Помощь: Порядок исчисления и уплаты земельного налога юридическими лицами

ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

* Кодекс Республики Беларусь о земле от 04.01.1999 № 226-З, с учетом изменений от 08.05.2002 № 99-З и от 20.10.2006 № 170-З («НРПА РБ», 1999, № 2-3; 2002, № 55; 2006, № 179).

Кодекс регулирует земельные отношения и направлен на рациональное использование и охрану земель, равноправное развитие различных форм хозяйствования на земле, сохранение и улучшение окружающей среды, защиту прав на землю субъектов земельных отношений.

Объектами земельных отношений являются земельные участки (их части).

Порядок установления и закрепления границы земельного участка определяется специально уполномоченным на то государственным органом по земельным ресурсам и землеустройству.

* Указ Президента РБ от 28.01.2006 № 58 «О некоторых вопросах изъятия и предоставления земельных участков», с учетом изменений от 14.11.2006 № 671 и от 19.03.2007 № 130 («НРПА РБ», 2006, № 20, 188; 2007, № 70).

Право на земельный участок возникает у юридического лица с момента государственной регистрации этого права в организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и удостоверяется свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации.

Документы, удостоверяющие право на земельные участки, выданные до вступления в силу этого Указа, являются действительными и имеют одинаковую юридическую силу со свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации.

Если юридическое лицо в течение 6 месяцев со дня получения свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него не приступило к занятию данного участка (не начало строительство или иное освоение земельного участка), районный, городской, сельский, поселковый исполнительный комитет в соответствии с его компетенцией по изъятию и предоставлению земельных участков принимает решение на основании п.1.5 Указа.

* Закон РБ от 18.12.1991 № 1314-ХII «О платежах за землю», с учетом изменений, в т.ч. от 29.12.2006 № 190-З («ВВС РБ», 1992, № 3; «НРПА РБ», 2007, № 3).

Плата за землю обязательна для всех землевладельцев, землепользователей, в т.ч. арендаторов, и собственников земли, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами РБ.

Земельным налогом облагаются земли:

— населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства;

— промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;

Размер земельного налога определяется в зависимости от качества и местоположения земельного участка и не зависит от результатов хозяйственной и иной деятельности землевладельца, землепользователя и собственника земли. Размер земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения определяется по данным кадастровой оценки земель.

Земельный налог устанавливается в виде ежегодных фиксированных платежей за гектар земельной площади.

Ставки земельного налога индексируются с использованием коэффициента, установленного законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

* Закон РБ от 29.12.2006 № 191-З «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год», с учетом изменений от 24.09.2007 № 447 («НРПА РБ», 2007, № 3, 235).

В соответствии со ст.41 Закона ставки земельного налога в 2007 г. индексируются на 60%.

* Постановление МНС РБ от 30.12.2006 № 137 «Об утверждении форм налоговых деклараций (расчетов), Инструкции о порядке ведения регистров налогового учета по налогу на прибыль, о некоторых вопросах заполнения налоговых деклараций (расчетов), устранения двойного налогообложения и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Государственного налогового комитета Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и их отдельных положений», с учетом изменений от 23.04.2007 № 65 («НРПА РБ», 2007, № 31, 120).

Постановлением утверждена форма налоговой декларации (расчета) по земельному налогу с юридических лиц (приложение 7 к данному постановлению).

Ставки земельного налога

* Закон РБ от 18.12.1991 № 1314-ХII «О платежах за землю».

Ставки земельного налога и размер арендной платы определяются в соответствии с разделом II данного Закона.

Земельный налог на земли сельскохозяйственного назначения (пашня, земельные участки, занятые многолетними плодовыми насаждениями, сенокосы и пастбища), за исключением случаев, предусмотренных ст.11 Закона, при наличии кадастровой оценки определяется по ставкам, предусмотренным в приложении 1 к Закону, а на земельные участки, занятые зданиями, сооружениями и другими объектами, — в размере 892 руб. за гектар. При отсутствии кадастровой оценки земельного участка земельный налог исчисляется по ставкам, предусмотренным в приложении 3 к Закону (ст.8).

Земельный налог на земельные участки, предоставленные во владение, пользование и в собственность в границах населенных пунктов (городов, городских, курортных и рабочих поселков, сельских населенных пунктов), определяется по ставкам, указанным в приложении 2 к Закону, за исключением случаев, предусмотренных ст.8 и 11 Закона.

Земельный налог на земельные участки, предоставленные в границах населенных пунктов организациям для обслуживания жилых домов, садоводческим, садово-огородническим товариществам (кооперативам), в части площади земель, приходящейся на граждан, гаражно-строительным, гаражным кооперативам, потребительским кооперативам автостоянок, определяется по ставкам, указанным в приложении 3, увеличенным на коэффициенты, приведенные в приложении 4 к Закону (ст.9).

* Постановление Госкомитета по имуществу РБ от 31.05.2007 № 31 «О некоторых вопросах кадастровой оценки земель населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачного строительства» («НРПА РБ», 2007, № 148).

Постановлением утверждены Инструкция по кадастровой оценке земель населенных пунктов Республики Беларусь и Инструкция по кадастровой оценке земель садоводческих товариществ и дачного строительства Республики Беларусь.

Исполнителями работ по кадастровой оценке земель населенных пунктов могут быть государственные организации, организации, доля государственной собственности в уставном фонде которых составляет более 50%, осуществляющие оценочную деятельность, и иные лица в соответствии с законодательными актами. Исполнители оценки должны иметь в штате оценщиков, аттестованных в порядке, определяемом Советом Министров РБ.

Заказчиками кадастровой оценки земель населенных пунктов являются районные, городские, областные исполнительные комитеты, Госкомитет по имуществу РБ, а также физические лица.

Кадастровая стоимость определяется в белорусских рублях на дату оценки. По желанию заказчика оценки кадастровая стоимость может определяться в иностранной валюте с пересчетом в белорусские рубли по курсу Нацбанка РБ на дату оценки.

Кадастровая оценка земель населенных пунктов проводится по состоянию на 1 января года ее проведения. Последующая кадастровая оценка земель населенных пунктов проводится не позднее чем через 5 лет, если иное не установлено законодательством. В период между оценками по ходатайству заказчика оценки кадастровая стоимость земель населенных пунктов может уточняться исполнителем оценки с использованием поправочных коэффициентов, которые учитывают изменение цен на рынке недвижимого имущества. Поправочные коэффициенты к кадастровой стоимости земель населенных пунктов согласовываются с Госкомитетом по имуществу РБ.

* Закон РБ от 29.12.2006 № 191-З «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год».

В 2007 г. местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать), но не более чем в 2 раза, ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков. Решения местных Советов депутатов об увеличении ставок указанного налога не распространяются на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, получающих государственную поддержку в виде отсрочки, рассрочки, налогового кредита, субсидий и средств на финансирование капитальных вложений из республиканского бюджета (ст.43).

* Решение Минрайсовета от 27.12.2006 № 293 «Об увеличении ставок земельного налога и установлении понижающих коэффициентов на 2007 год» («НРПА РБ», 2007, № 164).

Подпунктом 1.1 и п.3 данного решения на 2007 г. на земли сельскохозяйственного назначения увеличена ставка земельного налога на 20%.

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не зарегистрированных в Минском районе и имеющих на его территории земельные участки, ставки земельного налога увеличены на 50% (за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, земли которых включены в городскую черту Минска согласно приложению 1 к Указу Президента РБ от 30.07.2003 № 338 «Об изменении границ г.Минска и Минского района»).

* Указ Президента РБ от 07.02.2006 № 74 «О совершенствовании порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности», с учетом изменений от 14.06.2007 № 274 («НРПА РБ», 2006, № 24; 2007, № 146).

Указом установлено, что базовые ставки ежегодной арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, определяются местными исполнительными и распорядительными органами исходя из кадастровой стоимости этих участков с применением коэффициентов в зависимости от их целевого назначения согласно приложению к Указу.

При предоставлении земельного участка в аренду для нескольких целей, определенных в приложении к Указу, в отношении которых этим приложением предусмотрены разные коэффициенты к кадастровой стоимости земельных участков, базовые ставки ежегодной арендной платы определяются исходя из этих коэффициентов к кадастровой стоимости такого земельного участка. Размер арендной платы для каждого из арендаторов в данном случае определяется соразмерно их долям в праве на земельный участок.

Другие публикации:  Дачный перерасчет

Льготы по земельному налогу

* Закон РБ от 18.12.1991 № 1314-ХII «О платежах за землю».

Разделом III Закона определены льготы по взиманию платы за землю.

* Закон РБ от 29.12.2006 № 191-З «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год».

Статьей 43 предусмотрена возможность освобождения от уплаты земельного налога местными Советами депутатов организаций потребительской кооперации по объектам торговли и общественного питания, расположенным в сельской местности.

* Указ Президента РБ от 30.07.2007 № 367 «Аб зацвярджэннi пералiку матэрыяльных гiсторыка-культурных каштоўнасцей, уключаных у Дзяржаўны спiс гiсторыка-культурных каштоўнасцей Рэспублiкi Беларусь, землi, занятыя якiмi, вызваляюцца ад абкладання платай за зямлю» («НРПА РБ», 2007, № 187).

Указом утвержден перечень материальных историко-культурных ценностей, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, земли, занятые которыми, освобождаются от обложения платежами за землю с 1 января 2007 г.

* Указ Президента РБ от 13.11.2006 № 670 «О некоторых вопросах налогообложения Академии управления при Президенте Республики Беларусь» («НРПА РБ», 2006, № 187).

Не облагаются земельным налогом земельные участки, предоставленные в пользование Академии управления при Президенте РБ.

* Указ Президента РБ от 01.12.2005 № 571 «Об освобождении религиозных организаций от обложения земельным налогом и налогом на недвижимость», с учетом изменений от 12.01.2007 № 23 и от 26.03.2007 № 137 («НРПА РБ», 2005, № 191; 2007, № 16, 81).

Не облагаются земельным налогом земельные участки, предоставленные религиозным организациям согласно приложению 1 к Указу для содержания и (или) обслуживания, а также строительства культовых зданий и сооружений, в т.ч. епархиальных управлений, монастырских комплексов, духовных учебных заведений.

* Указ Президента РБ от 09.03.2007 № 123 «О некоторых вопросах налогообложения учреждений образования Национального банка» («НРПА РБ», 2007, № 67).

Земельные участки, предоставленные учреждениям образования Нацбанка РБ, не облагаются земельным налогом.

* Указ Президента РБ от 20.02.2006 № 102 «О предоставлении льгот Представительству Постоянного Комитета Союзного государства в г.Минске» («НРПА РБ», 2006, № 35).

Не облагается земельным налогом земельный участок в части площади, приходящейся на помещения, предоставленные в безвозмездное пользование Представительству Постоянного Комитета Союзного государства в г.Минске.

Указ вступил в силу со дня его подписания и распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2003 г.

Бухгалтерский учет сумм земельного налога

* Закон РБ от 18.12.1991 № 1314-ХII «О платежах за землю».

— суммы земельного налога или арендной платы, уплаченные за земельные участки, занятые жилыми домами, возмещаются плательщикам нанимателями или собственниками жилых помещений в указанных жилых домах, за исключением граждан, имеющих право на льготы в соответствии со ст.19 этого Закона;

— суммы земельного налога, уплаченные гаражными и гаражно-строительными кооперативами за земельные участки, предоставленные для строительства и эксплуатации гаражей, возмещаются плательщикам членами указанных кооперативов, являющимися пользователями или собственниками гаражей:

Д-т 76 — К-т 68 — начислен земельный налог, подлежащий возмещению плательщику;

— платежи за землю, за исключением сумм земельного налога или арендной платы, возмещаемых плательщикам в соответствии с частями шестой и седьмой ст.20 Закона, у юридических лиц (кроме организаций, финансируемых из бюджета (бюджетных организаций)) подлежат включению в себестоимость продукции, товаров (работ, услуг) и в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении:

Д-т 20 и др. — К-т 68 — начислен земельный налог;

— по строящимся объектам платежи за землю подлежат включению в стоимость незавершенного строительства:

Д-т 08 — К-т 68 — начислен налог на землю по вновь строящимся объектам;

— земельный налог, исчисленный в двукратном и десятикратном размере в соответствии со ст.9 и 10 Закона, уплачивается за счет средств, остающихся после налогообложения в распоряжении плательщиков налога:

Д-т 99 — К-т 68 — начислен земельный налог в двукратном (десятикратном) размере.

* Инструкция о порядке возмещения сумм земельного налога за земельные участки, занятые жилыми домами, утвержденная постановлением Минжилкомхоза РБ от 24.03.2005 № 6, с учетом изменений от 10.02.2006 № 1 («НРПА РБ», 2005, № 57; 2006, № 38).

Инструкция определяет порядок возмещения нанимателями, собственниками жилых помещений сумм земельного налога, уплачиваемых плательщиками земельного налога за земельные участки, занятые жилыми домами.

Действие Инструкции распространяется на нанимателей, собственников жилых помещений, проживающих в жилых домах государственного и частного жилищных фондов.

Нина Анищенко, экономист

Журнал «Главный Бухгалтер» № 43, 2007 г.

Для более детального изучения см.: 1. Комментарий

От редакции: С 1 января 2008 г. Указ Президента Республики Беларусь от 28.01.2006 № 58 «О некоторых вопросах изъятия и предоставления земельных участков» на основании Указа Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 утратил силу.

С 1 января 2008 г. в Закон Республики Беларусь от 18.12.1991 № 1314-ХII «О платежах за землю» на основании Закона Республики Беларусь от 26.12.2007 № 302-З внесены изменения и дополнения.

С 4 июня 2008 г. в постановление Министерства по налогам и сборам РБ от 30.12.2006 № 137 «Об утверждении форм налоговых деклараций (расчетов), Инструкции о порядке ведения регистров налогового учета по налогу на прибыль, о некоторых вопросах заполнения налоговых деклараций (расчетов), устранения двойного налогообложения и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Государственного налогового комитета Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и их отдельных положений» на основании постановления Министерства по налогам и сборам РБ от 07.05.2008 № 50 внесены дополнения.

С 1 июля 2008 г. в Указ Президента РБ от 07.02.2006 № 74 «О совершенствовании порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» на основании Указа Президента РБ от 07.07.2008 № 365 внесены дополнение и изменения.

Земельный налог для юридических лиц в рб

10.7. Земельный налог

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, которым земельные участки на территории Республики Беларусь предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования либо предоставлены в частную собственность.

Объектами налогообложения признаются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки, находящиеся:

— в собственности, пожизненном наследуемом владении или временном пользовании (в том числе предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению) физических лиц;

— в собственности, постоянном или временном пользовании (в том числе предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению) организаций.

В статье 194 НК закреплен ряд льгот по земельному налогу. Освобождаются от земельного налога:

1) земельные участки, занятые материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утвержденному Советом Министров Республики Беларусь, при условии выполнения их собственниками обязательств, обусловленных законодательством об охране историко-культурного наследия;

2) опытные поля, используемые для научной деятельности;

3) земельные участки, занятые автомобильными дорогами общего пользования и железнодорожными путями общего пользования (включая земляное полотно, верхнее строение пути, искусственные сооружения), полоса отвода, а также земельные участки, предоставленные организациям на период строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования и железнодорожных путей общего пользования;

4) земельные участки, предоставленные государственным эксплуатационно-строительным организациям и занятые прибрежными полосами, которые являются природными территориями, подлежащими специальной охране;

5) земельные участки, переданные организациям по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем на период производства строительных и ремонтно-эксплуатационных работ;

6) земельные участки организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность и получающих субсидии из бюджета, организаций Федерации профсоюзов Беларуси, осуществляющих социально-культурную деятельность, а также санаторно-курортных и оздоровительных организаций и детско-юношеских спортивных школ независимо от формы собственности, предоставленные им в пользование для осуществления уставной деятельности;

7) земельные участки аэроклубов, содержащихся за счет средств бюджета, а также земельные участки, занятые аэродромами, посадочными площадками, аэропортами и объектами единой системы организации воздушного движения;

8) сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения, земли других категорий земель, предоставленные для ведения сельского хозяйства, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, на которых введены ограничения по ведению сельского хозяйства, а также земли, на которых расположены захоронения радиоактивных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

9) земельные участки организаций, занятые спортивными сооружениями, являющимися основными базами подготовки национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта;

10) земельные участки, предоставленные в пользование республиканским унитарным производственным предприятиям исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториев;

11) земельные участки, предоставленные в пользование Академии управления при Президенте Республики Беларусь, учреждениям образования потребительской кооперации, а также учреждениям образования Национального банка Республики Беларусь;

12) земельные участки, предоставленные для строительства жилых домов организациям, за исключением площадей земельного участка, приходящихся на встроенную, пристроенную, встроенно-пристроенную нежилую часть дома в соответствии с проектной документацией на возведение объекта, сметой (сметной документацией), – на период их строительства;

Другие публикации:  Льготы ветеранам боевых действий в белгородской области

13) земельные участки, занятые объектами и установками по использованию возобновляемых источников энергии, а также земельные участки, предоставленные на период строительства (реконструкции) объектов и установок по использованию возобновляемых источников энергии;

14) земельные участки общественных объединений инвалидов (их частных унитарных предприятий и учреждений), занятые принадлежащими им объектами здравоохранения, туризма, физической культуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры и искусства;

15) земельные участки, предоставленные организациям для строительства и (или) обслуживания жилых домов, строительства и (или) эксплуатации гаражей, автомобильных стоянок для хранения транспортных средств физических лиц, в части площади земель, приходящейся на физических лиц, имеющих право на льготы по земельному налогу;

16) земельные участки, предоставленные военнослужащим срочной военной службы, участникам Великой Отечественной войны и иным лицам, имеющим право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь «О ветеранах»;

17) земельные участки, предоставленные физическим лицам, являющимся пенсионерами по возрасту, инвалидами I и II группы, и другим нетрудоспособным физическим лицам при отсутствии регистрации по месту их жительства трудоспособных лиц;

18) земельные участки, предоставленные физическим лицам: эвакуированным, отселенным, самостоятельно выехавшим с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения (включая детей, находившихся во внутриутробном состоянии), за исключением прибывших в указанные зоны после 1 января 1990 года, переселившимся в сельские населенные пункты, в первые три года после принятия решения о предоставлении им земельных участков;

19) земельные участки, предоставленные одному (нескольким) членам многодетной семьи (семьи, имеющей трех и более несовершеннолетних детей);

20) земельные участки организаций потребительской кооперации, занятые объектами торговли и общественного питания, расположенные в сельской местности;

21) земельные участки, занятые жилыми поселками «SOS-Детская деревня» и детскими домами семейного типа;

22) до 1 января 2016 года земельные участки научных организаций, научно-технологических парков, центров трансфера технологий;

23) земельные участки организаций культуры;

24) земельные участки, предоставляемые для строительства объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним, – в течение периода проведения проектных работ и осуществляемых в пределах нормативных сроков, определенных в проектной документации, строительных работ, а также земельные участки, занятые объектами придорожного сервиса, – в течение двух лет с даты ввода таких объектов в эксплуатацию;

25) земельные участки в границах свободных экономических зон, предоставленные резидентам свободных экономических зон, зарегистрированным в качестве таковых с 1 января 2012 года, для строительства объектов – на период проектирования и строительства этих объектов, но не более пяти лет с даты указанной регистрации.

Налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка.

Налоговая база земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения, а также в других случаях, предусмотренных настоящей главой, при наличии кадастровой оценки определяется по площади и баллу кадастровой оценки земель сельскохозяйственных организаций, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств.

Ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами, луговые земли) при наличии кадастровой оценки устанавливаются согласно приложению 2 к НК.

Ставка земельного налога на земельные участки, занятые зданиями, сооружениями и другими объектами, устанавливается в размере 1784 белорусских рубля за гектар.

Ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения, по которым отсутствует кадастровая оценка, устанавливаются в соответствии со средней ставкой земельного налога по районам Республики Беларусь согласно приложению 3 к НК.

На земельные участки, входящие в состав земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению, применяются ставки земельного налога по фактическому функциональному использованию, увеличенные на коэффициент 10. Уплата земельного налога не узаконивает самовольно занятый земельный участок.

Ставки земельного налога на земельные участки в границах населенных пунктов (городов, городских, курортных и рабочих поселков, сельских населенных пунктов) устанавливаются согласно приложению 5 к НК.

Ставки земельного налога на земельные участки промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, а также на земельные участки садоводческих товариществ и дачных кооперативов устанавливаются согласно приложению 5 к НК.

Местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать), но не более чем в два раза ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков. Решения местных Советов депутатов об увеличении ставок земельного налога не распространяются на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, получающих государственную поддержку в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, финансовой помощи из республиканского бюджета.

Налоговым периодом земельного налога признается календарный год.

Исчисление земельного налога плательщикам – физическим лицам производится налоговыми органами на 1 января каждого налогового периода.

Извещение с указанием подлежащего уплате земельного налога ежегодно вручается налоговыми органами плательщикам – физическим лицам до 1 августа текущего налогового периода.

Плательщики-организации представляют в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу ежегодно не позднее 20 февраля текущего года, а по вновь отведенным после 20 февраля текущего года земельным участкам – не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором уполномоченным государственным органом принято решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок.

Уплата земельного налога производится:

— организациями (за исключением садоводческих товариществ) – в течение налогового периода ежеквартально равными частями не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала, а за земли сельскохозяйственного назначения не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сентября, 15 ноября – в размере одной четвертой годовой суммы земельного налога;

— садоводческими товариществами – ежегодно не позднее 22 августа;

— физическими лицами – не позднее 15 ноября. В случае вручения извещения налоговыми органами по истечении указанного срока уплаты земельный налог уплачивается физическими лицами не позднее тридцати дней со дня вручения им извещения.

Земельный налог

Земельный налог – налог уплачиваемый владельцами земельных участков. Обязанность его уплаты может быть законодательно обусловлена самим фактом владения земельным участков или возникать при наличии некоторых дополнительных условий.

Земельным налогом в Республике Беларусь, согласно статье 193 Налогового кодекса, облагаются расположенные на ее территории земли. В том числе:

  • Принадлежащие на правах частной собственности, пожизненного наследуемого владения или временного пользования физическим лицам, а также принятые ими по наследству;
  • Принадлежащие организациям на правах частной собственности, постоянного или временного пользования.

Плательщиками земельного налога признаются физические и юридические лица, перечисленные в статье 192 НК РБ. Там же определены условия, исходя из которых, наступает обязанность уплаты земельного налога, основания для освобождения от него.

Земельный налог собирается с целью регулирования экономическими методами рационального использования земельных ресурсов, накопления средств, для проведения мероприятий по землеустройству, повышению качества и охране земель, территориальному развитию.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога регулируется статьями Налогового кодекса Республики Беларусь. В качестве налогового периода для расчета суммы земельного налога принимается календарный год.

Земельный налог начисляется на основании:

  • государственного акта на земельный участок;
  • удостоверения, дающего право временного пользования земельным участком;
  • свидетельства о государственной регистрации прав на земельный участок;
  • решений соответствующих государственных органов о возникновении или переходе прав на земельные участки;
  • сведений о наличии в собственности земельных участков, содержащихся в регистре государственного земельного кадастра, в едином государственном регистре недвижимого имущества;
  • сведений, представляемых землеустроительными службами исполкомов;
  • сведений о предоставленных во временное пользование и не возвращенных в срок, самовольно занятых и/или используемых не по целевому назначению земельных участках;
  • сведений о земельных участках, на которых располагаются объекты сверхнормативного незавершенного строительства.

О решении, касательно возникновения или изменения прав на земельный участок, соответствующий государственный орган информирует налоговые органы по месту постановки на учет организации или индивидуального предпринимателя, в отношении физического лица – по месту нахождения земельного участка. Сообщение содержит сведения о площади, кадастровой стоимости, целевом назначении и использовании земельного участка. Расчет подлежащей уплате суммы производится умножением налоговой базы на ставку налога.

Ставки земельного налога в 2017 году для жилой усадебной зоны установлены для физических лиц за год:

  • 20,72 белорусских рублей за гектар – если кадастровая стоимость земельного участка меньше 20 720 бел.руб. за гектар;
  • 0,1% от кадастровой стоимости участка – если кадастровая стоимость земельного участка 20 720 бел.руб. за гектар и больше.

Расчет земельного налога для юридических лиц сложнее, в нем учитываются многие факторы, в том числе стоимость участка, вид производимой на нем деятельности и пр.

Местные Советы депутатов вправе увеличивать или уменьшать ставки земельного налога некоторым категориям плательщиков.

В статье 193 Налогового кодекса перечислены виды земельных участков облагаемых налогом и освобожденных от него. Так обложению земельным налогом не полежат:

  • земли общего пользования на территории населенных пунктов;
  • территории кладбищ;
  • территории лесного фонда, на которых ведется лесное хозяйство;
  • территории водного фонда, кроме земель занятых посторонней деятельностью;
  • земли запаса;
  • земли общего пользования на территории дачных кооперативов садоводческих товариществ;
  • участки зарегистрированных религиозных организаций;
  • заповедники, национальные парки, ботанические сады;
  • земельная полоса, предназначенная для обеспечения Государственной границы;
  • земли сельскохозяйственного назначения занятые древесно-кустарниковой растительностью, но не включенные в лесной фонд;
  • территории болот;
  • участки, занятые историко-культурными ценностями, при соблюдении определенных государственным законодательством условий;
  • используемые для научной деятельности поля;
  • территории, занятые автодорогами и железнодорожными путями общего пользования, а также обслуживающими их сооружениями;
  • прибрежные полосы и природоохранные территории;
  • земельные участки организаций, занимающихся социальной и культурной деятельностью;
  • территории оздоровительных и санаторно-курортных организаций, детско-юношеских спортивных школ, используемые в основной деятельности;
  • земельные участки содержащихся за счет бюджета аэроклубов, аэродромов, аэропортов и объектов системы организации воздушного движения;
  • земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • земельные участки спортивных баз национальных и сборных команд Республики Беларусь;
  • участки производственных предприятий исправительных учреждений и лечебно-трудовых профилакториев;
  • земельные участки в пользовании учреждений образования, Национального банка Академии управления при Президенте Республики Беларусь;
  • земельные участки, предоставленные для строительства жилых домов организациям, на период их строительства;
  • территории, занятые установками по использованию возобновляемых источников энергии;
  • участки общественных объединений инвалидов;
  • другие земельные участки, принадлежащие лицам, имеющим право на льготу при уплате земельного налога согласно статье 193 НК РБ.
Другие публикации:  Статья 119 ук рф Угроза убийством или причинением

Льготы по земельному налогу не распространяются на земельные участки, используемые для предпринимательства или ведения фермерского хозяйства.

Местные государственные органы вправе предоставлять отдельным плательщикам льготы по земельному налогу, исходя из их имущественного положения.

Налог на земельные участки, находящиеся в пользовании или долевой собственности нескольких лиц начисляется каждому плательщику отдельно пропорционально площади находящегося в пользовании недвижимого имущества или доле в совместном имуществе.

Следует заметить, что отсутствие у физических лиц документов на земельные участки не освобождает от уплаты налога. С другой стороны – уплата налога за земельный участок не является подтверждением прав на него.

Организации уплачивают земельный налог ежеквартально равными частями до 22-го числа второго месяца каждого квартала, в течение налогового периода, а за земли сельскохозяйственного назначения не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сентября, 15 ноября – в размере одной четверти годовой суммы; cадоводческие товарищества – раз в год до 22 августа; налог подлежит уплате физлицами на основании извещения налогового органа, вручаемого или переданного по почте заказным письмом до 1 августа текущего года.

Физические лица уплачивают налог в срок не позже 15 ноября текущего года. В случае получения извещения от налоговых органов после указанного срока, налог уплачивается не позднее тридцати дней со дня вручения извещения.

Участники гаражных кооперативов и садоводческих товариществ могут производить оплату земельного налога через управляющие органы этих организаций.

В сельской местности оплата земельного налога часто происходит через сельсоветы.

В 2015 году произошли некоторые изменения законодательства, касающиеся начисления земельного налога:

  • организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, вменено в обязанность платить земельный налог вне зависимости от площади земельных участков. В 2014 году за участки площадью менее 0,5 гектара налог не начислялся.
  • местные советы депутатов получили право увеличивать ставки земельного налога и в 2,5 раза (в 2014 — только в 2 раза).

Как видно из вышеизложенного, правильное начисление земельного налога процесс довольно трудоемкий, сопряженный с множеством оговорок, ограничений и исключений. Однако большая часть работы в этом направлении ложится на государственные органы, потому риск ошибок и ответственности за них для плательщиков сравнительно не велик.

​Земельный налог 2017 для юридических лиц

Последние изменения в сфере исчисления налога на землю для юридических лиц произошли в 2015 году. Организации, которые используются упрощённую систему налогообложения, должны уплачивать налог на все без исключения земельные участки. Ранее с таких организаций налог на участки, чья площадь составляет менее 0,5 гектара, не взимался.

Местные Советы депутатов имеют право увеличивать сумму налога на землю в отношении участков, на которых расположена недвижимость, используемая не по назначению, вплоть до десяти раз.

Налоговым периодом при расчёте суммы налога, необходимой к уплате, берётся один календарный год. Плательщиками налога на землю являются юридические лица, владеющие участками на территории РБ. Иностранные и совместные предприятия не имеют льгот в этой области и платят земельный налог наравне с белорусскими организациями.

Существуют следующие основания для определения размера и начисления земельного налога:

  • Государственный акт на землю
  • Документ, подтверждающий право временного пользования участком
  • Документ, подтверждающий факт наличия государственной регистрации прав на участок
  • Сведения, которые предоставляются специализированными отделами исполнительных комитетов
  • База данных о участках с расположенными на них объектах незаконченного строительства
  • Информация о незаконно используемых участках
  • Другие основания

В случае появления или изменения прав отдельных организаций на определённый участок местная инспекция по налогам и сборам информируется ответственным органом государственной власти. Информационное сообщение содержит следующие сведения:

  • Размер земельного участка
  • Кадастровая стоимость земельного участка
  • Целевое назначение участка
  • Фактическое использование земельного участка

На основе этих данных создаётся налоговая база для конкретного участка. Сумма налога, которую необходимо выплатить в РБ, рассчитывается следующим образом: налоговая база умножается на налоговую ставку. На первый взгляд может показаться, что нет больших трудностей с тем, чтобы ответить на вопрос, как рассчитать налог для конкретной организации в конкретный год. Тем не менее, процедура исчисления налога на землю для юрлиц достаточна сложна, так как имеет немало нюансов.

В статье 193 Налогового кодекса Республики Беларусь даётся полный перечень категорий земель, владельцы которых освобождаются от уплаты земельного налога в полном размере.

Ставки земельного налога в 2017 году РБ для юридических лиц

Ставки земельного налога для юридических лиц зависят от множества факторов:

  • Площади земельного участка
  • Территориального расположения земельного участка
  • Наличие повышающих коэффициентов
  • Наличие иных факторов, влияющих на увеличение или уменьшение налоговой ставки

Значительное влияние на размер земельного налога оказывает кадастровая стоимость земельного участка. Этот показатель при расчёте суммы налога тесно связан с целевой категорией участка. Так, участки с разным целевым назначением имеют различные налоговые ставки при исчислении земельного налога.

Повышенные коэффициенты применяются, как правило, к коммерческим организациям и организациям, чья деятельность может негативно влиять на окружающую среду.

Расчёт земельного налога для юридических лиц (пример отдельно взятой организации будет совершенно непоказателен для большинства других плательщиков) – сложная процедура, в процессе которой должны учитываться все возможные к применению понижающие и повышающие коэффициенты. Изменения в этой области законодательства происходят достаточно часто, что ведёт к большому количеству в расчётах организаций. Привести сводную таблицу изменений ставок земельного налога для юридических лиц за последние несколько лет не представляется возможным в данном формате из-за чрезмерного количества перекрёстной информации и уточняющих деталей.

Процедура уплаты земельного налога юридическими лицами

Законодательно предусмотрены чёткие сроки уплаты земельного налога, и крайне маловероятно, что в ближайшее время произойдут какие-либо изменения в данной области. Так, уплата земельного налога производится каждый квартал одинаковыми частями. Срок уплаты – не позднее 22 числа второго месяца квартала. Плательщики самостоятельно заполняют и подают налоговые декларации в соответствующий налоговый орган. В случае ошибочных подсчётов все несправедливые убытки должны быть возмещены.

Еще статьи:

  • Федеральный закон от 17 июля 1999 г 181-фз заменен на Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ"Об основах охраны труда в […]
  • Пбу 10 99 приказ минфина Пбу 10 99 приказ минфина В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения […]
  • Белякин вГ пенсия в связи с особыми условиями труда Задание : Решение ситуационных задач Задание : Решение ситуационных задач Вариант -1 Задание 1: Решение ситуационных задач Задача За трудовой пенсией по старости обратился гражданин Латышев, в возрасте 50 лет, […]
  • Приказ минюста об окладах Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 27 августа 2008 г. N 183 г. Москва "Об утверждении перечней должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, для […]
  • Налог на шевроле блейзер Какой транспортный налог на Chevrolet Blazer K5 в регионах России? Согласно федеральному законодательству транспортным налогом на Шевроле Блейзер К5 (ТН) называют обязательный платеж, осуществляемый владельцами […]
  • 252 приказ дсп Выписка из приказа Минюста РФ от 13 июля 2006 г. N 252-дсп Выписка из приказа Минюста РФ от 13 июля 2006 г. N 252-дсп Решением Верховного Суда РФ от 2 апреля 2015 г. N АКПИ15-37 абзац третий пункта 183 Инструкции о […]
Земельный налог для юридических лиц в рб