которые не подавали заявку, но захотели проголосовать, встретив выездную группу. Такое возможно при соблюдении одновременно всех следующих условий:

  1. Выездная группа располагает резервом бюллетеней (кто-то из избирателей отказался голосовать либо с учетом уже проголосовавших избирателей полученные запасные бюллетени не потребуются) и бланков заявлений.
  2. Избиратель обратился с просьбой о голосовании до 14 часов.
  3. Избиратель вправе голосовать вне помещения по предусмотренным законом основаниям (по состоянию здоровья).
  4. Выездная группа может связаться с участковой комиссией для внесения обращения избирателя в реестр.

При соблюдении всех вышесказанных условий выездная группа после подтверждения внесения обращения в реестр вносит это обращение в имеющуюся у нее выписку, а в реестре делается отметка о включении избирателя в выписку данной выездной группы.

Особенности проведения голосования в больницах [  ]

Голосование в больнице принципиально ничем не отличается от голосования на дому. Иногда приходится сталкиваться с попытками медицинского персонала ограничить доступ выездной группы к избирателям, однако тут действуют те же правила, что и при обычном надомном голосовании: все прибывшие члены комиссии и наблюдатели вправе присутствовать при голосовании избирателя. Никакой режим карантина и тому подобные ограничения не могут служить основанием для недопуска.

Съемка в больничной палате возможна только с согласия пациентов.

Особое внимание следует уделять наличию паспорта у избирателей и лиц, помогающих им при голосовании, поскольку в больницах часто вместо паспорта предлагают его копии из истории болезни.

Особенности проведения голосования в СИЗО [  ]

В отличие от больниц, где решение о допуске на территорию принимает медицинский персонал, доступ в следственные изоляторы регламентирован инструкциями. Сведения о порядке прохода следует уточнить в СИЗО заблаговременно.

Другой особенностью, которую следует иметь в виду, является то, что в качестве удостоверяющего личность документа для избирателей, содержащихся под стражей, используется выдаваемая администрацией СИЗО справка по форме, установленной совместным распоряжением Минюста РФ, МВД РФ, Минобороны РФ и ФСБ РФ от 25 сентября 2003 г. № 292/724/1/23.

Действия по завершении выезда [  ]

Внесение отметок в список избирателей [  ]

По возвращении выездной группы члены комиссии, участвовавшие в выезде, вносят в список избирателей:

  • паспортные данные проголосовавших вне помещения избирателей;
  • запись «Голосовал вне помещения для голосования» в графе «Особые отметки» (практически это сводится к дописыванию слова «голосовал» к ранее сделанной отметке о выезде);
  • личную подпись выезжавшего члена комиссии.

Оформление акта [  ]

О голосовании вне помещения для голосования комиссия составляет акт, в котором указываются:

  • номер переносного ящика для голосования;
  • количество выданных выездной группе бюллетеней
  • количество возвращенных в комиссию бюллетеней (неиспользованных и испорченных);
  • количество личных письменных заявлений о голосовании вне помещения;
  • количество выданных избирателям бюллетеней;
  • сведения о составе выездной группы (членах комиссии с правом решающего голоса, членах комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателях).

Закон не содержит прямого указания о моменте составления акта, однако, исходя из его содержания, он должен составляться после каждого выезда (поскольку состав группы, который должен указываться в акте, может отличаться от выезда к выезду).

Еще статьи:

  • Договор страхования 223-фз Установлен перечень финансовых услуг, сведения о закупке которых в рамках Закона № 223-ФЗ не размещаются в ЕИС Правительство РФ определило виды услуг, сведения о закупке которых госкомпаниями не будут размещаться в […]
  • Образец заявления об увольнении на испытательном сроке Как написать заявление на увольнение Почему нужно писать заявление Начнем с того, что расторжению трудового договора по инициативе работника посвящена статья 80 ТК РФ. В ней содержится требование о том, что желание […]
  • Налог на имущество нко на усн Особенности налогообложения некоммерческих организаций Несмотря на то что извлечение прибыли не является приоритетом некоммерческих организаций (НКО), они так же признаются плательщиками налогов, пусть и не самыми […]
  • Требования к оценщику автомобилей ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОЦЕНКИ Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков (ФСО № 6) I. Общие положения 1. Настоящий федеральный стандарт оценки разработан с учетом международных стандартов […]
  • Приказ по антикоррупции в доу ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО АНТИКОРРУПЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО АНТИКОРРУПЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ Документация по антикоррупции в МБДОУ №16 «Ласточка» ст. Новорождественской 30.Памятки для родителей по […]
  • Армения подоходный налог Налоги в Армении Налоговая система в Республике Армения регулируется законом № 3Р 107 «О налогах» от 12 мая 1997 года. Налоги в Армении классифицируются на государственные и местные. Про уровень жизни в Армении […]
Заявление на голосование на дому