Содержание:

Закон об осаго последней редакции

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Закон об ОСАГО № 40-ФЗ

Закон об ОСАГО в редакции, действующей с 2019 года

1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (закон об ОСАГО).

Текст закона впервые был опубликован в «Собрании законодательства РФ», 06.05.2002, N 18, ст. 1720, «Российской газете», N 80, 07.05.2002.

Из преамбулы закона об ОСАГО следует, что основной целью принятия закона являлась защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу.

В 2005 году ряд положений закона № 40-ФЗ стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который не нашел оснований для вывода о противоречии их Конституции РФ. Постановлением КС РФ от 31.05.2005 N 6-П положения абзацев третьего и четвертого статьи 3, пунктов 1 и 2 статьи 4 и пункта 3 статьи 32 Федерального закона «Об ОСАГО», закрепляющие обязанность страхования владельцами транспортных средств риска своей гражданской ответственности и недопустимость использования на территории РФ транспортных средств, владельцы которых не исполнили эту обязанность, признаны не противоречащими Конституции РФ.

Правила страхования

Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждены положением Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Разъяснения Верховного Суда РФ

Некоторые разъяснения о применении положений закона об ОСАГО содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 г.

Ниже приведен текст документа:

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в последней редакции с изменениями и дополнениями (внесенными Федеральным законом от 18.12.2018 N 473-ФЗ), вступающими в силу с 01.01.2019 года (ред. 41).

К ряду статей закона об ОСАГО имеются комментарии в виде извлечений из указанного постановления Пленума ВС РФ, а также ссылки на статьи и комментарии, ранее размещенные на данном сайте.

25 апреля 2002 года

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Принят
Государственной Думой
3 апреля 2002 года

Одобрен
Советом Федерации
10 апреля 2002 года

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования).

Глава I. Общие положения

Глава II. Условия и порядок осуществления обязательного страхования

Глава III. Компенсационные выплаты

Глава IV. Страховщики

Глава V. Профессиональное объединение страховщиков

Глава VI. Заключительные положения

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
25 апреля 2002 года
N 40-ФЗ

Закон об ОСАГО 2018 новая редакция

Федеральный Закон об ОСАГО последняя редакция 2018 года

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) стал основным инструментом регулирования важнейших процессов в нашем обществе. Речь идёт о ситуациях, при которых наступает ответственность за нанесения вреда третьим лицам с участием транспортных средств различного типа. В данный законодательный акт постоянно вносятся корректировки, отражающие мнение общества и правоведов в знаковых вопросах действующего правового регламента. Новый закон об ОСАГО 2018 года со всеми изменениями и уточнениями вступил в действие с 1 июля 2017 года.

Суть закона об обязательном страховании гражданской ответственности

  1. Этот законодательный акт описывает все ключевые понятия и основные процедуры, позволяющие защитить права пострадавших при аварии на дороге.
  2. Согласно положениям закона, виновные обязаны нести материальную ответственность в целях компенсации вреда, причинённого здоровью и собственности пострадавшей стороны.
  3. Данная ответственность определена и ограничена специальным видом обязательного страхования, основным документом которого является полис ОСАГО.

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности предписывает всем владельцам транспортных средств страховать существующие риски причинения вреда третьим лицам вне зависимости от материальных возможностей и желания. Эксплуатация транспорта на территории России без полисов ОСАГО запрещена.

Контроль над исполнением закона

Контролировать наличие полисов ОСАГО у водителей обязаны сотрудники дорожной полиции. Кроме того, при создании всеобщей базы данных страхователей этим вопросом станет заниматься отдельная государственная структура.

В этом году отсутствие полиса ОСАГО влечёт за собой наложение штрафа в размере 500 рублей. Просроченная страховка станет причиной применения штрафных санкций в размере 1000 рублей. Штраф за отсутствие водителя в страховом полисе составляет 500 рублей. Для приобретения полиса ОСАГО необходимо иметь на руках диагностическую карту технического состояния автомобиля.

В ближайшее время законодательные органы планируют значительное увеличение финансовой ответственности за нарушение в этой области, которые будут отражены в новой редакции Закона об ОСАГО.

Изменения 40-ФЗ об ОСАГО и перспективы дальнейшей эволюции

  1. Недавним важным изменением Закона об ОСАГО стала корректировка сроков осмотра представителями страховых компаний повреждённого автомобиля. Раньше страховщик мог проводить экспертизу повреждений в течение 5 дней с момента предоставления транспортного средства к осмотру. Новое положение обязывает страховую организацию проводить оценку ущерба в течение 5 дней с момента подачи заявления о ДТП страховщику.
  2. Одновременно был введён запрет на независимую экспертизу, которая зачастую проводилась в пользу одной из сторон. Документы с оценкой ущерба, созданные на основе самостоятельно организованной экспертизы, в настоящий момент не имеют юридической силы.
  3. Срок рассмотрения любых претензий владельцев транспортных средств, предъявляемых к страховым компаниям, увеличен с пяти дней до десяти.
  4. С 1 сентября срок действия полиса ОСАГО не может быть меньше одного календарного года.
  5. С мая 2017 года в России будет действовать натуральное возмещение по ОСАГО, которое коренным образом изменит ситуацию на рынке автострахования. Прямые денежные компенсации будут заменены перечислением денег на счета СТО, занимающиеся ремонтом повреждённых автомобилей. Список ремонтных мастерских, с которым страховая компания заключает договор, должен был опубликован на официальном сайте страховщика. Если предложенные сервисы по каким-то причинам не устраивают страхователя, то он может обратить в страховую компанию с аргументированным заявлением. Этот механизм вступил в силу 28 марта 2017 года, когда внесённые изменения были утверждены Президентом РФ В.В. Путиным.
  6. В этом году увеличены страховые выплаты по ОСАГО по Европротоколу, лимит которых теперь составит 100 000 рублей. Денежная компенсация при страховых случаях будет предоставляться, если счёт СТО превышает лимит в 400 000 рублей, а страхователь не желает доплачивать разницу из своего кармана. Финансовое возмещение также будет осуществляться:
    — при высоких рисках нарушения сроков ремонта (30 дней),
    — в случае невозможности восстановления аварийного транспортного средства,
    — при наличии дополнительных письменных соглашений на этот счёт между страхователем и страховщиком.

Дебаты вокруг статей нового Закона об ОСАГО продолжаются и в настоящее время. Причина разнообразных трений заключается в следующих позициях:

  • недостаточная ответственность страховых компаний за выполнение своих обязательств;
  • возможность двоякого толкования некоторых положений, которые не совсем точно определяют ситуации и понятия;
  • высокая вероятность неадекватных выводов судебных инстанций, которые зачастую оказываются в трудно разрешимых правовых казусах;
  • распространение поддельных полисов ОСАГО;
  • необходимость доплаты за ремонт пострадавшего автомобиля «из кармана» пострадавшей стороны

Кроме перечисленных пунктов существует ещё ряд позиций, требующих дальнейшей доработки с учётом объективных реалий. Поэтому даже новая редакция Закона об ОСАГО однозначно будет подвергаться различным корректировкам в ближайшем будущем.

Другие публикации:  Кадровый приказ о приеме генерального директора

Так с 1 января 2017 года приобрести полис ОСАГО можно будет через интернет. Одновременно вступит в силу право регрессного требования страховой компании к лицу, причинившему вред в определённых Законом случаях. Особыми пунктами выделяется ответственность за умышленное предоставление недостоверных сведений при покупке электронного полиса ОСАГО, которое приводит к занижению стоимости страховки. В этом случае виновная сторона не только оплатит ремонт транспортного средства, но и возместит страховой компании разницу в страховом полисе.

Такая законодательная практика, по мнению экспертов, является нормальным явлением цивилизованного общества, желающего защитить права своих граждан в справедливом правовом поле. Специфика этого закона России заключается в неоднозначном отношении к исполнению положений законодательства, усложняемом многочисленными попытками страховых сообществ занизить или аннулировать свои обязательства. Принимаемые поправки к закону 40-ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности позволяют повышать эффективность данного законодательного акта.

Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ (далее – Закон об ОСАГО) нормативный акт, регулирующий отношения в области обязательного страхования транспортных средств на территории России. Данный закон охватывает огромный круг субъектов. В России насчитывается несколько десятков миллионов только легковых автомобилей и все они должны иметь обязательную страховку. Поэтому вопрос обзора изменения законодательства в данной сфере актуален практически для половины жителей нашей страны.

В 2017 году в Закон об ОСАГО (редакция от 25.09.2017) были внесены значительные изменения и поправки нормативного характера. Что осталось неизменным и что может изменится? С полной версией закона и последней редакцией вы можете ознакомиться здесь.

Выплаты по ОСАГО

В начале апреля 2015 года увеличились выплаты за имущественный ущерб — 400 000 рублей (назависимо от числа потерпевших). В случае причинения ущерба жизни и здоровью потерпевший может претендовать на значительно большую сумму средств возмещения. — 500 000 рублей.

На первый квартал года сумма осталась неизменной. Напомним, что в старой редакции это 120 000 и 160 000 рублей соответственно. Данное изменение послужило логическим продолжением изменений принятых еще в 2014 году об увеличении общих выплат по ОСАГО.

Также стоит отметить, что в зависимости от тяжести травмы, выплаты пострадавшим (за исключением смертельных случаев) будут фиксированными.

Ранее выплаты производились только по результатам лечения, что доставляло массу неудобств и проблем. После введения в действия новых поправок достаточно будет предъявить справку от врача о нанесении ущерба здоровью. Повышения выплат обусловлено логической потребностью в данной процедуре.

Лимит выплат по Европротоколу

Европротокол представляет собой документ, составленный участниками дорожно-транспортного происшествия (ДТП) без помощи и участия сотрудников автоинспекции, и имеет полную юридическую силу для страховых учреждений.

Документ призван, прежде всего, упростить жизнь автомобилистам, позволив в определенных случая решать вопрос об урегулировании спора без привлечения государственных органов. Такой порядок значительным образом упрощает процедуру оформления, особенно в больших городах, где большинство ДТП наносят незначительный ущерб, а время ожидания экипажа автоинспекции значительно, что выступает причиной многокилометровых пробок.

Изменения коснулись суммы страхового обеспечения по европротоколу. Сумма выплат была увеличена до 100 000 рублей.

В Законе об ОСАГО перечислены условия для составления данного акта: если сумма выплат не превышает установленного порога (50 тысяч), в случае отсутствия причинения вреда жизни и здоровью людям, обязательно наличие полиса обязательного страхования, в случае отсутствия спора о вине в ДТП.

Прямое возмещение убытков

Если сложилась ситуация для прямого возмещения убытков, когда вред причинен только двум транспортным средствам, участвующим в аварии, то потерпевший имеет право обратиться только в свою страховую компанию. Напомним, что ранее потерпевший мог обратиться и в компанию виновника, что приводило к проблемам, связанным с выплатой компенсаций.

Предельный объем износа автомобиля

Этот параметр действует с 1.10.2014 года и значительно влияет на сумму страховых выплат. Так, раньше он составлял 80%, сейчас предельный износ составляет 50%.

Размер расходов на запасные части (в том числе в случае возмещения причиненного вреда) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.

Данные нововведения позволят хотя бы отчасти компенсировать стоимость продажи автомобиля на вторичном рынке, ведь автомобиль с историей ДТП на рынке подержанных авто стоит гораздо дешевле, да и спрос на такие машины ограничен.

Штрафы за вождение без полиса ОСАГО

Регламентированы правила управления транспортным средством без полиса. В случае если у водителя отсутствует страховой полис (забыл дома), ему грозит штраф в размере 500 рублей. Если страховой полис вообще не оформлялся, то штраф составит уже 800 рублей.

После покупки автомобиля право передвижения без полиса ОСАГО установлено в течение 10 дней.

Конфликты между страховщиком и страхователем

С введением поправок в Закон об ОСАГО урегулирована процедура взаимодействия страховщика и страхователя. Ранее определенная категория автовладельцев пыталась разрешить спор со страховой компанией во внесудебном порядке, с целью получения большего размера компенсации. Такие люди получили наименование «авантюристы». Нововведения в Закон об ОСАГО упорядочили процедуру взаимоотношений сторон.

В случае неудовлетворенности потерпевшего суммой выплат, единственным способом разрешения возникшего конфликта остается судебное разбирательство.

Использование транспортного места

Законодательством определена и конкретизирована зона ответственности страховых организаций. Раньше в случае возникновения ДТП во дворах многоэтажных домов или частных построек организация могла уйти от возмещения вреда. После принятия изменений зона ответственности четко определена: дворы, парковочные места, случаи погрузки на эвакуаторе, проезжая часть.

Данные изменения позволили уточнить ответственность компаний по страховым случаям, внесли ясность при определении наличия факта страхового случая и добавили уверенности простым автовладельцам.

Направление на ремонт

В ранее действовавшем Законе вопрос о выборе специализированного ремонтного сервиса был открыт. С 2015 года Закон об ОСАГО оставляет право выбора сервиса лишь за страховой компанией. В данном случае присутствуют как положительные, так и отрицательные стороны.

К негативным моментам можно отнести лишение данного права автовладельца и отсутствия возможности выбрать собственную проверенную организацию по ремонту. К плюсам относится полное возложение ответственности за некачественный ремонт на страховую организацию.

Получение полиса ОСАГО

Закон об ОСАГО был принят в далеком 2002 году и ставки выплат давно устарели в связи с инфляцией и ростом цен. Повышение лимитов положительно сказалось на положении автолюбителей, хотя и без негативных факторов не обошлось. Абсолютно все страховые компании заявляют об убыточности бизнеса в сфере ОСАГО в России и постоянно требуют дополнительного государственного финансирования, однако при всех воззваниях об убыточности ни одна страховая организация добровольно с рынка не ушла.

По заявлениям некоторых экспертов в последние годы страховые выплаты превысили взносы практически в два раза. Закономерным повышением лимитов стал рост стоимости страховых полисов, санкционированный страховыми организациями. Рост цен вызвал за собой появления большого количества поддельных полисов именитых компаний. Многие автовладельцы просто-напросто перестали покупать дорогую страховку, несмотря на ужесточение штрафов.

Федеральным законом № 223 от 21.07.2014 измен порядок осуществления процедуры обязательного социального страхования, урегулированный статьей 15 Закона об ОСАГО. Введена возможность получения полиса обязательного страхования путем электронной регистрации, что призвано в значительной степени упростить процедуру получения полиса, избавится от очередей во многих субъектах РФ, оградить автолюбителей от навязывания услуг со стороны недобросовестных сотрудников страховых организаций.

Процедура представляет собой регистрацию полиса страхования ответственности на сайте страховой компании, то есть с использованием информационных технологий, оплату и получение полиса на руки через непродолжительное время. На данный момент система получения страховых полисов претерпела некоторый изменения: для получения полиса требуется электронная цифровая подпись, не все страховые организации готовы предоставить данный виду услуг, система обработки информации считается достаточно «сырой» и недоработанной.

Благое намерение, задумкой которого было значительное упрощение процедуры получения полиса по прошествии года с момента введения находится в стадии вялотекущей модернизации. В настоящий момент практически не представляется возможным получение полиса в электронной форме по причине несовершенства и не отлаженности системы.

Что можно ожидать в течение года

Планируемые изменения в части Закона об ОСАГО коснуться, прежде всего, формы документа и организационных мер в отношении страховых компаний. Так, планируется внесение всех полисов в электронные базы данных в обязательном порядке и повсеместно, что должно упростить получение полиса и работу как страховых компаний, так и сотрудников Госавтоинспекции.

Как уже упоминалось, процесс перехода на электронные полисы был запущен давно, однако же, на протяжении более года не может быть запущен полностью. Для ведения взаимозачетов между страховыми организациями планируется создание специальных клиринговых центров. Данная мера позволить облегчить процесс выплат потерпевшим и перевод денежных средств из одной компании в другую.

Другие публикации:  Печать баннеров требования

В середине года запланирована замена абсолютно всех полисов на образцы нового стандарта. Данная мера, призвана раз и навсегда решить острую проблему с наличием на рынке поддельных полисов. Повсеместная замена документов в сжатые сроки к середине года грозит создать огромные очереди на получение полиса нового образца, что не добавляет оптимизма рядовым автовладельцам.

Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) 2019

Закон об ОСАГО в последней действующей редакции от 1 июня 2018 года.

! Закон имеет новую редакцию, вступающую в силу 1 июня 2019 года.
Посмотреть изменения в будущей редакции

Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку «Сравнить». Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон об ОСАГО имеет будущую редакцию только от 1 июня 2019 года

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Федеральный закон Российской Федерации «Об обязательном государственном страховании ответственности владельцев транспортных средств» определяет правовые, организационные и экономические основы ОСАГО. Основная цель Федерального закона «Об ОСАГО» – гарантия возмещения вреда, причинённого жизни, здоровью и транспортному средству вследствие дорожно-транспортного происшествия. Федеральный закон РФ «Об ОСАГО» устанавливает механизмы обязательного страхования и выплаты компенсации в виде страхового возмещения материального и морального ущерба.

Федеральный закон «Об ОСАГО» определяет минимальные страховые суммы и предельные выплаты в зависимости от характера вреда, количества потерпевших, объекта страхования и страхового тарифа, который учитывает характеристику автовладельца, региональные особенности, техническое состояние транспортного средства.

Федеральный закон «Об ОСАГО» определяет права страхователей на возмещение ущерба в случае ДТП и обязательства страховщиков компенсировать ущерб, выплатив страховую сумму, оговоренную договором страхования, при страховом случае. Федеральный закон «Об ОСАГО» служит законодательной базой для реализации права страхователей на получение возмещения ущерба в случае отказа страховой компании платить.

Как действует закон 40-ФЗ об ОСАГО в 2019 году

Статья раскроет основные моменты, связанные с Федеральным законом № 40 «Об ОСАГО». Что представляет собой этот нормативный акт, как правильно застраховаться – далее.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 309-85-28 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Федеральный закон №40 – основной нормативный акт, регулирующий ситуации, при которых возникает гражданская ответственность за причинение вреда третьему лицу при участии транспортного средства.

В документ часто вносят поправки, учитывая мнение общественности. Новый закон 2019 года с изменениями вступил в действие летом 2017 года.

Основные моменты

Закон об обязательном страховании обязывает владельцев транспортных средств страховать существующий риск причинения вреда третьему лицу, независимо от материального положения.

Эксплуатировать автомобиль на территории Российской Федерации без страховки ОСАГО не разрешено. Суть закона:

Контроль наличия полиса осуществляется сотрудниками дорожной службы. После создания всеобщей базы данных страхователей данный вопрос будет контролироваться отдельной государственной структурой.

Изменения в ФЗ-40:

В настоящее время не прекращаются споры, касающиеся статей нового закона. Причины дебатов:

  • недостаточная ответственность страховой фирмы за выполнение обязанностей;
  • двоякое толкование некоторых положений закона, что приводит к непонятным ситуациям;
  • использование поддельного полиса ОСАГО;
  • необходимость доплачивать за ремонт пострадавшего транспортного средства за счет финансов потерпевшего.

Закон состоит из 6 глав:

В текущем году за отсутствие полиса выписывают штраф размером 500 рублей. Статьей 17 Федерального закона 40-ФЗ «Об ОСАГО» 2017 года предусмотрена компенсация страховой премии по договору ОСАГО.

Статьей 15 ФЗ 40 «Об ОСАГО» регулируется порядок осуществления обязательного страхования. Статья 11 и 12 предусматривают действия сторон и порядок выплаты компенсации.

Что регулирует норматив

Федеральный закон №40 регулирует вопрос о возникновении ответственности при аварийных ситуациях.

В соответствии с документом виновное в происшествии лицо обязано понести материальную ответственность перед пострадавшим гражданином.

В положениях закона дается четкая установка на то, каким образом должны вести себя обе стороны аварии.

Закон регулирует правоотношения, которые возникают вследствие совершенной аварийной ситуации между гражданами.

Как правильно написать заявление в полицию, читайте здесь.

Нормативным актом выделяются ситуации, по которым эта норма применяется, и основания по возмещению ущерба потерпевшим.

Под транспортным происшествием подразумевается:

Согласно закону, ущерб производится как по испорченному имуществу, так и по нанесенным травмам.

Правила страхования

Условия приобретения страхового полиса и порядок его использования регулируются второй главой ФЗ «Об ОСАГО». Основные нюансы страхования:

В действующие правила страхования внесли поправки, касающиеся интересов страховых фирм и владельцев авто.

Нововведения касаются тех договоров, которые были заключены после апреля предыдущего года. По новым правилам деньги выплачиваются в таких случаях:

  • автомобиль, пострадавший в аварии, нельзя восстановить;
  • ремонт оценен на сумму выше 400 000 рублей;
  • ущерб нанесли имуществу, которое не касается автомобиля;
  • если ДТП оформлялось без участия сотрудников ГИБДД и ущерб составляет не более 100 тысяч рублей;
  • у автовладельца 1 или 2 группа инвалидности, и он обратился с просьбой выплатить компенсацию на ремонт автомобиля.

Правилами страхования 2019 года предусмотрено личное заполнение электронной формы заявления и личная оплата стоимости полиса.

Коснулись правила и расчета ОСАГО:

Следующее изменение правил касается лимита выплаты. Если нанесен ущерб жизни или здоровью – 500 тысяч, если имуществу – 400 тысяч рублей.

Разъяснения Верховного суда РФ

В Постановлении Пленума Верховного суда указано, что при возникновении страхового случая пострадавший должен оповестить об этом страховщика в установленный срок и выслать ему заявление с необходимой документацией.

Также следует предоставить пострадавший транспорт к осмотру. Если потерпевший пропускает установленный срок, он согласовывает со страховой компанией новую дату для осмотра авто.

Если же он пропускает и эту дату, то результаты независимой экспертизы (которую он проведет самостоятельно) не примут, размер страхового возмещения не будет установлен.

Видео: закон об ОСАГО

В Постановлении рассматриваются следующие вопросы:

  • порядок заключения соглашения ОСАГО, особенности договора;
  • оформление документации о дорожном происшествии без участия сотрудников патрульной службы;
  • список граждан, которые имеют право на получение возмещения;
  • обязанности сторон при наступлении страхового случая;
  • прямое возмещение убытков;
  • выплаты;
  • особенности возмещения страховой выплаты;
  • ответственность страховщика при нарушении сроков выплат.

Разъясняется то, что передать документы необходимо таким способом, чтобы была обеспечена фиксация их направления и доставка адресату.

Действующая последняя редакция Федерального закона 40-ФЗ «Об ОСАГО»

Каждый год законодательство вносит поправки в нормативные акты. В текущем году в документ внесли такие изменения:

  • расчет в натуре. В соответствии с новыми правилами возмещения убытков страховщики вправе не делать прямые отчисления пострадавшим. Положенные средства они будут пересылать на расчетный счет мастерской, которая будет заниматься ремонтом поврежденного транспорта;
  • минимальный срок действия страхового полиса – 1 год;
  • увеличен размер выплаты;
  • сроки рассмотрения претензии также увеличили;
  • заключение независимой экспертизы стало недействительным.

Базовые изменения коснулись таких статей:

Закон об ОСАГО: содержание, действующая редакция

При дорожно-транспортных происшествиях возникают вопросы о виновности и возмещении ущерба. Виновник определяется согласно правилам дорожного движения, а возмещением причинённого ущерба занимаются страховые компании, при условии, что все участники ДТП обладают соответствующим страховым полисом. С этой целью был принят закон об обязательном страховании транспортных средств, который мы рассмотрим в текущей статье.

Общие сведения 40 ФЗ

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, называемый вкратце ОСАГО, нацелен на защиту прав потерпевших автомобилистов на возмещение ущерба, который был причинён их имуществу или здоровью в результате эксплуатации транспортных средств. 40-ФЗ предусматривает законные основания, а также экономические и организационные детали обязательного страхования на территории Российской Федерации.

Читайте ФЗ о страховании в РФ подробнее здесь:

Страховое законодательство руководствуется следующими принципами:

  • обязательная компенсация вреда, нанесённого имуществу, здоровью или жизни пострадавших, в рамках, предусмотренных законом;
  • целостность и непреложность страхования ответственности автовладельцев;
  • непозволительность эксплуатации автотранспорта на территории РФ без соответствующей страховки, предусмотренной настоящим законодательством;
  • финансовый интерес автовладельцев в улучшении безопасности дорожного движения.

Страховой закон состоит из 39 статей, собранных в 5 глав. Рассмотрим краткое содержание законодательства:

  • Глава 1 предусматривает общие положения закона и состоит из 3 статей:
    • Ст. 1 — Основные понятия — излагает список специализированных понятий с определениями, которые используются в данном законе;
    • Ст. 2 — Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств — предусматривает федеральные законы и международные договора, являющиеся частью текущего ФЗ и устанавливает их приоритеты;
    • Ст. 3 — Основные принципы обязательного страхования — приводит положения, составляющие суть закона;
  • Глава 2 устанавливает условия и порядок осуществления обязательного страхования и состоит из следующих статей:
    • Ст. 4 — Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности — предусматривает виды автотранспорта, на который распространяется действие настоящего закона, а также ответственность граждан, возникающая при владении данными видами транспорта, и их обязательства по его страхованию;
    • Ст. 5 — Правила обязательного страхования — приводит перечень требований для заключения страхового договора, а также порядок его оформления;
    • Ст. 6 — Объект обязательного страхования и страховой риск — излагает, что входит в сферу страховых случаев, подлежащих выплате, а также приводит список действий, которые не подлежат возмещению, называемых рисками;
    • Ст. 7 — Страховая сумма — предусматривает размер денежных средств, подлежащих выплате при определённых обстоятельствах;
    • Ст. 8 — Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию — устанавливает порядок расчёта возмещаемых денежных сумм пострадавшим;
    • Ст. 9 — Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов — устанавливает принципы расчёта страховых выплат, а также обстоятельства, влияющие на них;
    • Ст. 10 — Срок действия договора обязательного страхования — предусматривает время действия договора страховых договоров и обстоятельства, при которых можно заключить те или иные по продолжительности соглашения;
    • Ст. 11 — Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая — излагает порядок процедур для обеих сторон договора при дорожно-транспортном происшествии: кому, куда и как обратиться, а также что для этого необходимо;
    • Ст. 11.1 — Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции — приводит перечень случаев, когда допускается самостоятельное оформление документов о дорожно-транспортном происшествии, а также излагается порядок оформления данных актов;
    • Ст. 12 — Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда — предусматривает последовательность действий по осуществлении выплаты компенсации за нанесённый ущерб здоровью и имуществу, а также способы оценки повреждений и начислений дополнительных выплат или оплаты ремонта имущества и лечения пострадавшего;
    • Ст. 12.1 — Независимая техническая экспертиза транспортного средства — устанавливает порядок проведения объективного исследования повреждённого транспортного средства с целью оценки повреждений для назначения компенсационной суммы;
    • Ст. 13 была признана утратившей силу 1 сентября 2014 года;
    • Ст. 14 — Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред — устанавливает список случаев, когда возместивший убытки страховщик получает право требовать у нанёсшего вред сумму денег, в размере выплаченной пострадавшему;
    • Ст. 14.1 — Прямое возмещение убытков — предусматривает условия компенсации за причинённый ущерб, а также порядок решения спорных ситуаций по этому вопросу и порядок действий страховщика по выплате денежных средств;
    • Ст. 15 — Порядок осуществления обязательного страхования — приводит список необходимых документов для заключения страхового соглашения и предусматривает особенности оформления договора, а также сроки и условия его действия;
    • Ст. 16 — Обязательное страхование при ограниченном использовании транспортных средств — устанавливает правила составления страхового договора при сезонном использовании транспортных средств или при эксплуатации определёнными людьми;
    • Ст. 16.1 — Особенности рассмотрения споров по договорам обязательного страхования — перечисляет нюансы разрешения споров между обладателями страховки;
    • Ст. 17 — Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования — указывает на определённые категории людей, которые при установленных законом обстоятельствах имеют право на дополнительные денежные выплаты сверх полученного возмещения за ущерб;
  • Глава 3 детально рассматривает особенности получения компенсационных выплат в следующих статьях:
    • Ст. 18 — Право на получение компенсационных выплат — перечисляет условия, ограничивающие получение дополнительного возмещения;
    • Ст. 19 — Осуществление компенсационных выплат — предусматривает организацию, занимающуюся возмещением, а также определяет перечень её компетенции;
    • Ст. 20 — Взыскание сумм компенсационных выплат — устанавливает порядок востребования возмещения;
Другие публикации:  Экспертиза телефона для страховой

Также полезно будет ознакомиться с основными положениями Федерального закона №157 2018. Подробнее здесь:

  • Глава 4 определяет сферу деятельности страховщиков в нижеперечисленных статьях:
    • Ст. 21 — Страховщики — даёт определение указанной категории лиц, а также устанавливает их компетенции и компетенции страховых организаций, в составе которых они осуществляют свою деятельность;
    • Ст. 22 — Особенности осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию — перечисляет обязанности представителей страховых организаций перед своими клиентами;
    • Ст. 23 утратила силу 1 марта 2008 года;
  • Глава 5 устанавливает особенности деятельности профессиональных объединений страховщиков:
    • Ст. 24 — Профессиональное объединение страховщиков — предусматривает статус указанной организации;
    • Ст. 25 — Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков — описывает деятельность страховой организации и устанавливает её права;
    • Ст. 26 — Правила профессиональной деятельности — устанавливает перечень требований к работе страховых объединений;
    • Ст. 26.1 — Соглашение о прямом возмещении убытков — определяет особенности оформления договора;
    • Ст. 27 — Обязанность профессионального объединения по осуществлению компенсационных выплат — предусматривает требования к страховщикам по выплате компенсаций;
    • Ст. 28 — Имущество профессионального объединения страховщиков — описывает источники получения средств страховой организацией, а также условия их реализации;
    • Ст. 29 — Взносы и иные обязательные платежи членов профессионального объединения — устанавливает нормативные правовые акты, регулирующие порядок осуществления указанных транзакций;
  • Глава 6 состоит из заключительных положений законодательства, перечисленных в следующих статьях:
    • Ст. 30 — Информационное взаимодействие — устанавливает требования по работе с персональными данными клиентов, а также обязанности и ответственность по соблюдению законодательства о личной информации;
    • Ст. 31 — Международные системы страхования — предусматривает обязанность владельца транспортного средства, обладающего страховкой ОСАГО, при нахождении на территории иностранного государства страховать автотранспорт в соответствии с законодательством страны, в которой он находится;
    • Ст. 32 — Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию — перечисляет органы, осуществляющие слежение за наличием страхового полиса у автовладельцев;
    • Ст. 33 — О вступлении в силу настоящего Федерального закона — описывает порядок вступления в силу текущего законодательства в целом и его отдельных статей;
    • Ст. 34 — Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом — обязывает президента и правительство Российской Федерации оформить свои документы согласно настоящему законодательству.

Последние поправки

Последняя редакция законодательства об ОСАГО относится к 26.07.2017 и была внесена Федеральным законом № 197-ФЗ. Изменениям подверглись следующие статьи:

  • Статья 14.1, регулирующая процесс прямого возмещения убытков, была дополнена пунктом 15.1, который предусматривает решение споров о страховых возмещениях специальной комиссией. Она формируется из профессионального объединения страховщиков и обязана рассмотреть конфликтную ситуацию в течении 20 дней с поступления заявления. Если страховщик не согласен с решением комиссии, он вправе обжаловать его в арбитражном суде в соответствующем порядке;
  • Статья 24 была изменена в четвёртом абзаце второго пункта. К перечню компетенции устава профессионального объединения страховщиков было добавлено требование образовывать комиссию и регулировать её деятельность в решении споров, указанных в п. 15.1 статьи 14.1.

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” постоянно изменяется в соответствии с актуальными поправками правила дорожного движения и другими нормативными актами Российской Федерации для обеспечения наилучшей защиты прав граждан на дорогах страны.

Скачать текст закона с последними изменениями

Закон о страховых выплатах по ОСАГО в последней редакции можно скачать по ссылке ниже. Текст закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” содержит все актуальные поправки и предназначен для детального ознакомления.

Еще статьи:

  • Расчет выплаты при дтп по осаго Как рассчитать стоимость выплаты по ОСАГО после ДТП Как проводится расчет стоимости выплат по ОСАГО при наступлении страхового случая? Этот вопрос задается всеми автовладельцами, которые попали в дорожно-транспортное […]
  • Ст13 закона осаго Глава II. Условия и порядок осуществления обязательного страхования (ст.ст. 4 - 17) Глава II. Условия и порядок осуществления обязательного страхования © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с […]
  • Ходатайство истца об отложении Ходатайство истца об отложении Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав […]
  • Предмет прокурорского надзора полномочия прокурора Раздел III. Прокурорский надзор (ст.ст. 21 - 34) Раздел III. Прокурорский надзор Глава 1. Надзор за исполнением законов (ст.ст. 21 - 25.1) Статья 21. Предмет надзора Статья 22. Полномочия прокурора Статья 23. […]
  • Тракторист вахта проживание питание москва Тракторист вахта: вакансии на Севере Вакансии для желающих устроиться работать трактористом, машинистом вахтой. Срочные вакансии для тракториста вахтовым методом на Севере. Как устроиться на работу по профессии […]
  • Купля продажа домов в красноярске Купить дом в Красноярске - 115 объявлений Сегодня 14:23 | Купить дом большой площади в Красноярске Коттедж, 165 кв.м., 14 сот. Продам коттедж, ул. Базайская. Площадь дома: 165 кв.м, площадь участка: 14 соток, Цена: […]
Закон об осаго последней редакции