Административные иски

Административные иски появились в российском судопроизводстве только недавно, но известны и используются уже давно. Ранее они назывались жалобы на действия или заявления об оспаривании.

Понятие административного искового заявления введено Кодексом административного судопроизводства РФ, вступившим в силу с 15 сентября 2015 года.

Административные иски, что относится

В порядке административного производства судами рассматриваются дела о защите прав: об оспаривании нормативных правовых актов; об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; об оспаривании решений, действий некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями; об оспаривании решений, действий квалификационных коллегий судей; об оспаривании решений, действий экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи; о защите избирательных прав граждан; о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство.

Судами рассматриваются дела связанные с осуществлением обязательного судебного контроля: о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации; о прекращении деятельности средств массовой информации; о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц; о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации; об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора; о не добровольной госпитализации граждан в медицинские организации.

Образцы административных исков

Порядок составления, подачи и рассмотрения административных дел, подсудность и подведомственность административных исков судам, особенности обжалования и исполнения вступивших в законную силу решений по административным делам имеет свою специфику. Нормы гражданского процессуального законодательства к этим отношениям не применяются.

Жалоба или заявление об оспаривании

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Жалоба на постановление об административном правонарушении

Образец жалобы на постановление об административном правонарушении. См. комментарии в статье » Обжалование постановления об административном правонарушении «.

Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ , жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. О возможности восстановления пропущенного срока см. статью » Восстановление сроков обжалования постановления по делу об административном правонарушении «.

В соответствии с ч. 1 статьи 30.2 КоАП РФ , жалоба может быть подана как судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу, так и непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать (ч. 3 статьи 30.2).

При подаче жалобы уплачивать госпошлину не требуется.

В … районный суд г. …

Заявитель: … (ФИО)
Место жительства: … тел: …

Представитель заявителя: … (ФИО)
Место жительства: … тел: …

Заинтересованное лицо: … (наименование, ФИО должностного лица)
Адрес …, тел: …

Жалоба
на постановление об административном правонарушении

Постановлением … (указать должностное лицо, вынесшее постановление) N … от «__»______ ___ года заявитель привлечен к административной ответственности по ст. ___ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за … (указать основания наложения административного взыскания, например, «за нарушение правил…», «за нарушение требований…» и т.д.) в виде штрафа, ареста и т.д.

Заявитель считает постановление N … от «__»________ ___ года незаконным по следующим основаниям: … (изложить обстоятельства и доказательства).

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 30.1 — 30.3 , 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. ст. 254 — 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

отменить постановление от «___»_________ ___ года N … и прекратить производство по делу вследствие … (наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9 КоАП РФ («малозначительность»), 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

1) отсутствия события административного правонарушения;
2) отсутствия состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности или невменяемости физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
3) действия лица в состоянии крайней необходимости;
4) издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
5) отмены закона, установившего административную ответственность;
6) истечения сроков давности привлечения к административной ответственности;
7) наличия по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

— а также недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление).

Отменить постановление от «__»________ ___ года N … и вернуть дело на новое рассмотрение в … (указать правомочный орган, должностное лицо) ввиду существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных статьями _______ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Отменить постановление от «__»_______ ___ года N … и направить дело на рассмотрение по подведомственности в … (указать орган или должностное лицо, правомочные рассматривать дело) ввиду вынесения постановления неправомочным органом (должностным лицом).

1. Постановление об административном правонарушении N … от «__»________ ___ года;
2. Доказательства, подтверждающие незаконность постановления N …;
3. Копии жалобы и приложенных к ней документов заинтересованному лицу;
4. Доверенность представителя от «__»_____ ___ года N … (если жалоба подписывается представителем заявителя);
5. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования.

«___»_________ ___ года Подпись заявителя (представителя): _______________/ФИО/

См. другие образцы жалоб на постановления об административном правонарушении:

Жалоба на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении, образец;

Жалоба по делу об административном правонарушении по ст. 12.24 КоАП РФ (обжалуется в областном суде постановление о привлечении к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством, вынесенное районным судом);

Жалоба на постановление об административном правонарушении (п. 9.10 ПДД — не выдержал необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения)

Оспаривание бездействий налоговых органов

Автор: Кристина Крученко

Оспаривание бездействий налоговых органов

Взаимоотношения, направленные на защиту законных прав и интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при оспаривании действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц регламентируются частью 1 Налогового Кодекса РФ (НК РФ) главой 19 «Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц», Гражданским процессуальным кодексом РФ (ГПК РФ) главой 25 «Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», Арбитражным процессуальным кодексом РФ (АПК РФ) главой 24 «Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц».

В соответствии со ст. 137 НК РФ правом на обжалование действия (бездействия) налогового органа и (или) его должностного лица обладает каждое лицо, по мнению которого действия (бездействия) налогового органа и (или) его должностного лица нарушают его права.

Акты налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. При этом подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Обжалование бездействий налоговых органов и (или) их должностных лиц вышестоящему должностному лицу (вышестоящий налоговый кодекс).

На стадии обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) существуют некоторые особенности.

В частности, жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Кроме того, к жалобе прилагается пакет документов, обосновывающих жалобу.

В случае пропуска срока на подачу жалобы по уважительной причине этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим должностным лицом (вышестоящим налоговым органом).

В настоящее время в налоговом кодексе отсутствует обязанность по вызову налогоплательщика на рассмотрение жалобы, также не урегулирован вопрос запроса у налогоплательщика дополнительных документов либо пояснений.

Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Если существует необходимость получения документов (информации) для рассмотрения жалобы у нижестоящих налоговых органов, то указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем) налогового органа, но не более чем на 15 дней. О продлении срока рассмотрения жалобы сообщается в письменной форме не позднее трех дней со дня принятия такого решения заявителю жалобы.

По итогам рассмотрения жалобы на действия (бездействия) должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по существу. О принятом решении сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Рассмотрение жалобы на действия (бездействия) налоговых органов и (или) их должностных лиц в судебном порядке.

Жалобы на действия (бездействия) налоговых органов и (или) их должностных лиц, поданные в суд, разрешаются по правилам, установленным гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством.

Другие публикации:  Субсидия на апрель

Рассмотрение жалобы на действия (бездействия) налоговых органов и (или) их должностных лиц в арбитражном суде.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ правом для обжалования действия (бездействия) налоговых органов и (или) их должностных лиц в арбитражном суде обладают граждане, организации и иные лица, которые полагают, что действие (бездействие) налогового органа и (или) его должностного лица не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Жалоба, поданная в арбитражный суд на действия (бездействие) налоговых органов и (или) их должностных лиц должна соответствовать ст. 199 АПК РФ, а именно в жалобе должны быть указаны:

А) наименование органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействия);

Б) время совершения действий;

В) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым действием (бездействием);

Г) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют действие (бездействие) налогового органа и (или) его должностных лиц;

Д) требование заявителя о признании действий (бездействия) незаконным.

Кроме того, к заявлению об оспаривании действий (бездействия) налогового органа и (или) его должностных лиц прилагается квитанция, подтверждающая направление копии заявления налоговому органу и (или) должностному лицу налогового органа, а также документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Размер государственной пошлины за рассмотрение заявления об оспаривании действий (бездействия) налогового органа и (или) его должностных лиц для физических лиц составляет 200 рублей, для юридических лиц – 2000 рублей.

В настоящий момент АПК РФ устанавливает возможность предоставления жалобы и приложений к ней в арбитражный суд в электронном виде. Однако в силу ч. 3 ст. 75 АПК РФ арбитражный суд может потребовать представления оригиналов документов либо надлежащим образом заверенных копий. Если для разрешения спора имеет значение лишь часть документа, представляется заверенная выписка из него.

В отличие от заявителя жалобы, налоговый орган и (или) его должностное лицо при рассмотрении спора в суде ограничен в предоставлении дополнительных доказательств. Это связано с тем, что законность действия (бездействия) оцениваются судом на момент совершения действия либо принятия решения исходя из тех фактов и доказательств, которые были установлены инспекцией (в качестве примера, Постановление ФАС Московского округа от 08.10.2010 по делу №А40-51314/09-109-266).

Также стоит отметить, что если налоговый орган и (или) его должностные лица не представит доказательств соответствия оспариваемого совершения действия (бездействия) нормативным правовым актам или устранится от представления доказательств, то спор разрешается в пользу заявителя.

Заявитель жалобы должен доказать, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической сфере. При этом, эти два условия должны присутствовать одновременно. В противном случае арбитражный суд отказывает заявителю в удовлетворении заявленных исковых требований (см. Определение ВАС РФ от 30.05.2008 по делу № А40-26981/07-79-193).

Стоит отметить, что в соответствии с п. 49 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 при принятии арбитражным судом к рассмотрению исков налогоплательщиков об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов судам необходимо исходить из того, что ответчиком по такому спору истец вправе указать как конкретное должностное лицо налогового органа, так и сам налоговый орган.

Данное положение получило практическое применение в связи с тем, что истец не всегда имеет возможность предъявить иск к конкретному лицу (например, из-за того, что к моменту предъявления иска в суд должностное лицо уволилось из налогового органа). В процессе рассмотрения предъявленного искового заявления арбитражный суд вправе при наличии к тому оснований и руководствуясь ст. 36 АПК РФ привлечь конкретное должностное лицо налогового органа в качестве второго ответчика.

Жалоба об оспаривании действий (бездействия) налогового органа и (или) его должностного лица должно быть в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов. В случае пропуска срока на подачу жалобы по уважительной причине арбитражный суд может восстановить указанный срок (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.03.2009 по делу № А59-3653/2007, ФАС Волго-Вятского округа от 07.08.2007 по делу № А82-15145/2006-29).

При этом АПК РФ не раскрывает понятие «уважительная причина». Арбитражный суд оценивает по своему внутреннему убеждению факты, явившиеся причиной пропуска срока для подачи жалобы. Однако заявитель жалобы должен документально подтвердить факты, которые он считает основанием для восстановления срока на обжалование.

Заявление об оспаривании действий (бездействия) налогового органа и (или) его должностного лица рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев с момента подачи жалобы в арбитражный суд. Указанный срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, который рассматривает дело до шести месяцев по причине сложности дела, большого количества участников арбитражного процесса.

При рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) налогового органа и (или) его должностного лица арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) налогового органа и (или) его должностного лица и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействия), а также устанавливает, нарушают ли действия (бездействия) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В случае установления арбитражным судом факта того, что оспариваемые действия (бездействия) налогового органа и (или) его должностного лица не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд принимает решение о признании действий (бездействия) незаконными. В этом случае в резолютивной части решения должны содержаться:

А) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействия);

Б) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие);

В) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность налогового органа или его должностное лицо совершить определенные действия или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Кроме того, в резолютивной части решения арбитражный суд также может указать на необходимость сообщения суду соответствующим органом или лицом об исполнении решения суда.

Копия решения арбитражного суда направляется в течение пяти дней лицам, участвующим в деле либо выдается нарочно. Также по своей инициативе суд может направить копию решения суда в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.

Рассмотрение жалобы на действия (бездействия) налоговых органов и (или) их должностных лиц в суде общей юрисдикции.

Затрагивая вопрос оспаривания действия (бездействия) налогового органа и (или) его должностных лиц, стоит разъяснить, что относится к действиям, а что стоит считать бездействием налогового органа и (или) его должностного лица.

К действиям налогового органа и (или) его должностных лиц по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление налогового органа и (или) его должностных лиц, которое не было облачено в форму решения, однако, повлекло нарушение прав и свобод гражданина или организации или создало препятствие к их осуществлению. В частности, к действиям можно отнести выраженные в устной форме требования должностных лиц налоговых органов.

К бездействию относится неисполнение налоговым органом и (или) его должностными лицами обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (например, должностными инструкциями, приказами и пр.). К бездействию со стороны налогового органа и (или) его должностных лиц относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным органом.

Гражданин (организация) вправе оспорить в суде действие (бездействие) налогового органа и (или) его должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы. Жалоба (исковое заявление) об оспаривании действия (бездействия) налогового органа подается в суд общей юрисдикции по выбору заявителя: либо по месту нахождения самого заявителя, либо по месту нахождения налогового органа, действия (бездействия) которого оспариваются.

Если исковое заявление содержит требование материального характера до 50.000,00 руб. (например, заявитель жалобы просит суд обязать вернуть налоговый орган ранее уплаченную заявителем государственную пошлину), то в этом случае жалоба (заявление) подается мировому судье соответствующего судебного участка. Если к указанным требованиям добавляется требование об обязании или устранении налоговым органом и (или) его должностным лицом действий (бездействия), повлекших нарушения прав и свобод гражданина, то такое заявление подается в районный суд.

Жалоба (заявление) рассматриваются судом в течение десяти дней. При рассмотрении дела по существу суд выясняет имел ли орган полномочия на совершение действия, соблюден ли порядок совершения действий налоговым органом или его должностным лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами. Стоит отметить, что о незаконности оспариваемых действий (бездействий) свидетельствует существенное несоблюдение порядка. Если в ходе судебного заседания судом будет установлено, что поданное заявление является обоснованным, то суд принимает решение об обязании налогового органа и (или) его должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. При этом стоит иметь ввиду, что основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности совершенных действий (бездействия) (например, нарушены сроки при рассмотрении заявления, не соблюдена форма ответа, установленная нормативными правовыми актами).

Другие публикации:  Как вести себя в суде ответчику по гражданскому делу без адвоката

Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю налогового органа, действия (бездействия) которого были оспорены либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган в течение трех дней со дня вступления решения в законную силу.

Кроме того, налоговый орган и (или) его должностное лицо сообщает в суд и гражданину об исполнении решения суда не позднее чем через месяц со дня получения решения.

Согласно ст. 138 НК РФ действия (бездействия) налоговых органов и (или) их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. При этом действующее законодательство не исключает возможности одновременной подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) и в суд.

Однако стоит помнить, что не всегда судебный порядок разрешения конфликта между налогоплательщиком и налоговым органом имеет преимущество. Досудебное урегулирование имеет такие плюсы, как упрощенный порядок подачи жалобы, отсутствие необходимости уплаты государственной пошлины, короткий срок рассмотрения жалобы и пр.

Вместе с тем досудебное урегулирование имеет один существенный недостаток – неэффективность. Обжалование действия (бездействия) налогового органа и (или) его должностного лица в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не способствует разрешению спора по существу и воспринимается налогоплательщиком как бюрократическая проволочка, отнимающая у последнего финансовые и временные затраты. При этом, анализ арбитражной практики показывает, что если налогоплательщик обращается в суд за защитой своих нарушенных прав, то требования заявителя практически всегда удовлетворяются.

Неэффективность досудебного урегулирования связана с тем, что вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) ориентирован на защиту интересов ведомства, а не прав заявителя. В настоящее время при досудебном урегулировании спора между налоговым органом и налогоплательщиком негласно презюмируется виновность налогоплательщика, что существенно влияет на результат рассмотрения жалобы по существу.

Как написать жалобу в суд

Обращаясь к органу правосудия, граждане рассчитывают на справедливое, всестороннее и беспристрастное рассмотрение спорной ситуации или установление юридически значимого факта. Но случается, что ввиду недостаточно объективного разбирательства или возникновения новых обстоятельств по делу решение суда нельзя назвать правомерным. Такие ситуации законодательством предусмотрены.

Сторона, неудовлетворённая исходом судопроизводства, вправе подать жалобу на неверное судебное решение, постановление или определение в компетентный по этим вопросам суд. Но перед тем, как сделать это, рекомендуется ознакомиться с порядком обжалования, видами жалоб и иерархией инстанций в судебной системе РФ.

Кто может пожаловаться

Согласно действующему процессуальному законодательству, правом обжалования судебных актов обладают все стороны и участники процесса, а также иные лица, законные права и интересы которых были затронуты оспариваемым решением (определением, постановлением). В их число входят:

  • истец (потерпевший, заявитель);
  • ответчик (обвиняемый, оправданный);
  • частный обвинитель;
  • представители сторон;
  • прокурор (с представлением о пересмотре решения).

Порядок и сроки обжалования

Жалоба на вынесенный судьей акт подаётся с учётом особенностей судопроизводства и положения рассматривающего его суда в системе органов правосудия.

Частная и апелляционная жалоба

Различия данных жалоб заключаются в предмете оспаривания. Для частной это определения суда, препятствующие дальнейшему ходу дела, и другие, установленные процессуальным законодательством судебные действия. В их число входят постановления:

  • об отказе в возбуждении уголовного дела или принятия иска;
  • о приостановлении рассмотрения дела;
  • о наложении штрафа за нарушение порядка судопроизводства и порядок взыскания иных судебных расходов;
  • об отказе в обеспечении доказательств;
  • об оставлении жалобы (заявления, иска) без движения и т. п.

Порядок их подачи идентичен и может совершаться одновременно, если определение не относится к категории обжалуемых отдельно (препятствующих допуску гражданина к правосудию, нарушающих разумные сроки рассмотрения дела и оставляющих его без движения).

Частная/апелляционная жалоба направляется в судебный орган второй инстанции, вышестоящий по отношению к суду, вынесшему решение или постановление. На акт, принятый мировым судьей, заявление об оспаривании подается в суд, закрепленный за районом населенного пункта, где осуществляет свои полномочия мировой судья. В свою очередь, определение районного суда правомочен рассматривать областной или верховный в пределах субъекта, так как в судебной системе именно эта инстанция — высшая по иерархии.

Подсудность дел, связанных с разрешением экономических споров, определяется по отдельной схеме. Для их пересмотра по второй инстанции существует отдельная судебная инстанция — арбитражный апелляционный суд. Акты, принятые в ходе или по окончанию судопроизводства по делам военнослужащих, оспариваются в окружном или флотском военном суде.

Решения и определения, вынесенные Судебными коллегиями Верховного судебного органа, также могут быть обжалованы. Полномочиями в этих вопросах наделена специализированная Апелляционная коллегия того же Верховного суда. При этом, заявление об апелляции решения/определения подаётся не компетентную в их обжаловании инстанцию, а через суд, принявший неправомерный акт.

Сроки, отведенные на подачу частной/апелляционной жалобы по гражданским, административным делам и экономическим спорам, составляют 15 дней для оспаривания определения и 30 — для апелляции. На те же действия в уголовном судопроизводстве устанавливается 10 дней, не зависимо от типа обращения.

Срок обжалования исчисляется со дня вынесения оспариваемого акта и восстанавливается по ходатайству заинтересованного лица при наличии веских причин пропуска. Отказ суда при этом может быть также обжалован в вышестоящей инстанции.

Период рассмотрения частных/апелляционных жалоб судами по гражданским, административным делам и экономическим спорам (уголовным делам):

  • районным, верховным судом субъекта, окружным (флотским) военным судом — 60 дней (15 — районным и 30 — верховным);
  • ВС РФ — 90 дней (45).

Потребность в кассации возникает при оспаривании неправомерных судебных актов после их вступления в законную силу. Кассационное производство является третьей инстанцией и может быть открыто только вследствие неудовлетворительного для заявителя апелляционного обжалования.

Суды третьей инстанции и подсудные им дела:

  1. Президиум верховного суда субъекта, окружного (флотского) военного суда. Правомочны принимать заявления об оспаривании действующих решений районных, военных гарнизонных и мировых судей, апелляционные определения районных, окружных (флотских) и верховных судов в субъектах.
  2. Арбитражный суд округа. Осуществляет кассационное судопроизводство в отношении актов, изданных арбитражным и арбитражным апелляционным судом.
  3. Судебные коллегии Верховного суда РФ. Компетентны в вопросах оспаривания вступивших в действие решений районных (военных гарнизонных) судов, обжалованных по второй инстанции президиумом верховного судебного органа субъекта, а также апелляционных определений верховных судов и постановлений их президиумов.

Промежуток времени, в течении которого заинтересованный участник процесса вправе подать заявление о кассации, устанавливается процессуальными кодексами по отдельным категориям дел:

  • по гражданским и административным — полгода с момента вступления я в силу обжалуемого акта;
  • по уголовным — не ограничен;
  • по экономическим спорам — 2 месяца.

Ну рассмотрение кассационной жалобы уходит:

  • 1 месяц — при рассмотрении судом соответствующей инстанции без необходимости истребовать дело;
  • 2 месяца — кассационным судом, если дело подлежит истребованию, арбитражным, а также ВС РФ, без истребования;
  • 3 месяца — ВС РФ, когда дело истребуется у хранящего его органа.

Согласно п. 3 ст. 382 ГПК РФ, период рассмотрения особо сложных кассационных жалоб может быть продлен Председателем ВС РФ или его заместителем не более, чем на 2 месяца.

Течение срока, отведённого на кассационное судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам, начинается со дня поступления жалобы. Время, потраченное на истребование дела, при этом из него исключается.

Арбитражный суд округа считает началом срока рассмотрения заявления момент его поступления вместе с делом, но не раньше окончания 2х месяцев со дня вступления обжалуемого решения в законную силу.

Пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу, осуществляет Президиум ВС РФ в порядке надзора.

К надзорным относятся жалобы на решения и определения:

  • принятые верховным судом субъекта или окружным (флотским) военным, предварительно рассмотренные в порядке апелляционного судопроизводства ВС РФ;
  • Судебной коллегии по экономическим спорам ВС, прошедшие апелляционное обжалование;
  • ВС РФ после апелляции;
  • Апелляционной коллегии ВС РФ;
  • вынесенные в результате рассмотрения Судебной коллегией ВС по второй инстанции;
  • рассмотренные по третьей инстанции Судебной коллегией ВС.

Надзорная жалоба направляется в ВС РФ не позднее, чем через три месяца с момента обретения обжалуемым решением законной силы. Это касается актов по всем делам кроме уголовных — по УПК заявление об их оспаривании подается без ограничений по времени.

Пропущенный ввиду уважительных причин срок может быть восстановлен, если соответствующее ходатайство будет подано заинтересованным лицом не позднее, чем через полгода после вынесения оспариваемого акта.

Конституционная

Предметом обращения является нарушение конституционных прав и свобод граждан при разрешении конкретного дела в порядке судебного производства.

Иными словами, если судебный акт был принят на основании закона, идущего в разрез с положениями Конституции РФ, он может быть оспорен в КС РФ по заявлению заинтересованного лица. Но сделать это можно только в течение одного года со дня принятия неконституционного решения.

УПК, ГПК, АПК и КАС РФ сходятся в определении содержания жалоб. В них должна быть включена следующая информация:

  1. Наименование судебной инстанции, принимающей заявление на рассмотрение.
  2. ФИО адрес сторон процесса.
  3. Предмет и название, например, «Апелляционная жалоба на решение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ» (пишется посередине строки, сразу под вводной частью).
  4. Номер, дата обжалуемого акта и полное наименование органа, вынесшего его.
  5. Основания для оспаривания.
  6. Требования заявителя и законодательные положения, подкрепляющие их правомерность.
  7. Перечень приложений.

К заявлению должны прилагаться:

  • копия обжалуемого решения;
  • квитанция об оплате госпошлины (ходатайство о рассрочке или отсрочке платежа, документ, подтверждающий льготу);
  • бумага, свидетельствующая о получении копии жалобы и недостающих документов остальными участниками судебного процесса (почтовое уведомление о вручении, расписка);
  • акт, подтверждающий правомочия на подписание жалобы.

Структура и содержание заявлений идентична, но для удобства ниже представлены примеры каждого из них.

Заявление о пересмотре дела в Федеральные суды общей юрисдикции и Федеральные арбитражные инстанции подаются в письменном виде лично в приемную органа либо заказным письмом по почте. Все необходимые контактные данные рабочие графики можно найти на официальных сайтах судов. Их полный перечень со ссылками представлен по следующему электронному адресу:

  • https://sudrf.ru/index.php?id=300 (поисковик Федеральных судов общей юрисдикции);
  • http://arbitr.ru — портал арбитражных инстанций.
  1. Почтой по адресу — ул. Поварская ул., д.15, Москва, 121260.
  2. Через Приемную ВС — ул. Поварская, 13г. Москва (понедельник–четверг —с 9:00 до 18:00, пятница — до 16:30, перерыв — с 13:00 до 13:35).
  1. Почтовым отправлением по адресу — 190000, Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1.
  2. Лично от заявителя — г. Санкт-Петербург, ул. Галерная, дом 1 (в будние дни с 10:00 до 17:00, в пятницу и предпраздничные дни до 16:00, перерыв с 12:00 до 13:00).
  3. На электронный ящик — [email protected] (при наличии усиленной квалификационной электронной печати — КЭП).
  4. Через официальный сайт — https://petition.ksrf.ru (требуется регистрация с обязательным прикреплением цифровой копии паспорта).
Другие публикации:  Налог с продажи имущества менее 3-х лет

Законодательная база

Актуальное законодательство по составлению и подаче жалоб в суд:

  1. ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28.04.1995 N 1-ФКЗ.
  2. «Налоговый кодекс Российской Федерации» от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ.
  3. ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 N 1-ФКЗ.
  4. «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ.
  5. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ.
  6. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ.
  7. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ.

Грамотное составление жалобы в суд важно для дальнейшего ее рассмотрения. Сделать это в соответствии с правилами и требованиями законодательства, с учетом всех юридических тонкостей помогут наши специалисты. При необходимости опытные юристы проконсультируют и по другим вопросам.

Написать апелляционную жалобу на решение суда: Видео

Дужурные юристы

Кафе, относящиеся к группе заведений общественного питания, обязаны предоставлять жителям качественные сервисные услуги…

Несоблюдение положений действующего законодательства при продаже товаров в магазинах розничной сети – это…

Жалоба может стать действенным способом борьбы с возрастающим объемом мусора во дворе….

Каков порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц?

Обжалование действий должностных лиц часто вызывает у граждан непредвиденные трудности. Чтобы избежать возможных проблем при составлении и подаче заявления в отношении неправомерных деяний должностных лиц, гражданам следует изучить сведения, представленные в этой статье.

Обжалование действий должностных лиц

Что такое должностное лицо?

В ст. 2.4 КоАП РФ законодатель устанавливает, что должностным лицом считается гражданин, который постоянно или временно осуществляет функции представителя власти.

Такое лицо наделено специальными распорядительными полномочиями. Должностные лица являются сотрудниками государственных структур или воинских формирований.

Право граждан на судебную защиту и возмещение ущерба

Право на судебное обжалование действий или бездействия должностных лиц отражено в нормах ч. 2 ст. 46 Конституции РФ. При этом законодатель предоставляет гражданам возможность возмещения убытков, которые были причинены незаконными или правомерными действиями государственных органов.

Так, согласно ст. 16 ГК РФ, граждане могут возместить убытки от незаконных действий или бездействия должностных лиц государственных органов за счет государственных средств.

В нормах ст. 16.1 ГК РФ отражено, что власти компенсируют гражданам ущерб личности или имуществу, вызванный правомерными действиями должностных лиц.

Должностные лица государственных структур несут ответственность согласно статьям 1069 и 1070 ГК РФ. Должностные лица возмещают гражданам причиненный ими вред. Денежные средства на возмещение вреда выделяются из государственной казны.

Причины обжалования действий должностных лиц

Подача жалоб в отношении должностных лиц происходит:

  • в связи с совершением незаконных действий;
  • незаконным бездействием;
  • изданием незаконного нормативного акта;
  • незаконным осуждением;
  • незаконным привлечением к уголовной или административной ответственности;
  • противозаконным заключением под стражу или оформлением подписки о невыезде;
  • причинением вреда при осуществлении дознания, предварительного следствия, правосудия.

Составление жалобы

Заявление об оспаривании действий должностных лиц, согласно нормам постановления Правительства РФ от 16.08.2012 № 840, должно содержать:

  1. Наименование государственного органа, указание на должность и Ф. И. О. лица, чьи решения обжалуются.
  2. Ф. И. О. и адресные реквизиты заявителя.
  3. Сведения о решениях и деяниях, которые оспариваются в жалобе.
  4. Доводы, исходя из которых можно установить противозаконность принятых должностным лицом решений.

Подача жалобы на должностное лицо в вышестоящие органы

Гражданин, который считает, что его права и свободы были нарушены решением или действием (бездействием) должностного лица, может оспорить их:

  • в суде,
  • вышестоящем государственном органе.

Государственные органы принимают жалобы в письменной и электронной форме. Подать заявление об оспаривании действий должностных лиц граждане могут лично, через представителя, посредством письменного отправления, с помощью портала государственных услуг или официального сайта государственного органа.

Срок рассмотрения жалобы составляет 15 дней с момента ее регистрации. Письменный ответ на жалобу направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения.

Оставление жалобы без ответа

Сотрудники государственного органа, уполномоченные на рассмотрение жалобы гражданина, вправе оставить ее без ответа, если она включает в себя:

  • нецензурные или оскорбительные выражения;
  • угрозы жизни, здоровью, имуществу должностных лиц;
  • угрозы родственникам государственных служащих;
  • части текста, которые невозможно прочитать, в том числе Ф. И. О. и адрес заявителя.

Подача жалобы на должностное лицо в суд

В КАС РФ содержится глава 22, которая подробно регламентирует порядок подачи заявления в отношении должного лица.

Куда можно подать жалобу?

Если гражданин, чьи права были ущемлены, решает обратиться в суд с исковым заявлением, то ему потребуется подать иск в органы:

  • по месту жительства.
  • по месту нахождения должностного лица, чьи действия будут оспариваться.

Если заявление в суд подается от лица военнослужащего, оспаривающего решение командира или органа военного управления, то его следует направлять в военный суд.

Правила подачи административного искового заявления

Направляя жалобу на должностное лицо в суд, гражданину требуется придерживаться требований ГПК РФ о подсудности и подведомственности дел.

Кроме этого, истец должен помнить о соблюдении формы обращения в суд, которая описана в ст. 124 КАС РФ (См. Какова процедура подачи искового заявления в суд?).

Поданную жалобу судебные органы могут принять, вернуть, оставить без движения или направить истцу отказ в принятии.

Срок подачи жалобы на должностное лицо

Подать заявление в суд можно в течение 3 месяцев с момента, когда гражданин узнал о нарушении своих прав.

Даже если указанный срок пропущен, заявление от гражданина будет принято судебными органами, но суд, в который направят жалобу, будет выяснять причины пропуска срока.

Рассмотрение заявления об оспаривании действий должностных лиц

Жалоба рассматривается судом на протяжении 10 дней. Если заявление подавалось в ВС РФ, то срок его рассмотрения составит 2 месяца.

Судебные органы, принявшие заявление, имеют право приостановить действие решения должностного лица до момента, когда будет принято окончательное решение по гражданскому делу.

Рассмотрение жалобы должно происходить при участии того должностного лица, решения которого подлежат оспариванию. Если извещенное лицо не явится на заседание суда, то дело будет рассмотрено без его присутствия.

Судебное решение по жалобе

После проведения необходимых процессуальных процедур суд принимает решение по исковому заявлению.

Судебные органы вправе:

  1. Признать иск обоснованным, приняв решение об обязанности должностного лица полностью устранить допущенные нарушения и ограничения для реализации прав гражданина.
  2. Отказать в удовлетворении иска. Такое решение принимается, когда оспариваемые действия должностных лиц являются:
  • законными;
  • осуществленными в пределах их полномочий;
  • принятыми без нарушения прав и свобод гражданина-заявителя.

Принятое судом решение направляется в государственный орган, сотрудником которого является должностное лицо-ответчик.

Полученный государственными служащими документ станет основанием для устранения допущенных нарушений закона.

Направление документа производится в течение 3 дней с момента его вступления в силу.

Исполнение решения судебных органов по делу об оспаривании действий должностных лиц

Исполнение решения суда должностным лицом, чьи действия были оспорены, должно сопровождаться сообщением об этом в суд и гражданину-заявителю.

Должностное лицо обязано сообщить об исполнении решения в течение 1 месяца.

30-дневный срок, отведенный для реализации решения судебных органов, начинает исчисляться с момента получения этого решения государственным служащим.

Таким образом, граждане могут подать жалобу на неправомерные действия должностных лиц для восстановления нарушенных прав. По итогам рассмотрения заявления суд может обязать ответчика устранить допущенные нарушения.

Еще статьи:

  • Госпошлина за банкротство физических лиц Госпошлина для физлиц, подающих в суд заявление о банкротстве, составит 300 рублей В настоящее время госпошлина при подаче заявления в ВС РФ и в арбитражные суды о признании должника несостоятельным (банкротом) […]
  • Патент на работу для граждан россии Патент на работу для граждан Абхазии Иностранные граждане, которые намереваются работать в России на физическое или юридическое лицо, пребывая на территории страны на безвизовой основе, должны озаботиться регистрацией […]
  • Приказ минобрнауки о гиа в 2019 году Приказ минобрнауки о гиа в 2019 году Порядок ГИА-11 от 07.11.2018 №189-1512 (ссылка) Распоряжение Министерства образования и науки Астраханской области №27 от 08.02.2019 "Об утверждении порядка организации и […]
  • Сколько стоит платить за патент Сколько стоит платить за патент Какую сумму по НДФЛ необходимо выплачивать ежемесячно трудовым мигрантам из ближнего зарубежья по патентам, позволяющим им вести трудовую деятельность в России, в каждом отдельно взятом […]
  • Налоговый вычет при покупке квартиры 2019 пенсионерам изменения Налоговый вычет при покупке квартиры для пенсионеров Пенсионерам положены льготы при покупке квартиры. Расскажем более детально о сущности этого процесса, условиях, которые надо соблюдать. Изменения на 2019 […]
  • Шина всесезонная штраф Можно ли зимой 2019 года ездить на всесезонной резине В 2015 году зимой вступил в действие новый регламент, который касается стран Таможенного союза. В законопроекте идет речь о том, что на территории указанных […]
Жалоба или заявление об оспаривании